Как Айзек Хейз написал песню для сериала «Shaft»?
---
Более молодому поколению Айзек Хейз известен, прежде всего, как «голос» повара Шефа — одного из персонажей знаменитого мультсериала «Южный парк». Правда, когда в девятом сезоне появилась серия с язвительной критикой саентологии, Хейз озвучивать своего персонажа категорически отказался, ибо сам был адептом этого странного псевдоучения. Он заявил, что создатели сериала ничего в саентологии не поняли и вообще перестали быть толерантными…
Впрочем, в этой статье я буду освещать совсем другую сторону Хейза — музыкальную, которой он, собственно, «матери-истории» и ценен. Особенно истории афроамериканцев, для которых Хейз — своеобразный символ: первый чернокожий композитор, получивший «Оскар»…
Первые шаги к своей славе наш герой стал делать ещё в 1960-х годах, когда работал на лейбле «Stax» (например, именно он сочинил два главных хита дуэта Sam & Dave — «Soul Man» и «Hold On I’m Coming»). В 1969-м он, наконец, выпустил первый сольник, который критики оценили достаточно высоко. Однако настоящую известность ему принесла музыкальная тема к фильму «Shaft» («Детектив Шафт»), который вышел в 1971 году.
Фильм был типичным образчиком «кино для чёрных». По сюжету, частный детектив (разумеется, чёрный) неожиданно помогает своему антагонисту-мафиози (тоже чёрному) спасти его дочь, которая попала в руки других бандитов (разумеется, белых).
Поговаривали, что Хейз согласился стать композитором фильма при условии, что сыграет там главную роль, а его, мол, кинули. Сам же музыкант говорил, что никто его не кидал, и условие было другим — взять на роль Шафта малоизвестного тогда актёра Ричарда Раундтри, что режиссёр и сделал.
Сам фильм никакими достоинствами не блистал, и его бы, скорее всего, забыли, не будь заглавная музыкальная тема столь хороша.
Прежде чем Хейз взялся её сочинять, режиссёр дал ему «исчерпывающее» описание характера главного персонажа — неумолимого крутого мужика, который «постоянно в поиске, постоянно в движении».
Как это часто бывает в «чёрной» музыке, отправной точкой стал ритм. Его задал один из музыкантов Хейза — Эл Джексон, который начал стремительно стучать по хай-хэту (сдвоенной тарелке). Ритм сам по себе уже был запоминающейся «фишкой». Ну, а Хейз нанизал на него квакающую «вау-вау» гитару (скоро этот звук станет клише в диско-музыке) и разукрасил духовыми и струнными.
Изначально тема «Шафта» задумывалась как чистый инструментал, однако Хейза попросили добавить туда текст, описывающий характер главного героя. Текст Хейз сочинил буквально на ходу и сам же его и исполнил — при поддержке бэк-вокалисток, которые периодически забавно выкрикивали всякие фразочки вроде «Шафт!» и «Заткнись!».
Последняя просьба была не лишней. Описывая героя, Хейз не поскупился на сленг и даже ругательство — «You’re damn right!» («damn» — буквально «проклятие», но по-русски фразу правильнее перевести как «Ты чертовски прав!»). Даже в 1990-е годы из-за этой фразы создатели «Симпсонов» побаивались включать «Тему Шафта» в одну из серий, пока не убедились, что песня уже звучала на ТВ…
Неоднозначный смысл можно обнаружить и в другой строчке песни — «Who’s the black private dick, that’s a sex machine to all the chicks?» («Кто этот чёрный частный детектив, секс-машина для всех цыпочек») . Ведь слово «dick» в английском языке означает не только «сыщика», но и мужской половой орган.
Остальной текст тоже не отличался изысканностью. Шафт изображался как «сложный человек, которого понимает только его женщина» и который «готов рискнуть своей шеей ради „брата“» (т. е. чернокожего).
В том же 1971 году «Theme From Shaft» была издана синглом и возглавила американский топ. Вдобавок Айзек Хейз получил две премии — «Грэмми» (за лучшую инструментальную аранжировку) и «Оскар» (за лучшую песню к фильму).
Интересно, что на церемонии вручения «Оскара» музыкант посвятил победу своей бабушке.
В этом не было нарочитой сентиментальности, ведь поначалу жизнь Хейза не баловала. Он вырос в бедной семье, отец его бросил, мать умерла совсем молодой, поэтому Айзека воспитывали именно бабушка с дедушкой…
«Тему Шафта» впоследствии не раз использовали в пародийном ключе. Например, в упомянутых «Симпсонах» (где её исполняют Барт и Лиза), комедийном сериале «Два с половиной человека» или кукольном шоу «Улица Сезам». В последнем её исполняет персонаж Куки, чьи вызывающие наряды — прямая отсылка к Хейзу, который очень любил экстравагантные головные уборы, блестящие кольчуги, меха и золотые цепи (которые Куки в конце выступления начинает… глотать).
