Церковный устав колокольного звона
---
Особенный момент дня, когда в городе слышен колокольный звон местного храма. Говорят, что в это время Ангелы спускаются на Землю, настолько благодатной становится атмосфера в пространстве.
Но колокольный звон также подчиняется своим правилам (уставу) и может быть разным в зависимости от времени суток, дня недели, праздника. Более подробнее об этом изложено в нашей статье.
Значение для русского народа
Еще до Рождества Христова верующим людям был знаком колокольный звон. Особенно на территории земель русских. Но тогда религии были языческими, из-за чего колокола некоторое время не принимались первыми христианами.
Даже апостол Павел не очень позитивно упоминает в Священном писании о «меди звенящей», то есть о колокольном звоне, как пустом звуке.
Но в эпоху рассвета христианской религии, православия, главным символом духовной жизни русского народа становится этот величественный звенящий инструмент.
Колокола выливали только настоящие мастера, которые владели данным искусством в совершенстве.
И до сих пор, когда русский верующий человек неожиданно слышит звон церковных колоколов, то рука непроизвольно сама тянется совершить крестное знамение. Наверное, это уже «в крови» у народа.
Вообще, колокольный звон очень созвучен с душой и высоким духом жителей России. Такой же величественный, чистый, светлый…
Описание
А еще колокольный звон является важной частью богослужения в православной церкви. И регулируется он Типиконом – церковно-богослужебным уставом.
Это документ, который одобрен синодальной богослужебной комиссией, а также утвержден Патриархом Московским Алексием II в августе 2002 года.
Согласно уставу, церковный звон подразделяется на 3 основные вида:
- Благовест (когда совершают единичные удары в большой колокол).
- Трезвон (когда единовременно звонит несколько колоколов).
- Перезвон (последовательные удары в колокола – от самого большого до самого маленького).
Например, по уставу о колокольном звоне на Пасху звучат и благовест, и трезвон. Так же и в другие праздничные и будничные дни.
Благовест
Это удары, которые звучат один за другим. Но между ними есть паузы: после первого и второго раза (до полного исчезновения звука), а следующие — в ритме музыкальной размерности ¾.
В зависимости от времени суток, вида богослужения и дня определяется время начала, периодичность и, собственно, продолжительность благовеста (например, на всенощном бдении – по продолжительности чтения Псалмов 50 или 118 – 12 раз, что равняется примерно 15 минутам).
Благовест также подразделяется на:
Это одновременный звон во все колокола – за три подхода. Способ трезвона, в основном, зависит от мастерства самого звонаря, поскольку конкретных положений о нем в уставе нет.
Как правило, трезвон начинает всенощные бдения (после окончания благовеста) и снова звучит перед перерывом. Также, на утреннем богослужении: перед чтением Евангелия, перед началом Литургии, в момент выноса Плащаницы и Святого Креста, при совершении Крестного хода.
При трезвоне в колокола ударяют дважды (двузвон), трижды, шесть и девять раз.
Таким образом, если благовест сообщает о начале богослужения, то трезвон – о важных событиях (несет звук духовной радости!).
Также может осуществляться в разные колокола: воскресный, будничный и так далее.
Перезвон
Здесь характерно ударение в каждый колокол по 3 раза – от самого большого до самого маленького.
Звучит перезвон во время произнесения Великой славы Господу, после которой выносится Крест (в праздничный день Воздвижения), также в Крестопоклонную неделю, перед Крестным ходом, освящением воды и первого августа. В Страстную Пятницу перед выносом Плащаницы звучит перезвон.
Этот вид колокольного звона подготавливает верующих к восприятию особенно важных событий.
Все звоны обязательно совершаются в зависимости от знака богослужения и только по благословению настоятеля.
Праздники
Согласно устава колокольного звона, различают:
- Звоны будничные.
- Воскресные.
- Полиелейные.
- Великого Поста.
- На храмовые, великие и двунадесятые праздники.
- Нерядовые подготовительных недель и Великого поста.
- Нерядовые годичного круга.
- На Пасху и Великую седмицу.
- При встрече и отъезде архиерея.
- Венчальные.
- Крестильные.
- На отпевание.
Звоны на Пасху и Страстную Седмицу
В канун светлого христианского праздника, начиная с Чистого четверга и до субботы, полностью отсутствует какой-либо колокольный звон. И это не просто так.
По церковному поверью считается, что это время противостояния сил света и тьмы. После чего первые одерживают победу и начинается праздник Пасхи.
Устав колокольного звона в этот день особенный: звучит и благовест, и перезвон, и трезвон. В самой колокольне зажигают свет и начинается священное музыкальное действо, которое совершает звонарь, сообщая миру, таким образом, о победе добра и света.
Порядок совершения колокольного звона на Пасху изложено далее.
Литургия:
Что касается устава о колокольном звоне в Страстную Седмицу, то особенно важными являются такие дни, как Страстный Четверг и сам светлый праздник Пасхи (о котором информация выше).
На Успение Пресвятой Богородицы
В этот торжественный день также есть своя последовательность исполнения колокольного звона. На Успение уставом предусмотрено следующее:
Пасхальная неделя оканчивается поминальным днем. Еще его называют Радоница. Устав колокольного звона в родительский день имеет также свою последовательность. Звучит скорбный перезвон и трезвон.
На Руси, согласно древним поверьям, радоницы и тризны – это божества, которые оберегали души усопших. В христианстве все едино, то есть нет разделения на живых и мертвых – для Бога все живы.
Радоница происходит от давнего предписания, согласно которого поминовение тех, кто ушел с земного плана в Великий пост (по случаю традиционных 3, 9 и 40 дней), не совершенное в свой час (из-за великопостного периода), переносится на ближайший будничный день, в который совершается Литургия. Это день Фоминой седмицы – вторник.
Вообще, поминание в Радоницу может быть совершено аж до 9 дня после Пасхи. А религиозные празднования в храмах еще длятся до Вознесения Господня (то есть, еще 32 дня).
Звоны на Литургии
На вечерние и утренние службы, согласно уставу колокольного звона на Литургии, есть следующая последовательность его осуществления:
Обычно звучат колокольные звоны, предназначенные для великих, двунадесятых и храмовых праздников. Слышны благовест и трезвон.
Согласно уставу колокольного звона на Рождество, удары совершаются в праздничный колокол.
Всенощная:
В Чистый или Великий Четверг колокольный звон осуществляется в следующем порядке:
В Великий пост
Когда начинаются недели перед Пасхой, в храмах совершаются специальные службы, которые также сопровождает колокольный звон.
По уставу о Великом Посте, применяются: постовой колокол, звон «в двоих», благовест, трезвон.
При утреннем богослужении (с понедельника по пятницу) :
Литургия Иоанна Златоуста:
Существуют современные колокола, а есть те, которым уже не одна сотня лет. Это такие, которые имеют историческое значение:
Резюме
Вообще, устав колокольного звона (при Успении Пресвятой Богородицы, Пасхе, Рождестве и других праздниках, будничных служб) необходим для применения в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.
А разработан он для того, чтобы:
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]