Украинское машиностроение: снявши голову, по волосам не плачут
---
Ещё в начале 2013 года, анализируя текст Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли Украины с ЕС, я в своих статьях предупреждал о том, что подписание данного документа сделает невозможным поддержку украинского производителя. Соглашение содержит прямые запреты на это, открывая путь европейским товарам на украинский рынок и таким образом способствуя уничтожению промышленности Украины.
Но когда это украинских «патриотов» останавливали какие-то предупреждения? Тем более полностью прочитавших 900-страничный документ на всей Украине вряд ли наберётся столько, чтобы для их пересчёта не хватило пальцев рук. А уж найти среди них тех, кто анализировал бесконечные пункты многочисленных Приложений к Соглашению (именно в них и сокрыты все «прелести» этого кабального договора), совершенно невозможно.
Украинская промышленность на коротком поводке
Одним из первых «революционеров» «прозрел», пожалуй, «куриный король» Украины Юрий Косюк, вдруг понявший в начале 2015 года, что Соглашение об ассоциации невыгодно Украине. Правда, судил он исключительно в рамках своего куриного королевства, продукцию которого вдруг отказались пускать в Евросоюз беспошлинно, ведь квоты на беспошлинный ввоз этой продукции в ЕС оказались выбраны буквально за пару недель. Поддерживая Майдан и ратуя за подписание Соглашения, он, увы, не соизволил ни сам прочитать в Соглашении о такой возможности, ни хотя бы приказать сотрудникам мощной юридической службы «Мироновского хлебопродукта» ознакомиться с документом.
Но самые громкие протесты против кабалы, в которую втащили страну Турчинов, Порошенко и тысячи майданных скакуасов, прозвучали уже в нынешнем году. Аж цельный президент Украины совместно с его ближайшим окружением вдруг заговорил, что Соглашение нужно пересмотреть, ибо оно невыгодно Украине. Раздухарился Зеленский не на шутку: «Какая к черту Ассоциация с ЕС? Какой ЕС? Вы читали соглашение? Европа вывозит наш лес, украинские заробитчане делают мебель, а потом ЕС продаёт эту мебель нашей стране в три раза дороже, чем для стран Европейского союза. Они вывозят наши природные ресурсы, делают продукцию, а потом продают её нам. А что получила Украина от этого? Кредиты на кабальных условиях. Все, больше ничего».
Итог этой филиппики? Закономерный: ну вякнул что-то мелкий туземный вождь в адрес колонизаторов, но ведь после этого покорно побежал просить у «больших белых господ» новую партию стеклянных бус и разноцветных бумажек. Одним словом, проигнорировали в Европе гневные речи украинского клоуна. Ну или пальчиком наедине пригрозили, что нехорошо, когда такие слова говорят маленькие мальчики.
Зато практически мгновенно отреагировали на желание украинского правительства поддержать отечественное машиностроение требованиями по локализации комплектующих в конечной продукции украинских предприятий. Едва в парламент поступил правительственный законопроект об этих мерах, как посол ЕС на Украине Матти Маасикас направил премьер-министру Денису Шмыгалю и главе Верховной рады Дмитрию Разумкову письмо с требованием не принимать данный законопроект. Поскольку, подписав Соглашение об ассоциации, Украина взяла на себя обязательство отказаться от каких бы то ни было протекционистских действий. В противном случае Украину накажут. Первым делом прекратят выдавать кредиты, а потом уже могут и перейти к мерам, предусмотренным в подобных случаях в Соглашении.
Промышленность? Под нож!
Столь бурная реакция европейцев на робкие попытки украинского правительства сохранить собственное машиностроение очень даже объяснима: Украина, как и следовало из Соглашения об ассоциации, превращается в типичную колонию, которая должна экспортировать в Европу сырьё, а импортировать высокотехнологичную продукцию. Это подтверждает и статистика внешней торговли страны. В 2019 году внешнеторговый оборот Украины в сравнении с предыдущим годом возрос на 6,3 млрд долларов ― до 110,5 млрд (для сравнения, в 2013-м, накануне госпереворота, он достигал 140,3 млрд). Но при этом импорт растёт быстрее, чем экспорт ― 3,5 млрд против 2,8 соответственно.
Ещё плачевнее ситуация, если разобраться со структурой экспорта и импорта. 52,5 проц. экспорта составляют продукты растениеводства, сырьё для металлургической промышленности, полуфабрикаты металлургического производства и простейшая кабельная продукция. Более или менее высокотехнологичная продукция, такая как запчасти для локомотивов и трамваев, электронагревательные приборы, двигатели и турбины, суммарно едва-едва дотягивают до 1 млрд долларов, примерно соответствуя по стоимости продаж последней строчке в топ-10 наиболее востребованных украинских товаров ― макухе. Причём прошлогодний рост экспорта произошёл исключительно за счёт увеличения продаж именно сырья и продукции низких степеней передела.
