«Танк во фраке»: история легендарной «Волги»
---
Этот автомобиль называли «танком» и «большим диваном», он был символом нескольких десятилетий и несбыточной мечтой для многих советских граждан, но в конце концов стал легендой отечественного автопрома.
Предшественницей «Волги» была знаменитая «Победа», та самая, которую чуть было не назвали «Родиной». Ее выпускали на Горьковском автозаводе с первого же послевоенного года — с 1946-го, и это была передовая по тем временам машина. Но к 1950-м она уже довольно сильно устарела как внешне, так и по агрегатной части. Так что 1953-й стал точкой отсчета для совершенно нового автомобиля.
Художник, или, как сказали бы сегодня, дизайнер этой машины, Лев Еремеев хотел сделать «Волгу» модной и современной, а потому во многом вдохновлялся американскими образцами. Авиационные и даже космические мотивы — вот что было актуально в автомобильном дизайне в те годы. В итоге эскиз получился элегантным, выразительным, совсем непохожим на прочие скромные и предельно функциональные советские транспортные средства.
В 1954-м появились первые опытные образцы. Для «Волги» сразу же разработали две коробки передач: механическую и автоматическую, — и прототипы, оснащенные разными трансмиссиями, отправились бороздить дороги Советского Союза. Например, их гоняли от Москвы до Крыма и обратно, а также заставляли месить бездорожную грязь на территории колхоза «Путь к коммунизму». Но в самых разных условиях «Волга» продемонстрировала превосходство над своей предшественницей «Победой». К тому же она была динамичнее.
В 1957-м «Волга», она же ГАЗ-21, встала, наконец, на конвейер. Ее выпуск приурочили к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве. Первая партия, около 30 тысяч машин, была не с привычным хромированным оленем на капоте, а с пятиконечной звездой. По легенде, маршалу Жукову на показе опытных образцов передняя часть автомобиля сначала не понравилась, вот на завод и отправили директиву: срочно переделать. Там-то якобы и придумали звезду, которая не могла не прийтись по душе полководцу. Позднее оформление «Волги» снова изменили.
«Акулья пасть» — выражение, понятное всем советским автомобилистам. Так называли новую облицовку решетки радиатора «Волги», которая появилась в 1958 году. Решетка представляла собой 16 вертикальных отверстий и выглядела довольно грозно. Одновременно поменяли бампер и указатели поворотов. В таком виде машину отправили на Международную брюссельскую выставку, где советская автомобильная экспозиция удостоилась Гран-при.
В Бельгии «Волгу» в шутку называли «танком на колесах», а в Скандинавии — «танком во фраке». В Англии же к ней относились как к «рабочей лошадке», хотя туда отправилось всего 15 автомобилей, причем это была специальная модификация с правым рулем. Довольно много таких машин ушло и в Индонезию. В Греции «Волга» была особенно популярна у таксистов, правда, из-за специфической манеры их вождения по Афинам расход топлива был несколько выше, чем предполагалось. Но автомобиль никогда и не относился к разряду экономичных.
Цена «Волги» в 1961 году составляла 5100 рублей, или 62 средние зарплаты. Для сравнения: «Москвич» стоил в два раза дешевле, а «Запорожец» — «всего» 22 месячных заработка.
Про «Волгу» часто говорят, что она такая живучая, потому что в ней якобы много железа. На самом деле толщина листа для крыши и днища автомобиля совсем небольшая. Правда, в годы выпуска первых машин существовала специальная технология, когда кузов после промывки и травления подвергался фосфатизации, а после еще и грунтовался особым образом. Потом его сушили, выравнивали грунтованные поверхности вручную, напыляли особый противошумный слой, он же дополнительный защитный. И только потом кузов окрашивали синтетической эмалью. Получалось надежно и долговечно.
В 1960-е «Волга» утрачивает былую помпезность и тяжеловесность, становится легче и изящнее. Хрома в ней становится значительно меньше, а «акулья пасть» сменяется «китовым усом» — так на водительском сленге именовалась новая решетка радиатора с 36 отверстиями вместо прежних 16. Фигурку оленя больше не устанавливают на капот: слишком уж часто ее свинчивают хулиганы. Место гордой газели занимает обычная небольшая эмблема.
В 1965-м на советские экраны выходит фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», который интересен не только трогательным образом Юрия Деточкина, но и сценами, в которых красивая бежевая «Волга» прямо-таки вальсирует в кадре, раскачиваясь в такт музыке. Ну и, конечно, совершенно пустынная МКАД выгодно контрастирует в этом фильме с современностью... Немудрено, что по сценарию Деточкин угонял именно «Волгу». Этот автомобиль в Советском Союзе был чем-то большим, чем просто транспортное средство. Он указывал на статус, привилегированное положение, уровень доходов. Долгое время «Волга» была самым роскошным автомобилем, который можно было приобрести в нашей стране частному лицу. По крайней мере, теоретически.
