Противоречивая история «Жука»
30.07.2020 3 101 0 +112 sdsd27

Противоречивая история «Жука»

---
+112
В закладки
У этой крошечной машинки со смешным дизайном много регалий, а в ее биографии — много спорных фактов. Самый массовый автомобиль в истории, выпускавшийся на протяжении почти 70 лет и неоднократно упоминавшийся в Книге рекордов Гиннесса, несмотря на стойкую ассоциацию с Гитлером и нацизмом, стал также символом пацифизма. И никак не может уйти в прошлое окончательно.

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х

История «Жука» началась задолго до Второй мировой, еще в 1933 году. Адольф Гитлер, только-только ставший рейхсканцлером Германии, озвучил конструкторам требование: для нации, для каждой «истинно немецкой семьи» нужен надежный и дешевый автомобиль стоимостью не более 1000 рейхсмарок (средняя зарплата рабочего тогда составляла около 200 рейхсмарок). Заявление вызвало ажиотаж, ведь в те годы мечта обычного немца о личном транспортном средстве была почти недостижимой. Политик пообещал: если автопромышленность страны не сможет выпускать автомобили по указанной им цене, этим займется правительство.

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х
Торжественная церемония 26 мая 1938 года на заводе Volkswagen возле Фаллерслебена: рейхсканцлер Адольф Гитлер беседует с автомобильным конструктором Фердинандом Порше перед одним из презентационных автомобилей Kraft durch Freude («Сила через радость»)

Требований к машине было не так много: расход не более 8 литров на 100 км, компактность, простота в обслуживании, но чтобы внутри размещались пятеро взрослых и чтобы разгоняться авто могло до 100 км/ч. Говорят, эскиз набросал сам Гитлер, который был неплохим художником: «Он [автомобиль] должен быть как майский жук. Достаточно только понаблюдать за природой, чтобы понять, как должны выглядеть обтекаемые линии».

В те же годы начали строить и знаменитые автобаны, дороги, опередившие время. Уже тогда они были многополосными, с качественной разделительной полосой, развязками, местами для отдыха. Для нацистов дороги стали мощным инструментом пропаганды. Автобанам посвящали плакаты, открытки, почтовые марки.

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х

К 1938 году конструкторы определились с проектом «народного автомобиля» окончательно. Машина с усиленным несущим плоским днищем вместо рамы — «брюшко» «Жука». Круглый кузов. Оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, рабочим объемом 985 куб. см. Задний привод.

Конечно, будущее производство оказалось тесно связано с политической пропагандой. Даже сам проект получил условное название KdF-Wagen («Сила через радость» — это нацистский девиз). Денег на производство не хватало, и народный фронт предложил немецким гражданам систему предоплаты. Любой гражданин Третьего рейха мог еженедельно откладывать на специальный счет 5 марок. Таким образом, менее чем через 4 года он должен был стать счастливым обладателем новенького автомобиля, только-только покинувшего конвейер. Кампания привлекла в Берлинский банк более 335 тысяч клиентов. Впоследствии многие из них долго судились с Volkswagen.

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х

Вторая мировая война нарушила все планы производителя: к ее началу ни одного гражданского автомобиля выпущено не было, а завод, как водится, перепрофилировали под нужды военного времени. На нем ремонтировали самолеты и собирали армейские вездеходы. Причем к 1944-му большую часть рабочей силы составляли военнопленные и узники концлагерей. По окончании войны они были освобождены.

После Второй мировой город Вольфсбург, где размещалось производство, оказался под юрисдикцией Великобритании. Британское военное правительство управляло и автомобильным заводом. Майор по имени Иван Хёрст предложил наладить массовый выпуск легковых автомобилей, которых в послевоенной германии остро не хватало. Поначалу дело не клеилось, ресурсы были истощены. Но уже в 1950-е годы Volkswagen стал символом немецкого экономического чуда. И во многом именно благодаря «Жуку», который в 1960-х годах экспортировали уже более чем в 80 стран мира, не меняя при этом первоначальной конструкции.

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х

Любопытно, что поначалу название «Жук» не было официальным, компания Volkswagen впервые употребила его лишь в конце 1960-х. Но прозвище прижилось, и в каждой стране, куда автомобиль экспортировался, название переводили на родной язык: Beetle на английском языке, Käfer на немецком, Fusca на португальском, Escarabajo на испанском и так далее.

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х
Эволюция «Жука» с 1938 по 2019 год

Популярность машины объяснялась экономичностью и надежностью. «Жук» стоил дешево, нормально себя чувствовал на плохих дорогах и выглядел «внеклассовым» продуктом. То есть не роскошью, а просто средством передвижения, столь необходимым в повседневной жизни. Правда, очередь на покупку была гигантской.

Могли приобрести автомобиль даже американские солдаты — после хитрых операций на черном валютном рынке в условиях нестабильной экономики Европы им на это хватало и месячного жалованья. После окончания срока службы солдаты перепродавали «Жука» тем, кто не хотел ждать очереди, либо забирали на родину. Запчастей в Штатах, конечно, было не достать, поэтому машина перевозилась в качестве сувенира и бросалась в поле после первой же поломки: не жалко.

