Куреневская трагедия. Как и почему это произошло
---
Разрушительную мощь воды усиливал огромный перепад на первой дамбе, высота которой составляла 25 метров. В 8:30 утра 13 марта гигантский болотный поток высотой в четыре метра со скоростью 3-5 метров за секунду помчался с Бабьего Яра вниз - на Куреневку.
13 марта 1961 года песчано-глиняная пульпа, которую десять лет закачивали в Бабий Яр, прорвала дамбу в третьем отроге и громадный поток грязевых масс хлынул в сторону ул. Фрунзе, в считанные минуты залив окрестности.
Эта техногенная катастрофа вошла в историю как Куреневская трагедия. Еще в народе говорили: "Бабий Яр мстит..."
Бабий Яр [1] - урочище в Шевченковском районе, по многочисленным источникам документальным и картографическим территория от современной ул. Дорогожицкой до Куреневки (ул. Фрунзе).
До застройки здесь был один из самых больших на территории Киева оврагов - длина свыше 2,5 км, глубина от 10 до 50 метров.
Бабин Яр. 1934 рік. Фото (якщо не підписано інакше): photohistory.kiev.ua
В годы Великой Отечественной войны за несколько дней в Бабьем Яру расстреляли почти все еврейское население города; за два года оккупации в Киеве погибло свыше 200 тысяч человек, из них 100 тысяч - в Бабьем Яру. Он стал символом страданий мирного населения во время войны.
На первом этапе строительные и дорожные работы, производимые городскими властями, не затрагивали Бабий Яр, он внешне не менялся. В конце 1940-х - начале 1950-х гг., наряду с восстановлением промышленных предприятий и жилищным строительством, началось возрождение киевских парков, садов, бульваров.
Киевляне всегда любили и ценили зелень, умели превращать пустыри в уголки отдыха, цветущие сады. Только за два года, в 1948-1950 гг., в Киеве было разбито 30 новых парков. После войны на улицах и в скверах города было посажено свыше 1 млн. деревьев [6] .
В пояснительной записке к "Плану восстановления и развития городского хозяйства города Киева на 1948-1950 гг." читаем:
"Для доведения зеленого хозяйства к довоенному уровню запланированы следующие мероприятия:
1. Восстановление садов, парков, скверов, а также внутриквартальное озеленение на площади 170 га на сумму 22 млн. руб. В том числе:
а) восстановление и постройка парков - Голосеевского, Святошинского, Дарницкого, Аносовского, в Бабьем Яру и строительство лесопарков в Пуще-Водице, общей стоимостью в 8 млн. рублей [7] ...".
И это не первое решение о строительстве парка в Бабьем Яру. Еще в 1930 г. по трехлетнему плану развития г. Киева здесь предполагалось создание районного парка, а в 1940 г. планировалась постройка лыжной базы и трамплина, но это не было реализовано.
После победы встал вопрос увековечения памяти погибших в Бабьем Яру и 13 марта 1945 г. Совнарком и ЦК Компартии Украины приняли постановление № 378 "О сооружении монументального памятника на территории Бабьего Яра [2] ", которое так и не было реализовано.
"В первые послевоенные годы задачи были и поважнее Бабьего Яра, только какие-то темные личности ползали по его дну в поисках то ли бриллиантов, то ли золотых коронок (с документами, деньгами, ценностями) [3] ", — писал В. Некрасов.
Самой важной задачей было восстановить город. Разбирали завалы, расчищали улицы, восстанавливали общественные и жилые здания. Начали восстановление с наименее пострадавших зданий. При этом максимально использовались местные ресурсы, в первую очередь материалы, полученные при разборке разрушенных сооружений и местное сырье [4] .
В октябре 1944 г. решением горисполкома № 239/2 Киевскому Карьероуправлению был отведен земельный участок в районе Бабьего Яра под разработку песчаных карьеров для кирпичных заводов, производительность которых интенсивно росла.
В решении говорилось: "<...> Відвести карьероуправлінню Міськкомгоспу земдільницю на території Бабиного Яру в Подільському районі під розробку пісочних кар'єрів терміном на один рік в межах та на умовах згідно проекта управління в справах архітектури при виконкомі Київської міськради [5]".
По пятилетнему плану восстановления и развития хозяйства Киева на 1946-1950 гг. на строительство парка в Бабьем Яру в 1950 г. предполагалось выделить 350 тысяч руб. внелимитных капиталовложений8 . Этим же планом предусматривалось строительство памятника жертвам фашистского террора в Бабьем Яру [9].
Жовтень 1941 року. Радянські військовополонені засипають піском тіла убитих у Бабиному Яру. Фото Йоганна Хьолe з відділу пропаганди 6-ої армії Вермахту. Джерело: 1000years.uazone.net
Автором последнего проекта был главный архитектор города А. Власов. Определили и срок ввода в эксплуатацию - 1950 год [10] . Однако поворот во внутренней политике надолго похоронил саму мысль о создании памятника, не был разбит и парк.
К началу 1960-х гг. свыше 50% нового жилищного строительства в Киеве составляли крупные массивы на свободных от застройки территориях. Первый такой массив площадью в 121,6 га - Первомайский - начали строить в 1956 г. в Железнодорожном [11] районе.
С 1959 г. начинается строительство жилого массива Сырец [12] площадью более 75 га - между улицами Новоокружной (современной Олены Телиги), Дегтяревской, Кузьминской, Петровской железной дорогой и началом улицы Петропавловской. Массив застраивался преимущественно 5-этажными кирпичными и панельными домами с вкраплением частных домов и 2-3-этажных домов "сталинского типа".
Прокладываются новые улицы, и в целях получения полезной для застройки площади, а также во избежание роста оврага, находящегося в зоне города, было решено ликвидировать Бабий Яр.
Планировалось залить овраг путем намыва грунта, транспортируемого сюда по трубам в виде пульпы [13] из карьеров Петровских кирпичных заводов, где производилась добыча глины, идущей на изготовление кирпича.
Проект передачи жидких грунтов был экспериментальным. По словам одного из авторов проекта, главного специалиста отдела горных и земляных работ Московского института "Проектгидромеханизация" К. Шепеленко, "на этом карьере впервые в Советском Союзе рождена схема работы с большой концентрацией грунта. Никто в Советском Союзе не работал на таких густых консистенциях [14] ".
На этом остановимся подробнее и детально рассмотрим, как принимались решения о замыве Бабьего Яра, что и привело к ликвидации оврага и изменению территории, а впоследствии к трагедии 13 марта 1961 года.
