Где на Руси грибов много? Едем на родину белого гриба в Подвинье.
---
Илья Дровнин
Санкт-Петербург, Россия
Знали, что в России есть родина белого гриба? Оказывается, есть, на Русском Севере на берегах Северной Двины, где большинство деревень заброшено. Тем удивительнее было попасть в пробку из-за грибов, их тут огромное количество. Находясь в тех местах, кажется, что время будто остановилось. Ведь сохранились не только леса, но и деревянное зодчество, есть постройки, которым более 300 лет. Но жизнь почти покинула эти места, как же так вышло?
Постепенно
, мы не могли не заехать на родину белого гриба в Красноборском районе. Основная дорога идет по левому берегу, на правом издавна не было сквозной дороги, только локальные участки между деревнями. Возможно лет 100-200 назад и были колеи, но сейчас давно все заросло лесом. Поэтому во времена СССР ходило множество паромов на тот берег на всем протяжении реки. Сейчас же все сильно сокращено. Хорошо, что где-то еще есть водное сообщение. Ведь на том берегу живут люди. Приехав на переправу, стояла очередь на паром на который мы не влезли. Один особо настойчивый хотел поехать на аппарели, но его не взяли. Ждем следующие 2 часа.
» alt=»» />
Полчаса хода и мы на правобережье Двины. Машины с парома быстро разъехались кто-куда по деревням. А мы куда? Сначала завернули в лес, как-никак родина гриба. Леса практически все сосновые. Погуляв по лесу, нашли одного белого. Места грибные, но надо знать, где собирать.
» alt=»» />
Про асфальт здесь можно забыть. Здесь царство грунтовок и деревянных мостов, которые еще поддерживают в рабочем состоянии.
» alt=»» />
А иногда и строят новые, чтобы попасть на другой берег небольших рек, которых здесь тысячи. Еще недавно использовали баржу с тросами, силой реки ее относило от одного берега к другому. Удивительно, но теперь новый мост.
» alt=»» />
Лет 100 назад берега Северной Двины были густонаселены. Деревень и сел тысячи, а деревянные храмы исчислялись сотнями. Шедевры того времени сильно поредели, что-то сгорело, что-то за ветхостью разрушилось. Но есть и настоящие сохранившиеся жемчужины, как шатровая церковь Димитрия Солунского 1784 года. Туристы же здесь бывают нечасто, как сказал местный словоохотливый дедушка и сильно удивился, что один из наших приехал сюда из Крыма.
» alt=»» />
Времени сегодня совсем мало на осмотр, быстро едем к следующему шедевру деревянного зодчества, чтобы успеть поснимать на закате. Березовая аллея – привет из советского прошлого.
» alt=»» />
А это наше настоящее, каким-то чудом колокольня церкви Флора и Лавра 1658 года постройки дожила до наших времен. Это одна из самых древних сохранившихся колоколен Русского Севера. Она очень проста по конструкции, сделана как бы небрежно, правильные пропорции и поэтому так красиво. Вот, что значит, когда делали со вкусом. Неспроста вы её можете найти в творчестве известных художников: Васнецова, Грабаря, Билибина. По преданию её срубила ватага Ермака за один день перед походом в Сибирь. По другой местные жители из за падежа скота срубили тоже за день. Это было 361 год назад. Представляете, сколько времени прошло и сколько в мире поменялось, а она все стоит.
» alt=»» />
Только сильно вросла в землю. Это была дверь, бревна подгинвали и колокольня становилась все ниже. Ушло около 2 метров. По пластунски пролезли внутрь, кроме остатков древесины ничего нет, как и перекрытий. Состояние, такое, что лучше не вмешиваться. Пусть стоит. Если реставрировать, то от старой постройки ничего не останется. Настоящая старина, вот тут бы поснимать подольше, да с туманом бы. Какая красота была бы. Но места подходящего для ночевки не было. Уезжаем.
