История одной фотографии: испытание машин на крыше завода Fiat, 1928 год
---
Вот так в 1920-е выглядела крыша самого прогрессивного автомобильного завода в мире.
Если дать человеку бумагу, ручку и попросить его написать ассоциации со словом «завод», он, скорее всего, напишет: грязный, некрасивый, шумный, промзона. (Разумеется, после того, как спросит: «Кто вы такой, откуда у вас бумага и ручка, и с чего я вообще должен что-то писать?»)
Но итальянский архитектор Джакомо Матте-Трюкко всего одним зданием изменил этот ассоциативный ряд. Он построил автомобильный завод, о котором сам Ле Корбузье отзывался как об «одном из самых впечатляющих творений в индустриальном строительстве».
Здание завода, строительство которого началось в 1916-м и завершилось в 1923 году, принадлежало автомобильной компании Fiat и располагалось в районе Линготто итальянского Турина. Пятиэтажное здание стало самым большим автомобильным заводом в мире, на котором машины Fiat (в том числе легендарная модель Fiat Topolino) проходили все этапы сборки.
На последнем этапе автомобиль выруливал на крышу завода. На крыше привольно раскинулся трек для тестирования собранных моделей: они ездили по кругу, пока инженеры и водители не убеждались в полной исправности механизма. То есть завод был, с одной стороны, функциональным, а с другой (особенно сверху) — стильным.
Заводская идиллия кончилась в 1970-е годы. Завод к этому моменту устарел идеологически — изменилась система сборки автомобилей, а перестроить под нее конструктивистское здание не представлялось возможным. Но вот так просто взять и снести такую красоту не поднимался бульдозер.
Проблему решили креативным способом. В 1982 году, после закрытия завода, был объявлен конкурс по переквалификации здания. В итоге победил проект, предполагавший переделку завода в культурно-торгово-развлекательный центр. Работы были завершены в 1989 году. В память о славных автомобилестроительных днях в восточном крыле здания располагается автомобильно-инженерный факультет Политехнического университета Турина.
А трек на крыше так и остался треком. Более того, на нем периодически проводят соревнования, например на мопедах. Так что, если вдруг судьба занесет тебя в Турин, поблагодари ее и беги на бывший завод Fiat. Там есть на что посмотреть.
Если дать человеку бумагу, ручку и попросить его написать ассоциации со словом «завод», он, скорее всего, напишет: грязный, некрасивый, шумный, промзона. (Разумеется, после того, как спросит: «Кто вы такой, откуда у вас бумага и ручка, и с чего я вообще должен что-то писать?»)
Но итальянский архитектор Джакомо Матте-Трюкко всего одним зданием изменил этот ассоциативный ряд. Он построил автомобильный завод, о котором сам Ле Корбузье отзывался как об «одном из самых впечатляющих творений в индустриальном строительстве».
Здание завода, строительство которого началось в 1916-м и завершилось в 1923 году, принадлежало автомобильной компании Fiat и располагалось в районе Линготто итальянского Турина. Пятиэтажное здание стало самым большим автомобильным заводом в мире, на котором машины Fiat (в том числе легендарная модель Fiat Topolino) проходили все этапы сборки.
На последнем этапе автомобиль выруливал на крышу завода. На крыше привольно раскинулся трек для тестирования собранных моделей: они ездили по кругу, пока инженеры и водители не убеждались в полной исправности механизма. То есть завод был, с одной стороны, функциональным, а с другой (особенно сверху) — стильным.
Заводская идиллия кончилась в 1970-е годы. Завод к этому моменту устарел идеологически — изменилась система сборки автомобилей, а перестроить под нее конструктивистское здание не представлялось возможным. Но вот так просто взять и снести такую красоту не поднимался бульдозер.
Проблему решили креативным способом. В 1982 году, после закрытия завода, был объявлен конкурс по переквалификации здания. В итоге победил проект, предполагавший переделку завода в культурно-торгово-развлекательный центр. Работы были завершены в 1989 году. В память о славных автомобилестроительных днях в восточном крыле здания располагается автомобильно-инженерный факультет Политехнического университета Турина.
А трек на крыше так и остался треком. Более того, на нем периодически проводят соревнования, например на мопедах. Так что, если вдруг судьба занесет тебя в Турин, поблагодари ее и беги на бывший завод Fiat. Там есть на что посмотреть.
Источник: auto.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]