Мужи апостольские: авторы, история писания, учение и важность для христианства
---
Мужи апостольские, иначе называемые апостольскими отцами, являются авторами ряда текстов, принадлежащих к раннехристианскому периоду. Их наименование говорит о прямой связи с апостолами, так как многие из этих церковных писателей были знакомы с ними лично.
Мужи апостольские: общая характеристика
В истории Церкви они известны как непосредственные ученики апостолов – учеников самого Иисуса Христа, его последователей. Эти мужи имели с апостолами непосредственное общение и часто близко сотрудничали с ними.
Их земная жизнь протекала в I – II веках н. э. Термин «мужи апостольские» возник только в 17 веке. Он связан с патрологом по имени Котелериус. (Патрологией называется учение об отцах Церкви). Последним в 1672 году был издан сборник, включающий учения мужей апостольских. Его латинское название Patres aevi apostolici.
Имена и сочинения
Среди апостольских мужей находятся:
Труды были написаны на греческом языке. После этого их перевели на латинский, эфиопский, коптский, сирский, армянский и другие языки. С чем было связано возникновение этих произведений? Ответ на этот вопрос дает обзор сведений об отношении к раннехристианской церкви со стороны Рима.
Христианская Церковь той эпохи
В период жизни мужей апостольских Христианская Церковь испытывала страшные гонения. Уже при императоре Домициане они приняли характер систематических. Репрессии христиан встречали со стороны черни пылкое одобрение.
Ненавидели приверженцев этой религии не только римские язычники, но и иудеи. Они считали их еретиками. С точки зрения фарисеев, христиане попирали Закон Моисея или даже впадали в идолопоклонство, подобно язычникам.
При этом римляне путали их с иудеями, распространяя на последователей Иисуса Христа брезгливость и предубеждение против евреев. Лишь позже они рассмотрели состав христианских общин ближе, обнаружив там, по большей части, эллинов, италиков, египтян и сирийцев.
Обвинения в каннибализме и кровосмешении
Однако после того, как римляне поняли, что христиане являются не иудейской сектой, а приверженцами новой религии, среди которых преимущественно находятся люди из их же среды, у них появились новые предубеждения.
Среди наиболее подозрительных распространялись обвинения христиан в так называемых Эдиповых смешениях. Христианскую заповедь любви они воспринимали в качестве поощрения кровосмесительных связей. А также сыпались обвинения в поедании человеческого мяса и употреблении крови, как на Фиестовых пирах. Так язычниками понималось причащение христиан к крови и телу Спасителя. Они видели в этом людоедство и заклание младенцев.
Главный враг – римские власти
Со временем главным врагом христиан стала не азартная, легко возбудимая толпа, а правительство Рима. Это было связано с тем, что Римская империя не имела языческой церкви. Там жрецов, понтификов, фламинов относили к государственным чиновникам.
Поэтому появление Христианской церкви было воспринято властями как вызов. Они объявили христиан вне закона. Для римского государства они были врагами богов, императора и закона, недругами всей природы. Начались их свирепые преследования, розыск, пытки, казни, истребление священных книг.
Понадобились многие десятилетия, чтобы у язычников, окружающих христиан, изменилось мнение о них. Чтобы они стали адекватно относиться к вере, богослужениям и образу жизни последователей Христа. И в этом есть большая заслуга мужей апостольских и их творений. Эти церковные писатели несли правду о новой религии.
Апостол Варнава
Это было прозвище одного из авторов книг мужей апостольских Иосии. Варнава обозначает «сын утешения». Он жил на острове Кипр, происходил из сословия левитов, находился среди семидесяти учеников Христовых. Действовал в Церкви в самый ранний ее период. Продав свою землю, деньги отдал апостолам.
Вместе с Павлом был основателем Церкви в Антиохии из евреев и язычников. Когда апостолы расходились на проповедь, местом своей деятельности Варнава избрал Кипр. Там, уже после того, как в 70 году был разрушен Иерусалим, он умер мученической смертью. Этому апостолу приписывается одно послание, в котором он доказывает, что со временем Ветхий Завет должен быть заменен на Новый, пишет о путях жизни и предостерегает от иудейства тех, кто уверовал в Христа.
Дионисий Ареопагит
Родился от знатных родителей в Афинах, путешествовал, чтобы получить образование. Впоследствии стал членом ареопага. Он был обращен апостолом Павлом после проповеди последнего в ареопаге в 54 году. Им же он был назначен первым епископом в Афинах.
Дионисий ревностно относился к распространению христианства. Для этого он бывал в разных странах. Есть сведения, что смерть его была мученической, но где и когда это случилось — неизвестно. В своих трудах он писал об именах Божиих, о небесной и церковной иерархии, о таинственном богословии. А также отправил десять посланий, адресованных разным лицам. Его сочинения отличаются глубокомысленным и возвышенным богословием.
Святой Климент
Был третьим епископом Рима в 92-101 году. В христианство его обратил апостол Петр. Климент был сподвижником апостола Павла. Его постигла мученическая кончина при императоре Траяне. Его послание к коринфянам стало памятником его подвижнической деятельности. С самого начала в коринфской церкви наблюдалось разделение, и апостол Павел наставлял ее членов.
Некоторые сомневались в истинности воскресения из мертвых. Благомыслящие коринфяне обратились к св. Клименту, когда сомневающиеся отстранились от своей иерархии. Этот муж призывал последних к смирению, советовал им покориться своей иерархии и покаяться. А также Климент рассеивал заблуждения, касающиеся воскресения мертвых. Его послания в древней Церкви вызывали большое уважение. При богослужениях их читали наряду с апостольскими книгами.
Игнатий Богоносец
Будучи учеником Иоанна Богослова и епископом Антиохийским, по приказанию императора Траяна в 107 году был брошен ко львам и растерзан ими. Имеется семь его посланий, которые были написаны в то время, когда его доставляли на казнь в Рим. В них он призывал к сохранению веры, к повиновению учрежденной Богом иерархии, а особенно епископам. Как свидетельствовал св. Поликарп, послания Игнатия Богоносца являются образцом веры и назиданий о Господе.
Поликарп Смирнский
Он был самым любимым учеником Иоанна Богослова, епископом Смирнским. Дожил до преклонных лет и был замучен противниками христианской веры в 167 году, в период гонений при императоре марке Аврелии.
Написал множество посланий, адресованных христианам соседних Церквей, чтобы способствовать их укреплению в правой и чистой вере. Сохранилось лишь одно его послание – к филиппийцам. Поликарп боролся с еретическими суждениями, говоря, что тот, кто не является исповедником пришествия Иисуса Христа во плоти, рассматривается как антихрист.
Святой Ерм
С самой древности его признавали тем самым Ермом, кому было направлено приветствие апостола Павла, то есть послание к римлянам. Будучи этническим греком, он жил в Риме во 2-й половине I века. Его книга «Пастырь» пользовалась в Христианской церкви большим уважением. Она состояла из трех частей. В ней изложены видения Ермы, а также 12 заповедей, например, о покаянии, о милосердии, и 10 притчей, которые разъясняют различные христианские истины. Наставления Ерму были сообщены Ангелом, принявшим вид пастыря.
Святой Папий
Он является одним из последних авторов писаний мужей апостольских. Был учеником апостола Иоанна, другом Поликарпа Смирнского, епископом Иерапольским во Фригии. Мученически скончался при Марке Аврелии. Написал пять сочинений, из которых до нас дошло только несколько отрывков. Св. Папий не ограничивался только изучением Святого Писания. Он собирал также устные рассказы о том, что делали и чему учили Спаситель и апостолы, то есть основывался на неписанном предании.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]