Вариант замыва отрогов Бабьего Яра был предложен 11 марта 1950 г. на техническом совещании при заместителе министра Промстройматериалов УССР Н. Иотенко, на котором рассматривались основные положения по гидромеханизации вскрышных работ на глиняных карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2, разработанных Всесоюзной конторой по проектированию и производству земляных работ способом гидромеханизации "Стройгидромеханизация" Министерства промышленности строительных материалов СССР (МПСМ СССР).
О вариантах разработки основных положений по гидромеханизации вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов докладывал начальник Киевского отделения "Стройгидромеханизация" Ф. Дацких.
Было предложено два варианта осуществления гидровскрышных работ:
1. Со сбросом пульпы в пойму реки Днепр.
2. С гидроотвалами в отроги Бабьего Яра [15].
Первый вариант, по мнению Ф. Дацких, в 1950 г. был практически не осуществим из-за сложности строительных работ, связанных с монтажом трубопровода двойного действия и сложности электроснабжения.
А вот второй вариант - "производство вскрышных работ с гидроотвалами в отроги Бабьего Яра" - являлся более выгодным как обеспечивающий выполнение плана гидровскрышных работ на Петровском участке в 1950 г.
Преимущество данного варианта, как записано в протоколе совещания, заключалось в следующем:
"а) малая потребность в металлических трубах - 1150 пог. метров при работе на карьере завода № 1 и 2800 пог. метров для работы на карьере заводов № 1 и № 2 в последующие годы;
б) небольшой объем строительно-монтажных работ;
в) возможность возврата в регулирующий бассейн осветленной воды с гидроотвалов [16]".
В результате обсуждения все склонились ко второму варианту как ускоряющему начало гидровскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов.
В принятом постановлении указывалось:
"1. Принять предложенный Всесоюзной конторой "Стройгидромеханизация" МПСМ СССР вариант производства вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 способом гидромеханизации со сбросом пульпы в Бабий Яр. <...>
4. Обязать начальника Киевского отделения всесоюзной конторы "Стройгидромеханизация" МПСМ УССР тов. Дацких Ф.В. начать производство подготовительных работ по очистке регулирующего бассейна, сооружение дамбы в отроге № 2 "Бабьего Яра", а также монтаж оборудования немедленно [17]".
8 марта 1950 г. Киевское управление "Стройгидромеханизация" обращается к начальнику отдела планировки и застройки Киева И. Козлову с ходатайством о разрешении складирования пульпы в урочище Бабий Яр.
В ответе И. Козлова указывалось:
"Отдел планировки и застройки города не возражает против замыва отрогов Бабьего Яра, подходящих к территории вскрыши Сырецких заводов, на полную глубину.
При проектировании учесть, что вдоль низа яра, находящегося на ул. Фрунзе, должен быть обеспечен в будущем выезд, с уклоном не более 4 %.
В отношении возможности засыпки верховьев Бабьего Яра будет сообщено дополнительно [18]".
Этим же отделом и было подготовлено решение о проекте и порядке организации гидроотвалов для вскрышных пород карьеров Петровских кирпичных заводов в отрогах Бабьего Яра, принятое Киевским горисполкомом 28 марта 1950 г. за № 582.
В решении говорилось:
"Учитывая необходимость вскрышных работ в карьерах кирпичных заводов № 1 и № 2 и целесообразность замыва отрогов Бабьего Яра, благодаря чему можно будет между Лукьяновкой и Куреневкой наладить удобное транспортное сообщение, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся постановил:
"<...>Принять предложенный Всесоюзной конторой "Стройгидромеханизация" МПСМ СССР вариант производства вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 способом гидромеханизации со сбросом пульпы в Бабий Яр [19]".
Вот так и было принято решение № 582, которое стало первым из серии решений по Бабьему Яру, приведших впоследствии к трагедии. Оно явилось основанием для составления проекта по ведению работ на отведенной территории.
В сентябре 1950 г. Всесоюзной конторой по проектированию и производству работ способом гидромеханизации "Стройгидромеханизация" Главстроя Министерства промышленности строительных материалов СССР был составлен технический проект гидромеханизации вскрышных работ на глиняном карьере Петровского кирпичного завода № 1 и представлен на рассмотрение Киевского горисполкома.
На заседании 24 октября 1950 г. проект был рассмотрен и изменен в части очередности ведения работ. Заводу было разрешено вести замыв отрогов № 1 и № 2, не замывая отрог № 3.
Аерофотозйомка Бабиного Яру, здійснена люфтваффе у вересні 1943 року. Джерело: vho.org
Решением № 2404 были определены отметки намыва в увязке с планировкой и будущим благоустройством:
"<...> Учитывая, что проектом гидровскрышных работ по кирпичному заводу № 1, разработанным конторой "Стройгидромеханизация", предусматривается залив только второго и третьего отрогов Бабьего Яра и до отметки "143", в то время как для полного заполнения отрогов следует провести намыв до отметок "150-175", исполнительный комитет Киевского городского Совета депутатов трудящихся постановляет:
1. Представленный проект намыва отклонить.
2. Предложить заводоуправлению Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2:
а) в первую очередь замывать отроги яра №№ 1 и 2 до отметок поверхности земли возле отрогов;
б) во вторую очередь предусмотреть намыв основного верховья яра, начиная от ул. Лагерной20 , с таким расчетом, чтобы намыв был произведен до отметок поверхности земли возле яра [21]".
Этим решением, по сути, предполагалось полностью сравнять с землей весь Бабий Яр, начиная с его верховьев около современной ул. Дорогожицкой.
Переводя отметку намыва на уровень поверхности земли, закладывали основание будущей катастрофы: над жилой частью города создавали на высоких отметках водохранилище грязи.
При малейшей ошибке пульпа могла хлынуть на окружающие районы, что и случилось 13 марта 1961 года.
С 1951 г. Киевское специализированное управление "Стройгидромеханизация" № 610 треста "Укргидроспецстрой" Министерства строительства УССР (бывшее Киевское отделение Всесоюзной конторы "Стройгидромеханизация") по договору с администрацией Петровских кирпичных заводов и в соответствии с техническим проектом начало вскрышные работы.
Было решено непроизводственные земляные породы (вскрышные грунты) размывать гидромонитором и в виде пульпы подавать земленасосом на отвалы в отроги Бабьего Яра.
По техническому проекту намыв отрогов Бабьего Яра планировалось осуществлять на протяжении восьми месяцев каждого года (с апреля по декабрь), но работы велись круглый год.
Пропуск ливневых и талых вод через овраг Бабий Яр был предусмотрен неудовлетворительно, не учитывалось, что Бабий Яр имеет глиняное ложе, поэтому вода через него плохо уходила. Намыв же производился интенсивно, без перерывов на естественную фильтрацию воды.
Согласно техническому проекту, работы по гидровскрыше должны производиться в течение одной смены в сутки, а в последующее время должно выполняться осветление воды и отвод ее с отвала. Фактически же намыв осуществлялся, как правило, в течение двух смен.