» alt=»» />
Заливных лугов вдоль Двины несчетное количество. Во время паводка, вода топит их, принося ил, а это хорошее удобрение. Трава отменного качества вырастает. В старину обкашивался любой мало-мальский лужок, т. к. сенокосные угодья были в дефиците. Сейчас коси – не хочу. Редко кто вообще держит коров и лошадей.
» alt=»» />
Тем временем под звуковое сопровождение комаров и восход луны готовим ужин, размышляя о былом. Пошел туман, главное не проспать утро, фотопогода обещает быть и к тому же нужно успеть приехать на паром с запасом.
» alt=»» />
Проснувшись в 3:00 застали густой туман, видимость минимальная. Вот это удача!
» alt=»» />
Нельзя терять времени, туман может быстро уйти. Прыгаем в
и вперед к колокольне. Машина для этих дорог – то, что доктор прописал. Успели!
» alt=»» />
То, о чем мечтал, свершилось легко и непринужденно. Просто подарок для фотографа. На самом деле попасть сюда я хотел давно: в 2012г. не получилось из за парома, в 2017 из за времени… И тут все сложилось, так как лучше не пожелаешь.
» alt=»» />
В тумане все выглядит таинственно. Время как-будто остановилось, ведь ничего же не поменялось за 100-200 лет. Даже на картинах Билибина, который был 100 лет назад, почти нет отличий от реальности. Засняв колокольню, хотели поймать её еще в лучах солнца сквозь туман. Надо ждать пока рассеется, пока переключились на деревенские пейзажи.
» alt=»» />
По соседству есть каменный храм Петра и Павла 1860-х годов постройки. Тоже стоит в запустении.
Вообще жизнь еле теплится в этих местах. Большинство людей уехало в города, остались в основном пенсионеры и на лето кто-то приезжает, как на дачу. Многие дома просто заброшены и разрушаются. В упадок эти места стали приходить со времен распада СССР. С этого времени экономика на правом берегу Двины закончилась.
» alt=»» />
Работы как таковой нет. Выжить без своего хозяйства почти нереально. В более крупных деревнях только магазины или гос учреждения (ФАПы, пожарки и т. д).
» alt=»» />
Еще рубят лес, очень активно. Вдоль дорог часто можно увидеть штабеля бревен. Но это самая малость того, что видит обычный человек. Проблема гораздо шире. В междуречье Северной Двины и Пинеги сохранились леса, которые никогда не рубили. Это огромный массив тайги, который сейчас стремительно тает. Если интересно, поищите у известного фотографа Игоря Шпиленка.
» alt=»» />
С таким успехом, если пойдет все как сейчас, то лесов не останется… А с ними дичи, грибов, ягод. Даже сейчас старожилы говорят, что грибов почти не осталось. Конечно, раньше было всего больше и в достатке. Но и сейчас, по сравнению с другими регионами белых грибов полным-полно. Приезжают собирать грибы и из соседних регионов и даже из Прибалтики! Но не все такие культурные, ведут себя потребительски и однажды из за горе-грибников выгорело 60 гектаров леса! В сезон предприниматели организуют прием грибов и ягод. Это шанс заработать местным жителям хоть что-то. Если сезон нормальный, то может выйти и 200 т.р.+. Надпись на доме – один из таких пунктов приема.
» alt=»» />
Крепкие избы, жить бы и жить, но почему так все плохо?
» alt=»» />
Поля и луга зарастают сосняком, это конечно неплохо, что будет новый лес. Но деды потратили сколько сил, чтобы выкорчевать деревья, сделать пашню, чтобы был хлеб. Сейчас все пропадает и оказывается никому не нужным.
» alt=»» />
Но все равно тут очень красиво. Кто знает, что за цветы?
» alt=»» />
А эти леса, в них невозможно не вернуться. Ходить удобно, подлеска нет, везде моховой ковер и чистота. Часто у меня спрашивают с непониманием: зачем путешествовать по таким местам? Ответ, по-моему, очевиден, а кто привык к цивильному отдыху с отелями, никогда не поймет.
