Упрямый характер: история и современность марки Audi
---
У каждой автомобильной марки непростая история, состоящая из взлетов и падений, но для Audi это утверждение особенно верно. Компания несколько раз меняла курс, лишалась своей индивидуальности и вновь приобретала ее.
Сколько ни читаешь об основателях крупнейших мировых автомобильных компаний, это практически всегда люди со сложной судьбой и крайне непростым характером, а также с сумасшедшей верой в себя. Не стал исключением и человек по имени Аугуст Хорьх — тот самый, благодаря которому сегодня мы знаем автомобили Audi. В общем-то, в переводе с латыни и немецкого соответственно «ауди» и «хорьх» означают одно и то же — «слушайте», или «внимание». Дело в том, что Аугуст Хорьх открыл автомобильное производство имени себя: фирма носила его фамилию. Правда, спустя несколько лет он поругался с акционерами и начал с нуля.
Аугуст Хорьх в автомобиле имени себя. 1908 год
Хорьх решил назвать новую фирму так же, как и прежнюю. Это был бы нонсенс: две компании «Хорьх» в одном маленьком немецком городке — пожалуй, чересчур. Бывшим совладельцам такой ход предпринимателя не понравился, начались судебные тяжбы и разбирательства, которые длились бы еще долго, если не чей-то сын-подросток, учивший в соседней комнате латынь. Существует красивая легенда, будто бы, в очередной раз услышав в разговоре взрослых призыв, мол, «выслушайте же и другую сторону, наконец!», он машинально перевел его на язык, в котором упражнялся — и неожиданно подал идею. А может, и сам Хорьх так решил. Словом, новая компания получила название Аudi.
Сперва дела шли в гору, и в 1900 году первый автомобиль Audi выехал за ворота завода. Двухцилиндровый мотор работал ровно и негромко, двигатель мощностью пять лошадиных сил располагался спереди. Потом вышла следующая модель, помощнее, с трехступенчатой коробкой передач и пневматическими шинами. Конструкторские идеи Хорьха были весьма авантюрными, что позволяло им быть на порядок выше, чем у Mercedes или Benz, но это не нравилось акционерам. А хорошим поводом наконец разорвать отношения стало неудачное выступление одной из машин на автогонках. В общем, создателю фирмы пришлось ее покинуть, причем ему заплатили просто смехотворную компенсацию — 25 тысяч рейхсмарок. Для сравнения: свежая модель Horch ZD стоила 15 тысяч марок. Но Хорьх не унывал и тут же основал новую компанию, первый логотип которой вполне соответствовал названию: это было ухо. Причем тщеславный Хорьх решил, что крепить эмблему надо сбоку, около колеса. Ну а на решетке радиатора красовалась единица, что означало превосходство «Ауди» над всеми конкурентами.
Самыми крупными разработками Audi в 1920-е годы стали автомобили Audi-К и Audi-М. Первый был не очень дорогим и пользовался большой популярностью среди граждан Германии и других стран Европы. Второй был престижнее — с шестицилиндровым агрегатом объемом 4,7 литра. В то время это был один из самых быстрых автомобилей в мире, он мог разгоняться до скорости 120 километров в час и потому был не по карману среднестатистическому европейцу. В 1928-м у Audi появился еще более значимый автомобиль R. Он обладал восьмицилиндровым агрегатом объемом 5 литров.
Демонстративное отделение продолжалось недолго. Сразу после Первой мировой войны в Европе наступил кризис. Выживали только те предприятия, которые сливались и открывали новые производства, прежде для себя нехарактерные. Тут, например, можно вспомнить компанию BMW, которая по совместительству занималась судовыми гребными винтами, пропеллерами, двигателями для самолетов и лишь затем автомобилями. В общем, к 1932-му слились сразу четыре компании — собственно Audi, Wanderer, Horch и DKW. Концерн получил название Auto Union и эмблему в виде четырех переплетенных колец (впоследствии логотип неоднократно упрощался). И сначала ничего нового не изобреталось, а выпускалась уже привычная продукция: мотоциклы, легковые и небольшие грузовые автомобили. При этом участники концерна не конкурировали между собой, поскольку у каждого была своя роль. Один занимался спортивными автомобилями, второй — мотоциклами, третий — большими и богато отделанными автомобилями, а четвертый — средним сегментом.
