Дети большой матери: как живут индейцы зуни
---
300 лет они воевали с испанцами, потом полтора века «дружили» с американцами. Им запрещали говорить на родном языке и соблюдать обряды. Но индейцы племени зуни сохранили свою культуру. Помогла родная земля.
Придя на наши земли, испанцы потребовали женщин и бирюзу. Воины зуни разбили испанский отряд и казнили их командира. С тех пор испанцы принесли нам много несчастий. Но все в этом мире имеет две стороны. В годы перемирия мы учились у испанцев. До встречи с ними индейцы пуэбло никогда не видели лошадей и овец. Мы стали разводить животных. Мы научились выращивать плодовые растения, овладели кузнечным и ювелирным делом. Смогли торговать с соседями.
Потом пришли американцы. Для них мы были недочеловеки! Следом за их армией катилась лавина поселенцев, прибиравших к рукам наши земли. Но у нас с американцами оказались общие враги — навахо и апачи, чьи набеги не давали нам житья. Мы доставляли американской армии продовольствие, служили у них проводниками. И американцы не остались в долгу. Зуни подписали с ними мирные договоры, по которым получили право собственности на многие земли предков.
Наших детей отправляли в школы-интернаты подальше от дома. Переодевали в форму, стригли и не разрешали говорить на родном языке. Даже в резервациях индейцам были запрещены ритуальные танцы и церемонии. Но вся история нашего народа, не имевшего письменности, — только в танцах и песнях-сказаниях.
Герой
Арлен Кьютоки
Вождь племени зуни. 58 лет. Получил среднее образование в резервации. Прошел обучение в Полицейской академии штата Нью-Мексико, а также в Академии штата при Бюро по делам индейцев. Работал полицейским, рейнджером, обвинителем и юридическим консультантом по вопросам домашнего насилия. Избирался в Совет племени. В 2010 году был избран на третий срок на пост главы правления резервации.
КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
зуни (зуньи)
Проживают на западе штата Нью-Мексико, США. Общая численность около 12 тысяч человек. Принадлежат к группе индейцев пуэбло, которые раньше других племен начали вести оседлый образ жизни (пуэбло — от исп. pueblo — поселение, город). В штат Нью-Мексико предки индейцев пуэбло пришли 5–6 тысяч лет назад. Первая встреча народа зуни с европейцами (испанскими конкистадорами) состоялась через 50 лет после открытия Колумбом Америки.
На фото: традиционные украшения из бирюзы и других камней на беленом черепе буйвола — для продажи
Закон запретил полигамию. И тем самым поставил одиноких женщин на грань выживания. Кому охотиться, чтобы прокормить их?
И все-таки зуни сумели сберечь свою культуру. Сама земля предков хранила нас. Люди уходят в большой мир, учатся там, работают, но часто возвращаются, потому что легко и свободно дышится только здесь.
Миссия Девы Марии Гваделупской — один из памятников эпохи испанской колонизации
Где бы ни жили зуни, вступать в брак они приезжают сюда, на землю предков. Молодые должны происходить из разных кланов племени. А в остальном все, как и повсюду в Америке. Так же ухаживают, регистрируют брак у мирового судьи или просто живут вместе.
Традиционно дочери живут в доме матери со своими детьми и мужьями, как и неженатые сыновья. У матери в большой семье главная роль. Женщине в нашей культуре отведено почетное место — как источнику новой жизни. Когда-то было проведено исследование: у мальчиков зуни спросили, кем бы они хотели стать, если бы могли в кого-то превратиться? Так вот, 10 процентов ответили, что превратились бы в сестер или матерей.
Если женщина решила развестись с мужем, она просто выставляет его вещи на порог. И мужчина возвращается в дом своей матери. Жилье и все имущество остается за женщиной. Так заведено. Дети принадлежат клану матери по женской линии и при разводе родителей всегда остаются с матерью. Новый муж будет относиться к ним как к своим. У нас нет понятия незаконнорожденного ребенка, как и нет понятия алиментов.