» alt=»» />
Туман долго не уходит, снимать бы и снимать еще, но пора ехать обратно на паром. Даже грибов не насобирали, дефицит времени… Нужно приехать за 2 часа, чтобы успеть попасть до очереди. Приехав в лагерь, будим ребят (снимать ездили вдвоем) и мигом собираемся. От сна до выезда прошло 15 минут) ) За это время были сложены палатки, спальники, пролит костер водой, все вещи закиданы в багажник. Оперативно.
» alt=»» />
Какое же наше было удивление, когда приехав в 6 утра на берег уже был ажиотаж. Хотя паром отправлялся в 8. Машины, машины, целая очередь. Мы приехали самыми последними… Вот это поворот. Здесь ходит два парома. Один коммерческий, другой государственный, он возит бесплатно. Но туда помещается только 6 машин. На него видимо очередь занимали с ночи. Нам бы хоть на платный влезть, очередь большая на загрузку. Если нет, то придется ждать дневной рейс.
» alt=»» />
Почему же так, если почти никто не живет, а столько машин? А все из-за белого гриба. В эти дни «пошел гриб» и все местные жители поехали собирать, кто-то на продажу, а кто-то для себя. Вот и вышла пробка из за грибов) ) Хорошо, когда пробки из за таких приятных вещей, а не злые и агрессивные, как в Москве.
» alt=»» />
Погрузка началась, все заезжают очень плотно. Из многих машин просто не выйти, боковые интервалы минимальны. Как селедка в бочке. Нам последним сказали подождать, сейчас приедет еще автобус, а потом вы. В это время приехал еще местный дедушка и не понимал, что происходит. Почему так много машин? ПАЗик прибыл, еще человек 30-40 с корзинами и без (кто-то ехал на работу в райцентр) зашли на борт. Теперь отчаливаем. Шли в тумане и только на том берегу его разнесло.
» alt=»» />
А значит пляжная экспедиция продолжается. В следующий раз расскажу про дикие пляжи левого берега Двины, действующую узкоколейку и деревянное зодчество. Подписывайтесь, чтобы не пропустить, за комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы )
Санкт-Петербург, Россия
Знали, что в России есть родина белого гриба? Оказывается, есть, на Русском Севере на берегах Северной Двины, где большинство деревень заброшено. Тем удивительнее было попасть в пробку из-за грибов, их тут огромное количество. Находясь в тех местах, кажется, что время будто остановилось. Ведь сохранились не только леса, но и деревянное зодчество, есть постройки, которым более 300 лет. Но жизнь почти покинула эти места, как же так вышло?
Постепенно
, мы не могли не заехать на родину белого гриба в Красноборском районе. Основная дорога идет по левому берегу, на правом издавна не было сквозной дороги, только локальные участки между деревнями. Возможно лет 100-200 назад и были колеи, но сейчас давно все заросло лесом. Поэтому во времена СССР ходило множество паромов на тот берег на всем протяжении реки. Сейчас же все сильно сокращено. Хорошо, что где-то еще есть водное сообщение. Ведь на том берегу живут люди. Приехав на переправу, стояла очередь на паром на который мы не влезли. Один особо настойчивый хотел поехать на аппарели, но его не взяли. Ждем следующие 2 часа.
» alt=»» />
Полчаса хода и мы на правобережье Двины. Машины с парома быстро разъехались кто-куда по деревням. А мы куда? Сначала завернули в лес, как-никак родина гриба. Леса практически все сосновые. Погуляв по лесу, нашли одного белого. Места грибные, но надо знать, где собирать.
» alt=»» />
Про асфальт здесь можно забыть. Здесь царство грунтовок и деревянных мостов, которые еще поддерживают в рабочем состоянии.
» alt=»» />
А иногда и строят новые, чтобы попасть на другой берег небольших рек, которых здесь тысячи. Еще недавно использовали баржу с тросами, силой реки ее относило от одного берега к другому. Удивительно, но теперь новый мост.