Соответственно каждый год корректировались сроки, объемы работ по вскрыше грунтов карьеров и намыву отрогов. Работы планировались отдельно по отрогам № 1, № 2 и № 3.
На протяжении 1951-1952 гг. были намыты отроги № 1 и № 2. Решением горисполкома № 2546 от 2 декабря 1952 г. Петровским кирпичным заводам было разрешено заливать и отрог № 3 до "отметки поверхности бровки оврага [22]", то есть до уровня земли, и эти работы длились до 13 марта 1961 года.
Работы по замыву отрога № 3 Бабьего Яра затягивались из-за технических сложностей по демонтажу проходящего здесь газопровода, поэтому киевский горисполком 16 ноября 1954 г. принимает еще одно решение № 1904 о заливе третьего отрога Бабьего Яра:
"Учитывая большие технические сложности демонтажа 500 м газопровода, уложенного в овраге (отрог № 3 Бабьего Яра) и невозможность отключения газоснабжения стеклотарного завода на период демонтажных работ, исполнительный комитет <...> постановляет:
1. Разрешить заводоуправлению Петровских кирпичных заводов <...> провести намыв участка отрога № 3, где проходит газопровод высокого давления <...>
2. Обязать заводоуправление Петровских кирпичных заводов в III квартале 1955 г. обеспечить работы по прокладке новой трассы газопровода (взамен намытого участка) трубами и финансированием [23]".
Городские власти так торопились сравнять Бабий Яр с землей, что готовы были заливать пульпой действующий газопровод.
Голова Київського виконавчого комітету міської ради депутатів трудящих (за нинішніми аналогами, голова КМДА) Олексій Давидов у робочому кабінеті. Олексій Йосипович керував містом з 1947 до 1963 року.
На його честь було названо вулицю на Русанівці. Кажуть, що водії трамваїв оголошували зупинку "Бульвар Олексія Давидова" як "Бульвар Дениса Давидова", висловлюючи таким чином протест проти дій влади, внаслідок яких у березні 1961 року загинуло біля 50 працівників Подільського трамвайного депо
Работы продолжались, и 12 апреля 1955 г. принимается еще одно решение за № 419 "О замыве верховья Бабьего Яра вскрышными породами Петровских кирпичных заводов № 1 и 2":
"В связи с необходимостью срочного обустройства продолжения ул. Мельникова24 и ул. Оранжерейной через верховья Бабьего Яра, в соответствии с Генеральным планом г. Киева, исполнительный комитет <...> постановляет:
1. Обязать заводоуправление Петровских кирпичных заводов № 1 и 2 перевести замыв верховья Бабьего Яра от ул. Лагерной до продолжения ул. Дорогожицкой25 до отметок поверхности земли около верховья <...>
2. Обязать Киевское отделение треста "Союзгидромеханизация" до 1 мая 1955 г. проложить до верховьев Бабьего Яра пульпопровод и построить водоотводные сооружения" [26].
И фактически с 1954 г. начинается замыв верховьев Бабьего Яра. В Бабьем Яру начала скапливаться вода, с которой существовавшая дренажная система справиться была не в состоянии.
"Овраг перерезают водосодержащие породы, вследствие чего нижняя часть склонов и дно частично заболочены, - отмечалось в геологической характеристике аварийного участка в районе Бабьего Яра, составленной инженером-геологом А. Власенко. - Постоянный водоток, протекающий по дну, имеет в обычное время дебет 8-10 л/сек. Вместе с широко развитой системой отвершков Бабий Яр представляет собой большую водосборную площадь и поэтому во время дождей расход водостока резко возрастает" [27].
На это и возможные последствия начальнику Киевского отделения "Гидромеханизации" Б. Ципенюку и директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брацыло еще 11 февраля 1957 г. указывал начальник Специнспекции Подольского района г. Киева Глущенко:
"Вследствие недостаточного надзора Вашими работниками на гидропульте по скрышиванию грунта канава Бабьего Яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время.
Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций.
С получением сего в целях предотвращения убытков Вам надлежит принять следующие меры:
1. На территории производственной площадки оборудовать бассейн и воду выпускать только чистую планомерно небольшими дозами.
2. За состоянием канавы систематически вести надзор и в случае закупорки принимать немедленные меры к прочистке, особенно выход из канавы на железнодорожную насыпь [28]".
Несмотря на предупреждения, дополнительные меры приняты не были, и овраг продолжали замывать. В 1958 г. горсовет распоряжением № 703 от 11 декабря 1958 г. поставил задачу залить верховья Бабьего Яра.
В распоряжении говорится:
"С целью обеспечения возможности в дальнейшем производить строительство дороги к новому кладбищу29, что пересекает овраг Бабий Яр, в месте, где в настоящее время кирпичные заводы № 1 и № 2 производят замыв территории низовьев Бабьего Яра, обязать:
2. Управление промстройматериалов: <...> б) не позднее 1.II.59 г. через соответствующие организации составить проект замыва верховья оврага Бабий Яр и начиная с апреля 1959 г. начать работы по замыву этих верховьев на отм. 165-166,0" [30].
Это было последнее решение горисполкома по замыву отрогов Бабьего Яра.
Тогда же общественность выступила против замыва оврага и строительства там парка:
"Кому это могло прийти в голову - засыпать овраг и на месте величайшей трагедии резвиться и играть в футбол? - писал В. Некрасов в "Литературной газете" в октябре 1959 г. - Нет, этого допустить нельзя! Когда человек умирает, его хоронят, и на могиле ставят памятник. Неужели этой дани уважения не заслужили 195 тысяч киевлян, зверски расстрелянных в Бабьем Яру, на Сырце, Дарнице, в Кирилловской больнице, в Лавре, на Лукьяновском кладбище!" [31]
Территорию продолжали замывать, и объем массы, которая должна была быть уложена в отроги, увеличивался с каждым годом: от 1,25 миллиона кубических метров грунта, как планировалось в 1950 , до 4 миллионов кубических метров, причем 3,2 миллиона кубических метров было намыто в третий отрог.
Строительство гидроотвалов в третьем отроге осуществлялось участками (террасами) от нижней до верхней части оврага. По объемам, отметкам и срокам намыва участки третьего отрога характеризовались такими данными:
На участок № 1 в период до 1955 г. было намыто до отметки 145 метров 568 тысяч кубических метров грунта.
Участок № 2 до высоты 155 метров и объемом 1,452 миллиона кубических метров намывался на протяжении 1956-1958 годов.
Участок № 3 объемом 1,076 миллионов кубических метров грунта намыт в 1959-1960 гг. до отметки 165 метров.
