Куреневская трагедия. Как и почему это произошло. Серия 2
15.03.2017 482 0 0 vakin

Куреневская трагедия. Как и почему это произошло. Серия 2

---
0
В закладки
Серия 1

Процитируем некоторые из них:

"13-го марта 1961 года в 8 часов 30 минут утра в результате прорыва ограждающей дамбы, сооруженной для производства замыва Бабьего Яра, водой и разжиженным грунтом была затоплена часть территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка. К 10 часам утра поступление воды прекратилось.

Вследствие затопления разрушено 68 жилых и 13 административно-производственных зданий. Приведены в негодность 298 жилых квартир, в том числе 163 в частных домовладениях, в которых проживало 353 семьи с общим количеством 1228 человек.

Выведены из строя энергоснабжение, газоснабжение и частично нарушена канализация прилегающего района.
В связи с этим вынуждены были отключить газ из 544 жилых домов (5792 квартир). Отключено также 82 коммунально-бытовых предприятия и 39 котельных установок.


Все, що залишилося від забудови приватного сектору на Куренівці після розчистки затопленої території

По состоянию на 10 часов вечера 13 марта из района затопления было эвакуировано 800 чел. и 117 пострадавших. Извлечено 25 трупов, в числе которых 4 мужчины, 19 женщин и двое детей. 15 трупов не опознаны.

По опросу пострадавших предполагается, что под завалами домов находится еще часть трупов. Из 15 неопознанных некоторые извлечены из сгоревшего автобуса, который ехал из Дымера. Через Дымерский Райисполком устанавливается личность этих людей.

Для ликвидации последствий затопления привлечены воинские части Киевского гарнизона, части войск МВД, пожарные команды, милиция, строительные организации, общественность города и необходимая техника".


В рятувальних роботах беруть участь військовослужбовці Київського гарнізону

<...>"По состоянию к 11 часам дня 14 марта 1961 года работы по ликвидации последствий затопления части территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка продолжались.

Очищено 120 погонных метров улицы им. Фрунзе, ведется расчистка трамвайных путей, детально обследуются дома, подвергшиеся затоплению, выносится имущество.

В течение ночи и утром извлечено из разрушенных зданий еще два трупа. Таким образом, всего извлечено на месте затопления 27 трупов.

За последнее время из места происшествия доставлено в больницы города 5 чел., а всего находится в больницах города 122 чел., пострадавших, в том числе 30 чел. находится в тяжелом состоянии, с большими трамвами. Среди пострадавших 38 мужчин, 77 женщин и 7 детей.

Организовано опознавание трупов в моргах. Все же до сего времени 15 трупов не опознаны.

По опросам родственников и местного населения не обнаружено 18 человек. Кроме того неизвестно, где находятся 21 чел. рабочих трамвайного парка, 4 человека завода Торгового машиностроения и 5 чел. родственников рабочих этого завода, которые находились в районе затопления".


Чоловік виносить до армійського броньовика якісь пожитки (схоже, спинку ліжка) зі зруйнованого будинку

<...> "Днем 14 марта и в ночь на 15 марта 1961 года работы по ликвидации последствий затопления части
территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка, продолжались.

В течение дня 14-го марта извлечено еще 5 трупов. Одна женщина, извлеченная из затопленного здания, умерла в больнице.

Таким образом, всего имеется трупов людей, погибших в результате затопления, 33 чел., в том числе 7 мужчин, 23 женщин и 3 детей. Не опознано 15 трупов.

Продолжают поступать заявления в отделения милиции города о пропавших людях. По состоянию на 9 часов вечера в органы милиции заявлено на 15 чел. судьба, которых неизвестна.

По заявлениям пострадавших, руководителей предприятия трамвайного парка, завода торгового машиностроения и по данным органов милиции число неизвестно пропавших составляет не менее 100 человек.

14 марта в больницы города были доставлены 4 чел. пострадавших. Всего пострадало в результате затопления 139 чел. Из этого количества сейчас находится в больницах 116 чел., 22 чел. выздоровело, а один умер.
На протяжении дня расселено по квартирам 219 семей из 361".


