
10 самых важных игр XXI века: как история игровой индустрии менялась на наших глазах
---
Каждый год в индустрии появляются тысячи новых игр. Десятки из них достойны того, чтобы угодить даже привередливым геймерам, но только единицы, словно гигантский бур, врезаются в ход истории, оказывая значительное влияние на игровую индустрию. Эти игры не обязательно лучшие в жанре, в них нет нужды играть прямо сейчас, возможно, вам и вовсе к некоторым проектам не стоит и приближаться. Но, так или иначе, эти франчайзы оказали значительное влияние на индустрию, поэтому сегодня мы предлагаем остановиться на них подробнее и вспомнить 10 самых важных игр XXI века.

The Sims (2000)
Наблюдать за другими людьми, как ни странно, одно из самых распространенных человеческих желаний, что хорошо доказано на примере колоссального успеха реалити-шоу на манер «Дома 2» и не менее впечатляющей популярности игр серии The Sims. Вот только в отличие от телевизионных аналогов, позволяющих влиять на жизни людей лишь редкими голосованиями, The Sims предлагал намного большие возможностей – вырастить собственного сима, живущего собственной жизнью. Сим учится, сим общается с соседями, сим ходит на работу, сим влюбляется, симу разбивают сердце. Он такой же, как и вы, только, скорее всего, имеет больше шансов добиться успеха в жизни.

The Sims представлял собой ни что иное, как симулятор по созданию человеческих судеб, полный простора для экспериментов и к тому же достаточно простой в освоении, что тотчас же его сделало одной из самых популярных игровых франших на десятилетия вперед. И пусть в дальнейшем мы не увидели большого количества аналогичных по жанру продуктов, но как вводная ступень в игровую индустрию для людей часто далеких от видеоигр и доказательство того, что экспериментальные продукты могут стать частью мейнстрима – серия The Sims однозначно вошла в историю.
Halo: Combat Evolved (2001)
Пока в кузнях разработчиков из 343 Industries создается новый Halo, самое время вспомнить начало серии – легендарный шутер Halo: Combat Evolved, который по степени влияния на жанр сравним разве что с дилогией Half-Life. Выступив в качестве стартового проекта для консоли Xbox «Хало» демонстрировал, что шутеры на игровых приставках могут быть не просто удобным, но также и не лишенным интеллектуального лоска эпическим приключением. Даже сейчас, спустя почти 20 лет мы так или иначе сталкиваемся с идеями, который или воплотил первым, или популяризовал Halo: Combat Evolved.

Ограничение на количество оружий в инвентаре, бросок гранаты по нажатию отдельной кнопки, автоматическая регенерация защитного барьера и гигантские уровни с умными противниками – неотъемлемая часть Combat Evolved. По дороге, проложенной оригинальным Halo, прошлись как Far Cry или Crysis, по сути представляющих собой наследников шутера от Bungie, так и продолжают идти игры и по сей день. Но самый главный комплимент в адрес Halo: Combat Evolved – он прекрасно играется даже сегодня, в чем можно убедиться на примере ремейка Halo: Combat Evolved Anniversary.
Half-Life 2 (2004)
Несколькими годами позже на прилавках магазинов появился еще один ожидаемый шутер, навсегда изменивший индустрию – Half-Life 2. Шутер от Valve не мог похвастаться вариативными прохождением или умными противниками, он воздействовал на игроков другими способами, вернее сказать – десятками других способов. В контексте игры главная ценность Half-Life 2 заключается в невероятно разнообразном, отточенном геймдизайне, где практически каждая комната ставила перед игроком неожиданные и часто уникальные в рамкой всей игры задачи.