Все три участка (террасы) разделялись между собой намытыми для сдерживания земляной массы дамбами, высота которых равнялась: первой - 25 метров, второй и третьей - по 10 метров от подошвы до гребня.
Для сброса осветленных вод, из которых предварительно изымались посторонние примеси, на участке № 1 соорудили два колодца с четырьмя водоотводными металлическими трубами и стояками диаметром по 350 мм каждый. А на участках № 2 и № 3 построили для этой цели только по одному колодцу с одной металлической трубой диаметром 450 мм каждый.
Залишки однієї з дамб. Угорі видно свіжу забудову - схоже, по майбутній вулиці Теліги або на Петропавлівській
В начале 1961 г. специализированное управление "Гидромеханизация" № 610 должно было закончить работы в Бабьем Яру и передислоцироваться для выполнения аналогичных работ в Репьяхов Яр.
Однако, поскольку новый участок подготовлен не был, руководство СУ-610 дало указание продолжать намыв в Бабьем Яру, хотя уже в начале декабря 1960 г. отроги были заполнены до проектной отметки, и излишнее нагромождение разжиженного грунта могло привести к разрушению дамб.
Этот вопрос являлся предметом обсуждения на производственном совещании СУ-610 в декабре 1960 г., но дальнейший намыв прекращен не был. Местные жители задолго до аварии сигнализировали о том, что в овраге собирается вода, что она появляется на стадионе "Спартак", что может произойти затопление, и просили принять меры. Но ничего сделано не было.
Карта трагедії. Джерело: "Газета по-киевски"
В феврале 1961 г., закончив намыв последней, третьей сдерживающей дамбы в третьем отроге до отметки 166, специализированное управление "Гидромеханизация" № 610 приступило к замыванию озерка между дамбой № 3 и верховьем третьего отрога Бабьего Яра.
В результате работ на третьем участке образовалось сооружение - дамба-перемычка, которая поделила третий участок на два участка. Таким образом, была намыта не предусмотренная проектом так называемая дамба № 4 высотой 1 метр, то есть образовался четвертый участок.
Осветленную воду из озерка, созданного между перемычкой и верхней частью отрога, сбрасывала размещавшаяся наверху насосная станция. Вода в колодцы нижних террас не поступала.
7 марта 1961 г. насосную станцию демонтировали, а подача пульпы в озерко продолжалась до 7 часов утра 13 марта. Поскольку пульпа с 7 марта подавалась, осветленные воды не сбрасывались, а талые прибывали, уровень воды в озерке поднялся над отметками в нижней части дамбы на 90 сантиметров.
13 березня 1961 року. Пульпа рухається повз Кирилівську церкву і психіатричну лікарню. Зараз тут вулиця Теліги. Фото: giant-vision.livejournal.com
В результате этого в верхней части третьего отрога Бабьего Яра был накоплен огромный объем воды - 25-30 тысяч кубических метров, которая под воздействием сильного порывистого ветра волновыми ударами стала разрушать верхнюю кромку намывной дамбы, выполненной из песка.
В 6 часов 45 минут 13 марта 1961 г. вода, размывая намытую дамбу-перемычку четвертого участка, образовала в ней промоину и начала поступать в колодец на третьем участке. Заметив это, работник СУ-610 М. Соловей, который дежурил на отвале, попытался лопатой "залатать" промоину, но сделать этого не смог, поскольку грунт на участке и дамбе-перемычке был еще достаточно мерзлым.
А вода продолжала прибывать. Колодец не мог пропустить всю массу, вода начала переливаться через гребень третьей дамбы, снесла его и саму дамбу длиной 40, шириной 20 и высотой 8 метров.
Разрушив третью дамбу, вода начала прибывать на вторую террасу, с нее часть сбрасывалась колодцем на первую террасу, а основная масса воды активно разрушала уже вторую дамбу через ее гребень возле правого склона отрога. После этого разжиженная песчаная масса, падая с высоты, начала быстро ломать первую дамбу.
Разрушительную силу воды усиливал огромный перепад на первой дамбе, высота которой составляла 25 метров. Таким образом, первая и вторая дамбы, намытые из песка, в один миг были снесены водой, и в 8 часов 30 минут громадный поток густой грязи высотой в 4 и шириной в 20 метров со скоростью 3-5 метров в секунду стремительно понесся вниз - на Куреневку.
Затоплені будинки по вулиці Фрунзе
В отчете "Защитные мероприятия в районе Бабьего Яра", подготовленном в 1962 г. специальной комиссией Госстроя УССР дано такое описание аварии:
"Утром 13.03.1961 г. в отроге № 3 Бабьего Яра, выходящего на ул. Фрунзе Подольского района г. Киева, произошла авария. Она заключалась в том, что часть отвалов гидронамыва от вскрышных карьеров Петровских кирпичных заводов (из общего объема намытых масс в Бабьем Яру свыше 4 млн. куб. м, в том числе в отроге № 3 около 3,2 млн. куб. м.) пришла в движение.
Разжиженная масса, пройдя вниз по оврагу со скоростью 3-5 м в секунду занесла часть жилых кварталов между улицами Фрунзе и Ново-Константиновской площадью до 30 га. Объем массы, вынесенной на указанную площадь, составил по обмерам примерно 600 тыс. куб. м.
Остальная часть двигавшихся разжиженных земляных масс в объеме примерно 50 тыс. куб. м. отложилась на участке между упомянутыми гидроотвалами и улицей Фрунзе. <...> Растекание разжиженной земляной массы по указному выше участку продолжалось примерно 30 минут.
После разрушения дамбы № 1 и выноса разжиженной земляной массы в течение примерно 2-х часов продолжалось поступление воды из оврага на ул. Фрунзе [32]".
Узнав о трагедии в Бабьем Яру, председатель Киевского горисполкома А. Давыдов сразу же обратился в Прокуратуру республики и к прокурору города Е. Ледниковой с просьбой провести отдельное расследование обстоятельств, которые привели к гибели людей и нанесению значительного материального ущерба.
По решению Прокурора УССР Д. Панасюка была создана оперативно-следственная группа, в состав которой вошли следователи по расследованию особо важных дел при прокуроре республики. Были созданы Государственная экспертная комиссия по выявлению причин аварии в районе Бабьего Яра и Правительственная комиссия по ликвидации последствий аварии.
В Центральном Государственном архиве общественных организаций Украины хранятся ежедневные справки о проведенной работе по ликвидации последствий затопления в районе ул. Фрунзе Подольского района г. Киева, составленные председателем Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии вторым секретарем ЦК КПУ И. Казанцом для ознакомления членов и кандидатов в члены Президиума ЦК КП Украины.
