Как отмечали яблочный Спас наши предки и с чем связано название праздника?
---
Август является благодатным месяцем для людей, в который с полей и огородов собирают урожай, в садах снимают фрукты. В этот период душа стремится праздновать щедрость природы. Именно в августе празднуются три Спаса — любимейших праздника крестьян и всех православных верующих.
Эти праздничные действа воспеваются в стихах и произведениях как классиков, так и современников. Каждый из трех праздников-Спасов имеет свою историю и традиции.
Спасовка-лакомка
Август в гости к нам пришел,
Спас с собою он привел,
Приготовил пир горой,
Угостил народ честной.
Первый Спас нам мед припас,
Люд пустил в веселый пляс,
Мак рассыпал он везде,
Искупал в святой воде.
Спас второй — Преображение,
Как Господнее веление
Яблок вволю всем раздал,
Озимь в поле сеять стал.
Нерукотворный третий Спас —
Лесным орехам это час,
На полотне священный лик
Дарует людям счастья миг.
Три Спаса в гости заходили,
Плодами землю одарили.
С собою лето заберут,
Плутовку осень позовут.
Второй Спас принято отмечать по новому стилю 19 августа. Праздник в народе величают яблочным Спасом, а все потому, что с этого времени церковь официально разрешает православным употреблять в пищу садовые плоды и огородные овощи.
Еще в прошлом веке наши предки, особенно крестьяне, чтили этот великий праздник. В некоторых местах яблочный Спас величали также Спасом на горе. В этом варианте названия праздника отразилось знакомство людей со Священным Писанием.
Полное название христианского праздника — Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Краткое церковное — Преображение Господне. В основе Преображения — одного из самых почитаемых христианами двунадесятых праздников — лежит Преображение Господне. Об этом событии, которое связано с данным днем, повествует Евангелие от Луки и Евангелие от Матфея. Сами же Евангелисты не были свидетелями этого важного с точки зрения церкви события. Они описывали его со слов апостолов: Петра, Иакова и Иоанна.
Таким образом, спустя пару дней после открытия Иисусом своим ученикам тайны собственной смерти и воскрешения, взял он трех апостолов с собой на гору Фавор. Именно там во время молитвы его лик просиял будто солнце, а одеяние сделалось белоснежным и блистающим словно свет. Появились пророки Илия и Моисей. Они начали разговаривать с Иисусом. В это самое время необычайно светлое облако осенило всех. С небес раздался голос Бога: «Это Сын Мой Возлюбленный. В Нем Мое благословение».
В библии говорится о том, что простому смертному не дано видеть Всевышнего и остаться после этого живым. Вот почему миру Господь явился не в своей Славе, а принял обличье подобное людям. В момент Преображения Всевышний позволил лишь трем людям лицезреть соединение двух природ в Христе: сияние в человеческом теле Христа Божественного света. Это сияние называют несотворенной энергией.
Многие библеисты считают, что событие Преображения произошло накануне иудейского праздника Кущей. Это праздничное действо посвящено сбору летнего урожая. В Христианскую эпоху в IV веке Преображение было также отнесено к периоду сбора даров природы в виде овощей и фруктов.
По церковному обычаю после преображенской литургии принято первый раз в году есть виноград после его освящения в храме.
А в Древней Руси в период, когда принимали христианство, в этот летний день чтили старинный праздник земледельцев, связанный со сбором яблок. Вот почему при внедрении Преображения как праздника виноград заменили яблоками, которые более распространены у славян, чем виноград.
Кроме яблок в праздничный день люди несут на церковную паперть и другие дары огорода и сада: горох, огурцы, рожь и даже картошку. Все эти плоды освящаются священником после обедни. Над ними батюшка читает молитву. За это прихожане оставляют церкви так называемые начатки (понемножку от каждого принесенного продукта).
У наших предков существовала традиция наделять овощами и фруктами неимущих. Человека, который не делился продуктами с бедняками в этот праздник, считали недостойным, с ним переставали общаться.
Разговляться яблоками наши пращуры начинали после их освящения в церкви. Есть яблоки до праздника считалось большим грехом.
С Преображения начинается отлет журавлей. В народе это подметили, и родилась поговорка: «Кто как хочет, а журавль со Спаса». Крестьяне же начинали засевать озимь после этого праздника.