Работая словно американские горки Half-Life 2 жонглирует геймплейными ситуациями с такой грациозностью и мастерством, что даже спустя 16 лет мы не можем назвать более разнообразного линейного шутера. Не обошлась игра Valve и без уникальных новшеств, таких как гравипушка, которая на несколько лет стала распространённым атрибутом многочисленным экшенов от первого и третьего лица. Помимо своих без сомнения выдающихся геймплейных качеств и передовой графики Half-Life 2 запомнился в индустрии как игра, продвигающая зарождающийся сервис Steam и требующая обязательную онлайн-активацию.
World of Warcraft (2004)
Достигнув успеха в жанрах RTS и RPG легендарная команда разработчиков из Blizzard в начале века принялись за покорение новой вершины – создание масштабной онлайн-игры World of Warcraft. Разумеется, Blizzard не были первопроходцами в жанре, но взяв за основу концепт от Ultima Online калифорнийские разработчики смогли вывести на новый уровень многопользовательские механики, квесты и боевую систему. Формула успеха была готова, оставалось лишь облачить игру в приятные глазу пейзажи Азерота и наделить окружающий мир богатой звуковой дорожкой с по традиции эпическим саундтреком.

Итог стараний Blizzard Entertainment вы и сами, возможно, знаете – World of Warcraft обзавелась преданной армией фанатов и из еще одной успешной игры превратилась в настоящий культурный феномен. WoW манил словно наркотик и то и дело заставлял людей бросать семьи ради игры, доводил некоторых геймеров до истощения со смертельным исходом и впоследствии даже был приравнен шведской организацией The Youth Care Foundation до статуса наркотического средства. Признаемся, не самая лучшая репутация, которая тем не менее в лишний раз доказывала, насколько качественная и захватывающая MMORPG получилась у Blizzard.
Wii Sports (2006)
2006 год запомнился в индустрии благодаря схватке некстген консолей – Xbox 360, Playstation 3 и Wii. Первые завлекали аудиторию впечатляющей графикой и максимально брутальными играми, когда консоль от Nintendo не стесняясь примитивной графики делала ставку на инновационное управление и семейные продукты. Итог ожидаем – популярность Wii значительно опередила «большие консоли», а выпущенный на старте продаж Wii Sports стал переломным моментом в игровой индустрии. Вместе с Wii Sports Nintendo смогла изменить репутацию индустрии в глазах несведущих людей и привлечь к геймингу даже тех людей, кто спешил обвинять игры во всех смертных грехах человечества.

Главный секрет успеха заключался в особенностях игрового контроллера Wii Remote, который считывал движение человека в пространстве и передавал информацию на консоль. Такие примитивные игры, как гольф, теннис и даже бокс кардинальным образом менялись благодаря необходимости активно двигаться с Wii Remote в руках, из-за чего гейминг перешел из разряда вредных видов времяпровождения в список рекомендуемых врачами занятий. Роковая перемена, которая очевидно оказало влияние на выпуск устройства Xbox Kinect и в лишний раз подтвердила для Nintendo оправданность идти путем инноваций, вместо ориентирования на мощность консоли.
Braid (2008)
Сегодня быть гордым одиночкой и разрабатывать в свободное время инди-игру мечты – занятие настолько распространённое, что его в пору заносить в топ-10 хипстерских занятий. Тем не менее, учитывая доступность движков и количество разнообразных площадок для распространения контента, домашний геймдевелопинг может быть не только модным, но и весьма практичным занятием. Иная ситуация была в 2004 году, когда Steam только зарождался, а среди других, открытых к независимых разработчиками площадок можно было отметить разве что Xbox Live Arcade, с драконовскими требованиями к качеству игру. Непростое время требовало своих героев и первопроходцев.

Тяжелую ношу ответственности на себя взял программист Джонатан Блоу, разрабатывавший в течение 4 лет сказочный платформер Braid. Можно долго говорить о том, как умело Braid обходился с механиками управления времени, насколько живописной картинкой обладал и как концовка игры меняла сюжет, выворачивая наизнанку жанровые штампы, но самое главное, Braid – прецедент. Доказательство, как силами одного человека можно создать красивую, высокооцененную и что еще важнее – успешную игру, способную практически на равных состязаться с блокбастерами за звание «Игры года» и в итоге войти список 10 важнейших игр 21 века.
Batman: Arkham Asylum (2009)
Исключая буквально несколько удачных проектов фанатов супергеройских комиксов игровая индустрия явно не баловала в прошлом десятилетии. И дело даже не в количестве, а качестве игр, большинство из которых исполняли роль необязательного придатка для промо-компании очередного голливудского боевика. Здесь, как и в случае с Braid, потребуется герой, лучше даже супергерой, который значительно поднимет планку качеству для увядающего сеттинга. Непростая задача, в решении которой преуспели кудесники из Rocksteady Studios, выпустив культовый Batman: Arkham Asylum.