Гриф "Ознайомити членів і кандидатів в члени Президії ЦК Компартії України" на "Довідці про хід робіт з ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району м.Києва" від 17 березня 1961 року
Источники - Історична правда и Київ. Фотолітопис
13 марта 1961 года песчано-глиняная пульпа, которую десять лет закачивали в Бабий Яр, прорвала дамбу в третьем отроге и громадный поток грязевых масс хлынул в сторону ул. Фрунзе, в считанные минуты залив окрестности.
Эта техногенная катастрофа вошла в историю как Куреневская трагедия. Еще в народе говорили: "Бабий Яр мстит..."
Бабий Яр [1] - урочище в Шевченковском районе, по многочисленным источникам документальным и картографическим территория от современной ул. Дорогожицкой до Куреневки (ул. Фрунзе).
До застройки здесь был один из самых больших на территории Киева оврагов - длина свыше 2,5 км, глубина от 10 до 50 метров.
Бабин Яр. 1934 рік. Фото (якщо не підписано інакше): photohistory.kiev.ua
В годы Великой Отечественной войны за несколько дней в Бабьем Яру расстреляли почти все еврейское население города; за два года оккупации в Киеве погибло свыше 200 тысяч человек, из них 100 тысяч - в Бабьем Яру. Он стал символом страданий мирного населения во время войны.
На первом этапе строительные и дорожные работы, производимые городскими властями, не затрагивали Бабий Яр, он внешне не менялся. В конце 1940-х - начале 1950-х гг., наряду с восстановлением промышленных предприятий и жилищным строительством, началось возрождение киевских парков, садов, бульваров.
Киевляне всегда любили и ценили зелень, умели превращать пустыри в уголки отдыха, цветущие сады. Только за два года, в 1948-1950 гг., в Киеве было разбито 30 новых парков. После войны на улицах и в скверах города было посажено свыше 1 млн. деревьев [6] .
В пояснительной записке к "Плану восстановления и развития городского хозяйства города Киева на 1948-1950 гг." читаем:
"Для доведения зеленого хозяйства к довоенному уровню запланированы следующие мероприятия:
1. Восстановление садов, парков, скверов, а также внутриквартальное озеленение на площади 170 га на сумму 22 млн. руб. В том числе:
а) восстановление и постройка парков - Голосеевского, Святошинского, Дарницкого, Аносовского, в Бабьем Яру и строительство лесопарков в Пуще-Водице, общей стоимостью в 8 млн. рублей [7] ...".
И это не первое решение о строительстве парка в Бабьем Яру. Еще в 1930 г. по трехлетнему плану развития г. Киева здесь предполагалось создание районного парка, а в 1940 г. планировалась постройка лыжной базы и трамплина, но это не было реализовано.
После победы встал вопрос увековечения памяти погибших в Бабьем Яру и 13 марта 1945 г. Совнарком и ЦК Компартии Украины приняли постановление № 378 "О сооружении монументального памятника на территории Бабьего Яра [2] ", которое так и не было реализовано.
"В первые послевоенные годы задачи были и поважнее Бабьего Яра, только какие-то темные личности ползали по его дну в поисках то ли бриллиантов, то ли золотых коронок (с документами, деньгами, ценностями) [3] ", — писал В. Некрасов.
Самой важной задачей было восстановить город. Разбирали завалы, расчищали улицы, восстанавливали общественные и жилые здания. Начали восстановление с наименее пострадавших зданий. При этом максимально использовались местные ресурсы, в первую очередь материалы, полученные при разборке разрушенных сооружений и местное сырье [4] .
В октябре 1944 г. решением горисполкома № 239/2 Киевскому Карьероуправлению был отведен земельный участок в районе Бабьего Яра под разработку песчаных карьеров для кирпичных заводов, производительность которых интенсивно росла.
В решении говорилось: "<...> Відвести карьероуправлінню Міськкомгоспу земдільницю на території Бабиного Яру в Подільському районі під розробку пісочних кар'єрів терміном на один рік в межах та на умовах згідно проекта управління в справах архітектури при виконкомі Київської міськради [5]".
По пятилетнему плану восстановления и развития хозяйства Киева на 1946-1950 гг. на строительство парка в Бабьем Яру в 1950 г. предполагалось выделить 350 тысяч руб. внелимитных капиталовложений8 . Этим же планом предусматривалось строительство памятника жертвам фашистского террора в Бабьем Яру [9].
Жовтень 1941 року. Радянські військовополонені засипають піском тіла убитих у Бабиному Яру. Фото Йоганна Хьолe з відділу пропаганди 6-ої армії Вермахту. Джерело: 1000years.uazone.net
Автором последнего проекта был главный архитектор города А. Власов. Определили и срок ввода в эксплуатацию - 1950 год [10] . Однако поворот во внутренней политике надолго похоронил саму мысль о создании памятника, не был разбит и парк.
К началу 1960-х гг. свыше 50% нового жилищного строительства в Киеве составляли крупные массивы на свободных от застройки территориях. Первый такой массив площадью в 121,6 га - Первомайский - начали строить в 1956 г. в Железнодорожном [11] районе.
С 1959 г. начинается строительство жилого массива Сырец [12] площадью более 75 га - между улицами Новоокружной (современной Олены Телиги), Дегтяревской, Кузьминской, Петровской железной дорогой и началом улицы Петропавловской. Массив застраивался преимущественно 5-этажными кирпичными и панельными домами с вкраплением частных домов и 2-3-этажных домов "сталинского типа".
Прокладываются новые улицы, и в целях получения полезной для застройки площади, а также во избежание роста оврага, находящегося в зоне города, было решено ликвидировать Бабий Яр.
Планировалось залить овраг путем намыва грунта, транспортируемого сюда по трубам в виде пульпы [13] из карьеров Петровских кирпичных заводов, где производилась добыча глины, идущей на изготовление кирпича.
Проект передачи жидких грунтов был экспериментальным. По словам одного из авторов проекта, главного специалиста отдела горных и земляных работ Московского института "Проектгидромеханизация" К. Шепеленко, "на этом карьере впервые в Советском Союзе рождена схема работы с большой концентрацией грунта. Никто в Советском Союзе не работал на таких густых консистенциях [14] ".
На этом остановимся подробнее и детально рассмотрим, как принимались решения о замыве Бабьего Яра, что и привело к ликвидации оврага и изменению территории, а впоследствии к трагедии 13 марта 1961 года.
Вариант замыва отрогов Бабьего Яра был предложен 11 марта 1950 г. на техническом совещании при заместителе министра Промстройматериалов УССР Н. Иотенко, на котором рассматривались основные положения по гидромеханизации вскрышных работ на глиняных карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2, разработанных Всесоюзной конторой по проектированию и производству земляных работ способом гидромеханизации "Стройгидромеханизация" Министерства промышленности строительных материалов СССР (МПСМ СССР).
