Защита для «Ладоги»
---
Одна из машин "Ладога". Следует обратить внимание на характерную окраску. Фото Alternathistory.com
В начале восьмидесятых годов КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством В.И. Миронова разработало высокозащищенное транспортное средство (ВТС) «Ладога». Это изделие предназначалось для использования в качестве транспорта, командно-штабной или разведывательной машины, способной действовать в зараженной местности. Устойчивость к радиации, химическим или биологическим угрозам обеспечивалась рядом технических решений.
На базе танка
Основой для будущей «Ладоги» стало шасси основного боевого танка Т-80, к началу восьмидесятых поступившего в серийное производство. С ОБТ убрали башню и все оснащение боевого отделения. На освободившемся месте разместили закрытую герметичную надстройку с полноценным пассажирским салоном. Для доступа внутрь предусмотрели люк на левом борту, оснащенный откидным трапом. В защищенном объеме располагались два члена экипажа и четыре пассажира.
Танковое шасси сохранило штатный газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. По некоторым данным, часть малосерийных ВТС оснащалась менее мощным ГТД-1000. Основной двигатель дополнили вспомогательной силовой установкой в виде ГТД с генератором на 18 кВт. Шасси не перерабатывалось и сохранило по шесть катков с торсионной подвеской на борт.
Под лобовым листом корпуса организовали два рабочих места, для водителя и командира. Они получили набор перископов для вождения и наблюдения. Также несколько смотровых приборов разного рода разместили на надстройке. Предусматривалась установка подъемного устройства с видеокамерой. Имелись средства внутренней и внешней связи. ВТС оснастили набором датчиков для отслеживания различных параметров среды.
Одно из пассажирских мест в обитаемом отсеке. Фото Twitter.com/skylancer7441
По габаритам ВТС «Ладога» было похоже на базовый танк. За счет отсутствия пушки общая длина уменьшилась, но надстройка привела к сохранению прежней высоты. Снаряженная масса достигала 42 т. Ходовые характеристики остались на уровне Т-80.
Технологии защиты
В соответствии с техническим заданием, «Ладога» должна была работать в условиях радиационного, химического и биологического заражения и защищать экипаж от всех этих угроз. Эти задачи были решены за счет применения уже известных и хорошо освоенных решений, а также с использованием нескольких новых компонентов.
В первую очередь, безопасность обеспечивалась «традиционной» коллективной системой противоатомной защиты. ВТС несло фильтровентиляционную установку для очистки забортного воздуха перед подачей в обитаемый объем. В особо сложных ситуациях «Ладога» могла переходить на автономную работу с применением сжатого воздуха из баллона, установленного на корме надстройки. Средства подачи очищенного воздуха дополнялись системой кондиционирования, улучшавшей условия работы.
Большой вклад в общий уровень защиты вносили «пассивные» средства. Так, была обеспечена максимальная герметизация обитаемого отсека. Для уменьшения возможных утечек применяется минимально необходимый набор люков и проемов. Основным средством обзора стали перископы и камеры на люках и на надстройке, тогда как люки большую часть времени должны были оставаться закрытыми. Кроме того, внутренние поверхности обитаемого отсека выстилались противонейтронным подбоем на основе бора.
ВТС "Ладога" в зоне ЧАЭС. Фото Alternathistory.com
Основная и вспомогательная силовая установка «Ладоги» были выполнены на основе газотурбинных двигателей, что позволило снизить риски при эксплуатации и обслуживании. Двигатель ГТД-1000/1250 оснащался высокоэффективным воздухоочистителем, способным снижать концентрацию пыли на входе в десятки раз. В самом двигателе предусматривались вибрационные средства для удаления пыли с лопаток и других деталей. После такого стряхивания пыль улетала наружу с реактивными газами.
Воздухоочиститель без «барьерных» частей не накапливал в себе опасные вещества. ГТД во время работы фактически дезактивировал сам себя и выбрасывал загрязнители наружу. Соответственно, упрощалась дальнейшая очистка техники, а также сокращались риски для технического персонала.
В контексте обслуживания и дезактивации / дегазации также следует отметить характерный экстерьер бронемашины. Он состоял в основном из плоских поверхностей с минимально необходимым набором мелких деталей. Это серьезно упрощало промывку и очистку от загрязнений. Исключением являлась только ходовая часть – но это общая особенность любой гусеничной техники.