Откинув простой путь игры по мотивам супергеройской трилогии Кристофера Нолана разработчики решили в качестве основы использовать мрачный граффический роман Гранта Моррисона «Бетмен. Лечебница Аркхем». Удачный фундамент, успеху которого поспособствовал наем титулованного сценариста Пауля Дини, готическая эстетика в архитектуре уровней, выдающаяся актерская игра Марка Хэмилла в роли Джокера, разнообразный, вдохновленный метроидваниями геймплей и неожиданные приемы, вроде разрушения четвертой стены. Заслуженное попадание в топ 10 игр, оставивших заметный след в истории.
Minecraft (2010)
Одна из самых популярных игр в истории, занимающая по количеству проданных копий второе после тетриса место – более чем впечатляющий результат для игры, выпущенной всего лишь 10 лет тому. Minecraft как и несколько лет тому назад остается главным феноменом игровой индустрии, который поддерживает кроссплатформенную игру и народное творчество, став полигоном для испытания тысяч пользовательских модификаций. Успех, прямо скажем, полностью заслуженный уже как минимум из-за подталкивание миллионов детей к творчеству путем игры.

Учитывая колоссальный успех Minecraft не составляет труда проследить влияние, которое она оказала на индустрию. Самые очевидные моменты – популяризация механик выживания и песочниц в открытом мире. Кроме того, Minecraft оказал значительное влияние на окружающий мир за пределами игровой индустрии. Например, с 2016 года игра вместе с выходом Education Edition Minecraft стал частью образовательных программ в некоторых некоторых англоязычных странах.
Dark Souls (2011)
В отличие от Minecraft продажи серии Dark Souls и в частности первой части не могут похвастаться и десятой долей от количества всех проданных копий Minecraft, но влияние Action-RPG от From Software на игровую даже еще более заметно. Конечно, за два года до выхода «Темных Душ» мы стали свидетелем выхода предшественника в лице Demon’s Souls, но настоящим популяризатором находок студии Хидэтаки Миядзаки и доведением их до совершенства стал Dark Souls.

Мало того, что хардкорные Action-RPG с упором на исследование локаций и заучивание таймингов стали впоследствии определяться в отдельный жанр Soulslike, так еще многочисленные механики игры так или иначе встречаются в десятков других популярных проектах. Star Wars Jedi: Fallen Order, The Witcher 3, God of War и даже Watch Dogs – все игры, хоть во многом и не похожи, но объединяются «Темными Душами», с которых они черпали некоторые геймплейные решения и/или философию построения уровней.
The Witcher 3: Wild Hunt (2015)
Закончим наш топ 10 самых важных игр на ставшим уже настоящим культом The Witcher 3: Wild Hunt от польских разработчиков из CD Project RED. Положив руки на сердце признаем, что за пять лет Action-RPG про «Ведьмака» не оказала действительно большого внимания на игровую индустрию. Из проектов, вдохновляющихся польской игрой можно вспомнить недавний Ghost of Tsushima, что косвенно выражается в попытке подать каждое дополнительное задание как нетривиальную историю, а также поздние выпуски серии Assassins Creed от Ubisoft, которые в этом году вместе с выпуском Valhalla постараются уже в третий раз выпустить свою версию «Ведьмака».

Настоящая важность The Witcher 3: Wild Hunt для индустрии скорее символическая. Вместе с релизом игры окончательно развенчался миф о Восточной Европе, как о кузне посредственных проектов. Игроки со стажем могут хорошо помнить, насколько уничижительно звучал термин «польский шутер», и вот, наконец, наши соседи доказали, что нет смысла делать скидок на географию разработчиков. Конечно, блокбастеры появлялись на постсоветском пространстве и раньше, но даже близко не таких масштабов, как The Witcher 3. К тому же выход «Ведьмака» хорошо совпал с не самыми успешными годами в истории Bioware, из-за чего корона лидеров жанра RPG ушла в Польшу, прямиком в офис CD Project RED.