Возможно, вы помните, на каком автомобиле ездил Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, в произведениях Юлиана Семенова? Да, это был именно Horch. Правда, в фильме «17 мгновений весны» фигурирует уже MercedesМВ-230 1938 года. Впрочем, в СССР многие знали и первую марку. Некоторые «Хорьхи» попали к нам как трофеи, захваченные во время войны. Несколько таких автомобилей было у маршала Жукова и других знаменитостей. Помимо этого, после войны один из заводов Horch оказался в советской оккупационной зоне, затем в ГДР. От производства легковых автомобилей марка перешла к грузовым, затем вновь к легковым, а к концу 1950-х годов прекратила свое существование.
Что же касается основателя сразу двух немецких автомобильных марок Аугуста Хорьха, хотя он и был заметным человеком в гитлеровской Германии, в национал-социалистскую партию так и не вступил. Впоследствии это спасло его от преследований, и он смог тихо уйти в отставку и дожить до глубокой старости. Характер его с годами становился только хуже, но предпринимателя продолжали уважать. В 1951-м году он скончался в Баварии. Вскоре после этого концерн был переименован и стал называться Audi Auto Union.
Шестидесятые годы принесли компании новые перемены. Группа Audi объединяется с Volkswagen, создается новый концерн. Позже к ним примыкает компания NSU, которая по иронии начинала с производства вязальных машинок. Индивидуальность марки Audi снова на некоторое время уходит в прошлое. Зато в 1975 году появляется симпатичный автомобиль Audi 50 — первый в уже современном модельном ряду. Его производили всего три года, до 1978-го, но после этого машина никуда не делась, просто продолжила жизнь под другим именем, и теперь мы знаем ее как Volkswagen Polo. Ну а самыми знаковыми моделями, флагманами становятся Audi 80 и Audi 100. Обе хорошо известны на территории бывшего Советского Союза, и в свое время ввозились в огромных количествах, преимущественно подержанные. С 1985 года кузов стали делать полностью из оцинкованного металла, что практически исключало появление сквозной коррозии, поэтому такие автомобили до сих пор не являются редкостью в России и ближнем зарубежье.
Вскоре Audi нацелилась на покорение американского рынка. Начался активный экспорт автомобилей за океан. Он был весьма интенсивным на протяжении нескольких лет, а потом сошел на нет, и Audi снова стала производить машины только для европейского рынка.
Уже разошлись гигантскими партиями модели 60, 75, 80 и 100, и тут инженеры Audi поняли, что им необходимо сконцентрироваться на работе над внедорожником. Так появилась модель Quattro, которую впервые показали на автосалоне в Женеве в 1980 году. Это был интересный автомобиль — и раллийный, и дорожный одновременно. Кстати, специально по этому поводу появились нововведения в правилах, которые позволили использовать полноприводные автомобили на соревнованиях.
Инженер Фердинанд Пих (на фото выше) появляется в концерне еще в середине 1970-х. Именно с него начинается масштабное использование полного привода для легковых машин. Такая схема усиливала сцепление с дорогой и существенно улучшала поведение автомобиля в неблагоприятных погодных условиях. Модели с полным приводом получили фирменное название Quattro, и теперь это самостоятельный бренд внутри марки. Машины ждал крупный успех на гонках, и именно с этого момента у Audi появляется новый имидж — агрессивные автомобили со спортивным характером.
Следующей яркой наследницей Audi 80 станет уже А4 — стремительная, стильная, с округлой крышей (эта изюминка в оформлении появится в 1990-х).
В самом начале 1990-х руководство концерна Audi-Volkswagen решает, что марки нужно разграничить по целевой аудитории. Иначе получалось, что модели слишком похожи. В 1994-м марки становятся условно независимыми друг от друга. Volkswagen начинает оправдывать свое название и становится более «народным» автомобилем, а Audi присваивает своим свежим моделям маркировку А4, А6 и А8 и возвращается к курсу, который однажды уже был взят: к производству люксовых автомобилей. Поэтому во второй половине 1990-х главными конкурентами марки становятся BMW и Mercedes, и Audi может соперничать с ними на равных.
