Сара Бернар: Эталон романтизма
11.03.2017 528 0 0 vakin

Сара Бернар: Эталон романтизма

---
0
В закладки

Сара Бернар. Автопортрет в образе Сфинкса. Фантастическая чернильница

Любовь к гробам с 16-ти, одержимость смертью. А потом ею стал одержимым Париж… В подростковом возрасте она упросила мать купить гроб и снималась в нем, как в рамке, изощренной и мрачной. А потом она выросла и стала женщиной… «Это женщина, настоящая женщина со всеми ее метаниями и контрастами!.. Со всеми ее крыльями и когтями! И льстивая, и нежная, и ласковая, и вероломная! И ловкость… и изворотливость ужа! Коварство и самоотверженность!» — драматург Викторьен Сарду.

Да, Сара Бернар была скульптором. Она была эталоном романтизма, моделью для многих художников, знаменитой актрисой, и это знают все. Но мало кто сегодня знает, что она добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором. Впрочем, такие личности как Сара Бернар и такое творчество, не забываются никогда.

Но вернусь к «Автопортрету» Сары Бернар в образе Сфинкса. Скульптор обратилась к мифическому персонажу, чтобы с помощью метафоры передать главную особенность своей профессии — умение перевоплощаться как на сцене, так и в жизни.



Как-то очень быстро современники стали называть ее божественной…. Причем даже женщины. Да, соперницы признавали исключительность ее мощного актерского таланта и красоты. «Божественной Сара» … Сара Бернар. Однако звезда «Комеди Франсэз» добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором.


Сара Бернар «Офелия», мраморный рельеф, 1880 год, фрагмент

Мраморный рельеф «Офелия», представленный среди топ-лотов аукциона эротического искусства Sotheby’s в феврале 2017 года, возвращает интерес к французской диве как мастеру пластического искусства.

Работа «Офелия» Сары Бернар, выставленная на продажу аукционным домом Sotheby’s с оценочной стоимостью в 50 — 70 тысяч фунтов стерлингов, была продана за рекордную для наследия Сары Бернар сумму — 308 тысяч фунтов стерлингов.

В 1874—1886 годы Сара Бернар представляла свои работы в Парижском Салоне, принимала участие в выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893) и на Всемирной выставке в Париже в (1900). Сохранились сведения о 50-ти произведениях Сары Бернар.


Альфонс Муха. Сара Бернар в роли Мелисинды
Сара Бернар в роли Мелисинды


Перед спектаклем


Сара Бернар в своем кабинете


Сара Бернар, фото: Поль Надар

Актриса, блестяще игравшая на сцене драматические роли, часто выбирала для своих работ сильные темы. Любовь и Смерть — главные герои ее произведений. Она создавала бюсты любимых ею людей и сложные скульптурные композиции, раскрывающие трагические сюжеты.

Новое призвание Сары Бернар помог узнать случай. В конце 1860-х скульптор Ролан Матье-Менье предложил уже известной актрисе Саре Бернар вылепить ее бюст. Она дала согласие и во время сеансов давала настолько точные и ценные советы мастеру, что пораженный скульптор посоветовал модели самой попробовать себя в ваянии.

Так у двадцатипятилетней актрисы появилось новое увлечение и она начала брать уроки у Ролана Матьё-Менье и Эмилио Франчески.


Сара Бернар. Дочь Роланда. Автопортрет

В 1873 году недовольная работой в «Комеди Франсэз» она снимает мастерскую и занимается скульптурой.
«Поскольку я не могу использовать свой интеллект и мою энергию в создании ролей в театре, как мне хотелось, я посвятила себя другому искусству и начала заниматься скульптурой с неистовым энтузиазмом» — Сара Бернар



Мастерская на площади Клиши станет «тихой гаванью» Сары, позволявшей ей укрыться от враждебной атмосферы «Комеди Франсэз». Здесь она работает и принимает своих друзей. Современники актрисы усматривали в ее занятии провокацию, нарушение принятых норм. Новая профессия Сары, железная воля и упорство, - качества присущие мужскому характеру, — нарушали общепринятые условности и приписывались тщеславию актрисы, ее желанию заставить публику еще больше восхищаться собой.

В этом предположении есть доля истины. Сара специально пригласила в свою мастерскую профессионального фотографа, который запечатлел актрису в ее новом амплуа -скульптора и художницы.


Сара Бернар за работой над скульптурой «Медея»

«За пределами мастерской — это женщина, очаровательная женщина Сара Бернар. Но стоит ей переступить порог святилища, где она месит гончарную глину, это уже мужчина с резцом скульптора в руках. В самом деле, только мужчина может так пренебрегать своим внешним видом, только мужчина может обладать такой энергией и волей, не зная устали. Взгляните на нее… простите мне мою ошибку, взгляните на него за работой», — писал литератор Пьер Верон.