Сам же Хейз в 2000 году записал новую версию своего главного музыкального хита для сиквела фильма «Шафт» с Сэмюэлем Джексоном в главной роли. А спустя шесть лет композитора не стало…
Впрочем, в этой статье я буду освещать совсем другую сторону Хейза — музыкальную, которой он, собственно, «матери-истории» и ценен. Особенно истории афроамериканцев, для которых Хейз — своеобразный символ: первый чернокожий композитор, получивший «Оскар»…
Первые шаги к своей славе наш герой стал делать ещё в 1960-х годах, когда работал на лейбле «Stax» (например, именно он сочинил два главных хита дуэта Sam & Dave — «Soul Man» и «Hold On I’m Coming»). В 1969-м он, наконец, выпустил первый сольник, который критики оценили достаточно высоко. Однако настоящую известность ему принесла музыкальная тема к фильму «Shaft» («Детектив Шафт»), который вышел в 1971 году.
Фильм был типичным образчиком «кино для чёрных». По сюжету, частный детектив (разумеется, чёрный) неожиданно помогает своему антагонисту-мафиози (тоже чёрному) спасти его дочь, которая попала в руки других бандитов (разумеется, белых).
Поговаривали, что Хейз согласился стать композитором фильма при условии, что сыграет там главную роль, а его, мол, кинули. Сам же музыкант говорил, что никто его не кидал, и условие было другим — взять на роль Шафта малоизвестного тогда актёра Ричарда Раундтри, что режиссёр и сделал.
Сам фильм никакими достоинствами не блистал, и его бы, скорее всего, забыли, не будь заглавная музыкальная тема столь хороша.
Прежде чем Хейз взялся её сочинять, режиссёр дал ему «исчерпывающее» описание характера главного персонажа — неумолимого крутого мужика, который «постоянно в поиске, постоянно в движении».
Как это часто бывает в «чёрной» музыке, отправной точкой стал ритм. Его задал один из музыкантов Хейза — Эл Джексон, который начал стремительно стучать по хай-хэту (сдвоенной тарелке). Ритм сам по себе уже был запоминающейся «фишкой». Ну, а Хейз нанизал на него квакающую «вау-вау» гитару (скоро этот звук станет клише в диско-музыке) и разукрасил духовыми и струнными.
Изначально тема «Шафта» задумывалась как чистый инструментал, однако Хейза попросили добавить туда текст, описывающий характер главного героя. Текст Хейз сочинил буквально на ходу и сам же его и исполнил — при поддержке бэк-вокалисток, которые периодически забавно выкрикивали всякие фразочки вроде «Шафт!» и «Заткнись!».
Последняя просьба была не лишней. Описывая героя, Хейз не поскупился на сленг и даже ругательство — «You’re damn right!» («damn» — буквально «проклятие», но по-русски фразу правильнее перевести как «Ты чертовски прав!»). Даже в 1990-е годы из-за этой фразы создатели «Симпсонов» побаивались включать «Тему Шафта» в одну из серий, пока не убедились, что песня уже звучала на ТВ…
Неоднозначный смысл можно обнаружить и в другой строчке песни — «Who’s the black private dick, that’s a sex machine to all the chicks?» («Кто этот чёрный частный детектив, секс-машина для всех цыпочек») . Ведь слово «dick» в английском языке означает не только «сыщика», но и мужской половой орган.
Остальной текст тоже не отличался изысканностью. Шафт изображался как «сложный человек, которого понимает только его женщина» и который «готов рискнуть своей шеей ради „брата“» (т. е. чернокожего).
В том же 1971 году «Theme From Shaft» была издана синглом и возглавила американский топ. Вдобавок Айзек Хейз получил две премии — «Грэмми» (за лучшую инструментальную аранжировку) и «Оскар» (за лучшую песню к фильму).
Интересно, что на церемонии вручения «Оскара» музыкант посвятил победу своей бабушке.
В этом не было нарочитой сентиментальности, ведь поначалу жизнь Хейза не баловала. Он вырос в бедной семье, отец его бросил, мать умерла совсем молодой, поэтому Айзека воспитывали именно бабушка с дедушкой…
«Тему Шафта» впоследствии не раз использовали в пародийном ключе. Например, в упомянутых «Симпсонах» (где её исполняют Барт и Лиза), комедийном сериале «Два с половиной человека» или кукольном шоу «Улица Сезам». В последнем её исполняет персонаж Куки, чьи вызывающие наряды — прямая отсылка к Хейзу, который очень любил экстравагантные головные уборы, блестящие кольчуги, меха и золотые цепи (которые Куки в конце выступления начинает… глотать).
Сам же Хейз в 2000 году записал новую версию своего главного музыкального хита для сиквела фильма «Шафт» с Сэмюэлем Джексоном в главной роли. А спустя шесть лет композитора не стало…
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]