БАНАЛЬНО ЗАЦЕПИЛИСЬ ЗА ЗЕМЛЮ
---
Ошибки экипажа Ил-18 и руководителя полетов на аэродроме Тикси привели к тому, что при заходе на посадку самолет коснулся вершины одной из сопок
19 декабря 2016 года военно-транспортный самолет Ил-18 выполнял плановый перелет с аэродрома Канск (Красноярский край) на аэродром Тикси (Якутия). Однако в 4.45 по московскому времени в 17 км от аэродрома Тикси самолет совершил аварийную посадку. На борту воздушного судна были 32 пассажира и семь членов экипажа.
Ранее высказывались самые разнообразные версии произошедшего. В частности, утверждалось, что причиной аварии стал одновременный отказ трех двигателей из четырех, некачественное топливо, пожар левого двигателя (и это даже было зафиксировано очевидцами). Озвучивались версии, что причиной жесткой посадки был сильный боковой ветер с порывами, обледенение, что якобы командир корабля сообщил на землю о неполадках в двигателе в связи с отказом системы подачи горючего и тянул машину до последнего, надеясь посадить лайнер на подходящей площадке.
Более того, высказывались предположения, что что у Ил-18 попросту могло не хватить топлива, чтобы дотянуть до Тикси. При этом исходили из того, что дальность полета на подобных модификациях Ил-18 – 4000 километров. Самолету же надо было лететь 3600 километров. Поэтому при сильном встречном ветре, считали эксперты, ему могло не хватить топлива.
Практически все озвученное и высказанное не имеет ни малейшего отношения к действительности. Ближе всего к реалиям этой аварии оказалась версия Газеты.Ru. Эксперты нашего издания предполагали, что «в условиях плотной облачности и полярной ночи самолет из-за неисправности навигационного оборудования приступил к снижению и ошибочно совершил посадку в 30 км от взлетно-посадочной полосы. При этом экипаж был твердо уверен, что находится на глиссаде снижения и совершает посадку в штатном режиме на взлетно-посадочной полосе аэродрома Тикси».
А теперь как все было на самом деле. Сразу скажем – самолет Ил-18, несмотря на его почтенный возраст (51 год) до удара о землю был полностью исправен, топливо кондиционным, отказов в работе двигателей и остального оборудования воздушного судна никаких не было.
Но все пошло не так как надо уже с предполетной подготовки экипажа в Екатеринбурге, на аэродроме Кольцово. Пилотов Ил-18 инструктировали перед вылетом не те должностные лица, которым это положено делать, а рангом существенно ниже. Подготовка летного состава в кабине самолета в период проведения предварительной подготовки к полетам проведена не была. Самое главное – экипаж при подготовке к перелету не изучил рельеф местности, естественные и искусственные препятствия, а также безопасные условия в районе аэродрома Тикси.
А этот аэродром, надо прямо сказать, весьма сложный для взлета и посадки воздушных судов. Он окружен горными хребтами и сопками. На Тикси, по свидетельствам пилотов, неоднократно бывавших на этом аэродроме, два курса взлета и один посадки. Обычно экипаж совершает свой первый полет на подобный аэродром днем, в простых метеоусловиях. И только потом ночью. А тут на Тикси послали экипаж, который ранее ни разу не был на этом аэродроме и, более того, в условиях полярной ночи.
Далее экипаж начал совершать ошибку за ошибкой, которые в конечном итоге и привели к тому, что Ил-18 коснулся сопки за 17 км от торца взлетно-посадочной полосы и съехал по ее склону. Надо прямо сказать, что последствия этой так называемой жесткой посадки могли бы быть и гораздо хуже.
Самое печальное, экипаж Ил-18 выполнял снижение для захода на посадку на аэродром Тикси без учета рельефа местности. Штурман воздушного корабля не рассчитал время начала снижения в соответствии с указанной высотой подхода к аэродрому и это время командиру корабля не сообщил. Пилоты при этом не уточняли безопасные высоты полета по маршруту ниже нижнего (безопасного) эшелона по правилам приборного и визуального полета.