Розбита машина швидкої допомоги. Березень 1961 року

"<...> "На протязі дня і ночі 15 березня 1961 року силами громадськості, будівельників і військових частин продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнування в районі вулиці імені Фрунзе Подільского району.

Повністю обстежено 19 будинків, проводились роботи по розчистці вулиць, розселялись по квартирах сім'ї, які залишились без житла.

На 9 годин вечора знайдено ще 14 трупів людей, в тому числі 12 чол. в трамваї, який був покритий намулом. Таким чином за три дні в морги33 лікарень доставлено 53 трупи. Проводяться похорони загиблих.

За період ліквідації наслідків затоплення було відправлено в лікарні 139 чол. потерпілих, з яких 32 чол. вже видужало і виписані із лікарень, а один, як повідомлялось 14 березня, помер. Залишилось на лікуванні 106 чол."


Роботи з відкопування трамвая і тролейбуса, які втрапили в селевий потік

<...> "16 березня знайдено 11 трупів, а за весь період ліквідації аварії вилучено 63 трупи, померло в лікарнях 2 чол., а всього 65 чоловік.

Як заявляє населення в затоплених і зруйнованих будинках ще знаходиться 21 труп. Крім того невідомо де знаходиться 34 чол. трамвайного парку імені Красіна та 2 робітники заводу "Укрпромконструктор", які під час затоплення були в цьому районі.

Таким чином загальна кількість померлих, людей які перебувають в зруйнованих будинках, і осіб, участь яких невідома, складає приблизно 123 чол.

З числа загиблих поховано 46 чол. Перебуває в лікарнях міста 103 чол., серед яких в тяжкому стані знаходиться 29. Один з потерпілих 16 березня помер.

За станом на 16 березня перевезено в нові квартири 317 сімей. Не розселено ще 57 сімей, в тому числі 10 одинокі".


Побудовані військовими тичасові дерев'яні містки, які уможливлювали рух залитою глиною і болотом територією

<...> "18 і 19 березня знайдено ще 44 трупи загиблих. Таким чином, за період з 13 березня знайдено 113 трупів, від тяжких поранень померло в лікарнях 2 чол., а всього 115 чоловік.

Як заявляє населення та адміністрація трамвайного парку імені Красіна і заводу "Укрпромконструктор" на території затоплення і в зруйнованих будинках знаходиться ще приблизно 8 загиблих.

В лікарнях міста залишилось 97 потерпілих, в числі яких 26 знаходиться в тяжкому стані. За період з дня аварії в лікарні було доставлено 143 потерпілих, з числа яких 44 вже видужали і виписані."

<...> "20 березня знайдено 4 трупи. Від тяжких поранень в лікарні помер один чоловік. Таким чином за період з дня аварії, 13 березня, знайдено 117 трупів і 3 чол. померло в лікарнях, а всього 120 чол. З цієї кількості загиблих поховано 92 трупи.

На лікуванні в лікарнях міста перебуває 95 чол., з яких 25 знаходиться в тяжкому стані."

<...> "21 березня знайдено 4 трупи. Від тяжких поранень в лікарні помер один чоловік. Таким чином за період з дня аварії знайдено 121 труп і 4 чол. померло в лікарнях, а всього 125 чол. З цієї кількості загиблих поховано 119 трупів.

Як повідомляє населення і адміністрація трамвайного парку, заводів "Укрпромконструктор" і Торгового машинобудування, та за даними органів міліції на території затоплення знаходиться ще 19 чол.

На лікуванні в лікарнях міста перебуває 87 чол., з яких 20 знаходяться в тяжкому стані. За період з 13 березня видужали і виписані з лікарень 52 потерпілих.

Продовжується виплата грошової допомоги сім'ям потерпілих. 390 сімей одержали першу грошову допомогу в загальній сумі 38 900 карбованців. Призначена державна пенсія 27 чол. Торговельними організаціями міста завозиться для продажу потерпілим на місце їх проживання необхідне домашнє майно."


Продовжується відселення постраждалих

<...> "На протязі останніх чотирьох днів 22, 23, 24 і 25 березня 1961 року продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільского району. За ці чотири дні знайдено 12 трупів загиблих людей.