У нас не принято воспитывать детей на запретах. Мы даем им круг свободы, чтобы они лучше узнали жизнь. Мы прививаем детям самостоятельность, уважение к старшим, доброе отношение к людям и ко всем живым существам. Учим их единению с природой.
Мужчины зуни в танце изображают орлов
Девочка, готовая объявить себя взрослой, утром приходит в дом матери своего отца, чтобы целый день перемалывать кукурузные зерна. Таким образом она заявляет, что готова внести вклад в жизнь семьи. Кукуруза — священная еда, основная пища зуни. Мальчик, когда наступает время, попадает под крыло «духовного отца», которого выбирают родители. Под его руководством юноша пройдет церемонию инициации, получит представление о религиозных и гражданских обязанностях.
Зуни-Пуэбло пользуется суверенитетом, мы сами решаем свои дела. У нас здесь свои законы, американским они не противоречат, но часто отличаются от них. У зуни своя полиция и маленькая тюрьма. Особо серьезные случаи рассматриваются в Верховном суде штата Нью-Мексико специалистами по индейскому праву.
У нас есть особая форма общественного контроля. О дурном поведении кого-то из соплеменников могут публично поведать на главной площади «священные клоуны». Они олицетворяют духов, призванных прилюдно высмеивать наши пороки, задавать трудные вопросы жрецам и властям, говорить о чем угодно, нарушая принятые в племени табу. Это бывает весело.
Зуни считается успешным племенем. Но наш успех относительный. Мы бедный народ. Более 60 процентов жителей пуэбло числятся безработными и получают пособия. Небольшой приработок дают людям наши знаменитые ювелирные украшения и керамика.
Как глава правления я ищу деньги на благо пуэбло. Кроме того, приходится выступать в судах и всякого рода комиссиях, добиваясь возврата незаконно отнятых у нас когда-то земель, компенсаций за попранные права. Мы не требуем больше того, на что имеем право. Поэтому часто закон бывает на стороне зуни.
Оглядываясь вокруг, я задаю себе вопрос: что же принес Колумб нам, коренным жителям, — благо или несчастье? Лет сто назад мы бы без колебаний сказали, что из-за Колумба потеряли свой рай. Но сегодня... Не думаю, что зуни хотели бы вернуться в век томагавков, отказавшись от электричества, водопровода, автомобиля, телевизора, Интернета, компьютера — всего того, что мы знаем сейчас.
Что нужно сделать в Зуни-Пуэбло (США, Нью-Мексико)
Увидеть музей истории и культуры зуни Ashiwi Awan и храм миссии Девы Марии Гваделупской (1630 года).
Съесть свежеиспеченный горячий хлеб «пуэбло» из традиционной семейной пекарни или оладьи из голубой кукурузы.
Выпить любой освежающий напиток. На территории резервации сухой закон. За нарушение предусмотрен штраф.
Жить в простенькой, но приличной семейной гостинице c индейским колоритом The Inn at Halona (категория Bed & Breakfast, от 75 долл. в сутки за человека в номере плюс по 10 долл. за каждого дополнительного жильца).
Перемещаться на арендованном в ближайшем городе Гэллап автомобиле (от 14 долл. в сутки).
Купить в подарок один из традиционных индейских амулетов, защищающих от злых духов (от 20 долл.), для себя — оригинальные украшения из серебра и бирюзы (от 50 до 300 долл.) в Zuni Visitor & Arts Center.
Памятка путешественнику
США, Нью-Мексико, Зуни-Пуэбло
Столица штата: Санта-Фе
Площадь: 315 194 км² (5-е место в США)
Население: 2 085 300 чел. (36-е место в США)
Плотность населения: 6,62/ км² (45-е место в США)
Экономика: 3-е место по добыче нефти и газа в США. Развита угольная промышленность (добыча в районе Гэллапа)
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Альбукерке (крупнейшего города Нью-Мексико) ~ 9350 км (от 17,5 часа в полете с одной пересадкой), далее на арендованной машине ~ 250 км до Зуни-Пуэбло
ВРЕМЯ отстает от московского на 10 часов
ВИЗА США
ВАЛЮТА доллар
Придя на наши земли, испанцы потребовали женщин и бирюзу. Воины зуни разбили испанский отряд и казнили их командира. С тех пор испанцы принесли нам много несчастий. Но все в этом мире имеет две стороны. В годы перемирия мы учились у испанцев. До встречи с ними индейцы пуэбло никогда не видели лошадей и овец. Мы стали разводить животных. Мы научились выращивать плодовые растения, овладели кузнечным и ювелирным делом. Смогли торговать с соседями.