Во второй половине XIX века многие художники и скульпторы обращались к шекспировским произведениям и интерпретировали тему смерти в романтическом свете. К тому времени, как Бернар принялась за свою Офелию, уже были написаны вызвавшая сенсацию «Офелия» Джона Эверетта Милле, работа Эжена Делакруа, скульптура Огюста Прео. Произведение Сары Бернар рассматривают как интересное продолжение разработки трагического образа Офелии, усматривая в нем одержимость смертью, безмятежный переход в другой мир, и в то же время — волнующую чувственность.

Сара Бернар была одержима идеей смерти и обращалась к этой теме с большой изобретательностью.


Гравюра Леона Гошреля «Девушка и Смерть» по одноименной картине Сары Бернар

С рождения, не обладая крепким здоровьем, Сара страдала от постоянных болезней, страшной худобы и постоянного кашля, грозившего перейти в туберкулез. Врачи не оставляли ей надежды и из года в год предрекали неминуемую смерть. Сара настолько свыклась с этой мыслью, что убедила свою мать купить ей гроб. Она никогда не расстанется с этим зловещим напоминанием о неизбежном.



Позже маниакальные мысли о смерти заставят Сару обратиться к Меландри сфотографировать ее лежащей в гробу во всем белом, с закрытыми глазами и большим букетом цветов. Этот снимок продавался в виде почтовых открыток во всем мире. Сара продолжала заклинать предсказанную ей судьбу.


Сара Бернар. После бури

В возрасте 18-ти лет от туберкулеза умерла сводная сестра Сары — Реджина. Ухаживания за больной девушкой и мучительная агония сестры подорвали слабое здоровье актрисы и отразилось на ее психическом состоянии. Сара отправилась на лечение в Бретань и услышала там трагическую историю об утонувшем в море мальчике. Вернувшись домой, Сара Бернар создала скульптурную композицию «После бури», вызывающую аллюзию на известное произведение «Пьета».


Сара Бернар. Шут и Смерть. 1877

Позже Сара потеряла вторую сводную сестру Жанну и ее болезненный интерес к теме перехода в мир иной продолжился с новой силой. Она посещала Парижскую школу анатомии и морг, а в 1894 году присутствовала на казни анархиста Вайяна. В своем доме актриса хранила скелет и череп — подарок Виктора Гюго, знавшего о предпочтениях актрисы.

Драма Виктора Гюго «Король забавляется» вдохновила Сару Бернар на создание скульптуры «Шут и Смерть». Главный герой произведения Трибуле — придворный шут французского короля Франциска I. Он стал невольной причиной смерти своей дочери, в скульптурном воплощении герой держит в руках ее череп. Его лик, его маска — смеется. Его сердце — рыдает…


Сара Бернар. Бюст Бюст Эмиля де Жирардена, 1878 год


Сара Бернар рядом с бюстом Эдмона Ростана, который актриса создала в 1900 году.


Сара Бернар «Погребальный портрет Жака Дамала», 1889 год

…Во время путешествия в Санкт-Петербург Сара познакомилась с дипломатом Жаком Дамалом и влюбилась. Он был младше актрисы на девять лет, хорош собой и умел произвести впечатление на женщин. Современники в нем видели Нового Казанову. Сара и Жак поженились. Супруг оказался зависимым от морфия картежником и неверным мужем. Через несколько месяцев пара развелась, но Сара опекала его до самой смерти в 1889 году.


Sarah Bernhardt in her studio


Сара Бернар. Портрет Луизы Аббема


Сара Бернар «Муза, венчающая лавровыми венками бюсты Мольера и Шекспира»


Луиза Аббема «Портрет Сары Бернар», 1875 год, бронза, Музей искусств, Бостон



Сара Бернар, невзирая на стойкие прогнозы преждевременной смерти и собственные страхи, прожила 79 лет. Возможно, актриса по-настоящему была одержима жизнью, если каждый день умирала на сцене и затем вновь воскресала для новой роли и новой смерти.

В публикации использованы материалы сайтов nmwa.org, borrowers.uga.edu, и книги С.-О. Пикон «Сара Бернар» из серии «Жизнь замечательных людей», В. Вульф «Восхитительные женщины. Неподвластные времени»., статья Ирины Олих

Источники - tanjand.livejournal.com
www.mfa.org,
arcadiasystems.org и
www.liveinternet.ruуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]