Таким чином, за весь період з дня ліквідації аварії знайдено 133 трупи і померло в лікарнях від тяжких поранень 4 чол., а всього загиблих 137 чоловік. З цієї кількості 132 трупи вже поховано. В числі загиблих 45 чоловік, 86 жінок і 6 дітей.

Як заявляє населення, адміністрація трамвайного парку та за даними органів міліції, на території затоплення знаходиться ще 8 загиблих, в тому числі три працівники трамвайного парку, двоє проживали на території, яка була затоплена, і три чоловіки, що проживали і працювали в інших районах, але в час аварії перебували на місці затоплення.

За період з 13 березня в лікарні міста було направлено 142 потерпілих, в тому числі чоловіків 41, жінок 88, дітей 13.

За станом на 25 березня в лікарнях міста залишився 71 потерпілий, 17 з яких знаходиться в тяжкому стані. За весь час з дня аварії видужали і виписані з лікарень 67 чоловік.

Всім 396 сім'ям, які потерпіли від затоплення і руйнувань, видано першу грошову допомогу в загальній сумі 48 800 крб., в тому числі 103 сім'ї, в яких є загиблі, одержали 14 400 крб.

Фінансові органи приступили до виплати потерпілим сім'ям грошей на придбання необхідного домашнього майна, одягу, взуття та інших предметів широкого споживання.

Органами Держстраху виплачується населенню відповідна компенсація за застраховані будівлі, майно та життя громадян. Всім 35 чол., яким належить одержувати пенсію, органами соціального забезпечення призначена державна пенсія". [34]


Зруйновані хати і дитячий садок

Как указано в правительственном сообщении:

"В результате аварии разрушены или серьезно повреждены 22 частных одноэтажных деревянных дома, 5 двухэтажных и 12 одноэтажных деревянных домов государственного жилого фонда и два одноэтажных общежития барачного типа. Общая площадь всех этих строений составляет 4774 кв. метра.

Подверглись разрушению производственные постройки трамвайного депо им. Красина, экспериментального завода "Укрпромконструктор" и стройдвора Управления капитальных ремонтов горисполкома.

Площадь разрушенных и поврежденных цехов составляет 5900 кв. метров. Трамвайное депо подлежит полному, а завод "Укрпромконструктор" частичному восстановлению.

Были также повреждены и временно выведены из строя сети и сооружения энерго- и газоснабжения, водопровода и канализации.


Загальний вигляд стадіону "Спартак" (нинішня адреса - Фрунзе, 105) після катастрофи. На горизонті видно Дніпро і портові крани Гавані

При аварии выведены из строя 7 трамвайных вагонов, из которых 5 находились в трамвайном депо, один троллейбус, один автобус и 2 пожарных автомашины, прибывшие для откачки воды из затопленных подвалов.
Общий материальный ущерб от затопления и разрушений составляет 3,7 млн. рублей.

В районе аварии погибло 145 человек. Из 143 пострадавших и доставленных в больницы города на 28 марта с. г. выздоровели 77 человек. Остальные находятся на излечении.

К 22 марта с. г. всем потерявшим жилье предоставлена жилая площадь в новых домах. Всего предоставлено 406 квартир жилой площадью около 12 тысяч квадратных метров.

Полностью восстановлены и функционируют все поврежденные коммунальные сети. Улица Фрунзе расчищена, по ней с 20 марта открыто движение городского транспорта. В ближайшее время будет закончена расчистка и вывозка земляных масс с территории, подвергшейся затоплению". [35]


На вулиці Фрунзе відновлено рух громадського транспорту

Согласно сообщению правительственной комиссии в результате аварии погибло 145 человек, а исследователь Куреневской трагедии А. Анисимов в своей книге "Киевский потоп. Куреневская трагедия 13 марта 1961 года", называет другую цифру: "по неофициальным данным Куреневская трагедия унесла жизни полутора тысяч киевлян [36]".

