Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка»
15.08.2020 3 801 0 +114 azyr

Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка»

---
+114
В закладки
Задача согреть любой ценой.

Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка» только, вездеход, тягач, «Харьковчанка», шасси, кабину, тепло, время, машины, «Изделия, освоении, смысле, буквальном, незаменимым, термоизоляцию, активно, стали, отдельную, получил, тягача

Освоение крайнего севера и крайнего юга (это мы сейчас о полюсах, если что) вполне можно сравнить с полетами в космос. Жутко сложно, страшно холодно, любая ошибка может обойтись по самой дорогой цене. И нет это не преувеличение. Когда за бортом минус 80, какие уж могут быть преувеличения?

Советский Союз в свое время мог похвастать не только первенством в освоении космического пространства, но и уникальными достижениями в исследовании Антарктики, которое активно началось в 50-х годах прошлого века. Поначалу главными помощниками советских ученых на Южном полюсе стали военные артиллерийские тягачи АТ-Т.

Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка» только, вездеход, тягач, «Харьковчанка», шасси, кабину, тепло, время, машины, «Изделия, освоении, смысле, буквальном, незаменимым, термоизоляцию, активно, стали, отдельную, получил, тягача

Название АТ-Т в буквальном смысле означает Артиллерийский Тягач-Тяжелый

Построенные на шасси среднего танка Т-54 они отличались отличной выносливостью и проходимостью, но для многомесячных экспедиций этого оказалось слишком мало. Нужна была универсальная машина, которая смогла бы совместить возможности транспорта и тягача с комфортом дома, где исследователи могли бы в буквальном смысле жить и желательно не сойти при этом с ума.

Заказ на жилой дом с гусеничным приводом разместили на Харьковском заводе тяжелого машиностроения в 1957 году. И всего за три месяца родилась «Харьковчанка» — уникальный антарктический вездеход, ставший легендой. Его официальное имя «Изделие 404» и он базируется на шасси все того же тягача АТ-Т.

Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка» только, вездеход, тягач, «Харьковчанка», шасси, кабину, тепло, время, машины, «Изделия, освоении, смысле, буквальном, незаменимым, термоизоляцию, активно, стали, отдельную, получил, тягача

«Харьковчанка» первого поколения неуловимо напоминает транспорт маленьких джав из вселенной «Звездных войн»

Харьковские инженеры только расширили базу на два дополнительных катка и значительно увеличили ширину гусениц, снабженных снегозацепами. «Харьковчанка» оснащалась 520-сильным дизельным мотором, мощность которого на непродолжительное время можно было повысить почти вдвое благодаря турбонаддуву.

Впрочем, и без того «Харьковчанка» легко справлялась и собственными 35 тоннами массы и с дополнительным весом 70-тонного прицепа. Но талант тягача — только часть уникальных достоинств машины. Салон вездехода насчитывал площадь 28 квадратных метров — настоящая малогабаритная квартира — а потолок в 2,1 м позволял исследователям спокойно встать в полный рост. Всю вахту провести согнутым в три погибели — то еще удовольствие.

Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка» только, вездеход, тягач, «Харьковчанка», шасси, кабину, тепло, время, машины, «Изделия, освоении, смысле, буквальном, незаменимым, термоизоляцию, активно, стали, отдельную, получил, тягача

Не просто тягач, а тягач со всеми удобствами!

За тепло в салоне «Харьковчанки» отвечали восьмислойная термоизоляция из капроновой ваты, электрообогрев стекол и отопители производительностью 200 кубометров горячего воздуха в час. «Харьковчанку» оборудовали спальными местами на восемь человек, небольшой кухней, туалетом (тоже, к слову, подогреваемым), зоной отдыха и тамбуром между входом в вездеход и основным салоном. Чтобы зря не тратить драгоценное тепло, открывая двери.

Для этой же цели доступ к двигателю для удобства ремонта осуществлялся изнутри. Впоследствии это решение признали не очень удачным — выхлопные газы слишком активно прорывались в салон. Поэтому модифицированный вариант «Изделия 404» — «Харьковчанка-2» — получил отдельную кабину управления и улучшенную термоизоляцию. Даже с выключенной системой отопления «Харьковчанка-2» за сутки теряла лишь 2-3 градуса внутренней температуры.

Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка» только, вездеход, тягач, «Харьковчанка», шасси, кабину, тепло, время, машины, «Изделия, освоении, смысле, буквальном, незаменимым, термоизоляцию, активно, стали, отдельную, получил, тягача

«Харьковчанка-2» получил отдельную кабину и улученную термоизоляцию. Внешне же она очень похожа на выросший в размерах АТ-Т

Созданное в рекордные сроки «Изделия 404» оказалось незаменимым помощником в освоении Антарктиды. На счету машины не имеющий аналогов переход протяженностью 2700 км из Мирного до Южного полюса, который состоялся в 1959 году. В дальнейшем «харьковчанки» стали незаменимым при обслуживании шести полярных станций Советского Союза, а свою активную службу продолжали нести аж до 2008 года.

И кто еще возьмется утверждать, что за три месяца нельзя построить ничего гениального?!

Минус 80 за бортом: история антарктического вездехода «Харьковчанка» только, вездеход, тягач, «Харьковчанка», шасси, кабину, тепло, время, машины, «Изделия, освоении, смысле, буквальном, незаменимым, термоизоляцию, активно, стали, отдельную, получил, тягача

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]