The Sims (2000)
Наблюдать за другими людьми, как ни странно, одно из самых распространенных человеческих желаний, что хорошо доказано на примере колоссального успеха реалити-шоу на манер «Дома 2» и не менее впечатляющей популярности игр серии The Sims. Вот только в отличие от телевизионных аналогов, позволяющих влиять на жизни людей лишь редкими голосованиями, The Sims предлагал намного большие возможностей – вырастить собственного сима, живущего собственной жизнью. Сим учится, сим общается с соседями, сим ходит на работу, сим влюбляется, симу разбивают сердце. Он такой же, как и вы, только, скорее всего, имеет больше шансов добиться успеха в жизни.

The Sims представлял собой ни что иное, как симулятор по созданию человеческих судеб, полный простора для экспериментов и к тому же достаточно простой в освоении, что тотчас же его сделало одной из самых популярных игровых франших на десятилетия вперед. И пусть в дальнейшем мы не увидели большого количества аналогичных по жанру продуктов, но как вводная ступень в игровую индустрию для людей часто далеких от видеоигр и доказательство того, что экспериментальные продукты могут стать частью мейнстрима – серия The Sims однозначно вошла в историю.
Halo: Combat Evolved (2001)
Пока в кузнях разработчиков из 343 Industries создается новый Halo, самое время вспомнить начало серии – легендарный шутер Halo: Combat Evolved, который по степени влияния на жанр сравним разве что с дилогией Half-Life. Выступив в качестве стартового проекта для консоли Xbox «Хало» демонстрировал, что шутеры на игровых приставках могут быть не просто удобным, но также и не лишенным интеллектуального лоска эпическим приключением. Даже сейчас, спустя почти 20 лет мы так или иначе сталкиваемся с идеями, который или воплотил первым, или популяризовал Halo: Combat Evolved.

Ограничение на количество оружий в инвентаре, бросок гранаты по нажатию отдельной кнопки, автоматическая регенерация защитного барьера и гигантские уровни с умными противниками – неотъемлемая часть Combat Evolved. По дороге, проложенной оригинальным Halo, прошлись как Far Cry или Crysis, по сути представляющих собой наследников шутера от Bungie, так и продолжают идти игры и по сей день. Но самый главный комплимент в адрес Halo: Combat Evolved – он прекрасно играется даже сегодня, в чем можно убедиться на примере ремейка Halo: Combat Evolved Anniversary.
Half-Life 2 (2004)
Несколькими годами позже на прилавках магазинов появился еще один ожидаемый шутер, навсегда изменивший индустрию – Half-Life 2. Шутер от Valve не мог похвастаться вариативными прохождением или умными противниками, он воздействовал на игроков другими способами, вернее сказать – десятками других способов. В контексте игры главная ценность Half-Life 2 заключается в невероятно разнообразном, отточенном геймдизайне, где практически каждая комната ставила перед игроком неожиданные и часто уникальные в рамкой всей игры задачи.

Работая словно американские горки Half-Life 2 жонглирует геймплейными ситуациями с такой грациозностью и мастерством, что даже спустя 16 лет мы не можем назвать более разнообразного линейного шутера. Не обошлась игра Valve и без уникальных новшеств, таких как гравипушка, которая на несколько лет стала распространённым атрибутом многочисленным экшенов от первого и третьего лица. Помимо своих без сомнения выдающихся геймплейных качеств и передовой графики Half-Life 2 запомнился в индустрии как игра, продвигающая зарождающийся сервис Steam и требующая обязательную онлайн-активацию.
World of Warcraft (2004)
Достигнув успеха в жанрах RTS и RPG легендарная команда разработчиков из Blizzard в начале века принялись за покорение новой вершины – создание масштабной онлайн-игры World of Warcraft. Разумеется, Blizzard не были первопроходцами в жанре, но взяв за основу концепт от Ultima Online калифорнийские разработчики смогли вывести на новый уровень многопользовательские механики, квесты и боевую систему. Формула успеха была готова, оставалось лишь облачить игру в приятные глазу пейзажи Азерота и наделить окружающий мир богатой звуковой дорожкой с по традиции эпическим саундтреком.

