"Всё решил русский спецназ": Киевский сценарий для Белоруссии
---
Уже с утра воскресенья российская либеральная общественность отложила в сторону плакатики "Я/Мы Фургал", отправила в стирку футболочки "Я/Мы Сафронов" и достала заранее заготовленный девиз "Я/Мы живе Беларусь". На Западе и Украине не скрывают, что их главная и единственная надежда на то, что события пойдут по украинскому сценарию и "восставший народ" выйдет на майдан (плошчу в белорусском варианте) и сметёт "последнего диктатора Европы". То есть ставка была сделана на "цветную революцию". Как и на Украине. А потому неудивительно, что у происходящего сейчас в Белоруссии и происходившего в Киеве есть много общих черт. Правда, есть и различия, продиктованные белорусской спецификой, которые не позволяют им выглядеть близнецами до степени смешения.
Автор:
Александр Гришин
Смотрюсь в тебя, как в зеркало
И в Белоруссии, и на Украине протестующие изначально ставили себе целью смену государственной власти. И там и там эта цель первоначально была завуалирована, правда, в Белоруссии менее искусно. Майдан в Киеве всколыхнулся после разгона "онижедетей", хорошо подготовленной противниками Януковича провокации, и декларировал своей задачей разворот Украины в сторону Европы. В Белоруссии же –
На самом деле нужно понимать, что "майдан" провоцирует он (Лукашенко – прим. авт.). Никто среди альтернативных кандидатов никогда не говорил про "майдан". Мы хотим просто, чтобы он честно посчитал голоса. Мы хотели просто пойти на президентские выборы, просто честно представить свою программу и просто честно дать белорусскому народу возможность выбрать тот образ будущего, который этот белорусский народ видит. Лукашенко этой возможности людей лишает,
– объяснил официальную мотивацию так и не ставший кандидатом претендент на пост президента Белоруссии Валерий Цепкало в одном из интервью.
С полной уверенностью можно утверждать, что эти слова являются ложью от первого и до последнего. "Честными" итогами голосования противники Лукашенко признали бы только победу Тихановской. Всё остальное, даже не объявленные ЦИК Белоруссии 80% голосов за Лукашенко и 9,9% за Тихановскую, а любое другое соотношение – 60% против 33%, 52% против 40% и т. д. – было бы объявлено ими фальсификацией. И итог был бы один и тот же – призывы к выходу народа на площади и проспекты. Не зря же рецепты приготовления "коктейлей Молотова", места сбора и маршруты движения уже вовсю гуляли по Сети, когда голосование ещё только начиналось.
Заграница им поможет
И в Киеве, и в Минске протестующие ориентированы на Запад. Во время украинского Майдана в Сети гуляла горькая, но правдивая шутка о том, что "на майдане выступили послы и министры Польши, Германии, Франции, США, Великобритании, Румынии, Чехии, Италии, Латвии, Литвы, Голландии и прочих стран с резким осуждением российского вмешательства во внутренние дела Украины". И действительно, делегации из тех же США там просто дневали и ночевали, всем запомнились наиболее одиозные фигуры вроде покойного ныне сенатора Джона Маккейна и кормившей участников протеста печеньками и булочками Виктории Нуланд, но в Киеве в период противостояния с Януковичем и совсем не на его стороне побывали десятки делегаций, многие из которых делали свои дела, не привлекая внимания журналистов.
В Минск не приезжали эшелоны озверелых "западэнцев", настроенных на убийства. Фото: Siarhei Balai/ZUMAPRESS.com/Global Look Press
Что касается нынешней ситуации в Белоруссии, то уже Польша требует от ЕС жёсткой реакции на итоги выборов (премьер-министр призвал созвать чрезвычайный саммит ЕС и "солидарно поддержать белорусов в их стремлении к свободе"), Берлин их не признаёт, а Варшава вместе с Вильнюсом уже осудили разгон протестующих в Минске, тем самым поддержав сторонников Тихановской. Против силовых мер по пресечению "мирных" акций выступили официальные институты и "организации гражданского общества" и других западных стран. Непризнание Западом результатов выборов – один из маяков, которые светят белорусским активистам протеста. Нет никаких сомнений, что вскоре и Госдепартамент США выступит с целым рядом заявлений о том, что нельзя применять силу к "онижедетям", что Лукашенко обязан "признать поражение", а Асад непременно должен уйти. Правда, последнее относится уже к Сирии, но для американских дипломатов разница невелика, а заклинание про Асада стало уже настолько универсальным, что они применяют его по любому поводу.
Здесь Русью пахнет
Участие России в событиях "майданов" уже стало притчей во языцех. В принципе, на постсоветском пространстве модус операнди "если что-то пошло не так, приплетай сюда Россию" уже стал чуть ли не самой ходовой моделью. Помню, как в Киргизии в разгар резни в 2010-м на юге республики все ждали с надеждой русских десантников. Из уст в уста ходили слухи, что самолёты с нашей десантурой уже вылетели (почему-то из Москвы, как будто нет других аэродромов), что они уже приземлились и т. д. А спустя несколько месяцев стали рассказывать сказки про российских спецназовцев, которые и устроили беспорядки, вылившиеся во взаимную резню узбеков и киргизов.