Компактный хетчбэк А3 увидел свет в 1996 году. Он был собран на базе третьего поколения Volkswagen Golf, но оснащен значительно лучше. Вскоре был начат выпуск дерзкой, смелой и оригинальной Audi ТТ, которая тут же обрела широкую популярность. Причем, когда в компании продемонстрировали ее концепт, никто не думал, что такую машину запустят в серию, а ее запустили и не прогадали: продажи пошли по всему миру. Параллельно с ярким спортивным купе разрабатывается и представительский седан А8, кстати, первый автомобиль своего класса, на который установили дизельный двигатель. Тогда же впервые и именно на автомобиль Audi ставится вариатор.
В начале двухтысячных в концерн Audi вливаются Lamborghini и Seat, а сама марка к этому моменту выходит на новый рынок внедорожников: появляется агрессивный Q7, который сразу составляет конкуренцию и BMW X5, и даже Porsche Cayenne. А полноприводный суперкар R8 и вовсе становится легендой — достаточно посмотреть, в каком количестве блокбастеров начиная с 2006 года снялась эта машина.
Сегодня заводы Audi находятся не только в Германии, но еще и в Боснии и Герцеговине, в Словакии, в Венгрии. Компания вновь активно внедряется на американский рынок, а кто был в развитых азиатских странах, например в Японии, тот мог наблюдать, что четыре кольца зачастую красуются на радиаторной решетке и там. Хотя уж где-где, а в Стране восходящего солнца автомобильный патриотизм развит так, как, наверное, нигде более.
Кстати, о настоящей эмблеме Audi, автомобильной марки с такой сложной и запутанной историей, помнят не все. Между тем настоящий логотип — это вовсе не четыре кольца, а слово Audi, вписанное в эллипс серого цвета. И на современных автомобилях эмблема есть, просто не все обращают на нее внимание: она закреплена на передних крыльях, между колесной аркой и передней дверью.
Ключевы
Сколько ни читаешь об основателях крупнейших мировых автомобильных компаний, это практически всегда люди со сложной судьбой и крайне непростым характером, а также с сумасшедшей верой в себя. Не стал исключением и человек по имени Аугуст Хорьх — тот самый, благодаря которому сегодня мы знаем автомобили Audi. В общем-то, в переводе с латыни и немецкого соответственно «ауди» и «хорьх» означают одно и то же — «слушайте», или «внимание». Дело в том, что Аугуст Хорьх открыл автомобильное производство имени себя: фирма носила его фамилию. Правда, спустя несколько лет он поругался с акционерами и начал с нуля.
Аугуст Хорьх в автомобиле имени себя. 1908 год
Хорьх решил назвать новую фирму так же, как и прежнюю. Это был бы нонсенс: две компании «Хорьх» в одном маленьком немецком городке — пожалуй, чересчур. Бывшим совладельцам такой ход предпринимателя не понравился, начались судебные тяжбы и разбирательства, которые длились бы еще долго, если не чей-то сын-подросток, учивший в соседней комнате латынь. Существует красивая легенда, будто бы, в очередной раз услышав в разговоре взрослых призыв, мол, «выслушайте же и другую сторону, наконец!», он машинально перевел его на язык, в котором упражнялся — и неожиданно подал идею. А может, и сам Хорьх так решил. Словом, новая компания получила название Аudi.