» alt=»» />
Лет 100 назад берега Северной Двины были густонаселены. Деревень и сел тысячи, а деревянные храмы исчислялись сотнями. Шедевры того времени сильно поредели, что-то сгорело, что-то за ветхостью разрушилось. Но есть и настоящие сохранившиеся жемчужины, как шатровая церковь Димитрия Солунского 1784 года. Туристы же здесь бывают нечасто, как сказал местный словоохотливый дедушка и сильно удивился, что один из наших приехал сюда из Крыма.
» alt=»» />
Времени сегодня совсем мало на осмотр, быстро едем к следующему шедевру деревянного зодчества, чтобы успеть поснимать на закате. Березовая аллея – привет из советского прошлого.
» alt=»» />
А это наше настоящее, каким-то чудом колокольня церкви Флора и Лавра 1658 года постройки дожила до наших времен. Это одна из самых древних сохранившихся колоколен Русского Севера. Она очень проста по конструкции, сделана как бы небрежно, правильные пропорции и поэтому так красиво. Вот, что значит, когда делали со вкусом. Неспроста вы её можете найти в творчестве известных художников: Васнецова, Грабаря, Билибина. По преданию её срубила ватага Ермака за один день перед походом в Сибирь. По другой местные жители из за падежа скота срубили тоже за день. Это было 361 год назад. Представляете, сколько времени прошло и сколько в мире поменялось, а она все стоит.
» alt=»» />
Только сильно вросла в землю. Это была дверь, бревна подгинвали и колокольня становилась все ниже. Ушло около 2 метров. По пластунски пролезли внутрь, кроме остатков древесины ничего нет, как и перекрытий. Состояние, такое, что лучше не вмешиваться. Пусть стоит. Если реставрировать, то от старой постройки ничего не останется. Настоящая старина, вот тут бы поснимать подольше, да с туманом бы. Какая красота была бы. Но места подходящего для ночевки не было. Уезжаем.
» alt=»» />
Заливных лугов вдоль Двины несчетное количество. Во время паводка, вода топит их, принося ил, а это хорошее удобрение. Трава отменного качества вырастает. В старину обкашивался любой мало-мальский лужок, т. к. сенокосные угодья были в дефиците. Сейчас коси – не хочу. Редко кто вообще держит коров и лошадей.
» alt=»» />
Тем временем под звуковое сопровождение комаров и восход луны готовим ужин, размышляя о былом. Пошел туман, главное не проспать утро, фотопогода обещает быть и к тому же нужно успеть приехать на паром с запасом.
» alt=»» />
Проснувшись в 3:00 застали густой туман, видимость минимальная. Вот это удача!
» alt=»» />
Нельзя терять времени, туман может быстро уйти. Прыгаем в
и вперед к колокольне. Машина для этих дорог – то, что доктор прописал. Успели!
» alt=»» />
То, о чем мечтал, свершилось легко и непринужденно. Просто подарок для фотографа. На самом деле попасть сюда я хотел давно: в 2012г. не получилось из за парома, в 2017 из за времени… И тут все сложилось, так как лучше не пожелаешь.
» alt=»» />
В тумане все выглядит таинственно. Время как-будто остановилось, ведь ничего же не поменялось за 100-200 лет. Даже на картинах Билибина, который был 100 лет назад, почти нет отличий от реальности. Засняв колокольню, хотели поймать её еще в лучах солнца сквозь туман. Надо ждать пока рассеется, пока переключились на деревенские пейзажи.
» alt=»» />
По соседству есть каменный храм Петра и Павла 1860-х годов постройки. Тоже стоит в запустении.
Вообще жизнь еле теплится в этих местах. Большинство людей уехало в города, остались в основном пенсионеры и на лето кто-то приезжает, как на дачу. Многие дома просто заброшены и разрушаются. В упадок эти места стали приходить со времен распада СССР. С этого времени экономика на правом берегу Двины закончилась.
» alt=»» />
Работы как таковой нет. Выжить без своего хозяйства почти нереально. В более крупных деревнях только магазины или гос учреждения (ФАПы, пожарки и т. д).