Российский спецназ был пугалом для участников "оранжевого майдана", их обвиняли в разгоне "евромайдановцев", а сейчас, чем дальше эта история уходит в глубь времени, тем чаще разного рода "укроэксперты" заявляют, что отстреливали "Небесную сотню" и даже "Беркут" на Майдане спецы из России, присланные на помощь Януковичу. "Российский спецназ" должен снять с местных игроков моральную и прочие виды ответственности за совершённые самими ими преступления.
В Белоруссии карта "российского спецназа" была разыграна командой Лукашенко с грациозностью носорога в посудной лавке, и сейчас говорить о ней преждевременно. Но вот если конфликт будет развиваться и дальше, то мы ещё услышим от протестующих и их сторонников про подавление протеста российской армией. Не исключаю, что тот же Госдепартамент призовет Россию вывести свой флот из прибрежных вод Белорусского моря.
Что касается силового противостояния, то ставка на жёсткое противостояние была и на Украине и заявляется протестующими в Белоруссии. И здесь можно отметить сходство. Только вот в реализации этого метода между двумя странами пока существует огромная пропасть.
Параллелей между этими событиями, наверное, достаточно. Поговорим теперь о "перпендикулярах", часть которых может объяснить, какие различия не позволяют, по крайней мере пока, провести белорусский "майдан" по украинскому сценарию.
Был бы повод
Вспомним, для начала акций протеста в Киеве потребовались сначала отказ Януковича от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, а потом разгон "онижедетей" в ночь с 29 на 30 ноября 2013-го. Более никаких явных поводов не было. Далее Майдан раскручивался уже за счёт внутренних ресурсов, но всё время подталкивался в спину зарубежными "советниками", журналистами, местными и иностранными лидерами мнений, беспрепятственно имевшими доступ на главную площадку протеста.
В Белоруссии повод, несомненно, гораздо более важный и яркий – выборы главы государства. Такой повод бывает там раз в пять лет, а потому понятно, что к ситуации готовились загодя. И, по идее, причина для протеста, которая озвучивается вожаками, самая что ни на есть первосортная – кража голосов, фальсификации, в которых обвиняется действующая власть. А потому изначально можно было ожидать гораздо более масштабных протестов. Как писалось на одной странице в "Фейсбуке", если в воскресенье выйдут на улицы Минска 500 тысяч человек на борьбу, а в понедельник 10 августа их станет миллион, то 11 августа на улицы выйдут уже два миллиона, но уже праздновать победу.
Однако сами же протестующие определили число своих участников вечером воскресенья всего в несколько тысяч участников (от 2000 до 5000). Никакого полумиллиона участников, редкие попытки напасть на ОМОН, усердно расшариваемые по соцсетям для создания "правильной картинки". Почему? Рискну предположить, что на это сыграло сразу несколько факторов.
Кому власть, а кому всласть
В первую очередь, нельзя не отметить разницу в позиции власти на Украине и в Белоруссии. Нерешительность Януковича стала притчей во языцех. Он то посылал "Беркут" и ВВ-шников на разгон Майдана, то отзывал их. Он просил Россию помочь, а те же страны Запада – повлиять на вождей Майдана. Он шёл на уступку за уступкой, думая, что это поможет ему сохранить власть и мир в стране. И даже согласился на досрочные выборы президента, хотя для этого не было никаких правовых оснований. Как это ему помогло, мы хорошо знаем.
Лукашенко в этой ситуации настроен решительно на борьбу. Он публично и в узком кругу показывает кукиш всем свои противникам. Он готов к тому, чтобы давить своих майданщиков не только убеждением и уговорами, но и силой. Есть основания предполагать, что, если дойдёт до крайностей, не остановится и перед применением оружия в ответ на провокации. Янукович до определённого момента мог рассчитывать и, безусловно, рассчитывал на то, чтобы продолжать на Украине и делать свой бизнес при следующем президенте. Именно соображениями такого рода можно объяснить, в том числе, и его нерешительность. Перед Лукашенко сейчас такая альтернатива не стоит. Он или остаётся во власти в своей стране, или в случае победы его противников будет вынужден, мягко говоря, эмигрировать. И это при лучшем исходе.
"Золотой осёл" идёт, качается?
Ещё одно характерное различие в происходящем сейчас в Белоруссии и в зиму 2013 – 2014 гг. на Украине – отсутствие раскола страны по регионам и в региональной власти. Вспомним, что на Украине практически с самого начала руководство западных областей Украины увидело в Майдане шанс сбросить с местного олимпа "донецких". А сами "западэнцы" десятилетиями ненавидели "ватников" из восточных регионов страны. Поезда из Львова и Ивана-Франковска, Луцка и Ровно везли десанты "западэнцев", подготовленные к силовому противостоянию и фактически благословлённые главами местных администраций. Значительная часть оружия на Майдан в Киев приехала после фактического разграбления арсеналов милиции в западных областях и т. д.