О вариантах разработки основных положений по гидромеханизации вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов докладывал начальник Киевского отделения "Стройгидромеханизация" Ф. Дацких.
Было предложено два варианта осуществления гидровскрышных работ:
1. Со сбросом пульпы в пойму реки Днепр.
2. С гидроотвалами в отроги Бабьего Яра [15].
Первый вариант, по мнению Ф. Дацких, в 1950 г. был практически не осуществим из-за сложности строительных работ, связанных с монтажом трубопровода двойного действия и сложности электроснабжения.
А вот второй вариант - "производство вскрышных работ с гидроотвалами в отроги Бабьего Яра" - являлся более выгодным как обеспечивающий выполнение плана гидровскрышных работ на Петровском участке в 1950 г.
Преимущество данного варианта, как записано в протоколе совещания, заключалось в следующем:
"а) малая потребность в металлических трубах - 1150 пог. метров при работе на карьере завода № 1 и 2800 пог. метров для работы на карьере заводов № 1 и № 2 в последующие годы;
б) небольшой объем строительно-монтажных работ;
в) возможность возврата в регулирующий бассейн осветленной воды с гидроотвалов [16]".
В результате обсуждения все склонились ко второму варианту как ускоряющему начало гидровскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов.
В принятом постановлении указывалось:
"1. Принять предложенный Всесоюзной конторой "Стройгидромеханизация" МПСМ СССР вариант производства вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 способом гидромеханизации со сбросом пульпы в Бабий Яр. <...>
4. Обязать начальника Киевского отделения всесоюзной конторы "Стройгидромеханизация" МПСМ УССР тов. Дацких Ф.В. начать производство подготовительных работ по очистке регулирующего бассейна, сооружение дамбы в отроге № 2 "Бабьего Яра", а также монтаж оборудования немедленно [17]".
8 марта 1950 г. Киевское управление "Стройгидромеханизация" обращается к начальнику отдела планировки и застройки Киева И. Козлову с ходатайством о разрешении складирования пульпы в урочище Бабий Яр.
В ответе И. Козлова указывалось:
"Отдел планировки и застройки города не возражает против замыва отрогов Бабьего Яра, подходящих к территории вскрыши Сырецких заводов, на полную глубину.
При проектировании учесть, что вдоль низа яра, находящегося на ул. Фрунзе, должен быть обеспечен в будущем выезд, с уклоном не более 4 %.
В отношении возможности засыпки верховьев Бабьего Яра будет сообщено дополнительно [18]".
Этим же отделом и было подготовлено решение о проекте и порядке организации гидроотвалов для вскрышных пород карьеров Петровских кирпичных заводов в отрогах Бабьего Яра, принятое Киевским горисполкомом 28 марта 1950 г. за № 582.
В решении говорилось:
"Учитывая необходимость вскрышных работ в карьерах кирпичных заводов № 1 и № 2 и целесообразность замыва отрогов Бабьего Яра, благодаря чему можно будет между Лукьяновкой и Куреневкой наладить удобное транспортное сообщение, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся постановил:
"<...>Принять предложенный Всесоюзной конторой "Стройгидромеханизация" МПСМ СССР вариант производства вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 способом гидромеханизации со сбросом пульпы в Бабий Яр [19]".
Вот так и было принято решение № 582, которое стало первым из серии решений по Бабьему Яру, приведших впоследствии к трагедии. Оно явилось основанием для составления проекта по ведению работ на отведенной территории.
В сентябре 1950 г. Всесоюзной конторой по проектированию и производству работ способом гидромеханизации "Стройгидромеханизация" Главстроя Министерства промышленности строительных материалов СССР был составлен технический проект гидромеханизации вскрышных работ на глиняном карьере Петровского кирпичного завода № 1 и представлен на рассмотрение Киевского горисполкома.
На заседании 24 октября 1950 г. проект был рассмотрен и изменен в части очередности ведения работ. Заводу было разрешено вести замыв отрогов № 1 и № 2, не замывая отрог № 3.
Аерофотозйомка Бабиного Яру, здійснена люфтваффе у вересні 1943 року. Джерело: vho.org
Решением № 2404 были определены отметки намыва в увязке с планировкой и будущим благоустройством:
"<...> Учитывая, что проектом гидровскрышных работ по кирпичному заводу № 1, разработанным конторой "Стройгидромеханизация", предусматривается залив только второго и третьего отрогов Бабьего Яра и до отметки "143", в то время как для полного заполнения отрогов следует провести намыв до отметок "150-175", исполнительный комитет Киевского городского Совета депутатов трудящихся постановляет:
1. Представленный проект намыва отклонить.
2. Предложить заводоуправлению Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2:
а) в первую очередь замывать отроги яра №№ 1 и 2 до отметок поверхности земли возле отрогов;
б) во вторую очередь предусмотреть намыв основного верховья яра, начиная от ул. Лагерной20 , с таким расчетом, чтобы намыв был произведен до отметок поверхности земли возле яра [21]".
Этим решением, по сути, предполагалось полностью сравнять с землей весь Бабий Яр, начиная с его верховьев около современной ул. Дорогожицкой.
Переводя отметку намыва на уровень поверхности земли, закладывали основание будущей катастрофы: над жилой частью города создавали на высоких отметках водохранилище грязи.
При малейшей ошибке пульпа могла хлынуть на окружающие районы, что и случилось 13 марта 1961 года.
С 1951 г. Киевское специализированное управление "Стройгидромеханизация" № 610 треста "Укргидроспецстрой" Министерства строительства УССР (бывшее Киевское отделение Всесоюзной конторы "Стройгидромеханизация") по договору с администрацией Петровских кирпичных заводов и в соответствии с техническим проектом начало вскрышные работы.
Было решено непроизводственные земляные породы (вскрышные грунты) размывать гидромонитором и в виде пульпы подавать земленасосом на отвалы в отроги Бабьего Яра.
По техническому проекту намыв отрогов Бабьего Яра планировалось осуществлять на протяжении восьми месяцев каждого года (с апреля по декабрь), но работы велись круглый год.
Пропуск ливневых и талых вод через овраг Бабий Яр был предусмотрен неудовлетворительно, не учитывалось, что Бабий Яр имеет глиняное ложе, поэтому вода через него плохо уходила. Намыв же производился интенсивно, без перерывов на естественную фильтрацию воды.
Согласно техническому проекту, работы по гидровскрыше должны производиться в течение одной смены в сутки, а в последующее время должно выполняться осветление воды и отвод ее с отвала. Фактически же намыв осуществлялся, как правило, в течение двух смен.
