Как появились средства ПВО?
---
Во время Первой мировой войны авиация, бывшая ранее скорее игрушкой, оказалась очень эффективным оружием. Как с ней боролись наземные войска?
Сначала они просто палили с земли «в сторону» аэропланов противника. Аэропланы тогда летали очень низко, часто на высоте в пару сот метров. И среди массы пуль, летевших «в сторону вражеского самолета», одна-две вполне могли попасть в пилота или в двигатель. Ввиду такой опасности пилоты стали садиться на большие чугунные сковороды — от пуль на излете это помогало.
В марте 1915 года в Российской армии появилась батарея 76 мм зенитных пушек конструкции Ф. Ф. Лендера. Пушки ставили на 5-тонные грузовики, били они на высоту до 5000 метров, поднять ствол могли вплоть до 65 градусов, а заряжались шрапнельными снарядами с 22-секундной задержкой. В войсках Германии и западных союзников России тоже появились мобильные зенитные батареи пушек среднего калибра.
Поскольку авиация в Первую мировую летала обычно на высотах от 1000 до 3000 метров, таких пушек хватало. Кстати, исследования ученых недавно доказали, что знаменитый немецкий ас той войны, «красный барон» Манфред фон Рихтгофен, в своем последнем бою скорее всего был убит зенитным огнем с земли. Да, это была почти случайность, но это произошло.
К началу Второй мировой войны самолеты стали делать из дерева и металла, а летать они начали значительно выше и быстрее. Поэтому для их уничтожения требовались более мощные орудия, способные поражать на высотах выше 10000 метров. Но при этом оказались очень востребованы и легкие автоматические пушки, способные поразить самолеты врага при штурмовке позиций пехоты, а также колонн пехоты и военной техники на марше.
Так появилось разделение средств ПВО на:
легкие автоматические пушки (или крупнокалиберные пулеметы) — для защиты от штурмовки и бомбежки с пикирования; зенитные орудия среднего калибра (37мм, 75мм), способные поражать самолеты, летящие на средних высотах (от 2000 до 5000 метров) ; зенитные орудия большой мощности (85−88 мм и более), способные поражать самолеты врага, летящие на больших высотах (до 11000 м). Начало Второй мировой войны показало, что авиация — очень сильное оружие. Немецкое Люфтваффе своими бомбардировками расчищало дорогу танковым соединениям Вермахта, в тылу противника нарушала подвод войск и подвоз боеприпасов и топлива, тем самым не давая подводить резервы из глубины территории к наиболее уязвимым участкам линии фронта.
В РККА перед войной к угрозе с воздуха отнеслись недостаточно серьезно. Зенитные орудия тогда считались оружием ПВО/ПТО, т. е. предполагалось, что они должны одновременно работать и как противотанковые пушки. Тогда как немецкие противотанковые пушки того времени имели небольшой калибр и были специально сделаны очень маленькими, чтобы были малозаметны на поле боя.
Штурмовке с воздуха отлично противодействовали малокалиберные автоматические пушки калибра 20 мм, их огонь был очень опасен. В 20−30-е годы такие пушки были созданы в очень многих странах.
Кстати, знаменитые «Эрликоны» Великой Отечественной были продуктом швейцарского концерна «Oerlikon». Учитывая все модификации этой пушки, их выпущено было до 800.000 единиц.
Кроме того, в Германии выпускали 37 мм Flak 37, 20 мм Flak 30/38.
В Японии на вооружении стояла 20 мм пушка «Тип 98».
Во Франции перед самой войной в войска начали поступать 25 мм Hotchkiss Mle 1938.
В США на вооружении стояли 37 мм «Кольт-Браунинг» М1А1 и 40 мм «Бофорс» М1.
В СССР на вооружении стояла 37 мм зенитная пушка 61-К.
Самолеты Второй мировой войны часто имели бронирование уязвимых агрегатов. Пули стрелкового оружия не могли их серьезно повредить. Броневая защита двигателя, бронированное стекло защищали от осколков зенитных снарядов и от пуль, выпущенных из винтовок и автоматов пехотинцев.
А вот снаряды зениток сбивали самолеты врага. Если попадали. В среднем на один сбитый самолет приходилось около 16.000 снарядов.
Ну, правда, можно даже из винтовки сбить самолет. Помните, у Твардовского:
…Встал один и бьет с колена
Из винтовки в самолет.
Трехлинейная винтовка
На брезентовом ремне,
Да патроны с той головкой,
Что страшна стальной броне.
Бой неравный, бой короткий.
Самолет чужой, с крестом,
Покачнулся, точно лодка,
Зачерпнувшая бортом.
Накренясь, пошел по кругу,
Кувыркается над лугом…
У Твардовского описан один случай, что был даже такой «способ» борьбы с самолетами противника, когда целый взвод одновременно целился и стрелял по низколетящему самолету, осуществляющему штурмовку: одно отделение стреляло на два корпуса самолета вперед, второе — на три корпуса, третье — на четыре корпуса. Именно так солдаты дивизии Руссиянова 26−30 июня 1941 года сумели «уговорить» Юнкерсы и Мессеры Люфтваффе отказаться от штурмовки их позиций, подбив несколько самолетов, пытавшихся как следует проштурмовать наши позиции.