Итог стараний Blizzard Entertainment вы и сами, возможно, знаете – World of Warcraft обзавелась преданной армией фанатов и из еще одной успешной игры превратилась в настоящий культурный феномен. WoW манил словно наркотик и то и дело заставлял людей бросать семьи ради игры, доводил некоторых геймеров до истощения со смертельным исходом и впоследствии даже был приравнен шведской организацией The Youth Care Foundation до статуса наркотического средства. Признаемся, не самая лучшая репутация, которая тем не менее в лишний раз доказывала, насколько качественная и захватывающая MMORPG получилась у Blizzard.
Wii Sports (2006)
2006 год запомнился в индустрии благодаря схватке некстген консолей – Xbox 360, Playstation 3 и Wii. Первые завлекали аудиторию впечатляющей графикой и максимально брутальными играми, когда консоль от Nintendo не стесняясь примитивной графики делала ставку на инновационное управление и семейные продукты. Итог ожидаем – популярность Wii значительно опередила «большие консоли», а выпущенный на старте продаж Wii Sports стал переломным моментом в игровой индустрии. Вместе с Wii Sports Nintendo смогла изменить репутацию индустрии в глазах несведущих людей и привлечь к геймингу даже тех людей, кто спешил обвинять игры во всех смертных грехах человечества.

Главный секрет успеха заключался в особенностях игрового контроллера Wii Remote, который считывал движение человека в пространстве и передавал информацию на консоль. Такие примитивные игры, как гольф, теннис и даже бокс кардинальным образом менялись благодаря необходимости активно двигаться с Wii Remote в руках, из-за чего гейминг перешел из разряда вредных видов времяпровождения в список рекомендуемых врачами занятий. Роковая перемена, которая очевидно оказало влияние на выпуск устройства Xbox Kinect и в лишний раз подтвердила для Nintendo оправданность идти путем инноваций, вместо ориентирования на мощность консоли.
Braid (2008)
Сегодня быть гордым одиночкой и разрабатывать в свободное время инди-игру мечты – занятие настолько распространённое, что его в пору заносить в топ-10 хипстерских занятий. Тем не менее, учитывая доступность движков и количество разнообразных площадок для распространения контента, домашний геймдевелопинг может быть не только модным, но и весьма практичным занятием. Иная ситуация была в 2004 году, когда Steam только зарождался, а среди других, открытых к независимых разработчиками площадок можно было отметить разве что Xbox Live Arcade, с драконовскими требованиями к качеству игру. Непростое время требовало своих героев и первопроходцев.

Тяжелую ношу ответственности на себя взял программист Джонатан Блоу, разрабатывавший в течение 4 лет сказочный платформер Braid. Можно долго говорить о том, как умело Braid обходился с механиками управления времени, насколько живописной картинкой обладал и как концовка игры меняла сюжет, выворачивая наизнанку жанровые штампы, но самое главное, Braid – прецедент. Доказательство, как силами одного человека можно создать красивую, высокооцененную и что еще важнее – успешную игру, способную практически на равных состязаться с блокбастерами за звание «Игры года» и в итоге войти список 10 важнейших игр 21 века.
Batman: Arkham Asylum (2009)
Исключая буквально несколько удачных проектов фанатов супергеройских комиксов игровая индустрия явно не баловала в прошлом десятилетии. И дело даже не в количестве, а качестве игр, большинство из которых исполняли роль необязательного придатка для промо-компании очередного голливудского боевика. Здесь, как и в случае с Braid, потребуется герой, лучше даже супергерой, который значительно поднимет планку качеству для увядающего сеттинга. Непростая задача, в решении которой преуспели кудесники из Rocksteady Studios, выпустив культовый Batman: Arkham Asylum.

