Боевые самолеты. Условно тяжелые, условно истребители
---
Мы уже не раз поднимали тему двухмоторных истребителей, сегодня на рассмотрении еще парочка. Сладкой ее никак не назвать, но эти самолеты поднимались в небо Второй мировой войны, соответственно, имеют право здесь быть.
История началась где-то в середине тридцатых, когда во многих странах у военных реально в головах возник некий такой тяжелый истребитель, который будет сопровождать бомбардировщики и…
Вот за «и…» ничего по факту не оказалось, идея была хороша, но по факту приличных двухмоторных истребителей было создано мало. Об этом мы уже писали, так что сегодня по факту о французских самолетах.
Техническим заданием для создания двухмоторного истребителя во Франции стало предложение разработки некоего многоцелевого оборонительного самолета с экипажем из двух или трех человек.
Двухместный самолет предполагалось использовать в качестве дневного истребителя, штурмовика, разведчика, истребителя сопровождения бомбардировщиков. Стандартный набор, скажем так.
Идея с экипажем из трех человек была прорывной: это должен был быть лидер истребителей, в котором третий член экипажа выполнял бы роль диспетчера-наводчика, то есть был бы «глазами» группы истребителей. Докинуть бы в комплектацию РЛС – и вот вам то, что у нас сегодня с МиГ-31 получается.
Идея была хороша, но исполнение немного подвело.
Согласно техзаданию, самолет должен был развивать максимальную скорость 450 км/ч на высоте 4000 м, набирать эту высоту за 15 минут, иметь крейсерскую скорость 320 км/ч и продолжительность полета свыше 4 часов. Вполне нормальные цифры что для сопровождения, что для патрулирования района.
Тяжелому истребителю – соответствующее вооружение. Вот с этим французы явно оплошали, поскольку две пушки 20-мм от «Испано-Сюизы» и один 7,5-мм пулемет для защиты задней полусферы — это однозначно мало.
Но была проблема – проблема… двигателей! Как бы это странно ни звучало, но да, у французов, пионеров авиации, не оказалось нормальных моторов для такого самолета! Техзадание имело очень жесткие рамки по весу (нормально для истребителя), это привело к тому, что для тяжелого истребителя вес был ограничен тремя тоннами, а значит, подходило всего несколько моторов.
Точнее, четыре. Но двигатели жидкостного охлаждения от «Рено» и «Сальмсона» были откровенно слабыми, по 450 л.с., так что при всем богатстве выбора остались только «Гном-Рон» GR14Mars и «Испано-Сюиза» 14Ab, двухрядные звезды мощностью 600 л.с.
Фирма «Потэ» предложила сразу два самолета — Р.630 и Р.631, различавшиеся первоначально только двигателями. На Р.630 планировали ставить «Испано-Сюизу» HS 14H, нa Р.631 – «Гном-Рон» GR14M.
Первым был изготовлен Р.630-01 именно с двигателем «Испано-Сюиза». В ходе испытаний моторы HS 14Hbs заменили сначала на HS 14Ab 02/03, а затем на HS 14Ab 10/11. Третий раз, как говорится, был что надо, бог, видимо, любит троицу даже во Франции. HS 14Ab 10/11 развивал 640 л.с. у земли и 725 л.с. на высоте 4000 метров. При взлетном весе в 3850 кг самолет развил скорость 460 км/ч на высоте 5000 метров. Самолет мог пролететь 1300 км при крейсерской скорости 300 км/ч.
В целом для 1936 года – очень даже приличные показатели.
Вооружение состояло из двух 20-мм пушек HS.9 в носу с боезапасом по 60 снарядов и пулемета MAC 1934 в задней кабине с боекомплектом в 1000 патронов.
Слабовато, хотя тот же Bf.109Е изначально имел боекомплект к своим пушкам по 20 снарядов.
В январе 1937 года предприятия «Потэ» были национализированы и стали частью государственной структуры SNCAN. А в июне поступили первые заказы на самолеты. Сперва серия из 10 двухместных истребителей и 30 трехместных, а потом еще 80 двухместных машин.
Самолеты вызвали интерес и за пределами Франции. Китай, Югославия, Швейцария купили самолеты Р.630 для испытаний, а Чехословакия приобрела лицензию на постройку модификации Р.636 на своих заводах «АВИА». Правда, деньги оказались потраченными впустую, поскольку скоро Чехословакия закончилась, не успев построить ни одного самолета.