Действительно, в первый день после трагедии количества жертв никто не знал. Особенно напугало людей сообщение, которое прозвучало в информационном выпуске радиостанции "Голос Америки" в 14 часов, когда была названа огромная цифра - около пяти тысяч человек.

Можно предположить, почему указана именно эта цифра: вероятно, что для подсчета погибших взяли цифру 4963. Именно таким было общее число всех, кто поступил в киевские морги с начала года.

И еще об одной из версий появления такой цифры рассказывает Р. Долинский, работавший в это время заместителем прокурора Киева:

"По приказу председателя Правительственной Комиссии И. Казанца с помощью милиции и домоуправлений был составлен список всех киевлян, не ночевавших дома или отсутствовавших на работе с 13 марта 1961 г.
Скрупулезно разбирались по каждому человеку, брали у каждого собственноручно написанные объяснения. Люди признавались в разных прегрешениях: немотивированных задержках в командировках и пьяных загулах, в проживании у семейных женщин и мужчин, поездке к родственникам, пребывании на охоте и прочих разных местах.
Видимо эти списки, а они были строго конфиденциальны, ибо касались личной жизни граждан, кому-то попали на глаза [37]".

По заключению Государственной экспертной комиссии по выявлению причин аварии в районе Бабьего Яра:

"Согласно выводам привлеченных специалистов Академии наук УССР, Академии строительства и архитектуры УССР и проектных организаций авария произошла в результате ошибок, допущенных в проекте и нарушения технологии производства работ, производимых специализированным управлением № 610 Министерства строительства УССР, что привело к большому насыщению водой нижних слоев намыва и сосредоточению значительного количества воды в верховьях оврага" [38].

Об избытке воды и нарушениях при производстве работ говорил 20 марта 1961 г. член Государственной экспертной комиссии по выявлению причин аварии в районе Бабьего Яра доктор технических наук, профессор Киевского инженерно-строительного института А. Дранников:

"У меня нет сомнений в том, что если бы не было избытка жидкости, то не произошло бы аварии. Неужели жизнь людей должна была зависеть от метрового слоя валика, который должен был держать воду?.. Понятно, было нарушение и при производстве работ [39]".

Сразу ликвидировать причину аварии было невозможно, и еще в апреле 1961 г по заключению экспертов оставалась угроза повторного сползания намывного грунта.

Об этом писал в ЦК КПУ и Киевский горисполком прокурор Украинской ССР Государственный советник юстиции 1 класса Д. Панасюк:

"При осмотре экспертами гидроотвалов в отрогах Бабьего Яра 6 апреля 1961 года эксперты пришли к категорическому заключению о том, что в настоящее время положение с намывными грунтами в отрогах Бабьего Яра продолжает оставаться угрожающим и при выпадении атмосферных осадков не исключается повторное сползание разжиженных грунтовых масс из отрогов Бабьего Яра в район ул. Фрунзе". [40]

Чтобы избежать в дальнейшем повторения аварии в 1961-1962 гг. проводились мероприятия по укреплению территории Киевской областной больницы, психиатрической больницы им. Павлова и других прилегающих территориях, а в мае 1961 г. горисполкомом было принято решение № 752 "О прекращении производства кирпича на заводе № 2 Петровского заводоуправления кирпичных заводов".


Жовтень 1963 року. Будівництво нових будинків (здається, Фрунзе, 122 і 126) на місці колишньої малоповерхової забудови навпроти стадіону "Спартак" (праворуч у кадрі видно його огорожу).
За кількадесят метрів ліворуч за фотографом розташовано в'їзд у Подільське трамвайне депо, яке сильно постраждало від катастрофи.
Трамвайна лінія на Поділ існує досі, так само як і тролейбусний маршрут №18 на Майдан Незалежності. В 1961 році "вісімнадцятка" існувала тільки рік, а в селевому потоці загинув тролейбус із бортовим номером 110

И еще один аспект, который никогда не затрагивался, поскольку данные находились под грифом "Совершенно секретно" - реакция жителей города на происшедшие события.

Об этом говорится в справках и информациях, которые готовили для ЦК КПУ Председатель КГБ при СМ УССР В. Никитченко и начальник Управления КГБ при СМ УССР по Киевской области генерал-майор П. Тихонов.

