Нимфа Кианея. Почему она истекла слезами?
---
«Врага уничтожить — большая заслуга, но друга спасти — это высшая честь!» — так выразил суть дружбы Константин Симонов. Так что такое дружба?
Это связь между людьми, которая не преследует каких-то выгод, но она настолько глубока, что может привести к самопожертвованию. Пример — речная нимфа Кианея, подруга детства Персефоны (Овидий, «Метаморфозы», книга пятая).
Овидий точно обозначил место, где это происходило: Сицилия, неширокая долина (скорее — овраг) и морской залив между двумя небольшими водными потоками — Аретузой и Кианеей.
Меж Кианеей лежит и пизейским ключом Аретузой,
Там, где отроги сошлись, пространство зажатое моря.
Там-то жила — от нее происходит и местности имя —
Нимфа, в Сицилии всех знаменитее нимф, Кианея.
Прозерпина, дочь богини плодородия Цереры, приглянулась богу подземного царства Плутону. И этот бог решил украсть девицу (видимо, он понял, что у него нет надежды на то, что девушка согласится разделить с ним жизнь под землей).
Безмятежная красавица гуляла со своими подружками на лугу, рвала цветы. И тут появился Плутон, схватил Прозерпину и вместе с ней на своей колеснице помчался в подземное царство.
И его упряжка уже прибыла ко входу в его владения (близко к ручью, где обитала нимфа Кианея) и была готова перейти из мира живых в мир мертвых. Кианея увидела, что ее подругу увозят в мир мертвецов (почему-то она сразу об этом догадалась; кроме того, она уже знала, что мать Прозерпины — богиня плодородия Церера — против такого союза) :
Вот, до полживота над поверхностью водной поднявшись,
Деву узнала она. «Не проедете дальше! — сказала, —
Зятем Цереры тебе не бывать против воли богини…
Она высунулась из воды по пояс и говорит Плутону: я тебе не дам пути в твое царство, потому что ты хочешь взять Прозерпину силой, а нужно, чтобы она на это согласилась по любви:
Просьбой, не силою взять ты должен был деву.
Молвила нимфа и их, в обе стороны руки раздвинув,
Не пропустила.
Но Плутон (что ни говори, владелец подземного царства, царь) страшно разгневался, разогнал свою колесницу и с грохотом пробил земную кору — спустился к себе под землю.
и, поражена, земля путь в Тартар открыла
И колесницу богов приняла в середину провала.
Когда остановить Плутона не удалось, Кианея горько зарыдала. Рыдания были настолько сильными, что она сама превратилась в поток.
А Кианея, скорбя, что похищена дева, что этим
Попрано право ее, с тех пор безутешную рану
Носит в безмолвной душе и вся истекает слезами.
В это время мать Прозерпины Церера ищет и не может найти свою пропавшую дочь. И Кианея (уже превратившаяся в водный поток) выталкивает на поверхность поясок Персефоны:
Кианея, не будь превращенной,
Все рассказала бы ей.
Павший в том месте в святой водоем поясок Персефоны
Молча богине она на поверхности вод показала.
Горе от потери подруги и огорчение от бессилия ее спасти превратили нимфу в ручей.
Виргиль Солис Старший (1514−1562 гг.), немецкий художник и гравер, иллюстратор, изобразил момент, когда Плутон на колеснице вместе с Прозерпиной прибыл к протоку, в котором обитала нимфа Кианея. Нимфа пытается остановить Плутона, подняла руки, но подземный царь в облаках дыма несется на нее — и уже ничего нельзя поделать…
Это связь между людьми, которая не преследует каких-то выгод, но она настолько глубока, что может привести к самопожертвованию. Пример — речная нимфа Кианея, подруга детства Персефоны (Овидий, «Метаморфозы», книга пятая).
Овидий точно обозначил место, где это происходило: Сицилия, неширокая долина (скорее — овраг) и морской залив между двумя небольшими водными потоками — Аретузой и Кианеей.
Меж Кианеей лежит и пизейским ключом Аретузой,
Там, где отроги сошлись, пространство зажатое моря.
Там-то жила — от нее происходит и местности имя —
Нимфа, в Сицилии всех знаменитее нимф, Кианея.
Прозерпина, дочь богини плодородия Цереры, приглянулась богу подземного царства Плутону. И этот бог решил украсть девицу (видимо, он понял, что у него нет надежды на то, что девушка согласится разделить с ним жизнь под землей).
Безмятежная красавица гуляла со своими подружками на лугу, рвала цветы. И тут появился Плутон, схватил Прозерпину и вместе с ней на своей колеснице помчался в подземное царство.
И его упряжка уже прибыла ко входу в его владения (близко к ручью, где обитала нимфа Кианея) и была готова перейти из мира живых в мир мертвых. Кианея увидела, что ее подругу увозят в мир мертвецов (почему-то она сразу об этом догадалась; кроме того, она уже знала, что мать Прозерпины — богиня плодородия Церера — против такого союза) :
Вот, до полживота над поверхностью водной поднявшись,
Деву узнала она. «Не проедете дальше! — сказала, —
Зятем Цереры тебе не бывать против воли богини…
Она высунулась из воды по пояс и говорит Плутону: я тебе не дам пути в твое царство, потому что ты хочешь взять Прозерпину силой, а нужно, чтобы она на это согласилась по любви:
Просьбой, не силою взять ты должен был деву.
Молвила нимфа и их, в обе стороны руки раздвинув,
Не пропустила.
Но Плутон (что ни говори, владелец подземного царства, царь) страшно разгневался, разогнал свою колесницу и с грохотом пробил земную кору — спустился к себе под землю.
и, поражена, земля путь в Тартар открыла
И колесницу богов приняла в середину провала.
Когда остановить Плутона не удалось, Кианея горько зарыдала. Рыдания были настолько сильными, что она сама превратилась в поток.
А Кианея, скорбя, что похищена дева, что этим
Попрано право ее, с тех пор безутешную рану
Носит в безмолвной душе и вся истекает слезами.
В это время мать Прозерпины Церера ищет и не может найти свою пропавшую дочь. И Кианея (уже превратившаяся в водный поток) выталкивает на поверхность поясок Персефоны:
Кианея, не будь превращенной,
Все рассказала бы ей.
Павший в том месте в святой водоем поясок Персефоны
Молча богине она на поверхности вод показала.
Горе от потери подруги и огорчение от бессилия ее спасти превратили нимфу в ручей.
Виргиль Солис Старший (1514−1562 гг.), немецкий художник и гравер, иллюстратор, изобразил момент, когда Плутон на колеснице вместе с Прозерпиной прибыл к протоку, в котором обитала нимфа Кианея. Нимфа пытается остановить Плутона, подняла руки, но подземный царь в облаках дыма несется на нее — и уже ничего нельзя поделать…
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]