Самое главное – авиаторы не знали истинной высоты полета своего воздушного корабля. Перед снижением они не включили радиовысотомер, показания барометрических высотомеров с показаниями радиовысотомера малых высот не сличали, выполняли пролет через горный хребет на истинной высоте менее 600 м и опасное снижение ниже высоты 600 метров своевременно не прекратили.
Свой печальный вклад в аварию внес и руководитель полетами на аэродроме Тикси. Он не имел допуска на управление данным типом воздушного судна – Ил-18 – и дал указание экипажу на снижение ниже безопасной высоты, установленной в западном секторе аэродрома Тикси. К тому же общую воздушную обстановку по данным средств радиолокации он не контролировал и не предупредил экипаж Ил-18 об опасном сближении с землей.
Более того, при потере радиолокационного контроля за воздушным судном и радиосвязи с экипажем руководитель полетов на аэродроме Тикси никому об этом своевременно не доложил, а вылет дежурных поисково-спасательных вертолетов в район пропадания отметки от воздушного судна не обеспечил.
Таким образом, к аварии Ил-18 привели только ошибочные действия экипажа и руководителя полетов на аэродроме Тикси, то есть в произошедшем виноват только человеческий фактор. Самолет Ил-18 RF-91821, совершивший свой первый полет в далеком 1965 году, тут абсолютно не причем.
К этому, наверное, следует добавить тот факт, что взлетно-посадочная полоса на аэродроме Тикси давно требует ремонта. На искусственном покрытии ВПП, по свидетельствам специалистов, имеются недопустимые дефекты: сколы, шелушение, трещины, просадки смежных плит, уступы между смежными плитами, оголение арматуры, выбоины. Таким образом, даже совершивший по всем правилам посадку воздушный лайнер мог бы получить существенные повреждения собственно на самой полосе. А ведь этот аэродром – важнейшая опорная точка при проецировании военных усилий страны на прилегающий арктический регион.
19 декабря 2016 года военно-транспортный самолет Ил-18 выполнял плановый перелет с аэродрома Канск (Красноярский край) на аэродром Тикси (Якутия). Однако в 4.45 по московскому времени в 17 км от аэродрома Тикси самолет совершил аварийную посадку. На борту воздушного судна были 32 пассажира и семь членов экипажа.
Ранее высказывались самые разнообразные версии произошедшего. В частности, утверждалось, что причиной аварии стал одновременный отказ трех двигателей из четырех, некачественное топливо, пожар левого двигателя (и это даже было зафиксировано очевидцами). Озвучивались версии, что причиной жесткой посадки был сильный боковой ветер с порывами, обледенение, что якобы командир корабля сообщил на землю о неполадках в двигателе в связи с отказом системы подачи горючего и тянул машину до последнего, надеясь посадить лайнер на подходящей площадке.
Более того, высказывались предположения, что что у Ил-18 попросту могло не хватить топлива, чтобы дотянуть до Тикси. При этом исходили из того, что дальность полета на подобных модификациях Ил-18 – 4000 километров. Самолету же надо было лететь 3600 километров. Поэтому при сильном встречном ветре, считали эксперты, ему могло не хватить топлива.
Практически все озвученное и высказанное не имеет ни малейшего отношения к действительности. Ближе всего к реалиям этой аварии оказалась версия Газеты.Ru. Эксперты нашего издания предполагали, что «в условиях плотной облачности и полярной ночи самолет из-за неисправности навигационного оборудования приступил к снижению и ошибочно совершил посадку в 30 км от взлетно-посадочной полосы. При этом экипаж был твердо уверен, что находится на глиссаде снижения и совершает посадку в штатном режиме на взлетно-посадочной полосе аэродрома Тикси».
