Новый беспилотник Яндекса: его можно выпускать уже сегодня
13.08.2020 1 785 0 +52 Anabolik8686

Новый беспилотник Яндекса: его можно выпускать уже сегодня

---
+52
В закладки
Это касается городов с предсказуемым трафиком. Для сложных дорожных условий его «доточат» года за два-три.

Четвертая ступень

Яндекс строит беспилотники с 2017 года. До сегодняшнего дня носителями выступали гибриды Toyota Prius. Сейчас их в «Яндекс»-парке сотня штук — покупали на вторичном рынке и ввозили из-за границы. В отсутствие официальных контактов с производителем электронику машины приходилось «вскрывать» своими силами. Инженеры об этом не распространяются, но уверен — пришлось повозиться.

С прошлого года все стало по-другому. Интернет-гигант заключил соглашение с концерном Hyundai. Точнее, партнером выступает «дочка» Hyundai Mobis, производитель автокомпонентов. Ко всем «недрам» автомобиля программистов не допустили, предоставив коммутационный блок, чтобы подружить нештатное оборудование с заводским. И это большое облегчение в работе. Из потребовавшихся доработок — более мощный генератор. Штатный не тянул на холостых оборотах весь энергозатратный довесок.

До конца 2020 года машинным зрением снабдят сотню седанов Sonata последнего поколения. Первые автомобили уже готовы и работают на дорогах. Для Яндекса это четвертая итерация автопилота. Проще всего подразделять их по количеству «глаз». На нынешней Сонате стоит десять видеокамер, шесть радаров и четыре лидара.

Новый беспилотник Яндекса: его можно выпускать уже сегодня обзора, машины, Яндекс, дорожных, больше, компании, беспилотники, перед, на дорогах, Яндекса, условий, автопилот, чтобы, радара, Hyundai, четыре, лидар, способен, работать, оператор

Яндекс утверждает, что вышел на второе место в мире по суммарному километражу, который накрутили беспилотники. В автономном режиме машины российской разработки прошли больше 5 000 000 км. Намотали их не только по нашей стране, но также по дорогам США и Израиля.

В блоке на крыше стоят лидар кругового обзора, четыре радара направленного действия (по два смотрят вперед и назад) и четыре камеры. Одна камера направлена за корму, три формируют обзор передней полусферы. Предусмотрена система очистки водой и воздухом.

Накладки-фендеры многофункциональны. Камера из них смотрит вдоль борта назад, радар — строго вбок. У лидара угол обзора больше 210 градусов, так что установленные на обоих крыльях элементы пересекаются секторами обзора перед машиной.

Сам себе хозяин

О лазерных дальномерах и был мой первый вопрос разработчикам. От другой отечественной компании, «Когнитивные технологии», тоже занимающейся автопилотом, и европейских автомобильных грандов слышал, что лидары в серийном беспилотнике не приживутся. Слишком дорогие и не представлены в подходящих для автопрома решениях. Оказалось, Яндекс мыслит иначе.

Со слов директора по развитию проекта Артёма Фокина, за последние два года покупные компоненты подешевели в четыре раза. Обилие программ по автономному вождению создает спрос, и он тоже служит катализатором снижения цены. Более того, Яндекс хочет сам выпускать лидар! Разрабатываются две модели: для кругового обзора с крыши и твердотельный: для предметного анализа ситуации перед машиной.

Нашли варианты сэкономить и на камерах. Вместо покупки готовых решений собирают нужную конфигурацию сами из приобретенных отдельно компонентов. Штатную камеру на ветровом стекле, к слову, использовать нельзя: ее способностей недостаточно. Например, для качественного распознавания сигналов светофора необходимо добиться того, чтобы компьютер видел горящие светодиоды без мерцания. То же касается и стоп-сигналов идущих впереди машин.

Пока не при делах и родные парковочные сенсоры в бамперах. Удивитесь, но парковаться самостоятельно Сонату еще не научили, задом сдает сам оператор! Впрочем, это задача несложная на фоне общих способностей автономного вождения.

Новый беспилотник Яндекса: его можно выпускать уже сегодня обзора, машины, Яндекс, дорожных, больше, компании, беспилотники, перед, на дорогах, Яндекса, условий, автопилот, чтобы, радара, Hyundai, четыре, лидар, способен, работать, оператор

Аппаратный комплекс системы автономного вождения разместили в багажнике. Как видите, объема он при этом не утратил. Слева за поднятой крышкой видна наклейка — буква А в красном треугольнике. Так в России обязали выделять беспилотники.