Приводим выдержки из ежедневных справок и информаций за период с 14 по 22 марта 1961 года:

"От агентуры, доверенных лиц продолжают поступать сообщения о реагировании населения на происшествие. Большинство лиц, с которыми общались агентура и доверенные лица положительно реагировали на сообщение Киевского радио41 о происшествии, однако отдельные лица высказывали нездоровые и неправильные суждения.

<...>"У нас ничего не сообщают по случаю подольской аварии, и сколько погибло людей и сколько убытков нанесено государству. А вот, когда за границей случается что-нибудь подобное, у нас моментально сообщается во всей прессе".

<...> Там надо было бы памятник поставить, а не разворачивать такое строительство".

<...> "Наконец-то. А то, говорят, "Би-би-си" об этом сообщило еще 13 марта. 52 человека убитых - это выглядит преуменьшено".

<...> "А виновники катастрофы указаны? Нет. Это безобразие! Виновники, безусловно, есть. Это те люди, которые отвечали за технику безопасности на строительстве. Их надо привлечь к ответственности".

<...> "Возмутительно, что газета "Вечерний Киев" сегодня не поместила правительственное сообщение. Радио слушали не все, а атмосфера в городе накалена. Лучше бы газета вышла позже, но с подробным материалом о событиях".

<...> "Интересно, вчера по радио передали об этом "ЧП" - самая явная брехня. Одним словом, все очень возмущены этой передачей по радио. Кому врут? Ведь передавали только для Киева, где всем очень хорошо известно. Если бы эта передача была в более широком масштабе, тогда бы как-то оправдывалась такая ложь, чтобы не поднимать паники".

<...> "Би-би-си" передало по радио об этой катастрофе, что в Киеве погибло и осталось без крова около 20 тысяч человек, а Киев сообщил, что погибло всего 54 человека. И те и другие страшно врут. Погибло 2-3 тысячи".

<...> "в результате общения оперативного состава Управления КГБ при СМ УССР по Киевской области с гражданами, осматривающими место происшествия, выявлен ряд случаев, когда некоторые лица, в связи со случившимся, высказывают недовольство в адрес председателя горсовета т. Давыдова42 и считают, что советскими и партийными органами будут приняты меры к освобождению его от должности председателя горсовета".

<...> "Судя по рассказам, можно предположить, что действительно жертв было больше. Обидно только, что для того чтобы снять, наконец, председателя горсовета с его поста, понадобилось столько жертв. Его ведь давно было пора прогнать из горсовета".

<...> "В происшедшем виноват председатель горисполкома Давыдов, так как о том, что в месте прорыва уже давно просачивалась вода, сообщали жители этого района в райисполком и горисполком".

<...> "Сейчас уже достоверно известно, что бедствие на Подоле является следствием возмутительно халатного и преступного отношения руководителей карьерного хозяйства по добыче глины для кирпичных заводов". <...>

<...> "Часть лиц еврейской национальности продолжают высказывать нездоровые суждения, связывая строительство объекта в Бабьем Яру с жертвами, расстрелянными немцами в период Отечественной войны".

<...> "Надумали строить гнилой массив на Бабьем Яру, вместо того, чтобы построить там памятник погибшим евреям".

<...> "Это поднялись трупы евреев, расстрелянных немцами в период оккупации г. Киева".

<...> "Не надо было осквернять память погибших в Бабьем Яру, поэтому и случилось такое бедствие".

<...> "Лица, из числа церковников, происшедшую катастрофу связывают с закрытием Киево-Печерской Лавры.

<...> "Лавру 11 марта закрыли и всех повыгоняли, а 13 марта на Куреневке случилось бедствие, погибли тысячи людей. От Кирилловской больницы шла валом вода, смешанная с песком и глиной, и все, что попадалось на пути, было сметено. Погибло много людей. Вот чудо и ужас. Гнев божий".

