Судьба Донецкого метро, возможно, окончательно определена
01.08.2020 5 918 0 +145 vagenleitner

Судьба Донецкого метро, возможно, окончательно определена

---
+145
В закладки
Судьба Донецкого метро, возможно, окончательно определена метро, Донецке, городе, подземки, строительство, создания, привлечь, тысяч, годах, Киеве, который, построить, власти, удалось, проекта, Владимир, только, Ясиноватском, число, машиностроительном

Судьба Донецкого метро, возможно, окончательно определена метро, Донецке, городе, подземки, строительство, создания, привлечь, тысяч, годах, Киеве, который, построить, власти, удалось, проекта, Владимир, только, Ясиноватском, число, машиностроительном

В середине 1980-х годов в Донецке наконец-то приступили к созданию собственного метро, однако завершить строительство так и не удалось из-за перестройки и распада СССР. Начавшаяся в 2014 году война в Донбассе, вероятно, окончательно поставила крест на этом проекте.

Впервые о строительстве подземки в Донецке заговорили еще в 1950-х годах, когда город стал настоящим центром угольной промышленности, и сюда начали стекаться рабочие со всего Советского Союза для работы на шахтах. Если в 1943 году в областном центре Донбасса проживало только 175 тысяч человек, то в 1950-м году их число выросло до 500 тысяч, а в середине 1960-х – до 800 тысяч. Такие темпы роста численности населения явно свидетельствовали о том, что очень скоро в городе начнут возникать транспортные и логистические проблемы, идеальным решением которых могло бы стать именно метро.

Впервые о создании подземки в 1960-1970-х годах заговорил первый секретарь обкома КПСС Владимир Дегтярев, который и отвечал за Донецкую область. Он считал, что построить метро будет не трудно, если привлечь к работам несколько бригад проходчиков с шахт.

Тем не менее, официально власти Донецка обратились к советскому руководству с предложением о строительстве метро только в 1979 году – уже после того, как в городе родился миллионный житель, который и дал городу реальное право претендовать на подземку.

Впрочем, в Совете министров СССР к данному предложению отнеслись без энтузиазма и не дали разрешения на строительство метро ни Донецку, ни Одессе. Однако годы шли и транспортный вопрос в городе становился все более острым, так как число пробок лишь увеличивалось, а вот расширять дороги возможности не было.

В итоге к началу 1990-х годов власти Донецка все же сумели отстоять свое право на появление в городе метро. Как рассказал бывший председатель Донецкого горисполкома Владимир Спицын, пришлось привлечь для проработки проекта опытных горняков, в том числе начальника комбината «Донецкшахтострой» Николая Бурего и директора шахты имени Засядько Ефима Звягильского.

Проблема была в том, что в Донецке все нужно было делать с нуля, в том числе обучать рабочих, строить специальную проходческую технику, а также создавать материалы для метро.

По словам Владимира Спицына, Николай Бурего пообещал привлечь к строительству подземки 1,5 тысячи проходчиков шахт. В свою очередь металл, необходимый для создания проходческого комплекса на Ясиноватском машиностроительном заводе, планировали переплавить из металлолома, собранного школьниками специально для этой цели.

Кроме того, удалось договориться о том, что Днепропетровск будет делать тюбинги, а Харьков и Челябинск проведут их механическую обработку.

В результате Донецк получил разрешение на проведение проектных работ в 1990 году, а на строительство самого метро – в декабре 1991 года. Впрочем, очевидно, что в тот период начались серьезные проблемы с финансированием. Авторы проекта рассчитывали, что первую ветку получится построить хотя бы к 2000 году, однако тяжелые 1990-е не позволили осуществить этот план.

Позже метро в Донецке решили начать строить от спальных районов к центру, а не наоборот, как это было запланировано изначально, но и этого сделать не удалось. В итоге создание подземки в городе превратилось в долгострой, судьба которого выглядит весьма печально. Уже прорытые тоннели и вестибюли станций лишь постепенно разрушаются, а уникальный проходческий комплекс, изготовленный на Ясиноватском машиностроительном заводе, который мог проходить даже скальные породы, и вовсе неизвестно, где находится.

В 2000-х годах власти Украины пытались выделять деньги на строительство метро в Донецке, но суммы с каждым годом становились все меньше. Кроме того, в Киеве считали опасным и сложным создавать подземку в городе, где ведутся работы в шахтах.

Впрочем, как утверждает специалист Института организации шахтного строительства Лариса Богун, в самом Киеве условия для создания метро были гораздо хуже, чем в Донецке. Это связано с тем, что в столице метро строители в плавунах, из-за чего до сих пор в Киеве закрывают некоторые станции, а то и целые ветки метро, если обнаруживается течь и появляется угроза затопления.

Как считают эксперты, построить метро в Донецке вполне реально, ведь здесь его глубина составляет всего 50 метров, а в некоторых местах оно даже выходит на поверхность. Также в городе периодически рассматривали проекты создания наземного метро, скоростного трамвая, но денег на их реализацию тоже не нашлось.

Теперь же, в условиях военной конфронтации с Украиной, идея строительства подземки в Донецке кажется и вовсе недостижимой мечтой.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]