Готовность учиться

Зрение у автономной Сонаты должно быть отличным. В основном — переднем — секторе обзора пересекаются два радара, пять камер и все четыре лидара. Дальность распознавания у всех разная и доходит до 250–300 метров. При обработке сигналов получается, что показания дополняют друг друга, и компьютер формирует у себя в мозгах реалистичную картину.

Постоянного подключения к интернету или специальной дорожной инфраструктуры машине не требуется. А вот высокоточная навигация нужна. По новой, отсутствующей в памяти автопилота дороге «самоходка» маршрут не проложит. Но если проехать по ней всего лишь раз, машинное зрение составит карту отрезка и автоматически добавит его в общую базу. Следующий проезд аппарат сделает уже в автоматическом режиме. Упрощенно говоря, алгоритм схож с Яндекс.Картами: пошел поток по новой развязке, система видит на ней трафик и включает в алгоритм прокладки маршрутов.

Ездят детища Яндекса по всему земному шару. Основная база, конечно, Москва. Здесь есть все многообразие дорожных ситуаций: от свободных магистралей с идеальной разметкой до филиала ада вроде Таганской площади в час пик.

Закон требует, чтобы оператор всегда находился на водительском месте.

Вторая область тестирования в России — Иннополис близ Казани. Городок создавался как колыбель высоких технологий. В нем Яндекс с августа 2018 года работает в качестве беспилотного такси. Здесь вольностей больше, и оператор сидит в кресле правого пассажира. Приусы и Сонаты возят пассажиров бесплатно.

Новый беспилотник Яндекса: его можно выпускать уже сегодня обзора, машины, Яндекс, дорожных, больше, компании, беспилотники, перед, на дорогах, Яндекса, условий, автопилот, чтобы, радара, Hyundai, четыре, лидар, способен, работать, операторМосква со своим многообразием дорожных и климатических условий идеально подходит для тестов автопилотов. Интересно, а компьютер способен без нарушений выбраться из всех ловушек, расставленных ЦОДД?

В Израиле компания имеет филиал с группой разработчиков. Там автопилот учится работать в условиях высоких температур, обилия непредсказуемых двухколесных и самоходных «гаджетов» на дорогах. Вот где идеальная среда для развития навыков прогнозирования дорожной обстановки! Без них автопилот никогда не станет умелым и безопасным: ему важно научиться видеть не только перед собой, но и на несколько шагов вперед.

За океан Яндекс влечет дозволение властей кое-где ездить вообще без человека-контролера. В июне российские беспилотники должны были возить гостей Детройтского мотор-шоу, но его не просто перенесли с января на лето, а перепрофилировали в более интересный зрителям фестиваль. Коронавирус отодвинул автосалон еще на год. Но Яндекс никуда не уходит, и автономные Сонаты скоро приедут в Штаты на тесты.

Новый беспилотник Яндекса: его можно выпускать уже сегодня обзора, машины, Яндекс, дорожных, больше, компании, беспилотники, перед, на дорогах, Яндекса, условий, автопилот, чтобы, радара, Hyundai, четыре, лидар, способен, работать, оператор

Малая беспилотная форма — Яндекс.Ровер. Робот работает курьером в штаб-квартире компании с конца 2019 года, возит документы до автобуса. В будущем он может выйти и на улицы, став соседом пешеходов на тротуаре.

Иной подход

В ответ на вопрос о стоимости прототипов и будущего серийного решения представители компании улыбаются. Неправильно мы считаем, оказывается! Сравниваем цену обычной машины и автономной, с беспилотным довеском. Конечно, выходит сильно дороже. А надо сопоставить с ценой обычной машины плюс зарплатой двух-трех водителей для нее. Ведь автопилот идет на смену именно им: на водителях и станет экономить заказчик. Не за горами тот день, когда покупатели крупных партий машин (например, для корпоративных парков) станут заказывать для них в качестве дополнительного ­оборудования «автономку».

Представители Яндекса уверяют, что на небольших территориях (как Иннополис) и в городах с предсказуемым трафиком (в США) их автопилот способен полноценно работать уже сегодня. Для сложных дорожных условий его «доточат» года за два-три. И еще максимум пять лет потребуется на проработку законодательства, определяющего виновного в случае инцидентов.

***

Так что же, году в 2025‑м наша жизнь радикально поменяется? Примерно о том же периоде говорят и западные разработчики. Всё идет к тому, что через пять лет на дорогах действительно появятся первые автономные автомобили. Но это не означает, что в одно мгновение все профессиональные водители останутся без работы, а автолюбителей принудительно отстранят от руля. Процесс перехода к полностью автономному ­движению займет не год и не десять. Сколько? Надеюсь, случится это не на моем веку.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]