А теперь как все было на самом деле. Сразу скажем – самолет Ил-18, несмотря на его почтенный возраст (51 год) до удара о землю был полностью исправен, топливо кондиционным, отказов в работе двигателей и остального оборудования воздушного судна никаких не было.
Но все пошло не так как надо уже с предполетной подготовки экипажа в Екатеринбурге, на аэродроме Кольцово. Пилотов Ил-18 инструктировали перед вылетом не те должностные лица, которым это положено делать, а рангом существенно ниже. Подготовка летного состава в кабине самолета в период проведения предварительной подготовки к полетам проведена не была. Самое главное – экипаж при подготовке к перелету не изучил рельеф местности, естественные и искусственные препятствия, а также безопасные условия в районе аэродрома Тикси.
А этот аэродром, надо прямо сказать, весьма сложный для взлета и посадки воздушных судов. Он окружен горными хребтами и сопками. На Тикси, по свидетельствам пилотов, неоднократно бывавших на этом аэродроме, два курса взлета и один посадки. Обычно экипаж совершает свой первый полет на подобный аэродром днем, в простых метеоусловиях. И только потом ночью. А тут на Тикси послали экипаж, который ранее ни разу не был на этом аэродроме и, более того, в условиях полярной ночи.
Далее экипаж начал совершать ошибку за ошибкой, которые в конечном итоге и привели к тому, что Ил-18 коснулся сопки за 17 км от торца взлетно-посадочной полосы и съехал по ее склону. Надо прямо сказать, что последствия этой так называемой жесткой посадки могли бы быть и гораздо хуже.
Самое печальное, экипаж Ил-18 выполнял снижение для захода на посадку на аэродром Тикси без учета рельефа местности. Штурман воздушного корабля не рассчитал время начала снижения в соответствии с указанной высотой подхода к аэродрому и это время командиру корабля не сообщил. Пилоты при этом не уточняли безопасные высоты полета по маршруту ниже нижнего (безопасного) эшелона по правилам приборного и визуального полета.
Самое главное – авиаторы не знали истинной высоты полета своего воздушного корабля. Перед снижением они не включили радиовысотомер, показания барометрических высотомеров с показаниями радиовысотомера малых высот не сличали, выполняли пролет через горный хребет на истинной высоте менее 600 м и опасное снижение ниже высоты 600 метров своевременно не прекратили.
Свой печальный вклад в аварию внес и руководитель полетами на аэродроме Тикси. Он не имел допуска на управление данным типом воздушного судна – Ил-18 – и дал указание экипажу на снижение ниже безопасной высоты, установленной в западном секторе аэродрома Тикси. К тому же общую воздушную обстановку по данным средств радиолокации он не контролировал и не предупредил экипаж Ил-18 об опасном сближении с землей.
Более того, при потере радиолокационного контроля за воздушным судном и радиосвязи с экипажем руководитель полетов на аэродроме Тикси никому об этом своевременно не доложил, а вылет дежурных поисково-спасательных вертолетов в район пропадания отметки от воздушного судна не обеспечил.
Таким образом, к аварии Ил-18 привели только ошибочные действия экипажа и руководителя полетов на аэродроме Тикси, то есть в произошедшем виноват только человеческий фактор. Самолет Ил-18 RF-91821, совершивший свой первый полет в далеком 1965 году, тут абсолютно не причем.
К этому, наверное, следует добавить тот факт, что взлетно-посадочная полоса на аэродроме Тикси давно требует ремонта. На искусственном покрытии ВПП, по свидетельствам специалистов, имеются недопустимые дефекты: сколы, шелушение, трещины, просадки смежных плит, уступы между смежными плитами, оголение арматуры, выбоины. Таким образом, даже совершивший по всем правилам посадку воздушный лайнер мог бы получить существенные повреждения собственно на самой полосе. А ведь этот аэродром – важнейшая опорная точка при проецировании военных усилий страны на прилегающий арктический регион.
Взято: m-khodarenok.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]