Forbes : У России есть беспилотники для воздушного боя, но насколько они умны?
---
Достаточно ли они совершенны и продвинуты? — интересуется автор. Работы в Америке по созданию платформ искусственного интеллекта для ведомых дронов проводятся быстро и результативно. Но пока неясно, как далеко продвинулись русские в разработке своей собственной управляющей программы.
Российская промышленность разрабатывает новый недорогой беспилотник, который может выполнять функцию ведомого напарника для реального пилота.
Однако пока неясно, чего смогли добиться создатели этого дрона из компании «Кронштадт» в самом важном аспекте для данного типа беспилотных летательных аппаратов — речь идет об искусственном интеллекте, позволяющем беспилотнику принимать самостоятельные решения.
Масштабная модель «Грома» впервые была представлена в августе этого года в Москве во время работы торгового форума «Армия-2020».
Планер «Грома» может показаться знакомым. Размах его крыльев составляет 10 метров, воздухозаборник расположен над фюзеляжем, а хвостовое оперение имеет V-образную форму. Он является почти точной копией двух других ведомых дронов — «Валькирии» (Valkyrie) американского производителя Kratos и «Альбатроса» (Albatross) европейской фирмы EADS.
Похожесть этих беспилотников не является случайной. Как правило, они имеют обычную форму, но с некоторыми элементами малозаметности, включая верхнее расположение воздухозаборника, а происходит это потому, что «Гром», «Валькирия» и «Барракуда» (Barracuda) должны обладать значительными возможностями, быть многофункциональными и дешевыми.
Один дрон «Валькирия» обходится американским военным примерно в 2 миллиона долларов. Низкая цена делает этот дрон «расходным» (attritable), если использовать принятый в Военно-воздушных силах США термин. Это означает, что потеря в бою значительного количества подобного рода аппаратов является приемлемой.
Концепция ведомого беспилотника является довольно новой. Идея состоит в том, чтобы обладающий значительной автономностью беспилотный летательный аппарат имел примерно такие же возможности, как пилотируемый истребитель, тогда его можно было бы использовать в полете и в бою вместе с пилотируемыми самолетами.
Реальные пилоты на истребителях сходной конфигурации могут отдавать основные команды, однако сопровождающие их беспилотники большую часть времени будут управлять собой сами. Реальные операторы могут дать разрешение беспилотным летательным аппаратам на применение находящегося на их борту оружия.
«Идея роботизированного ведомого состоит в том, чтобы он держался вместе с пилотируемыми самолетами, однако ему будут поручаться такие задания во время проведения операции, на которые лучше не отправлять реальных членов команды», — отметил Питер Сингер (Peter W. Singer), аналитик расположенной в Вашингтоне, округ Колумбия, организации «Фонд новая Америка» (New America Foundation).
Нельзя считать очень сложным создание беспилотника, способного принимать участие в воздушном бою, обладающего высокой дозвуковой скоростью и способного иметь на борту датчики и вооружение. Помимо «Валькирии», «Барракуды» и «Грома», другие беспилотники такого типа разрабатываются в Соединенных Штатах, России, Европе, Китае, Японии и Австралии.
Военно-воздушные силы США планируют получить первые ведомые дроны в начале 2020-х годов. Малозаметный истребитель F-35 и новая версия F-15EX классического истребителя Eagle будут первыми задействованы вместе с роботизированными ведомыми дронами.
Кремль пока не раскрывает свои планы по использованию своих ведомых беспилотников. «»Гром» представляет собой концепцию, поэтому его окончательные задачи — и даже его форма — могут измениться после тестирования и оценки нынешнего планера», — подчеркнул Сэмюэл Бендетт (Samuel Bendett), аналитик расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия, Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security).
Пока неясно, какие именно самолеты предполагается использовать с «Громом» или с другими российскими ведомыми беспилотниками. «С учетом ограниченного количества самолетов «Сухой» и МиГ в российских Военно-воздушных силах, включая бомбардировщики Туполева, они могут использоваться с любым из них», — подчеркнул Бендетт.
Сложным является доведения до такого уровня используемого искусственного интеллекта, чтобы он позволил воспроизводить или даже улучшить процесс принятия решений тренированного летчика. В Соединенных Штатах большая часть работы в области создания искусственного интеллекта для дронов приходится на инициативы Военно-воздушных сил США и Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (U. S. Defense Advanced Research Projects Agency).
В рамках программы Skyborg разрабатывается платформа искусственного интеллекта, которая может быть интегрирована в целый ряд беспилотников, включая «Валькирию». А в рамках проекта AlphaDogfight проводятся работы по созданию платформы искусственного интеллекта конкретно для использования в воздушном бою.
Участники программы AlphaDogfight недавно провели соревнование с участием восьми команд, представлявших промышленность и университеты. Оно завершилось в августе, когда лидирующая промышленная группа из расположенной в штате Мэриленд фирмы Heron Systems использовала свою платформу искусственного интеллекта в имитационном воздушном бою с реальным пилотом из состава базирующихся в Вашингтоне, округ Колумбия, Военно-воздушных сил Национальной гвардии.
И платформа искусственного интеллекта, и реальный летчик, — у него был лишь позывной Banger, — управляли истребителями F-16, которые были вооружены только пушками, и провели подряд пять воздушных боев. Во всех пяти поединках победу одержала платформа искусственного интеллекта Heron, — управляемый ею виртуальный летчик маневрировал агрессивно и заходил в хвост истребителю F-16, управлявшемуся реальным пилотом. «Это стандартная вещь, когда пилоты истребителей ведут себя пассивно», — сказал Banger.
Работы в Америке по созданию платформ искусственного интеллекта для ведомых дронов проводятся быстро и результативно. Пока неясно, как далеко продвинулись русские в разработке своей собственной управляющей программы. «Возможно, у них уже есть соответствующее программное обеспечение, однако они не видят необходимости в том, чтобы заявлять об этом публично, — отметил Бендетт. — В конечном счете программное обеспечение является важнейшей частью при создании такого беспилотника. Поэтому я считаю, что в ближайшие годы будет доступно большее количество информации».
Дэвид Экс (David Axe)
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]