Потом пришли американцы. Для них мы были недочеловеки! Следом за их армией катилась лавина поселенцев, прибиравших к рукам наши земли. Но у нас с американцами оказались общие враги — навахо и апачи, чьи набеги не давали нам житья. Мы доставляли американской армии продовольствие, служили у них проводниками. И американцы не остались в долгу. Зуни подписали с ними мирные договоры, по которым получили право собственности на многие земли предков.
Наших детей отправляли в школы-интернаты подальше от дома. Переодевали в форму, стригли и не разрешали говорить на родном языке. Даже в резервациях индейцам были запрещены ритуальные танцы и церемонии. Но вся история нашего народа, не имевшего письменности, — только в танцах и песнях-сказаниях.
Герой
Арлен Кьютоки
Вождь племени зуни. 58 лет. Получил среднее образование в резервации. Прошел обучение в Полицейской академии штата Нью-Мексико, а также в Академии штата при Бюро по делам индейцев. Работал полицейским, рейнджером, обвинителем и юридическим консультантом по вопросам домашнего насилия. Избирался в Совет племени. В 2010 году был избран на третий срок на пост главы правления резервации.
КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
зуни (зуньи)
Проживают на западе штата Нью-Мексико, США. Общая численность около 12 тысяч человек. Принадлежат к группе индейцев пуэбло, которые раньше других племен начали вести оседлый образ жизни (пуэбло — от исп. pueblo — поселение, город). В штат Нью-Мексико предки индейцев пуэбло пришли 5–6 тысяч лет назад. Первая встреча народа зуни с европейцами (испанскими конкистадорами) состоялась через 50 лет после открытия Колумбом Америки.
На фото: традиционные украшения из бирюзы и других камней на беленом черепе буйвола — для продажи
Закон запретил полигамию. И тем самым поставил одиноких женщин на грань выживания. Кому охотиться, чтобы прокормить их?
И все-таки зуни сумели сберечь свою культуру. Сама земля предков хранила нас. Люди уходят в большой мир, учатся там, работают, но часто возвращаются, потому что легко и свободно дышится только здесь.
Миссия Девы Марии Гваделупской — один из памятников эпохи испанской колонизации
Где бы ни жили зуни, вступать в брак они приезжают сюда, на землю предков. Молодые должны происходить из разных кланов племени. А в остальном все, как и повсюду в Америке. Так же ухаживают, регистрируют брак у мирового судьи или просто живут вместе.
Традиционно дочери живут в доме матери со своими детьми и мужьями, как и неженатые сыновья. У матери в большой семье главная роль. Женщине в нашей культуре отведено почетное место — как источнику новой жизни. Когда-то было проведено исследование: у мальчиков зуни спросили, кем бы они хотели стать, если бы могли в кого-то превратиться? Так вот, 10 процентов ответили, что превратились бы в сестер или матерей.
Если женщина решила развестись с мужем, она просто выставляет его вещи на порог. И мужчина возвращается в дом своей матери. Жилье и все имущество остается за женщиной. Так заведено. Дети принадлежат клану матери по женской линии и при разводе родителей всегда остаются с матерью. Новый муж будет относиться к ним как к своим. У нас нет понятия незаконнорожденного ребенка, как и нет понятия алиментов.
У нас не принято воспитывать детей на запретах. Мы даем им круг свободы, чтобы они лучше узнали жизнь. Мы прививаем детям самостоятельность, уважение к старшим, доброе отношение к людям и ко всем живым существам. Учим их единению с природой.
