Романтизация смерти: искусство в эпоху туберкулеза
---
В переполненном автобусе вдруг кто-то закашлял. «У вас ковид», — всполошились соседи. «Нет, у меня туберкулез»! «А, ну тогда ладно» … Анекдот можно считать слабым отголоском той самой романтизации смерти, которая есть в искусстве.
Вот туберкулез — болезнь, которая достигла своего пика в 19 и 20 веках.
Хотя болезнь далеко не красивая, искусство, которое вытекает из нее, удивительно красиво.
Болезнь достигла своего пика в Европе в начале современного периода. К XIX веку туберкулез стал эпидемией.
С 1851 по 1910 г в одной только Англии от туберкулеза скончались четыре миллиона человек, более трети из них от 15 до 34 лет.
Это заболевание получило еще одно название: белая чума – из-за мертвенной бледности заболевших.
Ну, не будем вникать в историю борьбы. Посмотрим на искусство, вдохновленное этой бедой.
К 19 веку его часто воспринимали романтически.
Он стал чем-то вроде «модной» болезни.
Это отражено в современной культуре периода, включая моду, скульптуру, литературу, изо.
Туберкулез еще был источником вдохновения и катарсиса, как на картине Эдварда Мунка.
Мунк сам чуть не умер от него в детстве.
Кажется, что его кистью двигали чувство вины и отчаяния, он-то пережил болезнь, его покойная сестра нет.
Хорошо выглядеть и красиво умирать.
Он был настолько романтизирован, что многие стандарты красоты подражали эффектам болезни. Покрасневшие щеки и скелет тогда считались идеалом женственности, в результате чего хрупкость напрочь связали с красотой. Корсеты и объемные юбки еще больше подчеркивали тощие, тающие фигуры женщин».
А вот «Беата Беатрикс» Россетти.
Это его непослушная жена Элизабет Сиддал как Благословенная Бетриче из поэмы Данте «La Vita Nuov» как раз в момент смерти.
Вместо того, чтобы показать мрачную реальность смерти, Беатрис сидит с мирно закрытыми глазами. Красиво больна и красиво умирает.
Понятие спокойной смерти воплощено в «Угасание» Генри Пич Робинсона.
Этот фотомонтаж иллюстрирует мирное, почти романтическое видение смерти от туберкулеза. Интересно, что произведение постановочное, изображает «умирающую» девушку, которую утешают скорбящая мать, сестра и жених.
Очевидно, что здесь тоже удалось эстетизировать болезнь.
Китс, стереотип молодого, одаренного творца, умирающего от болезни.
На смертном одре он изображен с безмятежно лежащий, с закрытыми глазами, как будто он уснул.
Как только причина туберкулеза была выявлена, ее заразная природа стала понята, Кох заслуженно получил Нобелевку.
И болезнь, когда-то затуманенная романтическими образами и загадками, оказалась гораздо более прозаической.
Но до середины ХХ века еще оставалось много стереотипов, наработанных прошлым веком. Смерть по-прежнему куталась в одеяние романтизма. Помните Ремарка? Все его прекрасные утонченные героини медленно умирают от туберкулеза, а их верные любовники остаются с ними до последнего кашля….
«Она умерла в последний час ночи, еще до того, как начался рассвет».
Нежная тающая Пат… Люблю Ремарка, что поделать, романтизм захватывает.
Автор: Татьяна Андрющенко
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]