Актер, сыгравший ведьму-старуху в советской экранизации «Вия»
---
Незаурядные характерные актеры, воплощающие в советских сказках одиозные женские образы, не были большой редкостью. Вспомнить хотя бы мисс Эндрю в исполнении Олега Табакова. А созданный Георгием Милляром образ Бабы-Яги и вовсе стал каноническим. Хотя актёр Николай Кутузов известен значительно меньше своих именитых коллег приведенных выше, он создал образ не менее выразительный.
Гоголевская Панночка один из самых зловещих персонажей отечественной, да и мировой культуры. Она олицетворяет собой таинственное зло, произрастающее из древних языческих глубин сквозь православный колорит в антураже отдаленного казачьего хутора на юге Украины. Ведьма обитала среди фактурных селян, зачаровывая и приводя в трепет самых свирепых из них.
Существовала ведьма в двух ипостасях, величавой и надменной красавицы, и поганого вида старухи, отображающей истинную суть, скрывающуюся за ледяной красотой. Пугающую своей холодной красотой молодую красавицу выше всяких похвал исполнила Наталья Варлей. Наталья продемонстрировала, что является великолепной актрисой, а не случайной в кино девочкой, отыгрывающей «комсомолок, спортсменок и просто красавиц».
Представший перед зрителем на экране в облике старой ведьмы актер Николай Кутузов родился в конце позапрошлого века 5 июня 1897 года на Урале, в городе Кыштым. После революции артистичный молодой человек примкнул к группе странствующих артистов. В годы гражданской войны они разъезжали с выступлениями по Уралу и Сибири.
Во времена НЭПа известный дореволюционный деятель кино Борис Витальевич Чайковский открыл в Москве частную школу-студию киноактёров «Творчество». И Николай Кутузов был в числе первых ее выпускников. Немногим позднее в той же киношколе обучался великий советский киносказочник Александр Роу.
Еще во время обучения он был зачислен в штат киностудии «Госкино» (сейчас «Мосфильм»). И сразу же начал сниматься в кино. На этом начальном этапе своего творческого пути, Кутузов сыграл самую свою большую и сильную роль. Актер виртуоз исполнил роль скрывающегося под маской благодетельного пастыря отвратительного насильника, убийцу и шпиона в напряженной черно-белой драме «Крест и маузер» (1925).
Параллельно с кино он давал уроки для работников радио, тогда советское радио только вставало на ноги и обретало свои поставленные звучащие голоса. Постепенно педагогическая деятельность стала его основной профессией, он до самого своего ухода работал в учебной студии ВГИКа. Также Кутузов снял как режиссёр два научно популярных фильма «За спортивные игры» и «Тайна Кара-Тау».
В тяжелые годы войны Николай Николаевич был с защитниками отечества и тружениками тыла. Он выступал во фронтовых бригадах и режиссировал самодеятельность работников угольной промышленности.
Из-за загруженности в преподавании и режиссуре на кино Кутузова не хватало, актер если и появлялся, то в малозаметных эпизодических ролях. Из-за такого пробела в кинокарьере он, несмотря на неподражаемую харизму и незаурядную внешность так и не стал узнаваемым актером.
Вернулся в кино актер ролями старой ведьмы в сказке «Вий» и игумена в духовно глубокой картине Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». Стоит отметить, что по изначальной задумке создателей сказки роль старой ведьмы должна была играть женщина, но поиски исполнительницы оказались безуспешны. Те немногие острохарактерные актрисы, кто подошёл на роль отказывались испуганные этим жутким образом. Дьявольские наваждения в процессе работы над ролью преследовали и Кутузова, но он глушил их алкоголем.
Кутузов под занавес жизни снова стал востребован в кино, и успел оставить для нас такие образы как: иноземный посол в сказке Александр Птушко «Руслан и Людмила», купец в телеэпопеи «Вечный зов» и священник из «Легенды о Тиле».
Николай Николаевич ушел 8 мая 1981, он прожил 83 года.
Источник: kinoistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]