Глядя из Гомеля. Почему минский август — не «крымская весна»?
---
Что было?
К моему дяде Паше, которому уже далеко за 80, в русский Новозыбков, где почти каждый житель свободно общается сразу на трёх славянских языках, в эти тревожные дни приехали и близкие, и довольно дальние родственники из Гомеля.
Из разговора с дядькой по телефону я понял, что их сразу четверо или пятеро, а то и больше. Проголосовали все за «батьку», как они говорят: «Натворил, пусть отдувается». Публика в основном пожилая, приехали не только повидаться, но и кое-чем отовариться в городе, который по-прежнему живёт на изрядной «чернобыльской» подкормке.
Но это не мешает Новозыбкову, который по праву назван славянским перекрёстком, оставаться очень дешёвым. Это же настоящая глубинка, хоть и райцентр. Ну а в соседнем белорусском областном центре сейчас довольно спокойно, родня уверяет, что даже на «Гомсельмаше» сильно не бузят. За заборами завода, по крайней мере, родные дяди Паши ничего особого не замечали.
Но вот с торговлей в Гомеле уже не первую неделю сложно: даже рынки работают через пень колоду. Магазины — тем более. А ведь когда-то, ещё при Союзе, мы не раз останавливались как раз у кого-нибудь из «дядькиных» — в уютном и немыслимо зелёном с апреля по октябрь Гомеле.
Это если случалось съездить на тамошние богатые рынки за продуктами. Или же пройтись по промтоварным магазинам с очень даже неплохой продукцией из Прибалтики и Польши – порой получше, чем в «Польской моде» в Москве на престижном Юго-Западе.
Их дети давно выросли и «отпочковались» кто куда, но большинство с семьями остаётся в Белоруссии. Ни для кого не секрет, что белорусское гражданство многие годы было для тех, у кого оно есть, гарантией стабильности, пусть и скромной. Финансовой, социальной и, по большому счёту, политической. Если ты, конечно, громко не агитировал супротив тамошнего «отца народа».
Любой, кто за долгие годы правления Александра Григорьевича успел побывать в «союзной» республике, обязательно сравнивал её не только с Европой, но и с образцовым колхозом. Тут и повсеместная чистота, и работало всегда и всё как часы. И конторы разные, и торговля, и музеи с библиотеками, и кафе-ресторанчики, до боли напоминающие старинные местечковые.
Но ведь образцовые колхозы не хуже «батькиного» были и в советское время, да и сейчас стоит только заглянуть в хозяйство Павла Грудинина в Видном. А остаются ли сегодня для простых белорусов хоть какие-то из этих гарантий, сказать сложно.
Что есть…
Победитель выборов уже не первый день повторяет как заклинание: «работайте», но сам же непрерывно названивает в Москву, а тут вдруг заявил, что готов на колени встать. На БелАЗе вняли и возобновили работу, ещё на двух предприятиях работники приступили к переговорам с руководством.
Родственники верят, что и другие скоро одумаются. Нельзя же до бесконечности в революции играться. А то, не приведи господь, и в партизаны придётся уходить. «Лишь бы не было войны». Ещё живы многие из тех, для кого это не пустые слова.
Информационную же войну команда Лукашенко проиграла задолго до выборов, хотя никто этого по ту сторону баррикад предпочитал не замечать. Российскую прессу, даже официальную, президент страны, всегда числившейся чуть ли не единственным союзником России, давно превратил чуть ли не в одного из своих злейших врагов.
Опять же – чуть ли. Чтобы к нему развернулись лицом, нужно было очень немногое. Для начала – хотя бы немного правды. Но ведь хорошо известно, что труднее всего быть честным как раз с самим собой. Хотя, может быть ещё не поздно взглянуть правде в глаза?
Народ в Белоруссии давно привык, что любые СМИ – это нечто «за скобками» или, если хотите, и вовсе за экраном ТВ. Большинство из молодых уже не первый год блуждает по сетям, благо с ними в стране всегда и всё было в порядке. И именно из сетей широкую публику буквально бомбардировали тщательно отсортированной и структурированной информацией.
Сейчас мутный поток вырос не в разы, а в сотни и тысячи раз. Подключилось и ТВ, мировое, конечно же, противостоять которому могли бы многие, к примеру, по команде из Москвы, но кажется, не жаждут. Россия, похоже, как у Горчакова при Александре II, «не сердится, а сосредотачивается».
Хотя какая-то поддержка Лукашенко, точнее, опровержения по поводу всенародного протеста, если и поступают, то, как правило, от независимых сетевиков. Так, сразу двое российских блогеров подловили на откровенной подтасовке не кого-нибудь, а саму BBC – мировой транслятор.
В наше время даже такие кадры вполне могут оказаться мастерски смонтированными
Дмитрий Борисенко по кадрам BBC сразу оценил истинные масштабы всенародного протеста:
«Никогда не думал, что скажу спасибо Би-би-си за показанные кадры, демонстрирующие никчемность протеста в Минске. Я уже много раз говорил, что все картинки с протестов в Белоруссии — просто грамотно выбранные ракурсы и сюжеты. Это PR-технологии».
