Сяндемский Успенский женский монастырь: история, описание
---
В истории Сяндемского Успенского женского монастыря было много событий, относиться к которым можно по-разному. С одной стороны, испытания, выпадавшие на долю обители со времени ее основания, можно считать наказанием. А с другой — особым вниманием Всевышнего к тем, кто решился на служение Ему в этих труднодоступных местах. Ведь сказано же: «Кого люблю — того наказую». Сегодня здесь спокойно и тихо, и ничто не напоминает о лихих временах, когда иноземцы уничтожали храмы и убивали монахов… Но так было далеко не всегда. Заглянем в глубину веков.
Годы ученичества
Женским Сяндемский Успенский монастырь стал в начале прошлого века (1909 год). А до этого Сяндемская пустынь сгорала и возрождалась, подобно птице Феникс. Обитель находится рядом с деревней Сяндеба, между озерами Рощинское, которое еще называют Банное или по-фински Кюлюярви, — и Сяндебское. Это Олонецкий район в Карельской республике. А в старых документах монастырь носил название «Афанасьево-Сяндемская пустынь».
Ее основателем был уроженец этих мест преподобный Афанасий Сяндемский. Стремление к служению Господу привело его на Валаам. Там он встретил своего духовного наставника святого преподобного Александра Свирского. Упорство и самоотречение юноши привлекло внимание учителя, и два подвижника стали сомолитвенниками. Это означает, что самые сокровенные обращения к Создателю они совершали вместе в одной из пещер Валаамских островов. Однако через некоторое время преподобный Александр удалился в леса на реку Свирь, где провел семь лет в полном одиночестве.
Основание обители
После семилетнего затворничества преподобный Александр Свирский начал строить скит. И тогда к нему присоединился Афанасий, чтобы вновь получать наставления игумена. В этот период времени преподобному Александру явилась Богородица, чему был свидетелем его сомолитвенник.
В 1533 году преподобный игумен преставился, и Афанасий с несколькими учениками ушел в леса Карелии, в то самое место, где сегодня восстанавливается Сяндемский Успенский женский монастырь. Красота этих мест была непередаваемой, и именно здесь и была заложена Сяндемская пустынь.
До ближайшего поселения было десять верст, а до Олонца — двадцать. Олончане позволили Афанасию с иноками обосноваться в этих местах, понимая, что это будет благом для всех жителей. Новгородский архиепископ Пимен благословил строительство часовни в честь Живоначальной Троицы, возле которой были поставлены восемь келий для иноков.
По весне начали они распахивать участок. Однако по зависти своей жители Олонца оболгали перед Пименом преподобного, говоря, что построил он пустынь насильственно, без их согласия. Афанасий ушел в Свирский монастырь, и место, выбранное им, опустело.
В Свирском монастыре
Афанасий вернулся в обитель, которую когда-то возглавлял его наставник. Его избрали игуменом, и, вероятно, в этот период он получил сан священства. Во всяком случае, в 1577 году в документах обители он называется священноиноком.
Но в этом же году Афанасий (теперь уже бывший игумен Александро-Свирского монастыря) подает прошение Новгородскому архиепископу Александру. Преподобный испрашивает разрешения возвести на месте Сяндемской пустыни храм Живоначальной Троицы и монастырь при нем. А для нужд братии отвести земли под пашни. Архиепископ благословил начинание Афанасия. Так образовался Сяндемский мужской монастырь.
Развитие обители
Шло время, обитель разрасталась, а труды монахов давали свои плоды. Через некоторое время Свирскую пустынь было не узнать: на монастырском подворье в изобилии были представлены продукты и необходимые хозяйственные приспособления. А возведенные при монастыре храмы поражали своим великолепием.
Игумен Афанасий был для братии не только примером трудолюбия, но и духовным наставником. Сам же он подолгу беседовал с преподобным Адрианом Андрусовским, который также являлся Валаамским схимонахом. Он основал обитель на берегу Ладожского озера, так что между двумя собеседниками было расстояние в 20 верст.
Преподобный Афанасий Сяндемский оставил свою обитель процветающей, будучи уже в глубоко преклонном возрасте. Похоронили его на мысе Рощинского озера. А через некоторое время над местом последнего упокоения основателя монастыря был построен храм святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Тяжелые времена
Пришли иные времена: нападение шведов и Литовского княжества в 1582 году не обошли Сяндемскую обитель. Тогда был уничтожен Троицкий храм, а возглавлявший монастырь игумен был убит. Старцы, предчувствуя недоброе, успели погрузить озеро церковную утварь и колокола, которые и поныне находятся там.