Шло время, самолеты становились все более высотными и скоростными, и для того, чтобы их подбить, требовались все более изощренные способы наведения.
После создания самонаводящихся торпед в истории оружия наступало время самонаводящихся реактивных ракет…
Продолжение следует…
Сначала они просто палили с земли «в сторону» аэропланов противника. Аэропланы тогда летали очень низко, часто на высоте в пару сот метров. И среди массы пуль, летевших «в сторону вражеского самолета», одна-две вполне могли попасть в пилота или в двигатель. Ввиду такой опасности пилоты стали садиться на большие чугунные сковороды — от пуль на излете это помогало.
В марте 1915 года в Российской армии появилась батарея 76 мм зенитных пушек конструкции Ф. Ф. Лендера. Пушки ставили на 5-тонные грузовики, били они на высоту до 5000 метров, поднять ствол могли вплоть до 65 градусов, а заряжались шрапнельными снарядами с 22-секундной задержкой. В войсках Германии и западных союзников России тоже появились мобильные зенитные батареи пушек среднего калибра.
Поскольку авиация в Первую мировую летала обычно на высотах от 1000 до 3000 метров, таких пушек хватало. Кстати, исследования ученых недавно доказали, что знаменитый немецкий ас той войны, «красный барон» Манфред фон Рихтгофен, в своем последнем бою скорее всего был убит зенитным огнем с земли. Да, это была почти случайность, но это произошло.
К началу Второй мировой войны самолеты стали делать из дерева и металла, а летать они начали значительно выше и быстрее. Поэтому для их уничтожения требовались более мощные орудия, способные поражать на высотах выше 10000 метров. Но при этом оказались очень востребованы и легкие автоматические пушки, способные поразить самолеты врага при штурмовке позиций пехоты, а также колонн пехоты и военной техники на марше.
Так появилось разделение средств ПВО на:
В РККА перед войной к угрозе с воздуха отнеслись недостаточно серьезно. Зенитные орудия тогда считались оружием ПВО/ПТО, т. е. предполагалось, что они должны одновременно работать и как противотанковые пушки. Тогда как немецкие противотанковые пушки того времени имели небольшой калибр и были специально сделаны очень маленькими, чтобы были малозаметны на поле боя.
Штурмовке с воздуха отлично противодействовали малокалиберные автоматические пушки калибра 20 мм, их огонь был очень опасен. В 20−30-е годы такие пушки были созданы в очень многих странах.
Кстати, знаменитые «Эрликоны» Великой Отечественной были продуктом швейцарского концерна «Oerlikon». Учитывая все модификации этой пушки, их выпущено было до 800.000 единиц.
Кроме того, в Германии выпускали 37 мм Flak 37, 20 мм Flak 30/38.
В Японии на вооружении стояла 20 мм пушка «Тип 98».
Во Франции перед самой войной в войска начали поступать 25 мм Hotchkiss Mle 1938.
В США на вооружении стояли 37 мм «Кольт-Браунинг» М1А1 и 40 мм «Бофорс» М1.
В СССР на вооружении стояла 37 мм зенитная пушка 61-К.
Самолеты Второй мировой войны часто имели бронирование уязвимых агрегатов. Пули стрелкового оружия не могли их серьезно повредить. Броневая защита двигателя, бронированное стекло защищали от осколков зенитных снарядов и от пуль, выпущенных из винтовок и автоматов пехотинцев.
А вот снаряды зениток сбивали самолеты врага. Если попадали. В среднем на один сбитый самолет приходилось около 16.000 снарядов.
Ну, правда, можно даже из винтовки сбить самолет. Помните, у Твардовского:
…Встал один и бьет с колена
Из винтовки в самолет.
Трехлинейная винтовка
На брезентовом ремне,
Да патроны с той головкой,
Что страшна стальной броне.
Бой неравный, бой короткий.
Самолет чужой, с крестом,
Покачнулся, точно лодка,
Зачерпнувшая бортом.
Накренясь, пошел по кругу,
Кувыркается над лугом…
У Твардовского описан один случай, что был даже такой «способ» борьбы с самолетами противника, когда целый взвод одновременно целился и стрелял по низколетящему самолету, осуществляющему штурмовку: одно отделение стреляло на два корпуса самолета вперед, второе — на три корпуса, третье — на четыре корпуса. Именно так солдаты дивизии Руссиянова 26−30 июня 1941 года сумели «уговорить» Юнкерсы и Мессеры Люфтваффе отказаться от штурмовки их позиций, подбив несколько самолетов, пытавшихся как следует проштурмовать наши позиции.
Шло время, самолеты становились все более высотными и скоростными, и для того, чтобы их подбить, требовались все более изощренные способы наведения.
После создания самонаводящихся торпед в истории оружия наступало время самонаводящихся реактивных ракет…
Продолжение следует…
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]