В 1972 году в модельном ряду появляется «Волга» с кузовом универсал. Удобный семиместный автомобиль с тремя рядами сидений станет исключительно ведомственным: купить его просто так практически невозможно. Эксплуатируемый в качестве такси и кареты скорой помощи универсал будет попадать в частные руки только «по знакомству», да и то после списания из соответствующего автопарка. Причина вполне в духе времени: такой автомобиль считается «вредным», ведь на нем куда проще перевезти свою продукцию с дачного участка и продать на рынке, а это коммерция и спекуляция. Правда, встречались и исключения. Например, Юрий Никулин смог заполучить себе «Волгу» в таком кузове, объяснив это тем, что автомобиль нужен ему для перевозки циркового инвентаря.
Вишневая «Волга» ГАЗ-24 с низкой посадкой и белыми бортиками покрышек появлялась практически исключительно в рекламных брошюрах: такого дизайна в серийных масштабах не было никогда, да и от низкой посадки пришлось отказаться из-за качества дорог. Серийное производство 24-й началось только в 1970-м и продолжалось вплоть до 1992 года.
Одна из самых запоминающихся ролей этой «Волги» в кино — фильм «Служебный роман». Помните эпизод, где автомобиль высокого класса сравнивается с малогабаритной квартирой? Получилось очень по-советски. И ведь ГАЗ-24 весьма скромна что снаружи, что внутри, но товарищу Новосельцеву эта машина представляется недосягаемой мечтой. Интересно, кстати, что у Олега Басилашвили, сыгравшего в фильме хозяина «Волги», Самохвалова, на тот момент не то что машины — даже водительских прав не было.
Впоследствии 24-я «Волга» модернизировалась на Горьковском автозаводе еще несколько раз. Правда, последние модификации уже не отличались ни изяществом, ни красотой. Потом были ГАЗ-3105, ГАЗ-3111 и ГАЗ 3115, а позже «Волга-Сайбер», в которой уже и от «Волги»-то ничего не осталось. Значительными успехами ни в коммерческом плане, ни в смысле всенародной любви эти машины уже не отличались. Так история триумфа некогда самой престижной автомобильной марки Советского Союза подошла к концу, но машина пережила само государство. Так что списывать «Волгу» со счетов пока не стоит.
Предшественницей «Волги» была знаменитая «Победа», та самая, которую чуть было не назвали «Родиной». Ее выпускали на Горьковском автозаводе с первого же послевоенного года — с 1946-го, и это была передовая по тем временам машина. Но к 1950-м она уже довольно сильно устарела как внешне, так и по агрегатной части. Так что 1953-й стал точкой отсчета для совершенно нового автомобиля.
Художник, или, как сказали бы сегодня, дизайнер этой машины, Лев Еремеев хотел сделать «Волгу» модной и современной, а потому во многом вдохновлялся американскими образцами. Авиационные и даже космические мотивы — вот что было актуально в автомобильном дизайне в те годы. В итоге эскиз получился элегантным, выразительным, совсем непохожим на прочие скромные и предельно функциональные советские транспортные средства.
В 1954-м появились первые опытные образцы. Для «Волги» сразу же разработали две коробки передач: механическую и автоматическую, — и прототипы, оснащенные разными трансмиссиями, отправились бороздить дороги Советского Союза. Например, их гоняли от Москвы до Крыма и обратно, а также заставляли месить бездорожную грязь на территории колхоза «Путь к коммунизму». Но в самых разных условиях «Волга» продемонстрировала превосходство над своей предшественницей «Победой». К тому же она была динамичнее.
В 1957-м «Волга», она же ГАЗ-21, встала, наконец, на конвейер. Ее выпуск приурочили к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве. Первая партия, около 30 тысяч машин, была не с привычным хромированным оленем на капоте, а с пятиконечной звездой. По легенде, маршалу Жукову на показе опытных образцов передняя часть автомобиля сначала не понравилась, вот на завод и отправили директиву: срочно переделать. Там-то якобы и придумали звезду, которая не могла не прийтись по душе полководцу. Позднее оформление «Волги» снова изменили.
«Акулья пасть» — выражение, понятное всем советским автомобилистам. Так называли новую облицовку решетки радиатора «Волги», которая появилась в 1958 году. Решетка представляла собой 16 вертикальных отверстий и выглядела довольно грозно. Одновременно поменяли бампер и указатели поворотов. В таком виде машину отправили на Международную брюссельскую выставку, где советская автомобильная экспозиция удостоилась Гран-при.