Подтверждено на практике
Ходовые испытания ВТС «Ладога» проводились в разных районах СССР с отличающимися условиями и климатом. Машину проверили на Крайнем Севере и в пустыне Кара-Кум, были успешно пройдены трассы в горах Копет-Даг и Тянь-Шань. Во всех условиях силовая установка работала с требуемыми характеристиками, а средства защиты справлялись со своей работой. Экипаж и пассажиры были защищены от воздействия забортной пыли, низких или высоких температур и т.д.
Музейная "Ладога" в парке "Патриот", 2019 г. Фото Vk.com/sssr_hotel
Однако в полной мере свой потенциал «Ладога» показала только через несколько лет. 3 мая 1986 г. ВТС с номером «317» спецрейсом доставили по воздуху из Ленинграда в Киев. Был сформирован особый отряд, которому предстояло эксплуатировать и обслуживать машину. Кроме экипажа в него включили дозиметристов, медиков, специалистов санобработки и службу питания.
4 мая «Ладога» своим ходом добралась до Чернобыля, где ей предстояло вести разведку, собирать данные, перевозить специалистов и решать другие задачи в условиях реального радиационного заражения. Первый выезд в зону разрушенного энергоблока состоялся уже 5 мая. В этот раз ВТС прошло через участки с уровнем радиации до 1000 рентген в час, однако угроза для людей в защищенном отсеке отсутствовала. После выезда понадобилась дезактивация. В дальнейшем раз в несколько дней «Ладога» выходила на те или иные маршруты.
Выезды продолжались по несколько часов. На ранних этапах операции ВТС «Ладога» вывозила к месту аварии специалистов и руководителей спасательной операции для ознакомления с ситуацией. Позже основная работа заключалась в осмотре местности, проведении видеосъемки и сборе параметров окружающей среды. Последние выезды такого рода состоялись в начале сентября.
Та же машина после реставрации. Фото Vitalykuzmin.net
За четыре месяца работы в зоне ЧАЭС высокозащищенное транспортное средство «Ладога» прошло ок. 4300 км по разным участкам местности. С его помощью изучались как удаленные пострадавшие районы, так и непосредственно разрушенный энергоблок – вплоть до машинного зала. Максимальный уровень радиации в ходе выездов – 2500 Р/ч. Во всех случаях ВТС защищало экипаж, хотя после возвращения требовалась дезактивация.
На практике было подтверждено, что ФВУ справляется с высокими нагрузками, но в ряде ситуацией требуется переход на «закрытый цикл» снабжения воздухом. Средства радиационной защиты в целом соответствовали суровым чернобыльским условиям. Газотурбинный двигатель показал большую безопасность в сравнении с поршневыми.
14 сентября после очередной обработки «Ладогу» №317 отправили в Ленинград. Бронемашина вернулась к эксплуатации и еще долго использовалась в качестве исследовательской платформы.
Задачи и решения
ВТС «Ладога» строилось малой серией. По разным данным, в восьмидесятых собрали не более 5-10 таких машин. Подробности их эксплуатации, за исключением ВТС №317, остаются неизвестными. Считается, что сейчас такая техника рассматривается в качестве специального транспорта для высшего командного состава на случай ядерной войны.
Вид с другого ракурса. Фото Vitalykuzmin.net
Вероятно, защищенная техника уже успела выработать ресурс, и от нее постепенно отказываются. Так, один образец к настоящему времени был списан и передан в музей. Сейчас его можно увидеть в парке «Патриот» в г. Каменск-Шахтинский (Ростовская область).
Перед разработчиками «Ладоги» ставились весьма интересные, но сложные задачи. КБ-3 успешно справилось с поставленным заданием. Оно смогло найти оптимальное сочетание уже известных и новых компонентов и технологий, обеспечившее максимальный уровень защиты экипажа и технического состава от основных угроз.
По понятным причинам, ВТС «Ладога» не стало массовым и не нашло широкого применения в армии или в гражданских структурах. Однако с его помощью удалось отработать и проверить на практике ряд необходимых технологий и облик специальной техники в целом. Возможно, опыт этого проекта найдет применение в дальнейшем – если возникнет потребность в новом образце такого рода.
Автор:Рябов Кирилл
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]