11 лучших вестернов XXI века
---
Еще совсем недавно вестерн казался потерянным жанром, развлечением, оставшимся далеко в прошлом, в лучшем случае во временах Серджио Леоне, а в худшем – и вовсе в «дозвуковой эре». И даже блестящие «Танцы с волками» ситуацию не переломили, в 1990-х вестерн так и остался «одиноким стрелком». Но новый век придал жанру сил, вестерн не просто ожил – сразу несколько картин последних лет о Диком Западе можно причислить к числу шедевров. Но, как и положено в эпоху постмодерна, здесь все не так просто.
Некоторые картины притворяются вестернами, вроде ремейка «Великолепной семерки», но на деле являются «пустышками», а какие-то ленты, как, например, великолепный сериал «Во все тяжкие», стилистически от вестерна очень далеки, но обладают той эстетикой, за которую все мы любили фильмы о ковбоях и индейцах.
Давайте же посмотрим несколько картин о людях в широкополых шляпах, вышедших в XXI веке, за которые колонизаторам прерий двухсотлетней давности не было бы стыдно.
Горбатая гора (2005) / Brokeback Mountain
В какой-то мере представления о ковбоях в фильмах XXI века не слишком отличаются от того, что думали о своих героях режиссеры прошлого – обычно испокон веков герои вестерна отличаются угрюмостью, нелюдимостью, безэмоциональностью. Тем необычнее на подобном фоне выглядит чувственность «Горбатой горы», драмы Энга Ли о запретной любви двух ковбоев на Диком Западе. Прямолинейность жанра (стреляй раньше, чем это сделает противник) в данном случае придает сюжету дополнительного объема – ковбой не может и не должен скрывать своих чувств и намерений, даже если это касается личной жизни. Уникальной и при этом увлекательной «Горбатую гору» делают именно чувства, то, что в других фильмах жанра априори скрывается под толщей шаблонов и ярлыков.
Нефть (2007) / There Will Be Blood
Грандиозная драма Пола Томаса Андерсона «Нефть» просто не могла стать проходной картиной – это тот редкий случай, когда после продолжительного перерыва большой режиссер вновь встал у руля внушительного проекта, а один из самых талантливых актеров современности Дэниел Дэй-Льюис взял на себя бремя ответственности за сложнейший персонаж. И называть «Нефть» вестерном не совсем верно, это Кино с большой буквы, нечто более великое, чем просто движущиеся картинки на большом экране. Созданный размашистыми мазками кистей автора оригинального романа Эптона Синклера, режиссера Пола Томаса Андерсона и композитора Джонни Гринвуда фильм продемонстрировал миру иной, ужасающий мир Дикого Запада, но от этого вида невозможно отвести глаз.
Старикам тут не место (2007) / No Country for Old Men
Изменился ли Дикий Запад сегодня? Ответ на этот вопрос дает драма братьев Коэн «Старикам тут не место», действие которой разворачивается в современном Техасе. Да, мулов заменили грузовички, на ранчо проведено кабельное телевидение, а салуны заменены барами, но «дикость» никуда не исчезла – преступность в прериях все так же опасна. В ряду картин Коэнов «Старики» стоят особняком, искрометного юмора в них не так много, сюжет не столь закручен, как в «Фарго» или даже «Играх джентльменов», но зато лента наполнена большим объемом жестокости, насилия и страха, что не слишком характерно для данных авторов. Ну да чему удивляться – Дикий Запад меняет человека вне зависимости от эпохи.
Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса (2007) / The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford
Большая часть фильмов о ковбоях основана на давно известных мифах, легендах или реальных событиях, но это вовсе не значит, что пересказывать известную историю не нужно. Гибель Джесси Джеймса, легендарного вора и разбойника, известна любому увлекающемуся историей Америки человеку, но назвать картину Эндрю Доминика «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» проходной не повернется язык – снята лента так, что ее можно пересматривать снова и снова. И главная заслуга здесь принадлежит великолепным Брэду Питту и Кейси Аффлеку, исполнившим ведущие роли. Два портрета, два убийцы, такие разные, но так похожие друг на друга. Если до тех пор кто-то сомневался в талантах Питта и младшего из братьев Аффлек, их предвзятость была посрамлена.
Поезд на Юму (2007) / 3:10 to Yuma
Третий сольный фильм о Росомахе, столь непохожий на другие комикс-экранизации, не зря многими критиками называется современным вестерном. Иначе и быть не могло, ведь у руля его стоял режиссер Джеймс Мэнголд, автор «Поезда на Юму», лучшего, пожалуй, фильма о ковбоях, вышедшего в крайне плодовитом для жанра 2007 году. Начинающийся как вполне обычный и даже сухой жанровый фильм, «Поезд» набирает ход и превращается в захватывающий поединок двух главных героев и блистательную схватку двух актеров – Кристиана Бэйла и Рассела Кроу. На фоне других картин сходной тематики 2007 года «Поезд на Юму» уступает по числу наград и критических похвал, но зато он более других выдержан в классической манере, привычной зрителям еще с 1950-х. Если вам нужен «Настоящий Вестерн» – вот он!