Сперва дела шли в гору, и в 1900 году первый автомобиль Audi выехал за ворота завода. Двухцилиндровый мотор работал ровно и негромко, двигатель мощностью пять лошадиных сил располагался спереди. Потом вышла следующая модель, помощнее, с трехступенчатой коробкой передач и пневматическими шинами. Конструкторские идеи Хорьха были весьма авантюрными, что позволяло им быть на порядок выше, чем у Mercedes или Benz, но это не нравилось акционерам. А хорошим поводом наконец разорвать отношения стало неудачное выступление одной из машин на автогонках. В общем, создателю фирмы пришлось ее покинуть, причем ему заплатили просто смехотворную компенсацию — 25 тысяч рейхсмарок. Для сравнения: свежая модель Horch ZD стоила 15 тысяч марок. Но Хорьх не унывал и тут же основал новую компанию, первый логотип которой вполне соответствовал названию: это было ухо. Причем тщеславный Хорьх решил, что крепить эмблему надо сбоку, около колеса. Ну а на решетке радиатора красовалась единица, что означало превосходство «Ауди» над всеми конкурентами.
Самыми крупными разработками Audi в 1920-е годы стали автомобили Audi-К и Audi-М. Первый был не очень дорогим и пользовался большой популярностью среди граждан Германии и других стран Европы. Второй был престижнее — с шестицилиндровым агрегатом объемом 4,7 литра. В то время это был один из самых быстрых автомобилей в мире, он мог разгоняться до скорости 120 километров в час и потому был не по карману среднестатистическому европейцу. В 1928-м у Audi появился еще более значимый автомобиль R. Он обладал восьмицилиндровым агрегатом объемом 5 литров.
Демонстративное отделение продолжалось недолго. Сразу после Первой мировой войны в Европе наступил кризис. Выживали только те предприятия, которые сливались и открывали новые производства, прежде для себя нехарактерные. Тут, например, можно вспомнить компанию BMW, которая по совместительству занималась судовыми гребными винтами, пропеллерами, двигателями для самолетов и лишь затем автомобилями. В общем, к 1932-му слились сразу четыре компании — собственно Audi, Wanderer, Horch и DKW. Концерн получил название Auto Union и эмблему в виде четырех переплетенных колец (впоследствии логотип неоднократно упрощался). И сначала ничего нового не изобреталось, а выпускалась уже привычная продукция: мотоциклы, легковые и небольшие грузовые автомобили. При этом участники концерна не конкурировали между собой, поскольку у каждого была своя роль. Один занимался спортивными автомобилями, второй — мотоциклами, третий — большими и богато отделанными автомобилями, а четвертый — средним сегментом.
Возможно, вы помните, на каком автомобиле ездил Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, в произведениях Юлиана Семенова? Да, это был именно Horch. Правда, в фильме «17 мгновений весны» фигурирует уже MercedesМВ-230 1938 года. Впрочем, в СССР многие знали и первую марку. Некоторые «Хорьхи» попали к нам как трофеи, захваченные во время войны. Несколько таких автомобилей было у маршала Жукова и других знаменитостей. Помимо этого, после войны один из заводов Horch оказался в советской оккупационной зоне, затем в ГДР. От производства легковых автомобилей марка перешла к грузовым, затем вновь к легковым, а к концу 1950-х годов прекратила свое существование.
Что же касается основателя сразу двух немецких автомобильных марок Аугуста Хорьха, хотя он и был заметным человеком в гитлеровской Германии, в национал-социалистскую партию так и не вступил. Впоследствии это спасло его от преследований, и он смог тихо уйти в отставку и дожить до глубокой старости. Характер его с годами становился только хуже, но предпринимателя продолжали уважать. В 1951-м году он скончался в Баварии. Вскоре после этого концерн был переименован и стал называться Audi Auto Union.
Шестидесятые годы принесли компании новые перемены. Группа Audi объединяется с Volkswagen, создается новый концерн. Позже к ним примыкает компания NSU, которая по иронии начинала с производства вязальных машинок. Индивидуальность марки Audi снова на некоторое время уходит в прошлое. Зато в 1975 году появляется симпатичный автомобиль Audi 50 — первый в уже современном модельном ряду. Его производили всего три года, до 1978-го, но после этого машина никуда не делась, просто продолжила жизнь под другим именем, и теперь мы знаем ее как Volkswagen Polo. Ну а самыми знаковыми моделями, флагманами становятся Audi 80 и Audi 100. Обе хорошо известны на территории бывшего Советского Союза, и в свое время ввозились в огромных количествах, преимущественно подержанные. С 1985 года кузов стали делать полностью из оцинкованного металла, что практически исключало появление сквозной коррозии, поэтому такие автомобили до сих пор не являются редкостью в России и ближнем зарубежье.