Однако черные дни миновали, и через 50 лет Троицкая церковь была вновь возведена, хозяйственные постройки потихоньку восстанавливались. На тот момент в монастыре было семь старцев. Однако главным последствием Ливонской войны была практически полная утрата всех документов, свидетельствующих о неоценимом вкладе в основание монастыря преподобного Афанасия.
Пепелище монастыря
1720 год был одним из самых несчастливых для обители: пожар уничтожил ее практически полностью. Однако кропотливый труд монахов и трудников позволил быстро восстановить постройки монастыря.
В это время и были обнаружены нетленные мощи святого Афанасия вместе с четками и разрешительной молитвой в руках. Несколько дней все желающие могли их увидеть, а затем они были захоронены на прежнем месте. Над местом упокоения был возведен храм, внутри которого и покоится основатель обители под ракой из красного дерева.
Сяндемская обитель была расширена к 1723 году, поскольку в ее состав вошли Андрусовская и Задне-Никифоровская пустыни.
Но через 40 лет Екатерина II затеяла секуляризационную реформу, вследствие которой пустынь прекратила свое существование на 63 года. Что касается церквей, относящихся к Сяндемской пустыни, то в 1802 году их присоединили к Туксинскому приходу, а в 1821 году они отошли к Андрусовской обители. Это давало возможность возрождения монашества.
Возрождение обители
В 1827 году Валаамский монастырь возглавлял игумен Иннокентий. Его попечением и неустанными хлопотами Сяндемская пустынь начала возрождаться. Ей были выделены земли указом Кабинета министров, а необходимую сумму пожертвовал все тот же игумен Иннокентий, который также подарил обители икону Владимирской Божьей матери в серебряном окладе. Не остались равнодушными к судьбе пустыни и влиятельные вельможи. Например, украшением ризницы церковь при монастыре обязана графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.
В 1852 году Сяндемская обитель приняла в дар от игумена Валаамского монастыря икону чудотворцев Сергия и Германа. На момент открытия Сяндемского монастыря на его территории находились два храма: деревянный (Успения Божией Матери) и каменный (Афанасия и Кирилла Александрийских).
Новый век
Начало нового XX века было ознаменовано несколькими преобразованиями для пустыни. Во-первых, в 1902 году она была признана самостоятельной, но это не могло изменить ее крайне сложного финансового положения.
Вследствие этого в 1909 году обитель стала Сяндемским Успенский женским монастырем, одной из главных целей которого была просветительская. По состоянию на 2011 год в ней обитали 18 насельниц, которые не могли в полной мере обеспечить восстановление обители из ветхого состояния.
Однако далее настали совсем жестокие времена — пришла Октябрьская революция, а с ней и борьба с «опиумом для народа». Пустынь была закрыта, а все ее имущество передано животноводческому совхозу. Каменная церковь стала собственностью Гушкальского лесозаготовительного пункта.
Боевые действия 1941 года довершили разрушение монастыря, начатое революционными массами. Не сохранился даже фундамент.
Второе рождение
Печальны последствия исторических катаклизмов для Сяндемской обители. Многие деревянные храмы, возведенные еще при ее основателе, безвозвратно утрачены. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, на восстановление которого в 1827 году император Николай I выделил значительную сумму, полностью разрушен.
Однако в 2013 году с благословения митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила было положено начало строительству нового Успенского храма.
И все-таки дух святого преподобного Афанасия витает над столь полюбившимся ему когда-то местом: в 2011 году с благословения Священного Синода Русской православной церкви состоялось второе рождение Сяндемского Успенского женского монастыря.
Он единственный в Карелии, а днем памяти его покровителя святого Афанасия считаются 2/15 мая и 18/31 января. Возглавляет обитель игуменья Варвара.
Добраться до монастыря можно разными видами транспорта. Если вы едете рейсовым автобусом, то из СПб или Петрозаводска вам следует добраться до г. Олонец. Далее лучше нанять такси, поскольку на собственном автомобиле вы можете заблудиться (навигатор неверно указывает маршрут).
Однако лучше всего воспользоваться услугами такси и ехать без пересадок. Например, от Петрозаводска до Сяндемского Успенского женского монастыря вы потратите на дорогу около 2 ч. 30 мин.
Приехав сюда, вы сможете погрузиться в удивительный мир нетронутой природы и тихого сосредоточенного служения Всевышнему.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]