Грехи перед исповедью и причастием
---
Посещение храма благотворно влияет на человека, даже если он просто постоял перед иконами, не дожидаясь начала службы. Ощутив однажды благостное состояние, царящее в душе после церкви, человек стремится вновь его испытать.
Соответственно, он начинает не просто заходить в храм мимоходом, а вполне осознанно посещает службы. Со временем приходит и ощущение или же понимание необходимости в исповеди.
Чем является исповедь?
Как правило, люди вспоминают и обдумывают собственные грехи перед исповедью, не размышляя о том, чем она является. Это не совсем верная позиция, поскольку она приводит к простому перечислению неблаговидных поступков, а не к осознанию того, почему о них нужно рассказать и как это сделать.
Исповедь является не только перечислением совершенных прегрешений, она предполагает раскаяние человека в них. То есть твердое и непоколебимое решение никогда в жизни больше не повторять какой-либо неблаговидный поступок и, безусловно, ощущение стыда за то, что уже сделано. Разумеется, исповедью нельзя исправить совершенное, однако ее задача не в этом, а в том, чтобы облегчить переживания согрешившего, дать ему сил жить дальше.
Без сомнения, и перечень грехов, перед исповедью составляемый многими верующими, боящимися забыть упомянуть какой-либо проступок, не должен включать в себя все подряд.
В чем отличие исповеди от покаяния?
Исповедь является таинством, включающем в себя раскаяние. Заключается это таинство в добровольном признании совершенных прегрешений и отпущении их священником, то есть даровании человеку прощения свыше. Иными словами, исповедь – это внешний обряд или же ритуал, в отличие от покаяния.
Покаяние обозначается термином «метанойя». Это не внешний, а внутренний обряд, личный, свойственный душе каждого человека. Исповедь грехов перед причастием без покаяния является простой фикцией, своего рода административной процедурой «для галочки». В покаянии содержится вся суть таинства исповеди, оно является побудительной причиной для участия в ней.
Покаяние – состояние кардинально изменения сознания в отношении каких-либо действий, мыслей, явлений или поступков. То есть это перемена в восприятии совершенного, случившаяся в сознании конкретного человека, своего рода «душевный переворот». Сопровождается эта перемена глубочайшим раскаянием в уже содеянном, твердым намерением никогда не повторять это действие и осознанием его неприемлемости, противности. Также возникает и душевная потребность поделиться собственным эмоциональным состоянием, оказаться прощенным за что-либо. В прежние времена люди нередко давали какие-либо обеты, накладывали на себя ограничения в знак покаяния. Будучи убежденными в необходимости подкрепить раскаяние и заслужить прощение, они совершали богоугодные дела или же терпели лишения. В лишениях, как правило, покаяние проводили священнослужители.
Подразумевается, что пришедший на исповедь человек уже испытал внутреннее покаяние и нуждается в облегчении своей души, отпущении грехов. Об этом стоит поразмышлять, составляя памятку-список грехов перед исповедью. Нет нужды включать в него то, что не вызывает внутреннего отвращения или желания заплакать, намерения никогда не повторять. Иными словами, не нужно подробно рассказывать священнослужителю о том, что является обыденными мелочами и не вызывает душевного смятения. Прегрешение должно как минимум беспокоить того, кто исповедуется.
Таким образом, таинство исповеди – это внешнее проявление покаяния и одновременно с этим его логическое завершение.
Как исповедовались первые христиане?
Первые христиане не составляли список грехов перед исповедью ни в качестве памятки, ни в каком-либо ином предназначении. Да и само таинство проводилось совсем не так, как это происходит сейчас.
Исповедь в раннем христианстве весьма напоминала сеанс групповой психотерапии. Верующие не уединялись со священником. Они попросту садились в кружок и публично каялись по очереди в совершенных ими грехах. Все присутствующие возносили молитвы за кающегося, разделяя с ним груз греха и прося для него прощения у Господа.
