Что значит чревоугодие в православии? Почему чревоугодие — смертный грех?
---
Что значит слово «чревоугодие»? Оно состоит из двух частей. Первая из них – «чрево». Это устаревшее книжное слово, которое обозначает то же самое, что и живот. А также его употребляют в переносном значении, в высокопарной речи, имея в виду внутреннюю часть чего-либо.
Вторая часть – «угодие» – это также устаревшее слово, которое употреблялось в просторечии и в данном случае обозначало выгодную, положительную сторону чего-нибудь, то, что способно приносить пользу. Что это – чревоугодие, какой это грех в православии и как ему противостоять? Данной теме посвящен предлагаемый обзор.
Понятие греха
Что значит грех чревоугодия? Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим сначала само понятие греха. Под ним чаще всего понимают помышление или действие, ассоциирующееся с отклонением от норм праведной жизни. Оно может быть и прямым, и косвенным. А также это нарушение религиозных заповедей, то есть наставлений и предписаний, данных Богом.
Реже о грехе говорят, когда нарушаются доминантные морально-этические правила, нормы и традиции, установившиеся в обществе. Противоположностью ему является добродетель, а в другом понимании – вера. При этом в православии выделяется восемь смертных грехов, за которыми следует потеря спасения души при отсутствии покаяния.
Одним из таких и является чревоугодие. Что значит оно в христианстве? Ответ на этот вопрос начнем с формулировки этого понятия.
Определение и виды
По своей сути чревоугодие – обжорство, сильное пристрастие человека, испытываемое к им обильной, вкусной, вредной еде. А также несоблюдение постов. Эта страсть – главная из восьми основных грехов. Еще ее называют «коренной». При этом имеется в виду не только прием пищи как таковой. Речь идет:
Поскольку чревоугодники превышают значение чувственных удовольствий, то, согласно мысли, изложенной апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам, их богом является чрево. То есть они возводят его до уровня идола, кумира.
Таким образом, чревоугодие является своего рода идолопоклонством, и тем самым нарушается вторая заповедь Божья, призывающая не сотворить себе кумира. Противоположностью рассматриваемого греха является воздержание.
Изучая вопрос о том, что значит чревоугодие, рассмотрим подробнее его формы.
Разновидности
Среди них выделяются такие, как:
- Пристрастие к употреблению неоправданного с точки зрения физиологии, большого объема пищевых продуктов.
- Повышенное увлечение различными пищевыми изысками, то есть гурманство.
- Чрезмерная привязанность к определенной пище – сладкой, печеной, шоколаду, газированным напиткам.
- Стремление к частым застольям и пиршествам.
- Чрезмерное увлечение алкоголем, то есть пьянство.
- Нарушение правил поста.
- Тайноядение (например, употребление пищи в ночное время).
Возможный вред
Последствия описываемого греха могут отразиться и на физическом, и на духовном здоровье человека. Он является смертным, так как может явится причиной появления других страстей, например таких, как блуд и уныние.
Такая его разновидность, как пьянство, может потворствовать совершению различных преступлений, направленных против Бога, а также ближнего своего. Речь идет:
Что касается физической составляющей, то здесь чревоугодие может привести к заметным расстройствам систем и органов, важных функций организма, к тяжелым болезням. Таким образом, в Священном Писании это один из самых вредоносных грехов, относящихся к плотским.
Библия о необходимости воздержания
В Книге Исход отмечается, что привязанность к сытной и вкусной пище сынов израильских сильно затмила их разум. Когда они однажды утратили возможность есть досыта, они не то что дерзнули возроптать, но и начали вздыхать о безбожной, рабской жизни в Египте, которая была сытой.
В Книге пророка Иезекииля чревоугодие ставится в один ряд с праздностью и гордостью. Иисус, сын Сирахов, отмечает, что от злоупотреблений яствами случаются рези в животе, бессонница и холера. В Евангелии от Луки Иисус Христос прямо указывает апостолам на необходимость воздержания от объедения и пьянства.
Как бороться с чревоугодием?
По этому поводу отцы церкви дают следующие советы. Они предлагают применять и духовные, и аскетические, и психологические средства. Так как любой грех преодолевается с помощью Бога, на первое место здесь выходят покаяние и молитва. Помимо этого необходимо постараться мобилизовать волю и смирение, а также самодисциплину и труд, угодный Богу.