В структуре импорта ситуация зеркальна. Прирост стоимости импортированной продукции лёгкой промышленности составил 19,7 проц., машин, оборудования и транспорта (прежде всего автомобилей) ― 17,8 проц. Доля ввезённых на украину машин, оборудования и транспорта в стоимости импорта достигла 34 процентов (против 30,6 проц. в 2018 году). При этом стоимостной объем импорта машин, оборудования и транспорта даже превысил уровень 2013 года ― 20,5 млрд долл. против 19,4 млрд! Причём основной рост ввоза вырос не за счёт новой продукции, а за счёт подержанных авто, «евроблях».
Ещё печальнее складывается положение дел в этом году. Экономист Виктор Скаршевский раскрывает не только саму ситуацию, но и причины, приведшие к проблеме: «Темпы падения машиностроения вдвое опережают общий спад промышленности. Скажем, если в апреле промышленность ушла в минус на 16%, то машиностроение – почти на 36%. Ранее основным рынком сбыта для нашего машиностроения были Россия и страны СНГ. Их потеряли, а альтернативные рынки так и не освоили». Но даже он не рискует сказать, что все эти потери вызваны Соглашением об ассоциации, ставящим Украину в известную позу перед Европой.
Не я тебя породил, но я тебя убью
Ещё в 2007 году украинский Международный центр перспективных исследований, анализируя типовое Соглашение о Зоне свободной торговли, которое Евросоюз подписывает со странами, не входящими в ЕС, предсказывал: единственной отраслью украинской экономики, которая выиграет от этого Соглашения, будет поставка в Европу металлолома. Но исследователи, работавшие на деньги Сороса и активно агитировавшие за подписание данного документа, анализировали именно типовое соглашение, а не наиболее жёсткий его вариант, с которым согласились украинские переговорщики. Поэтому реальные выгоды от этого Соглашения получили исключительно европейцы, которым абсолютно не нужна украинская промышленность.
Об этом ещё в октябре 2013 года в интервью Die Zeit откровенно признался польский экс-президент Лех Валенса: «Бог дал Украине такие хорошие почвы, с тем, чтобы она могла прокормить всю Европу. Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно для Европы, но не машины. Машины могут производить в Польше».
Именно для этого в Соглашении об ассоциации и ЗСТ предусмотрены пункты, которые запрещают Украине отдавать предпочтение отечественным производителям в области госзакупок. По данным украинского правительства, сегодня доля импорта в общем объёме публичных закупок на Украине составляет 38 процентов, а если говорить о закупках промышленных товаров, то импорт достигает 50 процентов. В то же время в США и ЕС доля импортных закупок не превышает 4–5%. Как говорится, что положено Юпитеру, то не положено быку. Точнее, киевским баранам, добровольно и с майданными плясками швырнувшим под нож собственную экономику.
«Особо патриотичные» под это даже подвели идеологическое обоснование, как заявивший в 2015 году тогдашний советник по экономическим вопросам премьер-министра Яценюка Александр Кирш: «… построенные в советское время промышленные предприятия и “флагманы индустрии” ― это российская удавка на шее у Украины. Их нужно ликвидировать и распродать, чтобы выйти из-под влияния Москвы». Вот и ликвидируют, убивая даже уникальные производства.
Ярчайший пример такого подхода ― история харьковского завода «Электротяжмаш», являющегося единственным в стране поставщиком комплектного электрооборудования для железнодорожного и городского электротранспорта, а также производящего мощные гидрогенераторы, турбогенераторы для тепловых и атомных электростанций и крупные электрические машины постоянного тока. После снятия с должности гендиректора-растратчика, назначенного «за близость с Фондом госимущества», новое руководство обвинили в «сотрудничестве со страной-агрессором» и предприятие остановили. А оборудование для электротранспорта теперь будут закупать в Европе.
***
Как бы ни плакались украинские министры о неравноправии Соглашения об ассоциации и ЗСТ с ЕС, как бы ни заикались о необходимости его пересмотра, никто его не позволит изменить. Ведь именно ради таких условий европейцы совместно с США устроили на Украине вооружённый государственный переворот и развязали гражданскую войну. И уничтожение украинского машиностроения осуществляется именно ради их выгоды, ради того, чтобы выживали их предприятия, а не заводы страны, добровольно ставшей их колонией.
Александр Горохов,
специально для alternatio.org
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]