<...> "Отдельные лица из числа верующих, высказывают свое недовольство закрытием Печерской лавры. Наибольшую активность в этом проявляют реакционно настроенные верующие, проживающие в районе Печерской лавры, заявляя:

"Вот антихристы закрыли Лавру, нашли какие-то трещины, а Лавра с трещиной тысячу лет простояла, и еще тысячи лет будет стоять, потому что ее охраняют святые угодники. А те, кто закрыл Лавру слепые люди. Они малые трещины в Лавре увидели, а больших на Куреневке не заметили. И господь их наказал [43]".

Городские власти сразу же приступили к ликвидации последствий аварии. Но главной целью по-прежнему оставалась застройка местности.

Были проведены перепланировка самого Бабьего Яра и окружающей территории, появилась новая магистраль - Новоокружная (1969-1993 гг. - Демьяна Коротченко, с 1993 г. - Олены Телиги).

При этом соображения хозяйственной экономии вновь превалировали над мерами безопасности.

"В связи с необходимостью строительства окружной магистрали по тальвегу Бабьего Яра, - писал 3 декабря 1961 г. главный инженер института "Киевпроект" Ю. Матвиевский заместителю председателя горисполкома А. Бардашу и председателю комиссии Госстроя УССР по наблюдению за мероприятиями в Бабьем Яру доктору технических наук П. Слипченко, - отметки которой зависят от отметки верха защитной дамбы, представители института "Киевпроект" на ряде совещаний в комиссии Госстроя и в Киевском горисполкоме ходатайствовали о снижении защитной дамбы для уменьшения объема насыпи Окружной магистрали", сооружение которой планировалось в следующем году.

В 1962 г. принимается решение об окончательной ликвидации кладбищ на ул. Мельникова и перепланировке этой территории.

В последующее десятилетие последовательно уничтожается Еврейское кладбище, где размещается спортивный комплекс и комплекс телецентра, старая часть Воинского (бывшего Братского) кладбища, на котором возводится телебашня. Мешающие строительству сооружения сносятся, зеленые насаждения вырубаются.


Будівництво Київської телевежі на місці знесених кладовищ. Кінець 1960-их

В 1980 г. на территории Бабьего Яра в основном было закончено строительство парка культуры и отдыха Шевченковского района площадью 118 га (архитекторы В. Гопкало, В. Гречина, В. Коломиец) и овраг Бабий Яр практически исчез с лица земли.

Осталась нетронутой только небольшая часть верховья Бабьего Яра, где 2 июля 1976 г. был открыт памятник "Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру" (скульпторы М. Лысенко, О. Витрик, В. Сухенко, архитекторы А. Игнащенко, Л. Иванченко, В. Иванченков).


Пам'ятник радянським громадянам і військовополоненим, розстріляним нацистами в Бабиному Яру

О трагедии 13 марта 1961 г. напоминают два мемориальных знака.

Один вблизи проходной трамвайного депо с именами погибших сотрудников. Другой на ул. Олены Телиги у самого яра, установленный в марте 2006 г. в память 45-летия трагедии.


Пам'ятник біля Бабиного Яру

То, что произошло, остается горьким уроком последствий халатности и безответственности. Ведь Куреневской трагедии могло и не быть, если бы не пресловутый "человеческий" фактор.

По факту трагедии было возбуждено уголовное дело. Его рассматривала со 2 по 24 августа 1961 г. судебная Коллегия по уголовным делам Киевского областного суда.

Был вынесен судебный приговор по статье 165 ч. 2 (злоупотребление властью или служебным положением, которые привели к тяжким последствиям).


"Трагічно загинули при виконанні службових обов'язків..." - меморіальний знак в пам'ять про загиблих 13 березня 1961 року працівників трамвайного депо імені Красіна (нинішнє Подільське). 50 прізвищ

Признаны виновными и осуждены на разные сроки лишения свободы 6 человек: начальник, главный инженер и начальник Петровского участка СУ-610, главный инженер треста "Укргидроспецстрой", и два московских проектировщика - за то, что допустили выпуск технического проекта с ошибками.

