Семь огромных белых волков
---
Сергей Панкеев был так себе художник. Любитель. Но его значение трудно переоценить. Его до сих пор зовут любимым пациентом Фрейда. Неизвестно, был ли он любимым, но самым значимым – да. Фрейд назвал его «самым ценным среди всех открытий, которые благосклонная фортуна предоставила мне сделать».
А еще Сергей Панкеев оказал влияние на Эжена Грассе, который создал свой самый известный рисунок «Три женщины и три волка».
Три женщины взлетели вверх – их поднял дикий ужас.
Они повисли в воздухе.
Среди деревьев горят глаза трех черных волков. Страх женщин так велик, что они не могут выдать ни звука.
Горн, которым можно было бы позвать на помощь, выпал из рук на траву.
В этой немой сцене каждый узнает момент оцепенения, когда кажется, что земля уходит из-под ног, а жизни через мгновение придет конец. Да, страшный ночной кошмар, который во сне кажется реальностью.
И вот подобный сон-реальность всю жизнь мучал Панкеева.
«Мне приснилось, что я лежал в постели. Моя кровать была розвернуте ногами к окну, а перед окном росли старые ореховые деревья. Я знаю, что это происходило зимой и ночью.
Вдруг окно распахнулось, и я увидел, что несколько белых волков сидят на ветвях прямо перед моим окном. Их было шесть или семь: все белые, крупные, похожие на лис или овчарок, с хвостами, как у лисиц, и ушами, как у собак.
Испугавшись, что волки меня съедят, я закричал и проснулся. Няня подбежала к моей кровати, чтобы посмотреть, что со мной произошло.
Меня еще долго убеждали, что это сон, но я четко видел, как открывается окно и как на дереве сидят волки. В конце концов, я немного успокоился, почувствовав, что избежал опасности, и снова заснул». – С. Панкеев
Ужас, что приснилось ребенку, было лишь одним из многих в цепи психологических «ударов», которые потерпел Панкеев в детстве. Страх перед волками возник у мальчика под впечатлением от сказок вроде «Волка и семерых козлят».
Дело в том, что если судьба берется за кого-то, то она терзает его полной программе, почти не оставляя шансов выкарабкаться. Но у Панкеева шанс был и его звали Фрейд.
К этому вернемся, сначала о судьбе художника.
Из семьи богатого помещика одного из лидеров южнорусского крыла партии кадетов. В 1898–1905 учился в гимназии в Одессе. Брал уроки живописи у художника Г. С. Головкова, который летом жил в имении Панкеевых. И тут получает удар: самоубилась его любимая сестричка (в1906г). он сразу почувствовал расстройство психики, лечился у В. М. Бехтерева.
А в 1910 стал постоянным и одним из известнейших пациентов З. Фрейда (в его трудах – «человек-волк», «der Wolfsmann»).
Потом от передозы умирает его отец. До сих пор неизвестно, была ли это случайность или самоубийство. Конечно, Панкееву легче не стало.
Но через год он женится на медсестре санатория Терезе Келлер. Она тоже кончает жизнь самоубийством.
До пенсии работал клерком в страховой компании. Всю жизнь на любительском уровне занимался живописью. Работы приобретались европейскими и американскими психиатрами.
Но Сергею Панкееву удалось избежать трагического сценария благодаря, как думается, Фрейду.
В самом начале Фрейд выяснил, что образ волка, который не только «укусит за бочок», а еще может и проглотить, в Сергея ассоциировался с отцом. Совсем крохой он увидел, как родители занимаются сексом, и решил, что отец убивает мать. С того момента он стал бессознательно бояться, что то же самое может произойти и с ним.
Так возник у них тандем, и Фрейд потом написал свою знаменитую работу «Из истории одного детского невроза».
Фрейд фактически заявил, что он исцелил больного С. П. «Человека волка» от психического заболевания, но это была ложь, известная в психоаналитической среде.
Панкеев всю жизнь мучался навязчивым состоянием, но, повторюсь, судьбы отца и сестры ему удалось избежать. Он умер в 93 года, оставив литературно-психологические записки, в которых выступил с критикой воззрений Фрейда.
Автор: Татьяна Андрющенко
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]