Подобная традиция проведения исповеди просуществовала до пятого столетия. Однако первые изменения в порядок проведения таинства были внесены ранее пятого века. К примеру, в IV столетии были введены уединенные исповеди, которые посещали неверные своим супругам жены. Впоследствии правом уединения начали пользоваться государственные служащие, поскольку опасались разглашения важных секретов, о которых упоминали в ходе исповеди.
Тот порядок проведения обряда, с которым верующие сталкиваются сегодня, возник в XVII столетии. Однако некоторые церковные деятели и священники считали, что публичная исповедь более действенна. О ее полезности, в частности, говорил Иоанн Кронштадтский.
Чем является грех?
Чему должна быть посвящена исповедь? Грехи перед Богом не равны, ведь недаром же в церковных учениях выделяются «смертные» проступки, нарушения заповедей. Чтобы разобраться в том, о чем говорить, а что не стоит включать в свою речь, нужно понять, чем является грех.
Само слово «грех» очень древнее, означает оно следующее: «ошибка», «промах», «не попадание в цель», «провинность», «переход за грань дозволенного». Понимание греха в христианстве аналогично значению слова.
Грех – это совершенное или же задуманное действие, идущее вразрез с праведностью, моральными и этическими нормами, духовными традициями и правилами. Безусловно, нарушение Божьих заповедей является прегрешением.
Особого внимания заслуживают грехи не совершенные, но обдумывающиеся. То есть преступать Божьи законы люди могут не только в реальности, но и в своих мыслях. Священники считают такие помыслы чрезвычайно опасными. Однажды промелькнувшая мысль способна застрять в голове, превратиться в навязчивое желание и привести человека к грехопадению.
Также прегрешением принято считать и осознанное противление воле Господа, нежелание следовать его заповедям, богохульство и иные аналогичные мысли или действия. Разумеется, возглавлять перечень грехов, перед исповедью составляемый верующим, должны грехи, попадающие под понятие «смертных».
Что входит в смертные грехи?
Это основные, так сказать, краеугольные пороки, порождающие целую вереницу неблаговидных поступков и приводящие душу христианина к погибели.
Их всего семь, и именно с них следует начинать исповедь перед причастием. Перечень грехов:
Как разделяются прегрешения?
Практически любой христианин при ответе на такой вопрос выделит смертные грехи, какие перед исповедью нужно вспомнить в первую очередь; также верующий не забудет о нарушении заповедей. Многие разделят грехи на совершенные в реальности и мелькающие в мыслях.
Церковники же разделяют грехи на две большие группы, в соответствии с их природой:
Как составить список? О чем говорить?
Исключительно для себя, в качестве памятки, записывает верующий грехи перед исповедью. Список православный, как и католический, удобнее составлять в том порядке, в каком он будет озвучен.
Сначала следует записать смертные грехи. Зачастую люди не совсем понимают его природу и искренне заблуждаются, полагая, что не совершали ничего подобного. На самом деле эти основные пороки подстерегают людей повсюду, и, как уже упоминалось, ежедневно человек им поддается не единожды. К примеру, кто-то отдавил ногу в транспорте, а человек в ответ очень громко и грубо выругался. Это гнев. Грех? Грех! На работе кто-то пришел в новом и красивом платье, и желание приобрести такое же или лучшее преследовало весь день, мешая сосредоточиться? Грызло исподволь? Это зависть.
Перечень примеров можно продолжать бесконечно. Опасность смертного греха как раз и заключается в том, что ему зачастую не придается значения. Такой грех маскируется под обыденность и медленно разъедает душу человека.
Разумеется, нет необходимости подробно описывать каждую ситуацию, в которой человек вспылил, позавидовал, разозлился, объелся или совершил что-то еще. Верующему достаточно просто сказать о том, что он чувствует гнев, злость, зависть, что его посещают похотливые фантазии и так далее. В том случае, если священник сочтет необходимым выяснить подробности проявления смертного греха, он задаст вопросы. Однако православные церковнослужители не уподобляются психотерапевтам, в отличие от католических, и рассказывать о жизненных ситуациях не приходится.
