Штурмовик Леонид Беда — настоящая катастрофа для немцев
16.08.2020 2 438 0 +71 Marat9033

Штурмовик Леонид Беда — настоящая катастрофа для немцев

---
+71
В закладки
По статистике, летчики штурмовой авиации на войне долго не жили. А вот Леонид Беда (родился 16 августа 1920 г.) совершил 214 боевых вылетов и стал дважды Героем Советского Союза. Его война началась под Сталинградом и закончилась под Кенигсбергом.

Штурмовик Леонид Беда — настоящая катастрофа для немцев Леонид, самолет, Советского, только, Союза, многие, летчика, штурмовиков, который, самолета, немцы, война, войны, вылетов, стороны, дважды, Героем, вспоминал, которые, учителем

Дважды Герой Советского Союза, командир эскадрильи штурмового полка Леонид Беда среди летчиц бомбардировочной авиации

Творческий подход

Леонид Игнатьевич Беда родился в Казахстане в крестьянской семье. В 1940 г. он окончил Уральский учительский институт, а вместе с ним — аэроклуб. Надвигалась война, и он выбрал карьеру военного летчика. В 1942 г. Беда был выпущен из Чкаловской авиашколы в Оренбурге и сразу же попал под Сталинград.

«Отец был легендарным летчиком и командиром, его знали многие. И многие стремились воевать, а потом служить под его командованием, — вспоминал сын Леонида Беды, тоже Леонид и тоже военный летчик. — Почему? Его группы всегда успешно выполняли поставленные задачи при минимуме потерь со своей стороны, да и все летчики эскадрильи под его командованием закончили войну в звании Героев Советского Союза. Причина такого успеха, по-моему, в том, что отец, от природы склонный к математике и анализу, получив педагогическое образование, был настоящим учителем на фронте для своих летчиков. Хоть возраст у него и был чуть за 20, он был учителем для них не только по служебному положению и диплому, но и по характеру».

Когда началась война, опыта боевого применения штурмовиков попросту не было в природе. Этот опыт приходилось нарабатывать во фронтовых условиях ценой большой крови. В первые два года войны срок жизни летчика штурмовой авиации составлял 5-6 вылетов, после этого самолет сбивали. При этом первые три вылета молодой пилот учился только держать строй и не отставать в воздухе от своих. Так что многие никакого опыта приобрести не успевали.

Но Леониду Беде повезло. Он не только успел многому научиться, но и других сумел научить. Среди тактических приемов, которые он впервые ввел в оборот (как минимум в своем 75-м штурмовом авиаполку) был такой: перед тем как штурмовать цель, необходимо подавить огонь зенитной артиллерии. Вроде бы это и так ясно, но до Беды подобная мысль почему-то никому в голову не пришла. По крайней мере, орден Красной Звезды Леониду Беде вручили именно за это.

Холодный расчет

«Чтобы выиграть каждый бой, нельзя быть консервативным и применять одни и те же приемы, какими бы они ни были эффективными, — вспоминал об отце младший Беда. — С другой стороны, иногда полезно вспомнить давно известное старое. Были такие вещи, которые гремели на весь фронт.

Например, когда при освобождении Севастополя он с Анатолием Брандысом (его ведомый — примечание «АиФ») в севастопольской бухте уничтожил немецкий корабль, который должен был увезти из Крыма в Германию различные военные и государственные ценности. Нужно было остановить его любым путем. С этой задачей не смогла справиться бомбардировочная авиация: слишком плотно прикрывали транспорт зенитки и истребители. Задачу решили два штурмовика. Перед этим отец с Брандысом потренировали маневр, который они придумали. Чтобы немцы их не обнаружили, они заходили со стороны солнца, наводили тень самолета на цель и пикировали по солнечному лучу. Их обнаружили только на выходе из пикирования. Корабль никуда не ушел».

Кроме того, исключительность Беды как командира заключалась в том, что в его эскадрилье были низкие потери. Со своим воздушным стрелком Семеном Романовым он летал с 1943 г. до самого конца войны. Это при том, что стрелки по статистике гибли в 4-5 раз чаще, чем пилоты. Это было не следствием фантастической удачи летчика. Только холодный расчет!

Был у немецких истребителей при борьбе с советскими штурмовиками излюбленный тактический прием: заходить сзади и снизу, то есть оттуда, куда 12,7-миллиметровый пулемет стрелка УБТ не достает. Беда с Романовым придумали ответ: при атаке с задней полусферы пилот по команде стрелка… переворачивает самолет вверх колесами. Конечно, стрелять в немца приходится вниз головой, но именно так они сбили свой первый истребитель!

Цирк в воздухе

Самого Беду сбивали дважды. В одном из первых вылетов неопытный пилот… забыл сбросить бомбы. Когда он это осознал, то совершил большую ошибку: оторвался от плотного строя штурмовиков, вернулся к цели и отбомбился. Был подбит, ранен, едва дотянул до своего аэродрома. Самолет пришлось списать.

Второй случай произошел во время освобождения Крыма. «При нанесении удара по аэродрому Джанкой, — пересказывал слова отца Леонид Беда-младший, — в его самолет попал или осколок, или пуля, перебило трубопровод снабжения двигателя маслом. Масло вытекло, двигатель заклинило. Отец был вынужден посадить самолет.

Из ближайшей деревни на бронетранспортере и мотоциклах к ним начали приближаться немцы. Члены экипажа покинули самолет, прострелили бензобак и подожгли машину. Вдруг немцы притормозили, и экипаж увидел, как по ним ударили пушки штурмовиков: вернулась эскадрилья. Ведомый Беды Анатолий Брандыс, который в будущем также стал дважды Героем Советского Союза, хотел посадить самолет рядом с ними. Увидев повреждения на крыле самолета Анатолия, Леонид снял гимнастерку, красную майку и замахал ею, запретив посадку. Тогда сел лейтенант Береснев, у которого это был первый боевой вылет. Летчик залез к нему в кабину, разместился вниз головой, а стрелок Романов открыл смотровой люк фюзеляжа и вцепился там за элементы конструкции самолета. Так, на удивление немцев, и взлетели».

После войны Леонид Беда получил генеральское звание, командовал авиацией Белорусского военного округа. Погиб в автокатастрофе в 1976 г.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]