Когда душа вселяется в тело ребенка: понятия в разных религиях, комментарии священнослужителей
---
Когда душа вселяется в тело ребенка? Ответ на этот интересующий многих людей вопрос на сегодняшний день является дискуссионным. В разных религиях говорится о различных сроках. Но в большинстве своем в них признается, что личность человека, являющегося творением Божьим, не сводится лишь к следованию физическим законам, что человек всегда остается тайной и не поддается определению, как и его душа. Версии касательно того, когда душа вселяется в тело ребенка – в православии, исламе и иудаизме, — будут изложены ниже.
Бессмертная субстанция
В соответствии с религиозными и частью философских учений, душа представляет собой некую нематериальную сущность, бессмертную субстанцию. В ней выражается как божественная природа, так и человеческая сущность, и личность. Она дает начало и обуславливает жизнь индивидуума, его способность к ощущениям, мышлению, сознанию, чувствам, воле. Все это, как правило, противопоставляется телу. Вопрос о том, когда душа вселяется в тело ребенка, с древнейших времен волновал умы, в частности, греческих и христианских религиозных философов.
Три варианта
В связи с этим в христианстве сформировалось три теории возникновения человеческой души:
- Предсуществование души.
- Творение Богом души в сам момент зачатия.
- Рождение души ребенка от душ родителей.
Сторонники оставшихся теорий
Итак, остались две теории. Сторонниками первой, говорящей о творении Богом души в момент зачатия, являлись, в частности, Климент Александрийский (2-3 вв.) и Иоанн Златоуст (4-5 вв.). Учение о том, что души детей рождаются от родительских душ, развивали, например, Тертуллиан (2-3 вв.) и Григорий Нисский (4 в.).
Однако в обоих случаях встают резонные вопросы: «Когда и как душа вселяется в тело ребенка? Творится она или зарождается одновременно с зарождением тела? Или же она появляется вслед за его появлением через определенное время?»
Далее точки зрения сторонников обеих теорий на вопрос о том, когда вселяется душа в плод ребенка, будут рассмотрены подробно.
Мнение Григория Синаита
Сторонники теории, гласящей о творении души Богом, говорят следующее. Ставится вопрос: «Что появляется раньше – тело или душа?» Православный святой Григорий Синаит (13-14 вв.) дал характерный для православия классический ответ. Его суть в том, что думать о душе, произошедшей прежде тела, будет неправильным.
Как и неправильно считать, что тело появилось без души. То есть душа и тело развиваются вместе, а не поэтапно и параллельно. А точнее, человек одновременно развивается по душе и по телу. Таким образом, ответ на вопрос о том, когда вселяется душа в ребенка, православие трактует так: «В момент зачатия».
Понимание Климента Александрийского
Климент Александрийский говорит о том, что душа вселяется в материнскую утробу, которая через очищение подготовлена к зачатию. Когда семя извергается, в него вселяется Дух и содействует образованию плода. Поэтому и бесплодные являются таковыми до того времени, пока душа, создающая основание семени, не проникнет в субстанцию, мешающую зачатию и рождению.
Как видно, Климент Александрийский придерживается мнения, что душа привносится извне. Однако само зачатие является свидетельством того, что «зародыш» является одушевленным. «Проникновение» в материнскую утробу души имеет отношение именно к моменту зачатия, а не к другому времени, более позднему. Без такого «проникновения» в семя души оно оставалось бы мертвым и не давало жизни.
Материнская душа Адама
Мнение сторонников теории о рождении детских душ от родительских выглядит так. Если исходить из того, что душа является телесным существом и неразрывно связана с телом, то явно видно, что происхождение души и тела одинаково и одновременно. Так как душа не имеет одной природы с Богом, присутствует лишь его дыхание, то зачатие ее происходит силою человека вместе с телом ребенка. Это связано с тем, что в акте зачатия принимают участие не только тела, но и души с их желаниями.
Следствием акта является двоякий результат: получается семя, которое одновременно и телесное, и душевное. Такие семена изначально совершенно смешаны друг с другом, а затем постепенно из них, посредством содействия Бога и ангелов, в чреве матери появляется человек. Так же, как одно тело происходит от другого, так же и одна душа происходит от другой. А душа первого человека – Адама – это материнская душа всех остальных, и душа Евы также произошла от его души.
В исламе
Что сказано в исламе по поводу того, когда в ребенка вселяется душа? Толкователи этой религии считают, что жизнь человеческая находится в его крови. Когда человек умирает, его кровь приходит в состояние покоя. Жизнь представляет собой ряд биохимических реакций, происходящих в каждой из клеток человеческого тела. Она начинается во время зачатия в эмбрионе. Но при этом присутствует такой загадочный элемент, как душа, которая в исламе носит название «рух», и о ней имеется очень мало знаний.
Жизнь присутствует даже в сперматозоидах и в яйцеклетке, когда они еще находятся в мужском и женском организме, соответственно, то есть еще до оплодотворения. Однако в них не содержится души (рух). Таким образом, до того, как ребенок появляется в материнской утробе, души у него нет. На какой день вселяется душа в ребенка?
По мнению мусульманских ученых, жизнь человека начинается после 4-го лунного месяца зачатия. Именно тогда плод становится жизнеспособным, то есть он достоин жизни. Исламский богослов Ибн Аббас (7 в.) говорил, что вдувание духа осуществляется в продолжение десяти дней после окончания 4-месячного периода.
Если плод умирает до указанного периода, то заупокойная молитва (Джаназа) по нему не читается. Процесс вдувания души касается только человека, у животных рух отсутствует.
Где находится душа?
Согласно изречению пророка Мухаммеда, каждый человек создается в материнском чреве в продолжение 40 дней, имея вид капли семени. После этого он находится там в виде кровяного сгустка такой же период, а затем еще столько же — как кусочек, состоящий из плоти. И только тогда к нему отправляется ангел, который и вдувает в него душу. И ему дается повеление о записи четырех вещей, которым относятся: удел, предстоящий человеку, срок жизни, все его дела и то, будет он счастливым или нет.
В Коране записаны слова Аллаха о том, что он придал человеку соразмерный облик, вдохнул в него дух от своего духа, даровал ему зрение, слух и сердце. Ответ на вопрос о том, находится ли душа в крови, звучит отрицательно, ведь кровь можно полностью слить и заменить. Хотя известно, что душа присутствует в организме человека, где именно она находится, непонятно. И искать это место, скорее всего, бесполезное занятие. Ведь в Коране говорится, что рух является делом божественным, секрет которого известен лишь одному Аллаху.
В иудаизме
Когда душа вселяется в тело ребенка, согласно иудаистским верованиям? Раввин Элиягу Эссас дает по этому поводу следующие пояснения. В тот момент, когда капля мужского семени попадает в женскую яйцеклетку, она вносит лишь энергию духовного свойства, переданную ей Всевышним. На процесс зачатия приходится три дня, во время которых эта энергия сохраняется. Эти три дня являются символом трех духовных качеств – интеллекта, интуиции и стремления к высшей цели.
После соединения двух яйцеклеток еще 37 дней требуется для того, чтобы «объединенными» клетками был создан духовный «туман», «пар». Некая взвесь из маленьких капелек, которые постепенно соединяются и создают сосуд, необходимый для получения души. По прошествии 40 дней сосуд готов к получению души.
С данного момента уже можно вести речь о возникновении плода человека. К сороковому дню этот плод получает от Творца «задание». В продолжение девяти месяцев душа будет сформирована окончательно и получит все недостающее. После этого человек появляется на свет.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]