Вскоре Audi нацелилась на покорение американского рынка. Начался активный экспорт автомобилей за океан. Он был весьма интенсивным на протяжении нескольких лет, а потом сошел на нет, и Audi снова стала производить машины только для европейского рынка.
Уже разошлись гигантскими партиями модели 60, 75, 80 и 100, и тут инженеры Audi поняли, что им необходимо сконцентрироваться на работе над внедорожником. Так появилась модель Quattro, которую впервые показали на автосалоне в Женеве в 1980 году. Это был интересный автомобиль — и раллийный, и дорожный одновременно. Кстати, специально по этому поводу появились нововведения в правилах, которые позволили использовать полноприводные автомобили на соревнованиях.
Инженер Фердинанд Пих (на фото выше) появляется в концерне еще в середине 1970-х. Именно с него начинается масштабное использование полного привода для легковых машин. Такая схема усиливала сцепление с дорогой и существенно улучшала поведение автомобиля в неблагоприятных погодных условиях. Модели с полным приводом получили фирменное название Quattro, и теперь это самостоятельный бренд внутри марки. Машины ждал крупный успех на гонках, и именно с этого момента у Audi появляется новый имидж — агрессивные автомобили со спортивным характером.
Следующей яркой наследницей Audi 80 станет уже А4 — стремительная, стильная, с округлой крышей (эта изюминка в оформлении появится в 1990-х).
В самом начале 1990-х руководство концерна Audi-Volkswagen решает, что марки нужно разграничить по целевой аудитории. Иначе получалось, что модели слишком похожи. В 1994-м марки становятся условно независимыми друг от друга. Volkswagen начинает оправдывать свое название и становится более «народным» автомобилем, а Audi присваивает своим свежим моделям маркировку А4, А6 и А8 и возвращается к курсу, который однажды уже был взят: к производству люксовых автомобилей. Поэтому во второй половине 1990-х главными конкурентами марки становятся BMW и Mercedes, и Audi может соперничать с ними на равных.
Компактный хетчбэк А3 увидел свет в 1996 году. Он был собран на базе третьего поколения Volkswagen Golf, но оснащен значительно лучше. Вскоре был начат выпуск дерзкой, смелой и оригинальной Audi ТТ, которая тут же обрела широкую популярность. Причем, когда в компании продемонстрировали ее концепт, никто не думал, что такую машину запустят в серию, а ее запустили и не прогадали: продажи пошли по всему миру. Параллельно с ярким спортивным купе разрабатывается и представительский седан А8, кстати, первый автомобиль своего класса, на который установили дизельный двигатель. Тогда же впервые и именно на автомобиль Audi ставится вариатор.
В начале двухтысячных в концерн Audi вливаются Lamborghini и Seat, а сама марка к этому моменту выходит на новый рынок внедорожников: появляется агрессивный Q7, который сразу составляет конкуренцию и BMW X5, и даже Porsche Cayenne. А полноприводный суперкар R8 и вовсе становится легендой — достаточно посмотреть, в каком количестве блокбастеров начиная с 2006 года снялась эта машина.
Сегодня заводы Audi находятся не только в Германии, но еще и в Боснии и Герцеговине, в Словакии, в Венгрии. Компания вновь активно внедряется на американский рынок, а кто был в развитых азиатских странах, например в Японии, тот мог наблюдать, что четыре кольца зачастую красуются на радиаторной решетке и там. Хотя уж где-где, а в Стране восходящего солнца автомобильный патриотизм развит так, как, наверное, нигде более.
Кстати, о настоящей эмблеме Audi, автомобильной марки с такой сложной и запутанной историей, помнят не все. Между тем настоящий логотип — это вовсе не четыре кольца, а слово Audi, вписанное в эллипс серого цвета. И на современных автомобилях эмблема есть, просто не все обращают на нее внимание: она закреплена на передних крыльях, между колесной аркой и передней дверью.
Ключевы
Источник: auto.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]