В Бельгии «Волгу» в шутку называли «танком на колесах», а в Скандинавии — «танком во фраке». В Англии же к ней относились как к «рабочей лошадке», хотя туда отправилось всего 15 автомобилей, причем это была специальная модификация с правым рулем. Довольно много таких машин ушло и в Индонезию. В Греции «Волга» была особенно популярна у таксистов, правда, из-за специфической манеры их вождения по Афинам расход топлива был несколько выше, чем предполагалось. Но автомобиль никогда и не относился к разряду экономичных.
Цена «Волги» в 1961 году составляла 5100 рублей, или 62 средние зарплаты. Для сравнения: «Москвич» стоил в два раза дешевле, а «Запорожец» — «всего» 22 месячных заработка.
Про «Волгу» часто говорят, что она такая живучая, потому что в ней якобы много железа. На самом деле толщина листа для крыши и днища автомобиля совсем небольшая. Правда, в годы выпуска первых машин существовала специальная технология, когда кузов после промывки и травления подвергался фосфатизации, а после еще и грунтовался особым образом. Потом его сушили, выравнивали грунтованные поверхности вручную, напыляли особый противошумный слой, он же дополнительный защитный. И только потом кузов окрашивали синтетической эмалью. Получалось надежно и долговечно.
В 1960-е «Волга» утрачивает былую помпезность и тяжеловесность, становится легче и изящнее. Хрома в ней становится значительно меньше, а «акулья пасть» сменяется «китовым усом» — так на водительском сленге именовалась новая решетка радиатора с 36 отверстиями вместо прежних 16. Фигурку оленя больше не устанавливают на капот: слишком уж часто ее свинчивают хулиганы. Место гордой газели занимает обычная небольшая эмблема.
В 1965-м на советские экраны выходит фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», который интересен не только трогательным образом Юрия Деточкина, но и сценами, в которых красивая бежевая «Волга» прямо-таки вальсирует в кадре, раскачиваясь в такт музыке. Ну и, конечно, совершенно пустынная МКАД выгодно контрастирует в этом фильме с современностью... Немудрено, что по сценарию Деточкин угонял именно «Волгу». Этот автомобиль в Советском Союзе был чем-то большим, чем просто транспортное средство. Он указывал на статус, привилегированное положение, уровень доходов. Долгое время «Волга» была самым роскошным автомобилем, который можно было приобрести в нашей стране частному лицу. По крайней мере, теоретически.
В 1972 году в модельном ряду появляется «Волга» с кузовом универсал. Удобный семиместный автомобиль с тремя рядами сидений станет исключительно ведомственным: купить его просто так практически невозможно. Эксплуатируемый в качестве такси и кареты скорой помощи универсал будет попадать в частные руки только «по знакомству», да и то после списания из соответствующего автопарка. Причина вполне в духе времени: такой автомобиль считается «вредным», ведь на нем куда проще перевезти свою продукцию с дачного участка и продать на рынке, а это коммерция и спекуляция. Правда, встречались и исключения. Например, Юрий Никулин смог заполучить себе «Волгу» в таком кузове, объяснив это тем, что автомобиль нужен ему для перевозки циркового инвентаря.
Вишневая «Волга» ГАЗ-24 с низкой посадкой и белыми бортиками покрышек появлялась практически исключительно в рекламных брошюрах: такого дизайна в серийных масштабах не было никогда, да и от низкой посадки пришлось отказаться из-за качества дорог. Серийное производство 24-й началось только в 1970-м и продолжалось вплоть до 1992 года.
Одна из самых запоминающихся ролей этой «Волги» в кино — фильм «Служебный роман». Помните эпизод, где автомобиль высокого класса сравнивается с малогабаритной квартирой? Получилось очень по-советски. И ведь ГАЗ-24 весьма скромна что снаружи, что внутри, но товарищу Новосельцеву эта машина представляется недосягаемой мечтой. Интересно, кстати, что у Олега Басилашвили, сыгравшего в фильме хозяина «Волги», Самохвалова, на тот момент не то что машины — даже водительских прав не было.
Впоследствии 24-я «Волга» модернизировалась на Горьковском автозаводе еще несколько раз. Правда, последние модификации уже не отличались ни изяществом, ни красотой. Потом были ГАЗ-3105, ГАЗ-3111 и ГАЗ 3115, а позже «Волга-Сайбер», в которой уже и от «Волги»-то ничего не осталось. Значительными успехами ни в коммерческом плане, ни в смысле всенародной любви эти машины уже не отличались. Так история триумфа некогда самой престижной автомобильной марки Советского Союза подошла к концу, но машина пережила само государство. Так что списывать «Волгу» со счетов пока не стоит.
Источник: auto.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]