» alt=»» />
Еще рубят лес, очень активно. Вдоль дорог часто можно увидеть штабеля бревен. Но это самая малость того, что видит обычный человек. Проблема гораздо шире. В междуречье Северной Двины и Пинеги сохранились леса, которые никогда не рубили. Это огромный массив тайги, который сейчас стремительно тает. Если интересно, поищите у известного фотографа Игоря Шпиленка.
» alt=»» />
С таким успехом, если пойдет все как сейчас, то лесов не останется… А с ними дичи, грибов, ягод. Даже сейчас старожилы говорят, что грибов почти не осталось. Конечно, раньше было всего больше и в достатке. Но и сейчас, по сравнению с другими регионами белых грибов полным-полно. Приезжают собирать грибы и из соседних регионов и даже из Прибалтики! Но не все такие культурные, ведут себя потребительски и однажды из за горе-грибников выгорело 60 гектаров леса! В сезон предприниматели организуют прием грибов и ягод. Это шанс заработать местным жителям хоть что-то. Если сезон нормальный, то может выйти и 200 т.р.+. Надпись на доме – один из таких пунктов приема.
» alt=»» />
Крепкие избы, жить бы и жить, но почему так все плохо?
» alt=»» />
Поля и луга зарастают сосняком, это конечно неплохо, что будет новый лес. Но деды потратили сколько сил, чтобы выкорчевать деревья, сделать пашню, чтобы был хлеб. Сейчас все пропадает и оказывается никому не нужным.
» alt=»» />
Но все равно тут очень красиво. Кто знает, что за цветы?
» alt=»» />
А эти леса, в них невозможно не вернуться. Ходить удобно, подлеска нет, везде моховой ковер и чистота. Часто у меня спрашивают с непониманием: зачем путешествовать по таким местам? Ответ, по-моему, очевиден, а кто привык к цивильному отдыху с отелями, никогда не поймет.
» alt=»» />
Туман долго не уходит, снимать бы и снимать еще, но пора ехать обратно на паром. Даже грибов не насобирали, дефицит времени… Нужно приехать за 2 часа, чтобы успеть попасть до очереди. Приехав в лагерь, будим ребят (снимать ездили вдвоем) и мигом собираемся. От сна до выезда прошло 15 минут) ) За это время были сложены палатки, спальники, пролит костер водой, все вещи закиданы в багажник. Оперативно.
» alt=»» />
Какое же наше было удивление, когда приехав в 6 утра на берег уже был ажиотаж. Хотя паром отправлялся в 8. Машины, машины, целая очередь. Мы приехали самыми последними… Вот это поворот. Здесь ходит два парома. Один коммерческий, другой государственный, он возит бесплатно. Но туда помещается только 6 машин. На него видимо очередь занимали с ночи. Нам бы хоть на платный влезть, очередь большая на загрузку. Если нет, то придется ждать дневной рейс.
» alt=»» />
Почему же так, если почти никто не живет, а столько машин? А все из-за белого гриба. В эти дни «пошел гриб» и все местные жители поехали собирать, кто-то на продажу, а кто-то для себя. Вот и вышла пробка из за грибов) ) Хорошо, когда пробки из за таких приятных вещей, а не злые и агрессивные, как в Москве.
» alt=»» />
Погрузка началась, все заезжают очень плотно. Из многих машин просто не выйти, боковые интервалы минимальны. Как селедка в бочке. Нам последним сказали подождать, сейчас приедет еще автобус, а потом вы. В это время приехал еще местный дедушка и не понимал, что происходит. Почему так много машин? ПАЗик прибыл, еще человек 30-40 с корзинами и без (кто-то ехал на работу в райцентр) зашли на борт. Теперь отчаливаем. Шли в тумане и только на том берегу его разнесло.
» alt=»» />
А значит пляжная экспедиция продолжается. В следующий раз расскажу про дикие пляжи левого берега Двины, действующую узкоколейку и деревянное зодчество. Подписывайтесь, чтобы не пропустить, за комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы )
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]