Петербуржец, а по духу, похоже, настоящий ленинградец, Борисенко просто порадовался. На роликах телеканала вряд ли можно насчитать больше нескольких сот участников, и прекрасно видно, что из-за манифестации даже не пришлось перекрывать улицу. А вот как прокомментировал прокол Би-би-систеров блогер Вадим Родченко из Белгорода, снимавший многотысячные толпы с дрона:
«…в Минске на Пушкинской. И эти люди орут, что "весь Минск вышел"? Граждане, я снимаю массовые акции посредством дрона уже 10 лет как. Для двухмиллионного города Минска — это вообще ни о чём. Тысяч пять, и то не наберётся».
И что впереди…
Пока у Белоруссии и белорусов впереди – точно туман. Сам белорусский президент, так или иначе, но на данный момент официально законно избранный, пусть не в четвёртый или пятый, а хоть в тридцать пятый раз, тоже избегает конкретики. Кому-то кажется, что звонками в Москву он кого-то пугает, но почему же никому не страшно?
Лукашенко демонстрирует уверенность, что действительно получит от Москвы «всестороннюю помощь по обеспечению безопасности Республики Беларусь». При первом же запросе! Однако не перепутал ли он Беларусь с Крымом? И не растранжирил ли всё русское терпение?
Вряд ли для него секрет, что за более плотный союз с Россией в рамках Союзного государства в Белоруссии отнюдь не 100 процентов. И даже не 80, которые, не исключаю и такого, могли бы проголосовать за него самого. Раньше интегрироваться надо было — сидели бы теперь с российским гарантом в декоративном президентском кресле.
Впрочем, это уже и на шутку не похоже. Не вдвоём сидели бы, конечно, а по очереди. А Союзному государству всё равно лучше бы быть, не важно, в какой форме. И людям спокойнее, хотя Россией их слишком уж долго пугали. Зато сотни чиновников из «союзного» аппарата меньше вреда, чем пользы приносить будут.
Вот с другими интеграционными структурами дела пока обстоят чуть лучше. У них, кстати, и опыта в самоспасении куда больше. Начнём с ОДКБ, на которое решил сослаться белорусский лидер. Силы ОДКБ, вообще-то, должны вмешиваться только в случае прямой агрессии, но разве это сейчас важно?
Эту контору генералы распускать точно не пожелают, хотя их вообще-то редко спрашивают. Но слишком уж много общих интересов остаётся у всех её участников даже с подбитым «белорусским танком». И параллели с Крымом, где русских действительно ждали, и уж тем более с Сирией по белорусскому поводу вовсе неуместны.
Крым (это для забывчивых) тогда реально ждал совсем иной оккупации, ведь в Донбассе распустившиеся нацики уже убивали «наших», и Одесса случилась не на ровном месте. А Сирия к моменту приходу русских и вовсе горела в войне. Для России нет никакого смысла спасать режим, если он действительно прогнил, а вот экономику, которая работала так бесперебойно, во многом за счёт России, спасти бы стоило.
Но не танками же. Что называется – не делай из белоруса врага. Потому-то есть неплохие шансы удержать на плаву не только ОДКБ, но и ЕАЭС, который, по сути, ещё недалеко ушёл от расширенной версии Таможенного союза.
Под санкциями, которых теперь остаётся только ждать как в отношении Белоруссии, даже если «батьку» подвинут, так и по адресу России. А как же без неё? Вот тут-то и пригодится Таможенный союз – обходная дорожка, которая поможет вспомнить и о белорусских креветках, и о белорусском море.
Кстати, не забыть бы Москве в суете с высшей властью у соседа и про наш Калининградский анклав, который этим «друзьям белорусов» из Польши и Литвы буквально не терпится загнать в блокаду.
ЕАЭС
Помните, шесть-семь лет назад мы твердили украинцам об альтернативе ЕС — ЕАЭС. Те не поняли. Надо надеяться, что белорусы будут понятливее. Это в Москве мы понимаем, что бегство из ЕАЭС в ЕС — полный абсурд. При нынешней-то зависимости Минска от Москвы. И гомельская родня это тоже прекрасно понимает, знаю.
После выхода из ЕАЭС экономика Беларуси протянет не больше месяца. Оппозиционеры столько же дают сейчас Лукашенко. Но ему-то границу с Россией не закроют, а вот тем, кто вместо него или после, доступ на российский рынок перекрыть могут сразу. И за долги спросить тоже могут. Никто даже на Западе и даже в фейковых новостях не заикнётся об антироссийских или прозападных лозунгах. Надоел всем только лично бывший председатель бывшего передового колхоза.
Зато Москва без отрыжки и икоты проглотила перемены в Киргизии и Армении, и из ЕАЭС они не выпали. Так бы и с Минском в случае чего. Пригодится же, при любых раскладах. На ошибках с Киевом учиться всё же стоит. Как вернуть белорусов, а не официальную Рэспубліку Беларусь, в русские объятия — это та ещё задачка. Для политтехнологов, много лет работающих с ОДКБ и Союзным государством, вряд ли разрешимая.
Есть, впрочем, некоторая надежда, что ещё остались светлые головы в структурах ЕАЭС, ведь удержали же они от побега Армению с оппозиционером в кресле премьера.
Автор:Виктор МалышевИспользованы фотографии:avatars.mds.net, belvpo.com, sozh.info, sharknews.ru, автора
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]