Первый серийный Р.630 поднялся в воздух в феврале 1938 г. На официальных приемочных испытаниях самолет показал скорость 448 км/ч на высоте 4000 м, набор этой высоты занял 7 минут. Понятно, что данные серийного экземпляра отличались от данных, показанных на заводских испытаниях, но все равно отклонения были в допустимых пределах.
Одновременно начались проблемы с двигателями «Испано-Сюиза». Проблемы были настолько серьезными, что было принято решение об удалении из строевых частей Р.630 и переделке их в учебные самолеты с двойным управлением. Компенсировать этот процесс должны были Р.631, производство которых увеличивалось.
В целом программа поставок постоянно была под угрозой срыва по двигателям, вооружению, пропеллерам. Первую партию Р.630 вообще вооружили четырьмя пулеметами 7,5-мм вместо пушек.
Но тем не менее, истребители шли в ВВС. Особенно трехместные, предназначенные на роль лидеров обычных истребителей. Согласно плану, предполагалось иметь по одному звену из шести лидеров на истребительную эскадру. Лидеры должны были обеспечивать навигационную помощь и с них же собирались командовать воздушным боем. То есть «Потэ» должны были заменить выполнявшие роль воздушного командного пункта бомбардировщики «Блох» МВ.200, которые к тому времени просто не успевали за истребителями.
Оправданно можно сделать реверанс в адрес французских конструкторов. Самолет получился очень технологичный и легкий в производстве. На выпуск одного Р.630 требовалось 7500 человеко-часов. Для двухмоторного самолета – мизер, учитывая, что на «Девуатин» Д.520 уходило 7300 человеко-часов, а на «Моран-Солнье» MS.406 – 12 200 человеко-часов.
Перед объявлением войны Германии французские ВВС имели 85 единиц Р.630 и 206 единиц Р.631. Не так уж и много, но и не мало.
Когда началась война, в основном на «Потэ» возложили именно патрульные функции. Разведчики должны были в дневное время патрулировать участки фронта и в случае появления противника наводить на него истребители.
Фактически Р.631 и Р.630 заменяли современные самолеты радиолокационного дозора, так как действительно довольно долго могли «висеть» в заданном районе.
Впрочем, о том, как действовали разведывательные эскадрильи, лучше, чем Антуан де Сент-Экзюпери, не сказал никто. Потому его книга-дневник «Военный летчик» — это то, что стоит прочитать в любом случае.
Иногда «Потэ» атаковали немецкие самолеты и даже сбили какое-то количество. Но не критичное.
В целом служба у двухмоторных разведчиков и истребителей не сложилась. И дело здесь не в какой-то отсталости конкретно Р.630, а в общем бардаке, царившем во французской армии. Дело в том, что Р.630 и Р.631 по факту были весьма похожи на Bf.110C, а потому по ним стреляли все: французские войска, британские войска, французские истребители, британские истребители… Все.
В связи с этим пришлось все самолеты украсить широкой белой полосой, шедшей вдоль борта слева и справа от национальных кругов. Сами круги увеличили в размере и обвели большим кантом. И все равно огонь от своих стал совершенно обычным делом для пилотов «Потэ».
ЛТХ Potez 630:
Размах крыла, м: 16,00.
Длина, м: 11,07.
Высота, м: 3,61.
Площадь крыла, кв. м: 32,70.
Масса, кг:
— пустого самолета: 2 450;
— нормальная взлетная: 3 850.
Двигатель: 2 х Hispano-Suiza 14Ab 10/11 х 720 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 448.
Крейсерская скорость, км/ч: 412.
Практическая дальность, км: 1 300.
Максимальная скороподъемность, м/мин: 620.
Практический потолок, м: 10 000.
Экипаж, чел.: 2.
Вооружение: два передних 7,5-мм пулемета MAC.34 и один такой же пулемет на турели в задней кабине
Служили «Потэ» в ночной истребительной и морской авиации. Четыре эскадрильи «ночников» прикрывали Париж, а одна эскадрилья – Лион и оружейные заводы «Крезо».
Изменения претерпела и ночная истребительная авиация. В соответствии с еще довоенными планами 16 октября 1939 г. в Лионе сформировали эскадрилью ночных истребителей ECN2/562 со штатным составом из 12 Р.631 CN2. Комплектование этой части завершили к 29 января 1940 г. В этот день название эскадрильи изменили на ECN5/13. Это было связано с тем, что группы GCNI/13 и П/13 разделили на четыре отдельные эскадрильи (ЕСМ1/13,2/ 13,3/13, 4/13). Их все разместили в районе Парижа, a ECN5/13 поставили задачу прикрывать Лион и оружейные заводы "Крезо".
