Тибетские монастыри: описание, история возникновения, жизнь и обучение монахов, фото
---
Путешествие в сакральный Тибет для многих является важным и значимым путешествием в жизни. Долгое время сокрытая от цивилизации страна сумела сохранить свои традиции и культуру. Многие люди, впервые в жизни ступая на тибетскую землю, чувствуют, как много мистического она таит в себе. Именно здесь великие мудрецы завещали познавать свой внутренний мир посредством практик йоги и медитации. Именно здесь многие задаются вопросом, кто охранял тибетские монастыри, и как удалось сохранить до наших дней все их святыни?
Монастыри Тибета
В Тибете была поговорка: «В небесах найдешь солнце, луну и звезды, на земле найдешь Ганден, Дрепунг и Сера». Монастырские университеты Ганден, Дрепунг и Сера были величайшими образовательными центрами традиции Гелуг, тибетского буддизма. Они были основаны в начале 15 века по инициативе великого тибетского реформатора Дже Цонкапы и прославились во всем Тибете не только своими размерами. Во всех трех тибетских монастырях обучалось много тысяч монахов. Благодаря существовавшей в них утонченной системе обучения буддийской философии, монахи прибывали сюда из всех районов Тибета, а также из Монголии, чтобы получить образование. Всем известно, что храмы тибетских монастырей, это не только места поклонения и паломничества, но и хранилища многих святынь.
Бегство в изгнание
В 1959 году отношения между тибетцами и китайцами, стремившимися захватить Тибет, особенно обострились. Его святейшество Далай-лама вынужден был бежать в Индию, и за ним в изгнание последовало 90 тысяч соплеменников. Во время побега многие монахи тибетских монастырей были убиты китайцами либо умерли от голода, холода и болезней. Оставшимся пришлось стать свидетелями крупномасштабного разрушения большинства их монастырей, которые воплощали в себе самое драгоценное для всех тибетцев – буддийскую религию.
Монахов, которые обрели безопасность, добравшись до Индии, постигла различная участь. Но в 1971 году Его святейшество Далай-лама предложил воссоздать монастыри-университеты Ганден, Дрепунг и Сера на землях, щедро предоставленных тибетцам индийским правительством на юге страны. За 14 лет со времени воссоздания монастырей монахам пришлось перенести множество лишений. Однако уже на раннем этапе они осознали, что их главная задача – сохранение тибетского культурного и религиозного наследия. Поэтому в монастыри было принято много новых монахов. Несмотря на трудности с обеспечением, всех монахов обеспечили достойной пищей и одеждой, с каждым годом условия жизни улучшались. Приоритетом являлась передача молодому поколению всех направлений практики и философии, связанных с драгоценной Дхармой Будды.
Пока большинство монахов, получивших полное образование в Тибете, еще живы. Кто охранял сокровища тибетских монастырей, многие из которых были утеряны? Об этом сложены целые легенды. Считается, что существовал особый род кошек, которые многие века стояли на страже тибетских монастырей и их святынь.
Ганден
Монастырь Ганден, расположенный в горах к северо-востоку от Лхасы, был основан первым самим Дже Цонкапой в 1409 году. Он фактически играл роль материнского монастыря и получил свое название в честь чистой земли Майтреи – Будды будущей эпохи. Выборный глава традиции Гелугпа был известен как держатель трона Гандена. Находится монастырь на высоте 4500 метров. Здесь установлена ступа в честь самого Дже Цонкапы. Во время тибетских неурядиц в 1959 году и во время долгих культурных волнений монастырь Ганден понес значительный ущерб. С начала 80-х годов государство стало финансировать его восстановление.
Дрепунг
Дрепунг основал 1416 году один и из наиболее выдающихся учеников Дже Цонкапы Джамьяном-чойдже, известный также как Таши Палден. Этот тибетский монастырь, фото которого расположено ниже, находится на западных окраинах Лхасы. Он разросся до огромных размеров и к 1959 году считался крупнейшим монастырем в мире. В нем обучалось около 10 000 монахов.
Сера
Еще один из учеников Дже Цонкапы – Джамшен-чойдже или Сакья Еши – основал монастырь Сера в 1419 году, в год кончины своего наставника. В Сера и Гандене проживало, соответственно, 7000 и 5000 монахов, которые проходили обучение в тибетском монастыре. У Далай-лам стало традицией обучаться именно в этих монастырях. Настоятели трех монастырей всегда входили в состав тибетского правительства, и поэтому этим великим институтам было дано название «Три столпа государства».
Самье
Самый первый в Тибете монастырь. Самье основали три выдающихся личности того времени. 1200 лет назад правитель страны снегов Трицон Десен стал проявлять большой интерес к учению Будды. Желая повсеместно распространить знания, он пригласил в Тибет знаменитого индийского настоятеля Шантаракшиту. Шантаракшита много сделал для распространения благородных знаний в этой стране. Но так как в то время в Тибете религия Бон была главенствующей, многие были недовольны усилиями настоятеля.
Тогда Шантаракшита посоветовал королю следующее: «Если хотите преодолеть все препятствия и распространить повсюду учение Будды, Вам нужно пригласить гуру Падмасамбхаву. Это великий гуру, обладающий большой духовной силой. Если он прибудет в страну снегов, трудности непременно отступят». Так был приглашен величайший гуру. Падмасамбхава обладал мистическими способностями.
Изначально архитектурный ансамбль Самье состоял из 108 зданий. Центральный храм, расположенный посередине, символизирует гору Меру. А храмы, построенные вокруг двумя концентрическими окружностями, представляют океаны и континенты, окружающие гору согласно физической космологии. Итак, благодаря усилиям основателей, учение Будды успешно закрепилось и распространилось по всему Тибету.