Джерела і примітки:

1. Название Бабий Яр появилось в ХV веке. Первое упоминание - 1401 г., когда владелица этой земли женщина (баба)-шинкарка продала ее Доминиканскому монастырю.
2. ЦГАВОУ ф. 4906, оп. 1, д. 6. л. 63.
3. Некрасов В. По обе стороны океана. Записки зеваки. Саперлипопет, или если б да кабы, да во рту росли грибы. - М., 1991. - С. 181.
4. История Киева. - Т. 3. - Кн. 1. - К., 1985. - С. 419.
5. ДАК, ф. Р-1, оп. 4, д. 33, л. 147.
6. ЦГАООУ, ф. Р-1, оп. 24, д. 963,л. 2.
7. ЦГАООУ, ф. 1, оп. 79, д. 191, л. 281.
8. ЦГАООУ ф. 1, оп. 79, д. 191, л. 183.
9. ЦГАООУ, ф. 1, оп. 79, д. 191, л. 113.
10. ЦГАООУ ф. 1, оп. 79, д. 191, л. 269.
11. Ныне Соломенский район
12. Ныне Шевченковский район
13. Смесь воды и грунта, получаемая при земляных работах гидравлическим способом.
14. ЦГАООУ ф. 1 оп. 24, д. 5360. л. 23.
15. ДАК, ф. Р-1446, оп. 1, д. 3, л. 63.
16. ДАК ф. Р-1446, оп. 1, д. 3, л. 63-64.
17. ДАК ф. Р-1446, оп. 1, д. 3, л. 65.
18. ДАК ф. Р- 1446, оп. 1, д. 3, л. 9.
19. ДАК ф. Р- 1446, оп. 1, д. 3, л. 64.
20. Ныне ул. Дорогожицкая
21. ДАК, ф. Р-1446, оп. 1, д. 3, л. 10.
22. ДАК ф. Р-1446, оп. 1, д. 3, л. 70.
23. ДАК ф. Р-1446, оп. 1, д. 3, л. 71.
24. Мельникова улица в 1869-1922 гг. и 1944-1957 гг. имела название ул. Дорогожицкая. Современное название в 1922-1944 гг. и с 1957 года.
25. В документе одна и та же улица называется то ул. Мельникова то ул. Дорогожицкая.
26. ДАК ф. Р-1446, оп. 1. д. 3, л. 72.
27. ДАК ф. Р-1446, оп. 1, д. 19, л. 6.
28. ДАК, ф. Р-1446, оп. 1, д. 3, л. 8.
29. Имеется в виду дорога на Берковецкое кладбище.
30. ДАК, ф. Р-1446, оп. 1, д. 3, л. 73.
31. Некрасов В. Почему это не сделано?//Литературная газета. - 1959 - 10 октября.
32. ДАК ф. р-1446, оп. 1, д. 4, л.. 13, 15.
33. Городской на ул. Оранжерейной, больничные - Октябрьской больницы на ул. Мечникова, клиники бульваре Шевченко и психоневрологической больницы им. Павлова.
34. ЦГАООУ ф.1, оп.24, д. 5358, л. 18,21, 22-23, 25-26,33, 34, 39, 40, 41, 54. Справки даны на языке оригинала.
35. ЦГАООУ ф.1, оп. 24, д. 5358, л. 15-17.
36. Анисимов А. Куреневский потоп. Куреневская трагедия 13 марта 1961 г. - К., 2003, - с. 13.
37. Киевские ведомости. -2008. - 25 марта.
38. ЦГАООУ ф.1, оп. 24, д. 5358, л. 15.
39. ЦГАООУ ф.1, оп. 24, д. 5360, л. 34 - 35.
40. ЦГАООУ ф.1, оп. 24, д. 5358 л..5
41. Только 16 марта 1961 г. городское радио сообщило о трагедии, радио слышали не все, а в газетах об этом не было ни слова. И передача велась только для Киева, в масштабах страны об этом сообщено не было.
42. Давыдову А.И. в марте 1961 г.был объявлен строгий выговор за отсутствие контроля со стороны горисполкома и его управлений за качеством выполняемых работ по гидронамыву в Бабьем Яру.
43. ОГА СБУ Ф. 1, оп. 20, д.10, л. 43. 44. 53, 77, 78, 80, 81, 92, 93.

Источники - Історична правда и Київ. Фотолітописуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]