Война показала, что как дневные истребители «Потэ» оказались сильно так себе. Мало того, что скорость и скороподъемность были невысокими, так еще и вооружение оставляло желать лучшего.
Да, для двухмоторного самолета Р.630 в плане маневренности были просто великолепны. Это так. Но основной истребитель Люфтваффе «Мессершмитт» Bf.109Е делал с французским «тяжелым» истребителем все, что хотел.
«Потэ» вполне мог бы успешно действовать против бомбардировщиков, разведчиков и так далее, но зачастую для этого не хватало огневой мощи. Очень много самолетов были вооружены вне всякой критики, поскольку с руководством «Испано-Сюизы» не был достигнут консенсус в связи с национализацией заводов.
Потому Р.630, вооруженные двумя или четырьмя 7,5-мм пулеметами, были не редкость. На некоторых машинах ставили только одну пушку. Вообще, с пушками «Испано-Сюизы» были проблемы вплоть до самого конца Франции.
Осознав, что вооружение реально слабое, французское военное ведомство предприняло попытки усилить его, остановившись на окончательном варианте двух 20-мм пушек и четырех 7,5-мм пулеметов. И до такого стандарта было решено доработать все уже выпущенные двухмоторные «Потэ». Однако по факту переделали только две машины.
К 10 мая 1940 г., когда немцы начали наступление, на фронте использовались только Р.631. Но реальных успехов добились только морские летчики из флотилии F1C. Это формирование воевало целых 12 дней, с 10 по 21 мая 1940 г. За эти 12 дней морские летчики сбили 12 немецких самолетов и потеряли восемь своих. И это было реальным достижением, поскольку остальные шесть эскадрилий (по 18 самолетов в каждой) сбили 17 немецких самолетов.
Как ночной истребитель Р.631 CN2 оказался эффективен почти так же, как и его дневной собрат. Так как у французов просто не было аппаратуры обнаружения самолетов противника, неудивительно, что ночные истребители не выполнили ни одного удачного перехвата.
В итоге было принято шедевральное решение: использовать ночные истребители в качестве дневных штурмовиков. 24 ночных истребителя попытались 17 мая нанести удар по наступающим немцам. Результаты ударов по немцам неизвестны, а французы потеряли 6 машин из 24.
Когда французское правительство капитулировало перед немцами, в неоккупированной зоне остались 32 Р.630 и 112 Р.631. Но в 1942 году они все равно достались немцам. Профита в этом не было никакого, поскольку меньше трети от общего числа могли быть признаны исправными и готовыми к боевой службе.
Еще одна эскадрилья Р.631 (ECN 3/13), базировавшаяся в Северной Африке, попала на сторону той части французской армии, которая воевала на одной стороне с союзниками. Так что до конца 1942 года эскадрилья на «ночных» самолетах занималась прикрытием города Габеса от немецких бомбардировщиков.
В целом войну пережило очень небольшое количество двухмоторных «Потэ» из 1200 выпущенных. Очень короткое время они использовались в качестве учебных, но в основном были списаны в 1946 году.
ЛТХ Potez 631:
Размах крыла, м: 16,00.
Длина, м: 11,07.
Высота, м: 3,61.
Площадь крыла, кв. м: 32,70.
Масса, кг:
— пустого самолета: 2 450;
— нормальная взлетная: 3 760.
Двигатель: 2 х Gnome Rhone GR14Mars х 660 л.с.
Максимальная скорость, км/ч:
— на высоте: 442;
— на уровне моря: 360.
Крейсерская скорость, км/ч: 240.
Практическая дальность, км: 1 220.
Максимальная скороподъемность, м/мин: 710.
Практический потолок, м: 9 500.
Экипаж, чел.: 2.
Вооружение:
— две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS 9 или HS 404 с боекомплектом 60+30 снарядов на ствол (некоторые машины имели один пулемет и одну пушку);
— один задний 7,5-мм пулемет MAC 1934 (1000 патронов).
На некоторых машинах устанавливались 4 дополнительных 7,5-мм пулемета в подкpыльевых обтекателях.
В целом в качестве итога можно сказать следующее: идея была весьма неплоха, особенно что касается самолета управления. Однако самолету не повезло: для него не было ничего: двигателей, пушек, задач. Потому Р.630 и Р.631 оказались в странной ситуации поиска применения.
А так как во французской армии и ВВС все было очень печально в плане организации, то «Потэ» не суждено было стать еще одним «Лайтнингом», увы. Хотя некоторый потенциал для этого был.
Автор:Роман Скоморохов
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]