В Белоруссии такого регионального раскола нет. Представить себе, что губернаторы из Гомеля, Бреста или Могилёва будут отправлять эшелоны или автобусные колонны на "майдан" в Минск – это надо иметь очень больную фантазию. Как и для того, чтобы увидеть во главе колонн протестующих руководство белорусских вузов. А ведь на Украине значительная часть студентов была сагитирована на участие в протестах ректорами и деканатами. Им даже преференции обещали за это в дальнейшей учёбе.
Кроме того, есть ещё и фактор предательства "ближнего круга". Связь с майдановцами, как известно, держал глава администрации Януковича Сергей Левочкин. Который, как утверждают авторитетные и информированные источники, был чуть ли не организатором той самой провокации с разгоном "онижедетей", с которой и начался Майдан в Киеве. Есть ли предатели такого рода в окружении Лукашенко? Наверное, есть. Но пока действующий президент в силе, они будут сидеть тихо, предпочитая, подобно "курочке, по зернышку клюющей", ронять семена сомнения в его душу незаметно и потихоньку. Чтобы сохранить своё положение. Как, к примеру, тот же Макей. Януковича сдали свои же предатели, которые сначала выжили из власти тех, кто мог стать его опорой, заняли их места, а потом продали за воображаемого или настоящего "золотого осла", которого ещё в древности направляли в осаждённый город, когда не оставалось надежды взять его штурмом.
Народ vs силовики
Есть отличия и в поведении народа и силовиков в этих двух странах. В Белоруссии силовики прекрасно помнят судьбу своих коллег из украинского "Беркута", которых ставили на колени и убивали, над которыми измывались публично, и сделают всё, чтобы не повторить их судьбу. Скандирование "Милиция с народом!", которое было поначалу и в Киеве, а сейчас происходит в разных городах Белоруссии, уже никого не в силах обмануть.
Вскоре и Госдепартамент США выступит с целым рядом заявлений о том, что нельзя применять силу к "онижедетям", что Лукашенко обязан "признать поражение". Фото: Victor Lisitsyn, Виктор Лисицын/Global Look Press
Что касается населения, то и оно в Белоруссии не даёт таких явных предпосылок для успешности "майдана". Во-первых, в Минск не приезжают эшелоны озверелых "западэнцев", настроенных на убийства. Во-вторых, в Белоруссии гигантская часть населения работает на госпредприятиях или является служащими. То есть изначально в своём сознании они менее радикальны, чем возомнившие себя самыми свободными украинцы.
И не стоит сбрасывать ещё и фактор "парня с нашего двора". Белоруссия – не такая уж и большая страна. Во многих регионах там все друг друга знают, а потому одно дело – убивать неизвестного тебе чужака, а совсем другое – хорошего знакомого, с которым по выходным вместе сидели во дворе, чиня мотоцикл, забивая "козла" или проводя время за другими интеллектуальными занятиями.
Правильная тактика – это архиважно
Абсолютно различна на данный момент и тактика протестующих. В Минске и других городах Белоруссии протестующие организовали хождения и стояния на площадях и по улицам. При этом очаги сопротивления были созданы во многих городах. Плюс этой тактики – мобильность. Разогнали в одном месте, перебазировались в другое. Минус – отсутствие ощущения куска земли, за который надо драться до конца. Какие-то баррикады из мусора были построены локально и лишь в одном районе столицы. И ничего удивительного, что силы правопорядка их с лёгкостью разнесли, разогнав участников акции на резервные точки протеста. Количество участников в Минске могло бы быть больше, если бы спортивного вида молодёжь не начала нападать на ОМОН, фактически расписавшись в изначальной агрессии и настрое на силовые провокации. Выходить сразу на баррикады посчитала для себя возможным лишь малая часть тех, кто накануне голосовал за Тихановскую или был настроен против Лукашенко.
На Украине была сделана ставка на завоевание столицы. Захваченный плацдарм в правительственном квартале Киева был тем клочком земли, на который смотрела вся остальная страна. "Майданщики" в Киеве фактически не просто разбили палаточный лагерь, в котором дневали, ночевали и просто жили в перерывах между схватками с правоохранителями. Они там окопались. Они тренировались для борьбы с "Беркутом", проводили учения по организации уличных боёв в городских условиях, мастерили катапульты и прочие орудия защиты и нападения, жгли шины, наполняя воздух ядовитыми испарениями и дымом, чтобы затруднить действия правоохранителей. А как только "Беркут", прогнав их, уходил, не разбирая баррикад и прочих фортификационных сооружений, они тут же возвращались и устраивали всё по новой. Они жили, установив дисциплину, с единым командованием и штабом, выполняя приказы. Они фактически поставили вопрос так, что должен остаться только один – Майдан или Янукович.
Слава Богу, в Белоруссии до этого пока ещё далеко. Насколько далеко и насколько пока – будем посмотреть.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]