Железная хватка (2010) / True Grit
«Железная хватка» братьев Коэн – одна из самых позорных страниц в истории «Оскара», номинированный в десяти номинациях фильм на церемонии 2011 года был обойден вниманием во всех категориях, с пустыми руками домой ушли не только авторы, но и великолепные Джефф Бриджес и Хейли Стайнфелд, исполнившие в картине ведущие роли. Что ж, пусть этот позор остается на совести киноакадемии, а мы с удовольствием включим «Железную хватку» в число лучших вестернов не только последних лет, но и в истории кино, даже несмотря на то, что лента Коэнов является вольным ремейком фильма 1969 года «Настоящее мужество». Один из наиболее тонко прорисованных, остроумных и эмоциональных вестернов не утратил свежести даже сегодня, через семь лет после премьеры. Это и есть лучший показатель того, как ошиблись академики и как правы зрители, готовые пересматривать «Схватку» вновь и вновь.
Джанго освобожденный (2012) / Django Unchained
Сразу две свои последние картины Квентин Тарантино посвятил вестерну, и у каждой найдется по армии поклонников. Из пары «Омерзительная восьмерка» и «Джанго освобожденный» для этого топа мы отобрали последний – он и помасштабнее получился, и персонажи в нем поколоритнее, да и критиками «Джанго» принят был куда благоприятнее. Блестящую работу Джейми Фокса, Кристофа Вальца и Леонардо Ди Каприо тоже не стоит забывать – самых высоких наград заслуживал каждый из них. Несколько ревизионистский взгляд, особый юмор Тарантино и непривычно яркие краски для фильмов такого жанра делают «Джанго освобожденного» уникальным событием не только в мире вестернов, но и в кино вообще.
Строго на Запад (2015) / Slow West
Если сравнивать картину Джона МакЛина «Строго на запад» с чем-то связанным с ковбойской тематикой, то больше всего этот фильм похож на динамитную шашку с очень длинным бикфордовым шнуром – медленное и даже тягучее повествование первых двух третей фильма в финале оборачивается грандиозным взрывом, переворачивающим зрительское представление о героях и событиях. Но не только этот ход делает картину МакЛина особенной – впечатляющая работа тандема ведущих актеров Майкла Фассбендера и Коди Смита-МакФи возвращает зрителя в те времена, когда вестерн жил не только погонями и перестрелками, но и отношениями между главными героями. Не всегда ровными, но обязательно очень яркими.
Выживший (2015) / The Revenant
Очень не хотелось бы, чтобы «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту остался в памяти публики как «тот фильм, за который Ди Каприо наконец-то дали “Оскар”», это кино заслуживает большего уважения. Это одна из самых красивых и изобретательно снятых картин последних лет, это мрачная история насилия и мести, упакованная в приключенческий триллер, это, наконец, блестящая демонстрация другой стороны покорения Дикого Запада – со срезанными скальпами, мучительными смертями и морозом вместо палящего солнца прерий. Ужасные сцены членовредительства, поедания сырого мяса, схватки с медведем – материальное здесь отлично уживается с глубоким стремлением к справедливости. А это ровно то, за что мы ценим вестерны, – хорошие парни здесь всегда берут верх.
Костяной томагавк (2015) / Bone Tomahawk
Должен ли вестерн быть зажат в исторически сложившихся тесных рамках или на его иссушенной палящим солнцем почве могут взрастать новые необычные цветы? Конечно, могут! Легко! Только порой эти цветки оказываются слишком кровавыми даже для привычного к ножам и пулям вестерна. Хоррор «Костяной томагавк» начинается как стандартная для Дикого Запада картина – несколько ковбоев отправляются по следам опустошающего окрестности племени индейцев, но оказываются в ловушке, – а затем начинается «пиршество» совсем иного рода. Впрочем, при всей кровавости, атмосферу «Томагавк» сохраняет самую что ни на есть классическую, герои в нем бесстрашные и отчаянные, а смерти героические и самоотверженные.
Любой ценой (2016) / Hell or High Water
В криминальной драме «Любой ценой» Дэвида МакКензи отчетливо чувствуется влияние коэновского «Старикам тут не место». Неудачное ограбление, узы, заставляющие принимать неверные решения в стесненных обстоятельствах, тяжесть современной жизни, ничуть не меньшая, чем во времена освобождения земель от индейцев. Некое переосмысление истории Буча Кэссиди и Санденса Кида в «Любой ценой» радует даже не столько сюжетом, сколько великолепной игрой актеров – не только Джеффа Бриджеса, заслуженно номинированного за свою роль на «Оскар», но и Бена Фостера, и особенно Криса Пайна, которого зрители привыкли видеть в куда более легкомысленном кино. Лента МакКензи прошла в кинотеатрах не столь заметно, как иные представители сегодняшнего списка, но это лишь дополнительный повод вернуться к ней и посмотреть еще раз.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]