Джоканг
Главное святилище Лхасы. Монастырь Джоканг построен в самом центре города. Некоторые говорят, что Джоканг – это самое священное место Тибета. Этому тибетскому монастырю полторы тысячи лет. Комплекс был построен для статуи Будды Шакьямуни, привезенной из Китая. Это единственная в своем роде статуя. Считается, что она была создана при жизни Будды Шакьямуни и была освящена им самим.
Статуя сделана в натуральную величину из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас она выглядит полнее, потому что ее очень часто покрывают новыми слоями золота. По преданию, она была создана божественным зодчим Вишвакармой и впоследствии подарена китайскому императору. Во времена правления Сонгцэн Гампо китайская принцесса Вэнь-Чен привезла статую в Тибет в качестве приданого.
Обычно туристы легко добираются до храма пешком. Паломники совершают священный обход комплекса Джоканг, который называется Кора. На площади перед Джокангом местные жители с утра до позднего вечера совершают простирания – древнюю практику, которая часто упоминается в сутрах как о касании земли пятью частями тела. Большинство тибетцев верит, что после этой жизни будет обязательно следующая, поэтому эту необходимо прожить как можно более достойно.
Драк-Йерпа
Одним из самых сильных духовных мест центрального Тибета является Драк-Йерпа — это целый пещерный комплекс. Находится он в двух часах езды от города Лхаса. Расположен этот тибетский монастырь в горах. В этих местах практиковали и достигали вершин своей самореализации многие великие йогины, уходили в затворничество монахи и отшельники.
Несмотря на то что пещерный комплекс пострадал во время культурного переворота, продолжается его реставрация. А главное – до сих пор царит энергия спокойствия и тишины. Многие паломники и туристы отмечают, насколько особенно спокойно и умиротворенно чувствуют себя здесь. В Драк-Йерпа более 70 пещер для медитации.
Пелкор Чеде
Уникальный монастырь 9 века. Пелкор Чеде находится на окраине поселка Гьянгдзе. Храм хранит много величественных статуй Бондхисаттв и Идамов. Бондхисаттвы – это закаленные ветром перемен души, которые из жизни в жизнь служат другим в течение безмерного количества времени.
Для того чтобы верно оценить деяния Бондхисаттв, необходимо находиться на таком же уровне развития, как они. В буддийских странах Бондхисаттв почитают с глубоким уважением, признавая в них истинную мудрость, недоступную обывательскому пониманию.
Ташилунпо
Знаменитый монастырь в округе Шигадзе. Ташилунпо, основанный в 15 веке, стал крупнейшим центром философии в Тибете. По сути – это целый город, где его величественные сооружения украшали целыми статуями и росписями. Здесь находится самая известная 26-метровая золотая статуя Будды Майтрейи. По преданиям, Будда Майтрейя пребывает на небесах Тушита перед своим прибытием в этот мир. Когда совершаешь Кору вокруг этой статуи, чувствуется сильная, но в то же время мягкая энергия сострадания, исходящая от нее. Жизнь в тибетском монастыре протекает очень размеренно. Сидящий рядом монах, начитывающий сутры, запах зажженных благовоний, множество горящих лампад, статуи Бндхисаттв – все это создает необыкновенную атмосферу чего-то давно забытого и очень знакомого.
Лабранг
Один из крупнейших буддийских монастырей, который расположен в поселке с одноименным названием. В поселке живет около 10 000 человек, и почти все они занимаются обслуживанием многочисленных туристов и паломников. На территории монастыря находится 18 молитвенных залов и около 500 капелл и келий. По периметру проходит тропа паломников. На протяжении всей тропы установлены молитвенные барабаны. В Лабранге много статуй разных размеров, покрытых золотом и украшенных драгоценными камнями. Возникает вопрос, кто охраняет сокровища тибетских монастырей и почему никто не посягает на святыни. Наверное, дело в священности этих мест.
Таинство буддизма
Тибет – древняя земля. Время здесь как будто остановилось. Монастыри Тибета словно оторваны от реальности и живут своей жизнью почти так же как 20, 100 или 500 лет назад. Можно часами бродить по монастырям, участвовать в молебнах, питаться вместе с монахами, но постепенно начинаешь понимать, что при всей открытости, внутренняя жизнь монастыря по-прежнему остается малодоступной. Надо сказать, что буддийские монахи не привязаны к одному монастырю. Следуя свободной воле, могут покинуть одну обитель и, получив благословение настоятеля, отправиться совершать послушание в другой монастырь. Ритуальные аспекты монашеской жизни основаны на прочной вере, которая появляется после глубокого изучения буддийской философии.
Священная Мандала
Кто охранял храмы тибетских монастырей? Риторический вопрос, потому что буддийские монахи больше заняты собственным самопознанием и самосовершенствованием. Вся их жизнь сосредоточена на определенных действиях, составляющих для них большую ценность, чем материальные блага. Священным действом для буддиста является создание песчаной Мандалы. Она символизирует схематичную карту жизни Вселенной в буддийской космологии. Мандала – один из главных священных образов для буддиста.
Ритуальное искусство ее создания восходит к 6 веку до нашей эры. Техника создания остается неизменной веками. Цвета получают окрашиванием пудры из растертого мыльного камня. В руках лам-художников металлические трубки. Через расширенный конец трубки песок набирают из специальных чашечек. А из отверстия на тонком конце песок струйкой сыпется на заранее нарисованный план. Используются и мелкие окрашенные камушки.
Мандала – это средство достижения гармонии. Как вокруг, так и внутри себя. Замечательно, что после окончания работ по созданию святыни, она тут же уничтожается. Это действо свидетельствует о недолговечности всего земного, о бренности мира. После разрушения Мандалу начинают создавать заново, и процесс этот бесконечен.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]