Соответственно каждый год корректировались сроки, объемы работ по вскрыше грунтов карьеров и намыву отрогов. Работы планировались отдельно по отрогам № 1, № 2 и № 3.
На протяжении 1951-1952 гг. были намыты отроги № 1 и № 2. Решением горисполкома № 2546 от 2 декабря 1952 г. Петровским кирпичным заводам было разрешено заливать и отрог № 3 до "отметки поверхности бровки оврага [22]", то есть до уровня земли, и эти работы длились до 13 марта 1961 года.
Работы по замыву отрога № 3 Бабьего Яра затягивались из-за технических сложностей по демонтажу проходящего здесь газопровода, поэтому киевский горисполком 16 ноября 1954 г. принимает еще одно решение № 1904 о заливе третьего отрога Бабьего Яра:
"Учитывая большие технические сложности демонтажа 500 м газопровода, уложенного в овраге (отрог № 3 Бабьего Яра) и невозможность отключения газоснабжения стеклотарного завода на период демонтажных работ, исполнительный комитет <...> постановляет:
1. Разрешить заводоуправлению Петровских кирпичных заводов <...> провести намыв участка отрога № 3, где проходит газопровод высокого давления <...>
2. Обязать заводоуправление Петровских кирпичных заводов в III квартале 1955 г. обеспечить работы по прокладке новой трассы газопровода (взамен намытого участка) трубами и финансированием [23]".
Городские власти так торопились сравнять Бабий Яр с землей, что готовы были заливать пульпой действующий газопровод.
Голова Київського виконавчого комітету міської ради депутатів трудящих (за нинішніми аналогами, голова КМДА) Олексій Давидов у робочому кабінеті. Олексій Йосипович керував містом з 1947 до 1963 року.
На його честь було названо вулицю на Русанівці. Кажуть, що водії трамваїв оголошували зупинку "Бульвар Олексія Давидова" як "Бульвар Дениса Давидова", висловлюючи таким чином протест проти дій влади, внаслідок яких у березні 1961 року загинуло біля 50 працівників Подільського трамвайного депо
Работы продолжались, и 12 апреля 1955 г. принимается еще одно решение за № 419 "О замыве верховья Бабьего Яра вскрышными породами Петровских кирпичных заводов № 1 и 2":
"В связи с необходимостью срочного обустройства продолжения ул. Мельникова24 и ул. Оранжерейной через верховья Бабьего Яра, в соответствии с Генеральным планом г. Киева, исполнительный комитет <...> постановляет:
1. Обязать заводоуправление Петровских кирпичных заводов № 1 и 2 перевести замыв верховья Бабьего Яра от ул. Лагерной до продолжения ул. Дорогожицкой25 до отметок поверхности земли около верховья <...>
2. Обязать Киевское отделение треста "Союзгидромеханизация" до 1 мая 1955 г. проложить до верховьев Бабьего Яра пульпопровод и построить водоотводные сооружения" [26].
И фактически с 1954 г. начинается замыв верховьев Бабьего Яра. В Бабьем Яру начала скапливаться вода, с которой существовавшая дренажная система справиться была не в состоянии.
"Овраг перерезают водосодержащие породы, вследствие чего нижняя часть склонов и дно частично заболочены, - отмечалось в геологической характеристике аварийного участка в районе Бабьего Яра, составленной инженером-геологом А. Власенко. - Постоянный водоток, протекающий по дну, имеет в обычное время дебет 8-10 л/сек. Вместе с широко развитой системой отвершков Бабий Яр представляет собой большую водосборную площадь и поэтому во время дождей расход водостока резко возрастает" [27].
На это и возможные последствия начальнику Киевского отделения "Гидромеханизации" Б. Ципенюку и директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брацыло еще 11 февраля 1957 г. указывал начальник Специнспекции Подольского района г. Киева Глущенко:
"Вследствие недостаточного надзора Вашими работниками на гидропульте по скрышиванию грунта канава Бабьего Яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время.
Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций.
С получением сего в целях предотвращения убытков Вам надлежит принять следующие меры:
1. На территории производственной площадки оборудовать бассейн и воду выпускать только чистую планомерно небольшими дозами.
2. За состоянием канавы систематически вести надзор и в случае закупорки принимать немедленные меры к прочистке, особенно выход из канавы на железнодорожную насыпь [28]".
Несмотря на предупреждения, дополнительные меры приняты не были, и овраг продолжали замывать. В 1958 г. горсовет распоряжением № 703 от 11 декабря 1958 г. поставил задачу залить верховья Бабьего Яра.
В распоряжении говорится:
"С целью обеспечения возможности в дальнейшем производить строительство дороги к новому кладбищу29, что пересекает овраг Бабий Яр, в месте, где в настоящее время кирпичные заводы № 1 и № 2 производят замыв территории низовьев Бабьего Яра, обязать:
2. Управление промстройматериалов: <...> б) не позднее 1.II.59 г. через соответствующие организации составить проект замыва верховья оврага Бабий Яр и начиная с апреля 1959 г. начать работы по замыву этих верховьев на отм. 165-166,0" [30].
Это было последнее решение горисполкома по замыву отрогов Бабьего Яра.
Тогда же общественность выступила против замыва оврага и строительства там парка:
"Кому это могло прийти в голову - засыпать овраг и на месте величайшей трагедии резвиться и играть в футбол? - писал В. Некрасов в "Литературной газете" в октябре 1959 г. - Нет, этого допустить нельзя! Когда человек умирает, его хоронят, и на могиле ставят памятник. Неужели этой дани уважения не заслужили 195 тысяч киевлян, зверски расстрелянных в Бабьем Яру, на Сырце, Дарнице, в Кирилловской больнице, в Лавре, на Лукьяновском кладбище!" [31]
Территорию продолжали замывать, и объем массы, которая должна была быть уложена в отроги, увеличивался с каждым годом: от 1,25 миллиона кубических метров грунта, как планировалось в 1950 , до 4 миллионов кубических метров, причем 3,2 миллиона кубических метров было намыто в третий отрог.
Строительство гидроотвалов в третьем отроге осуществлялось участками (террасами) от нижней до верхней части оврага. По объемам, отметкам и срокам намыва участки третьего отрога характеризовались такими данными:
На участок № 1 в период до 1955 г. было намыто до отметки 145 метров 568 тысяч кубических метров грунта.
Участок № 2 до высоты 155 метров и объемом 1,452 миллиона кубических метров намывался на протяжении 1956-1958 годов.
Участок № 3 объемом 1,076 миллионов кубических метров грунта намыт в 1959-1960 гг. до отметки 165 метров.
Все три участка (террасы) разделялись между собой намытыми для сдерживания земляной массы дамбами, высота которых равнялась: первой - 25 метров, второй и третьей - по 10 метров от подошвы до гребня.