Как раз поэтому, как ни странно, «Жука» нежно полюбили хиппи. Они начисто забыли о «гитлеровских» корнях машины. Многие из них были малоимущими бродягами и вряд ли осилили бы покупку и содержание, скажем, подержанного Chevrolet. Но на Beetle их ресурсов хватало: автомобиль был настолько прост в обслуживании, что починить его можно было в чистом поле с помощью подручных средств. «Жучков» раскрашивали во все цвета радуги, рисовали на них «пацифики», писали «Love», «Peace», «Flower power». Более того, на них активно путешествовали, например, в Непал и другие восточные страны. Там машину нередко продавали, чтобы хватило денег на обратную дорогу (или пускались во все тяжкие, это уж кому как больше нравилось). Именно поэтому в Азии тоже было довольно много добротных перекрашенных «Жуков», которые потом десятилетиями исправно служили в такси и не только.

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х

Что касается американских дилеров, то поначалу они воротили от «Жука» носы. Маленький европейский автомобильчик с механической трансмиссией, и это в США, где ремонтировать их никто не умел. Тогда автопроизводитель предложил специальные курсы обучения для всех механиков, которые будут обслуживать эту модель в Штатах. Все обязательства по поводу поставки и ремонта автомобилей соблюдались строго. Некоторые мастерские сверкали огромными витринами. Можно было наблюдать, как одетые в фирменную форму рабочие Volkswagen тщательно трудились над автомобилями и возвращали их клиенту не только полностью исправными, но и без единого пятнышка пыли. Это настолько отличалось от порядков, заведенных у дилеров американских компаний, что германскому производителю в США сопутствовал чисто американский успех. В итоге за автомобиль «Жук», стоивший дешевле, чем «‘Форд» или «Шевроле», после нескольких лет эксплуатации давали более высокую цену, чем за «Бьюик» того же возраста.

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х

Решающую роль в завоевании заокеанского рынка сыграла блестящая рекламная кампания 1960 года. Многие маркетинговые специалисты и сейчас называют ее «золотым стандартом для рекламного бизнеса». Строгий черно-белый плакат с емким слоганом «Think Small» (см. илл. выше) изменил представление среднего американца о том, каким должен быть автомобиль. Крошечный «Жук» как бы напрямую обращается к покупателю: «Думаете, я маленький? Да! И это отлично!» Дальше следовало честное и внятное перечисление достоинств компактной немецкой машины: экономия топлива и масла, возможность припарковаться в любом месте и так далее. Это сработало.

«Жук» бодро держался на плаву вплоть до 1970-х, когда стало понятно, что заднеприводный автомобиль с двигателем воздушного охлаждения теряет свои позиции на фоне современных моделей. Продажи падали. В 1974 году завод в Вольфсбурге завершил выпуск модели, но производство продолжилось в Мексике, в городе Пуэбла-де-Сарагоса. Там машину выпускали вплоть до 2003 года, опять же, без пересмотра базовой конструкции. В общей сложности за эти десятилетия собрали 21,5 миллион «Жуков».

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х

В конце 1990-х концерн Volkswagen решил вернуть «Жука» на мировой рынок и продемонстрировал общественности Volkswagen New Beetle, созданный на базе Golf 4-го поколения. Получился симпатичный преемник, но от оригинальной модели в нем мало что осталось. Двигатель располагался спереди, автомобиль имел передний привод, да и ретро-дизайн напоминал о старом «Жучке» лишь круглой крышей. Тем не менее реинкарнация многим понравилась, и ее запустили в производство. Всего в Вольфсбурге и Пуэбле было выпущено около миллиона таких машин. В 2019 году руководство Volkswagen официально объявило, что снимает модель с производства окончательно. Последнего «Жука» проводили аплодисментами и оркестром.

Впрочем, автомобильчик все равно навсегда вписан в историю и культуру, например он не раз появлялся в кино. Стараниями Уолта Диснея самый народный автомобиль был наделен разумом, получил бортовой номер 53, имя Херби, добрейший характер и много ответственных миссий по спасению мира. Ни одна не была провалена! Идея легла в основу шести фильмов и одного сериала, причем, первый — «Влюбленная малютка» — вышел в 1968 году, а последний — «Сумасшедшие гонки» — относительно недавно, в 2005-м. Очень, кстати, милое кино, даже сегодня смотрится с интересом.

Противоречивая история «Жука» автомобиль, «Жука», много, «Жук», предложил, автомобилей, более, через, Гитлер, после, машины, поэтому, производство, тогда, «Сумасшедшие, немецкой, во все, которые, автомобильчик, 1960х
Кадр из фильма «Сумасшедшие гонки» Анджелы Робинсон с Линдси Лохан в главной роли. 2005 г.

«Жук», неоднократно упомянутый в Книге рекордов Гиннесса, вошел в десятку автомобилей, изменивших мир, уютно разместившись между Ford Mustang и Mercedes-Benz S-Class.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]