Откинув простой путь игры по мотивам супергеройской трилогии Кристофера Нолана разработчики решили в качестве основы использовать мрачный граффический роман Гранта Моррисона «Бетмен. Лечебница Аркхем». Удачный фундамент, успеху которого поспособствовал наем титулованного сценариста Пауля Дини, готическая эстетика в архитектуре уровней, выдающаяся актерская игра Марка Хэмилла в роли Джокера, разнообразный, вдохновленный метроидваниями геймплей и неожиданные приемы, вроде разрушения четвертой стены. Заслуженное попадание в топ 10 игр, оставивших заметный след в истории.
Minecraft (2010)
Одна из самых популярных игр в истории, занимающая по количеству проданных копий второе после тетриса место – более чем впечатляющий результат для игры, выпущенной всего лишь 10 лет тому. Minecraft как и несколько лет тому назад остается главным феноменом игровой индустрии, который поддерживает кроссплатформенную игру и народное творчество, став полигоном для испытания тысяч пользовательских модификаций. Успех, прямо скажем, полностью заслуженный уже как минимум из-за подталкивание миллионов детей к творчеству путем игры.

Учитывая колоссальный успех Minecraft не составляет труда проследить влияние, которое она оказала на индустрию. Самые очевидные моменты – популяризация механик выживания и песочниц в открытом мире. Кроме того, Minecraft оказал значительное влияние на окружающий мир за пределами игровой индустрии. Например, с 2016 года игра вместе с выходом Education Edition Minecraft стал частью образовательных программ в некоторых некоторых англоязычных странах.
Dark Souls (2011)
В отличие от Minecraft продажи серии Dark Souls и в частности первой части не могут похвастаться и десятой долей от количества всех проданных копий Minecraft, но влияние Action-RPG от From Software на игровую даже еще более заметно. Конечно, за два года до выхода «Темных Душ» мы стали свидетелем выхода предшественника в лице Demon’s Souls, но настоящим популяризатором находок студии Хидэтаки Миядзаки и доведением их до совершенства стал Dark Souls.

Мало того, что хардкорные Action-RPG с упором на исследование локаций и заучивание таймингов стали впоследствии определяться в отдельный жанр Soulslike, так еще многочисленные механики игры так или иначе встречаются в десятков других популярных проектах. Star Wars Jedi: Fallen Order, The Witcher 3, God of War и даже Watch Dogs – все игры, хоть во многом и не похожи, но объединяются «Темными Душами», с которых они черпали некоторые геймплейные решения и/или философию построения уровней.
The Witcher 3: Wild Hunt (2015)
Закончим наш топ 10 самых важных игр на ставшим уже настоящим культом The Witcher 3: Wild Hunt от польских разработчиков из CD Project RED. Положив руки на сердце признаем, что за пять лет Action-RPG про «Ведьмака» не оказала действительно большого внимания на игровую индустрию. Из проектов, вдохновляющихся польской игрой можно вспомнить недавний Ghost of Tsushima, что косвенно выражается в попытке подать каждое дополнительное задание как нетривиальную историю, а также поздние выпуски серии Assassins Creed от Ubisoft, которые в этом году вместе с выпуском Valhalla постараются уже в третий раз выпустить свою версию «Ведьмака».

Настоящая важность The Witcher 3: Wild Hunt для индустрии скорее символическая. Вместе с релизом игры окончательно развенчался миф о Восточной Европе, как о кузне посредственных проектов. Игроки со стажем могут хорошо помнить, насколько уничижительно звучал термин «польский шутер», и вот, наконец, наши соседи доказали, что нет смысла делать скидок на географию разработчиков. Конечно, блокбастеры появлялись на постсоветском пространстве и раньше, но даже близко не таких масштабов, как The Witcher 3. К тому же выход «Ведьмака» хорошо совпал с не самыми успешными годами в истории Bioware, из-за чего корона лидеров жанра RPG ушла в Польшу, прямиком в офис CD Project RED.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]