Физики впервые заставили временные кристаллы провзаимодействовать
20.08.2020 4 651 0 +164 cemero4kaa

Физики впервые заставили временные кристаллы провзаимодействовать

Физики впервые заставили временные кристаллы провзаимодействовать кристаллы, Nature, временные, впервые, создали, эффект, обнаружили, физики, времени, сверхтекучем, кристалла, временных, кристалл, использовать, растворения, временной, систем, системах, можно, состояние

S. Autti et al. / Nature Materials, 2020

Физики впервые создали два взаимодействующих временных кристалла в сверхтекучем гелии и обнаружили несвойственный такой системе эффект Джозефсона. Работа опубликована в журнале Nature Materials.

Кристаллы, системы которые повторяют свою структуру при пространственных сдвигах, хорошо изучены учеными и активно применяются в технологиях. В 2012 году Нобелевский лауреат Франк Вильчек впервые предложил концепцию «кристалла времени» (time crystal), где состояние периодически воспроизводится с течением времени. Простейшим аналогом такого кристалла мог бы быть идеальный маятник, но в простых механических системах колебания быстро затухают и поэтому временными кристаллам они не являются.

Свойство системы сохранять состояние называется когерентностью, то есть временные кристаллы теоретически могут возникать только в когерентных системах. Ярким примером таких систем является сверхтекучий конденсат Бозе — Эйнштейна, состоящий из охлажденных бозонов в когерентном состоянии. Ранее физикам удавалось создать временной кристалл в сверхтекучих газах, но создание и взаимодействие нескольких кристаллов до сих пор оставалось открытой задачей.

Физики из Великобритании, России, США и Финляндии под руководством доктора Владимира Ельцова (Vladimir Eltsov) впервые экспериментально создали два временных кристалла в одной сверхтекучей системе. Более того, ученые заставили кристаллы взаимодействовать и обнаружили необычный для временных кристаллов эффект Джозефсона.

Авторы исследовали магноны (квазичастицы спиновых возбуждений) в сверхтекучем гелии-3, охлажденном до 130 микрокельвин. Такая низкая температура, почти в 100 раз ниже температуры, при которой работает сверхпроводящих квантовый компьютер, была получена при помощи специально разработанного криостата растворения в университете Аалто.

Криостат растворения в университете Аалто

Aalto University/Mikko Raskinen

Временные кристаллы создавались в ловушке в сверхтекучем гелии-3, которая содержала пространственно разделенные бозе-эйнштеновские конденсаты. Магноны в конденсатах и представляли собой временные кристаллы. Варьируя внешнее магнитное поле физикам удалось переместить часть магнонов из одного конденсата в другой, заставляя, таким образом, временные кристаллы взаимодействовать.

Схема экспериментальной установки внутри рефрижератора

S. Autti et al. / Nature Materials, 2020

В процессе взаимодействии двух систем физики измеряли кристаллы и обнаружили колебания заселенностей в кристаллах с противоположной фазой — эффект, известный как переменный эффект Джозефсона. При этом коденсаты сохраняли свои когерентные свойства и не переставали быть временными кристаллами.

Кристаллы времени имеют большой потенциал для практического применения. Их можно использовать, например, для улучшения атомных часов и гироскопов. Также в своей работе физики предполагают, что временные кристаллы можно использовать для квантовой обработки информации, ведь они естественным образом обладают самым критичным для квантового компьютера ресурсом — когерентностью.

В 2016 году физики впервые создали кристалл времени, тогда эта работа попала на обложку Nature. А в 2018 году мы писали о том, как ученые создали первый временной кристалл в бозе-конденсате.

Михаил Перельштейн