После завершения перечня смертных пороков нужно перейти к нарушению заповедей (если таковое имело место) и записать попадающие под это действие грехи. Перед исповедью имеет смысл освежить в памяти понятие «заповедь». И важно не путать с ним смертные грехи. К примеру, заповедь «не возжелай жену ближнего своего», в полном варианте включающая в себя упоминание о полях, рабах, скоте, сегодня актуальна, как никогда прежде. Люди часто желают получить имущество, недвижимость, работников других. Но гораздо чаще они путают желание завладеть чужой собственностью с завистью к тому, кто ею обладает.
Перед тем как написать грехи перед исповедью, их нужно проанализировать, понять суть. Это крайне важно не столько для священника (он примет исповедь в любом варианте, если будет уверен в раскаянии христианина), сколько для верующего, ведь без осознания греха, понимания его сути нет покаяния. А покаяние – необходимое для исповеди состояние.
После завершения перечня всего, что попадает под нарушение заповедей, включая и греховные мысли, нужно записать прочие проступки и ощущения, которые не дают человеку покоя. К примеру, верующего беспокоит то, что он слишком редко посещает церковь. Нужно об этом упомянуть, ведь беспокойство – первый сигнал души о том, что что-то происходит не так.
Разумеется, не нужно говорить обо всем подряд, к примеру, о недовольстве плохой погодой или же ситуацией в мире, в сфере политики. Завершая исповедь, вспоминают только о том, что вроде бы не попадает под понятие греха, но терзает человека и не дает ему покоя.
Для чего нужен такой список?
Разобравшись с вопросом о том, как правильно написать свои грехи перед исповедью, многие задумываются, для чего это вообще нужно делать. Действительно, никаких записок от верующих перед предшествующей причастию исповеди церковнослужители не ожидают. Соответственно, как писать грехи перед исповедью и фиксировать ли их на бумаге вообще, личное дело каждого прихожанина.
Однако составление списка — это не только памятка. То есть не стоит воспринимать его так же, как перечень необходимых покупок, составляемый перед посещением магазина. Подобный список — это своего рода предваряющая церковное таинство краткая исповедь. Перед причастием перечень грехов, предварительно записанный, безусловно, пригодится, но главный смысл действия не в напоминании.
Составляя список, христианин вспоминает свои проступки, осознает пороки. То есть такие записи помогают сосредоточиться, иначе взглянуть на свою жизнь, словно узреть себя со стороны. Иными словами, это часть духовной работы над собой, которой не стоит пренебрегать.
Когда исповедь обязательна для православных?
Согласно русским православным традициям, для мирян обязательна исповедь грехов перед причастием. Однако не во всех ортодоксальных церквях установлен такой же порядок. К примеру, в сербских храмах принято причащаться каждую неделю, а вот исповедоваться – по личной потребности.
Кроме этого, исповедоваться нужно накануне таинств, к примеру венчания или крещения ребенка. Нужно это делать и перед важными или опасными событиями – операцией, отъездом в «горячие» точки, родами и прочим.
Как исповедоваться кратко?
Раздумывая над тем, какие грехи говорят на исповеди перед причастием, люди неизменно задаются вопросами о том, как проходит сам обряд. Ведь вряд ли в ходе церковной службы можно уединиться со священником и подробно перечислить ему свои проступки.
Исповедоваться можно как во время службы, так и в назначенный священником час. Разумеется, в первом случае будет весьма короткой и не уединенной исповедь (перед причастием). Какие грехи нужно на ней перечислять? Те же, что и в уединении. Но не следует вдаваться в подробности, нужно просто перечислить те пороки, которым человек предавался, и те действия или мысли, которые идут вразрез с заповедями. Сформулировать мысль можно так: «Гневался, завидовал, предавался похоти и чревоугодию наяву и в помыслах». Этого будет вполне достаточно.