Мужчины зуни в танце изображают орлов
Девочка, готовая объявить себя взрослой, утром приходит в дом матери своего отца, чтобы целый день перемалывать кукурузные зерна. Таким образом она заявляет, что готова внести вклад в жизнь семьи. Кукуруза — священная еда, основная пища зуни. Мальчик, когда наступает время, попадает под крыло «духовного отца», которого выбирают родители. Под его руководством юноша пройдет церемонию инициации, получит представление о религиозных и гражданских обязанностях.
Зуни-Пуэбло пользуется суверенитетом, мы сами решаем свои дела. У нас здесь свои законы, американским они не противоречат, но часто отличаются от них. У зуни своя полиция и маленькая тюрьма. Особо серьезные случаи рассматриваются в Верховном суде штата Нью-Мексико специалистами по индейскому праву.
У нас есть особая форма общественного контроля. О дурном поведении кого-то из соплеменников могут публично поведать на главной площади «священные клоуны». Они олицетворяют духов, призванных прилюдно высмеивать наши пороки, задавать трудные вопросы жрецам и властям, говорить о чем угодно, нарушая принятые в племени табу. Это бывает весело.
Зуни считается успешным племенем. Но наш успех относительный. Мы бедный народ. Более 60 процентов жителей пуэбло числятся безработными и получают пособия. Небольшой приработок дают людям наши знаменитые ювелирные украшения и керамика.
Как глава правления я ищу деньги на благо пуэбло. Кроме того, приходится выступать в судах и всякого рода комиссиях, добиваясь возврата незаконно отнятых у нас когда-то земель, компенсаций за попранные права. Мы не требуем больше того, на что имеем право. Поэтому часто закон бывает на стороне зуни.
Оглядываясь вокруг, я задаю себе вопрос: что же принес Колумб нам, коренным жителям, — благо или несчастье? Лет сто назад мы бы без колебаний сказали, что из-за Колумба потеряли свой рай. Но сегодня... Не думаю, что зуни хотели бы вернуться в век томагавков, отказавшись от электричества, водопровода, автомобиля, телевизора, Интернета, компьютера — всего того, что мы знаем сейчас.
Что нужно сделать в Зуни-Пуэбло (США, Нью-Мексико)
Увидеть музей истории и культуры зуни Ashiwi Awan и храм миссии Девы Марии Гваделупской (1630 года).
Съесть свежеиспеченный горячий хлеб «пуэбло» из традиционной семейной пекарни или оладьи из голубой кукурузы.
Выпить любой освежающий напиток. На территории резервации сухой закон. За нарушение предусмотрен штраф.
Жить в простенькой, но приличной семейной гостинице c индейским колоритом The Inn at Halona (категория Bed & Breakfast, от 75 долл. в сутки за человека в номере плюс по 10 долл. за каждого дополнительного жильца).
Перемещаться на арендованном в ближайшем городе Гэллап автомобиле (от 14 долл. в сутки).
Купить в подарок один из традиционных индейских амулетов, защищающих от злых духов (от 20 долл.), для себя — оригинальные украшения из серебра и бирюзы (от 50 до 300 долл.) в Zuni Visitor & Arts Center.
Памятка путешественнику
США, Нью-Мексико, Зуни-Пуэбло
Столица штата: Санта-Фе
Площадь: 315 194 км² (5-е место в США)
Население: 2 085 300 чел. (36-е место в США)
Плотность населения: 6,62/ км² (45-е место в США)
Экономика: 3-е место по добыче нефти и газа в США. Развита угольная промышленность (добыча в районе Гэллапа)
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Альбукерке (крупнейшего города Нью-Мексико) ~ 9350 км (от 17,5 часа в полете с одной пересадкой), далее на арендованной машине ~ 250 км до Зуни-Пуэбло
ВРЕМЯ отстает от московского на 10 часов
ВИЗА США
ВАЛЮТА доллар
Источник: klikabol.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]