Для сброса осветленных вод, из которых предварительно изымались посторонние примеси, на участке № 1 соорудили два колодца с четырьмя водоотводными металлическими трубами и стояками диаметром по 350 мм каждый. А на участках № 2 и № 3 построили для этой цели только по одному колодцу с одной металлической трубой диаметром 450 мм каждый.
Залишки однієї з дамб. Угорі видно свіжу забудову - схоже, по майбутній вулиці Теліги або на Петропавлівській
В начале 1961 г. специализированное управление "Гидромеханизация" № 610 должно было закончить работы в Бабьем Яру и передислоцироваться для выполнения аналогичных работ в Репьяхов Яр.
Однако, поскольку новый участок подготовлен не был, руководство СУ-610 дало указание продолжать намыв в Бабьем Яру, хотя уже в начале декабря 1960 г. отроги были заполнены до проектной отметки, и излишнее нагромождение разжиженного грунта могло привести к разрушению дамб.
Этот вопрос являлся предметом обсуждения на производственном совещании СУ-610 в декабре 1960 г., но дальнейший намыв прекращен не был. Местные жители задолго до аварии сигнализировали о том, что в овраге собирается вода, что она появляется на стадионе "Спартак", что может произойти затопление, и просили принять меры. Но ничего сделано не было.
Карта трагедії. Джерело: "Газета по-киевски"
В феврале 1961 г., закончив намыв последней, третьей сдерживающей дамбы в третьем отроге до отметки 166, специализированное управление "Гидромеханизация" № 610 приступило к замыванию озерка между дамбой № 3 и верховьем третьего отрога Бабьего Яра.
В результате работ на третьем участке образовалось сооружение - дамба-перемычка, которая поделила третий участок на два участка. Таким образом, была намыта не предусмотренная проектом так называемая дамба № 4 высотой 1 метр, то есть образовался четвертый участок.
Осветленную воду из озерка, созданного между перемычкой и верхней частью отрога, сбрасывала размещавшаяся наверху насосная станция. Вода в колодцы нижних террас не поступала.
7 марта 1961 г. насосную станцию демонтировали, а подача пульпы в озерко продолжалась до 7 часов утра 13 марта. Поскольку пульпа с 7 марта подавалась, осветленные воды не сбрасывались, а талые прибывали, уровень воды в озерке поднялся над отметками в нижней части дамбы на 90 сантиметров.
13 березня 1961 року. Пульпа рухається повз Кирилівську церкву і психіатричну лікарню. Зараз тут вулиця Теліги. Фото: giant-vision.livejournal.com
В результате этого в верхней части третьего отрога Бабьего Яра был накоплен огромный объем воды - 25-30 тысяч кубических метров, которая под воздействием сильного порывистого ветра волновыми ударами стала разрушать верхнюю кромку намывной дамбы, выполненной из песка.
В 6 часов 45 минут 13 марта 1961 г. вода, размывая намытую дамбу-перемычку четвертого участка, образовала в ней промоину и начала поступать в колодец на третьем участке. Заметив это, работник СУ-610 М. Соловей, который дежурил на отвале, попытался лопатой "залатать" промоину, но сделать этого не смог, поскольку грунт на участке и дамбе-перемычке был еще достаточно мерзлым.
А вода продолжала прибывать. Колодец не мог пропустить всю массу, вода начала переливаться через гребень третьей дамбы, снесла его и саму дамбу длиной 40, шириной 20 и высотой 8 метров.
Разрушив третью дамбу, вода начала прибывать на вторую террасу, с нее часть сбрасывалась колодцем на первую террасу, а основная масса воды активно разрушала уже вторую дамбу через ее гребень возле правого склона отрога. После этого разжиженная песчаная масса, падая с высоты, начала быстро ломать первую дамбу.
Разрушительную силу воды усиливал огромный перепад на первой дамбе, высота которой составляла 25 метров. Таким образом, первая и вторая дамбы, намытые из песка, в один миг были снесены водой, и в 8 часов 30 минут громадный поток густой грязи высотой в 4 и шириной в 20 метров со скоростью 3-5 метров в секунду стремительно понесся вниз - на Куреневку.
Затоплені будинки по вулиці Фрунзе
В отчете "Защитные мероприятия в районе Бабьего Яра", подготовленном в 1962 г. специальной комиссией Госстроя УССР дано такое описание аварии:
"Утром 13.03.1961 г. в отроге № 3 Бабьего Яра, выходящего на ул. Фрунзе Подольского района г. Киева, произошла авария. Она заключалась в том, что часть отвалов гидронамыва от вскрышных карьеров Петровских кирпичных заводов (из общего объема намытых масс в Бабьем Яру свыше 4 млн. куб. м, в том числе в отроге № 3 около 3,2 млн. куб. м.) пришла в движение.
Разжиженная масса, пройдя вниз по оврагу со скоростью 3-5 м в секунду занесла часть жилых кварталов между улицами Фрунзе и Ново-Константиновской площадью до 30 га. Объем массы, вынесенной на указанную площадь, составил по обмерам примерно 600 тыс. куб. м.
Остальная часть двигавшихся разжиженных земляных масс в объеме примерно 50 тыс. куб. м. отложилась на участке между упомянутыми гидроотвалами и улицей Фрунзе. <...> Растекание разжиженной земляной массы по указному выше участку продолжалось примерно 30 минут.
После разрушения дамбы № 1 и выноса разжиженной земляной массы в течение примерно 2-х часов продолжалось поступление воды из оврага на ул. Фрунзе [32]".
Узнав о трагедии в Бабьем Яру, председатель Киевского горисполкома А. Давыдов сразу же обратился в Прокуратуру республики и к прокурору города Е. Ледниковой с просьбой провести отдельное расследование обстоятельств, которые привели к гибели людей и нанесению значительного материального ущерба.
По решению Прокурора УССР Д. Панасюка была создана оперативно-следственная группа, в состав которой вошли следователи по расследованию особо важных дел при прокуроре республики. Были созданы Государственная экспертная комиссия по выявлению причин аварии в районе Бабьего Яра и Правительственная комиссия по ликвидации последствий аварии.
В Центральном Государственном архиве общественных организаций Украины хранятся ежедневные справки о проведенной работе по ликвидации последствий затопления в районе ул. Фрунзе Подольского района г. Киева, составленные председателем Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии вторым секретарем ЦК КПУ И. Казанцом для ознакомления членов и кандидатов в члены Президиума ЦК КП Украины.
Гриф "Ознайомити членів і кандидатів в члени Президії ЦК Компартії України" на "Довідці про хід робіт з ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району м.Києва" від 17 березня 1961 року
Источники - Історична правда и Київ. Фотолітопис
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]