Среди частных приемов можно выделить такие, как:
- Придерживаться насколько это возможно рационального питания. То есть употреблять простую пищу.
- Заканчивать трапезу еще до того, как наступило полное насыщение.
- Составлять режим питания и стараться следовать ему.
- Не участвовать в лишних застольях.
- Соблюдать посты, которые установлены церковью.
- Воздерживаться от употребления алкоголя.
Воздействие иного мира
Считается, что пост способствует усилению влияния высших сил на человека. Он расшатывает его физическое благополучие, и человек становится более доступным воздействию иного мира, происходит его духовное наполнение. Целью поста не является гастрономическая составляющая. Она только средство, ведущее к правильной духовной жизни, в основе которой лежит молитва и таинства покаяния и причащения. Без молитвы пост превращается в простое соблюдение диеты.
Под ним нужно понимать не одно лишь воздержание в пище, а комплекс всех подвижнических средств, применяемых в сопротивлении страстям. Первая его ступень – это не употреблять определенный состав пищи, отказаться от ее обилия, не есть сладостей. Дальнейшие ступени имеют отношение к внутренним задачам, состоящим в воздержании от какой-либо скверны вообще.
Эта истина вытекает из подвижнического опыта. Поэтому одно без другого не может существовать. Нельзя ограничиваться только тем, что прекратить злиться, никого не обижать, никому не завидовать. При этом необходимо также не есть скоромного.
Перед великими праздниками церковью установлены четыре многодневных поста. Они помогают человеку, подготавливая его к обновлению в духовном плане, подобно тому, как сама природа обновляется четыре раза в год. Этот обычай зародился у древних христиан и способствует тому, чтобы можно было почувствовать величие праздника. Перед ним отступают даже естественные потребности человека в еде.
Заканчивая рассмотрение того, что значит чревоугодие, необходимо сказать о соблюдении разумности в борьбе с ним.
Не перегибать палку
Борясь с чревоугодием, нужно помнить о том, что, как и в любом деле, здесь важно соблюдать разумные пределы. Нельзя морить себя голодом и доводить до обморока. Особенно это касается детей, больных людей и беременных женщин. Нужно учитывать, что, как и любая страсть, чревоугодие имеет в своей основе естественные человеческие потребности.
Человек по природе своей нуждается в питье и пище. Употребляя их, мы не только поставляем питательные вещества в организм, но и благодарим за это Творца. При этом застолье – это еще и возможность общения с друзьями и близкими, оно объединят людей. Поэтому, борясь с описываемым грехом, не нужно перегибать палку.
Демон чревоугодия
Такое понятие существует в мифологии. Это Бегемот, рассматриваемый в качестве отрицательно окрашенного духовного существа, возбуждающего плотские желания. Особенно это касается чревоугодия. В работах различных авторов это существо имеет разные интерпретации. Приведем некоторые примеры:
- У Пьера де Ланкра, средневекового судьи-инквизитора (16-17-й в.), Бегемот является демоном, способным принимать вид любого из крупных животных, например слона. А также волка, лисицы, собаки, кота.
- Профессор права Жан Боден (16-й в.) в книге «Демономания» рассматривал его как адскую параллель египетского фараона, который преследовал евреев.
- Немецкий монах Генрих Крамер (15-16-й в.) в «Молоте ведьм» писал, что это демон, который вселяет в людей звериные наклонности.
- Немецкий оккультист Иоганн Вейер (16-й в.) считал, что он нападает на людей, применяя обольщение сладострастием, ощущаемым в области пупа и чресл. Может принимать образ женщины с целью введения в соблазн. Бегемот призывает людей к богохульству и сквернословию. Пребывая при дворе Сатаны, является главным хранителем кубка, возглавляет пиры и значится ночным сторожем в аду. Современными идолопоклонниками он почитается в качестве великого виночерпия. В соответствии со средневековыми свидетельствами он рассматривается как жестокий палач ада, перед которым трепещут грешники, услышав его трубу.
- На одной из миниатюр, относящихся к 15-му в., Бегемот восседает верхом на Левиафане. На груди у него имеется дополнительное лицо, что объясняется легендой, восходящей к средневековым бестиариям. Она гласит, что это мифическое существо происходит от расы, которая обитала в Индии и имела голову на груди, а не на плечах.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]