И помните: лукавить, утаивать что-либо перед священником — тоже грех. Перед исповедью, на службе, бывает, человек полон решимости, а как подойдет к батюшке, начинает стесняться. Не нужно этого делать. Священник — не судья, он лишь посредник между прихожанами и Богом.
Как проходит исповедь?
Порядок совершения таинства исповеди на церковной службе в православии включает в себя следующие главные моменты:
При личной исповеди, проводимой вне богослужения, порядок проведения обряда не меняется, но включает в себя дополнительные нюансы. Церковнослужитель принимает исповедь пред аналоем. Голову кающегося обычно накрывают епитрахилью, после чего церковнослужитель читает молитву и интересуется именем верующего, затем спрашивает, в чем тот желает исповедаться. После этого вопроса и следует приступить к рассказу о своих прегрешениях. По окончании исповеди священник произносит наставления и читает разрешительную молитву, которая и символизирует отпущение грехов.
Как организовано таинство исповеди в католичестве?
В католичестве исповедоваться требуется единожды в год. Разумеется, речь идет об обязательной для верующих исповеди. При возникновении потребности в духовном очищении исповедоваться можно в любое время и сколько угодно раз.
Сама исповедь проходит весьма приватно. Верующий заходит в кабинку, называемую конфессионалом. Она разделена на две части, в одной находится прихожанин, в другой священник. Разделены эти отсеки перегородкой с зарешеченным или затянутым тканью окошком, которое можно затворить или открыть. Таким образом, рассмотреть лицо исповедующегося священник не может, впрочем, как и наоборот.
Исповедь начинается с обращения верующего к священнику. Имени прихожанина не спрашивают, обращаясь словами «сын» или «дочь». Сама исповедь не нуждается в предварительном составлении списка грехов или же определенном порядке их перечисления. Она больше похожа на беседу или же монолог. Заканчивается все отпущением грехов, перед которым священник зачастую к чему-либо обязывает верующего, например, к десятикратному прочтению Ave Maria.
Верующий первым покидает кабинку. Священник проводит в ней несколько минут и только потом выходит, если, конечно же, в конфессионал не заглядывает другой прихожанин, желающий исповедаться.
Исповедь возможна и вне стен конфессионала, особенно если в ней нуждается постоянный прихожанин, с которым церковнослужитель лично знаком.
О тайне исповеди
Большинство людей — как верующих, так и скептически воспринимающих религию — знакомы с понятием «тайна исповеди». Как правило, его понимают буквально, полагая, что все сказанное священнику дальше его ушей не распространится.
Для католиков это действительно так. На устах священников лежит «печать молчания». Они не вправе не только пересказывать или каким-то образом использовать полученную на исповеди информацию — им нельзя разглашать и содержание обычных духовных бесед с верующими. Разумеется, в отношении беседы правила менее жесткие, чем требования к сохранению тайны исповеди. Эта традиция существует с начала VI столетия, и нарушение ее карается весьма жестко, как правило, отлучением от церкви. В Средневековье нарушение каралось пожизненным заключением в монастырских стенах.
В русском православии же понятие «тайна исповеди» не столь однозначно и категорично. Хотя православному священнику тоже не разрешается раскрывать полученную информацию, но действителен данный запрет далеко не во всех случаях.
Впервые священникам было заявлено о необходимости нарушить тайну исповеди во времена правления Петра Великого. В те годы был выпущен «Духовный регламент», содержащий поправки к описанным в требниках чинопоследованиям таинств. Священникам предписывалось разглашать услышанное на исповеди в том случае, если информация касалась:
В наши дни, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, священника нельзя привлекать или допрашивать как свидетеля об обстоятельствах, известных ему из исповеди. Однако то, что священника не могут заставить поведать об услышанном, вовсе не означает, что сам он не последует «Духовному регламенту», если сочтет это необходимым.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]