Как виртуальные диктаторы встречают свой конец
---
Яркое солнце, бутылка рома и сигара. А ты такой сидишь на балконе своего особняка и наблюдаешь, как размеренно течет жизнь городка, расположенного где-то посреди Карибского моря.
Примерно так можно представить себе роль Эль Президенте в играх серии Tropico. Кого вообще волнует, что происходит в мире, когда вокруг тебя тропический рай. Сегодня поедешь на ферму, проверить чтобы урожая хватило. Завтра на шахту, проинспектировать безопасность. А всю остальную неделю можно посвятить рыбалке или футболу.
Ведь ты хороший диктатор, много не воруешь, людей в джунглях не стреляешь, а недавно построил телевизионную станцию. Так что народ тебя любит, уважает и желает долгих лет власти.
Но это скорей исключение. Практика показывает, что в играх тираны заканчивают плохо. Так что сегодня давайте вспомним несколько крупных виртуальных диктаторов и разберемся, как они закончили свои дни.
Пока смотрите, подумайте, каким диктатором вы хотели бы стать?
В своей чистой форме, диктатура во многом напоминает монархию. Обе формы правления включают единого лидера. Обе не допускают политического разнообразия и независимых средств информации. А главные отличия лишь в способах прихода на трон. Однако и в том, и в другом случае правители могут занимать свое место десятилетиями. Нередко до гробовой доски.
Мы привыкли демонизировать диктаторов. Особенно, когда они бессменно сидят на престоле, лишая людей права выбора. Но, многие из тех, кого мы называем тиранами или деспотами, выбрали этот путь не от лучшей жизни. Некоторые вовсе стремились принести пользу.
В качестве такого примера, можно вспомнить Эндрю Райана — строителя подводного города Рапчур из BioShock. Этот гениальный идеалист создал утопию без цензуры и ограничений, бросая вызов привычным системам. В его представлении художник не должен просить разрешения, а ученый свободен от примитивной морали.
Несмотря на свою ненависть к коммунистам и неприязнь к капиталистам, Райан жестоко разбирался со своими конкурентами. Находясь в своей золотой клетке он игнорировал серьезные экономические, социальные и политические проблемы, отказываясь идти на компромисс.
Воспользовавшись недовольством, его главный соперник, Фрэнк Фонтейн, собрал толпу и организовал гражданскую войну, разделившую подводный Восторг. Райану удалось подавить конфликт, но к тому времени мечта оказалась разбитой. Город превратился в антиутопию. Параноидальный диктатор закрылся от общества, придавленный своей тиранией, словно толщей воды.
Спустя более 15 лет правления городом, Эндрю Райан простился с жизнью несчастным и сломанным человеком. Убитый клюшкой для гольфа, по своему же приказу.
Внешне Пэйган Мин из Far Cry 4 совсем не похож на Райана. Амбициозный сын наркобарона после смерти отца заработал себе много врагов и решил найти убежище в раздробленном государстве Кират.
Воспользовавшись гражданской войной Мин убил наследника трона и назвал себя новым лидером. От типичных диктаторов он отличается ярким нарядом, эксцентричным насилием и странно умиротворенным подходом даже к шокирующим событиям.
Его мягкая речь и спокойная харизма располагают к себе. В то же время он держит Кират железной хваткой за шкирку, наполняя СМИ пропагандой и вводя новые законы по прихоти.
Однако, подобно Райану, в действительности Мин ведет образ жизни затворника, сделав королевский дворец персональной темницей. По мере игры, нам открываются человеческие черты Пэйгана. Его любовь к матери протагониста, желание договориться о мире после рождения дочери, планы по улучшению жизни в Кирате…
Конец для Мина неоднозначен, так как у нас была возможность решить судьбу этого деспота. На самом же деле, то что мы видим в Far Cry — это не более чем тень от того человека, каким Пэйган мог стать, если бы горе от потерянной дочери не разрушило его изнутри.
Окруженный богатством, комфортом и властью, Мин слишком умен, чтобы довольствоваться только земными благами. Это душевное одиночество хорошо отражено в сцене, где диктатор говорит про помощь. О том, что глупо звать подмогу эсэмэсками, ведь надо кричать, из глубины, от души. И тут же показывает на своем примере, а после прислушивается к тишине.
Нельзя напечатать лицо на деньгах и думать, что купил себе понимание и близость. Так что спустя десятилетия на престоле, Пэйган так и остается сам по себе, окруженный богатствами одиночка. А сколько он еще проживет, не так уж и важно.
Еще один характерный тип тирана-диктатора можно встретить в Wolfenstein: The New Colossus. Точнее двух!
На первом месте, конечно же Гитлер. Старый и дряхлый, этот дед никого не заботит, в чем-то скорей вызывает жалость, чем страх. После десятилетий своего деспотизма, он фактически изгнан из дома и живет на Венере — в самом далеком доме для престарелых, который можно найти.
Адольфа не окружают любящие люди. Его скорей терпят, пока он продолжает медленно погружаться в деменцию, словно в тягучую атмосферу токсичной планеты. Символичный конец для некогда самого важного диктатора на Земле.
На фоне старого маразматика, Ирен Энгель выглядит больше похожей на настоящего диктатора. Она задает повествование и формирует повестку. Она управляет нацистскими силами и лично казнит Бласковица перед миллионами, демонстрируя свою безграничную власть.
И эта уверенность в своей непобедимости играет с Ирен злую шутку. Убежденная в своем превосходстве, она забывает, что диктатор не может позволить себе отдых и расслабление.
Оказавшись в петле экстаза, Энгель не замечает, как земля под ногами начинает трястись. Ростки революции укрепляются, а убежденные в своем превосходстве не видят, как зреет раздор.
В итоге мы видим, как последние минуты своей жизни, Ирен проводит в окружении фейков. Нарочито позитивный ведущий, записанный смех с аплодисментами и картонная аудитория. Упиваясь собой, психопатка замечает врагов когда уже поздно. Тогда происходит финальный раскол, но теперь в ее черепе. От топора.
На фоне трех примеров выше, диктатура в серии Tropico выглядит не таким уж плохим карьерным путем. Тут каждый из нас решает, какие методы применять и к чему стремиться.
При желании, можно пойти по пути Эндрю Райана и построить свой Рапчур. Или выбрать вариант Пэйгана, с пестротой, за которой скрывается боль. Как насчет роли Ирен, жестоко давящей несогласных в окружении сплошной фальши?
Но история напоминает, что диктатура не бесконечна. Пусть некоторые лидеры и сидят в своих клетках, маринуясь в окружении подхалимов, но и их век проходит.
А в итоге, значение будет иметь лишь то, что они оставят после себя. Правда, когда приходится держать сотню поводков от своих цепных псов, единственный значимый след, который оставишь — это пятно на ковре.
Так что пусть диктатура остается только в виртуальных мирах, там где есть сейвы.
Источник: games.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]