Летние овощи и фрукты созревают в разное время, поэтому и праздник Спаса был разделен на три. Верующие христиане благодарят в этот период Всевышнего за щедрые дары, возносят к нему молитвы и посещают церковь. У наших предков было много разных традиций, связанных со Спасами, некоторые из них дошли и до наших дней.
Эти праздничные действа воспеваются в стихах и произведениях как классиков, так и современников. Каждый из трех праздников-Спасов имеет свою историю и традиции.
Спасовка-лакомка
Август в гости к нам пришел,
Спас с собою он привел,
Приготовил пир горой,
Угостил народ честной.
Первый Спас нам мед припас,
Люд пустил в веселый пляс,
Мак рассыпал он везде,
Искупал в святой воде.
Спас второй — Преображение,
Как Господнее веление
Яблок вволю всем раздал,
Озимь в поле сеять стал.
Нерукотворный третий Спас —
Лесным орехам это час,
На полотне священный лик
Дарует людям счастья миг.
Три Спаса в гости заходили,
Плодами землю одарили.
С собою лето заберут,
Плутовку осень позовут.
Второй Спас принято отмечать по новому стилю 19 августа. Праздник в народе величают яблочным Спасом, а все потому, что с этого времени церковь официально разрешает православным употреблять в пищу садовые плоды и огородные овощи.
Еще в прошлом веке наши предки, особенно крестьяне, чтили этот великий праздник. В некоторых местах яблочный Спас величали также Спасом на горе. В этом варианте названия праздника отразилось знакомство людей со Священным Писанием.
Таким образом, спустя пару дней после открытия Иисусом своим ученикам тайны собственной смерти и воскрешения, взял он трех апостолов с собой на гору Фавор. Именно там во время молитвы его лик просиял будто солнце, а одеяние сделалось белоснежным и блистающим словно свет. Появились пророки Илия и Моисей. Они начали разговаривать с Иисусом. В это самое время необычайно светлое облако осенило всех. С небес раздался голос Бога: «Это Сын Мой Возлюбленный. В Нем Мое благословение».
В библии говорится о том, что простому смертному не дано видеть Всевышнего и остаться после этого живым. Вот почему миру Господь явился не в своей Славе, а принял обличье подобное людям. В момент Преображения Всевышний позволил лишь трем людям лицезреть соединение двух природ в Христе: сияние в человеческом теле Христа Божественного света. Это сияние называют несотворенной энергией.
Многие библеисты считают, что событие Преображения произошло накануне иудейского праздника Кущей. Это праздничное действо посвящено сбору летнего урожая. В Христианскую эпоху в IV веке Преображение было также отнесено к периоду сбора даров природы в виде овощей и фруктов.
По церковному обычаю после преображенской литургии принято первый раз в году есть виноград после его освящения в храме.
А в Древней Руси в период, когда принимали христианство, в этот летний день чтили старинный праздник земледельцев, связанный со сбором яблок. Вот почему при внедрении Преображения как праздника виноград заменили яблоками, которые более распространены у славян, чем виноград.
Кроме яблок в праздничный день люди несут на церковную паперть и другие дары огорода и сада: горох, огурцы, рожь и даже картошку. Все эти плоды освящаются священником после обедни. Над ними батюшка читает молитву. За это прихожане оставляют церкви так называемые начатки (понемножку от каждого принесенного продукта).
У наших предков существовала традиция наделять овощами и фруктами неимущих. Человека, который не делился продуктами с бедняками в этот праздник, считали недостойным, с ним переставали общаться.
Разговляться яблоками наши пращуры начинали после их освящения в церкви. Есть яблоки до праздника считалось большим грехом.
С Преображения начинается отлет журавлей. В народе это подметили, и родилась поговорка: «Кто как хочет, а журавль со Спаса». Крестьяне же начинали засевать озимь после этого праздника.
Летние овощи и фрукты созревают в разное время, поэтому и праздник Спаса был разделен на три. Верующие христиане благодарят в этот период Всевышнего за щедрые дары, возносят к нему молитвы и посещают церковь. У наших предков было много разных традиций, связанных со Спасами, некоторые из них дошли и до наших дней.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]