Флагман как элитное устройство. Флагман или середнячок, что выбирают люди
24.07.2020 3 426 0 +82 ares

Флагман как элитное устройство. Флагман или середнячок, что выбирают люди

---
+82
В закладки
Флагманы год к году растут в стоимости. Причин для этого множество, но сама тенденция остается неизменной.

На рынке в 2020 году наблюдается две тенденции, и их смело можно назвать разнонаправленными, это время, когда основная масса покупателей не пришла к какому-то единому мнению о том, что выгодно и правильно. С одной стороны, появление различных кредитных программ, рассрочек, подписок на смартфоны дает возможность приобретать флагманы даже тем, кто изначально в силу ограниченности бюджета не может их купить. С другой стороны, рост средней цены флагмана таков, что даже с учетом финансовых инструментов это становится дорогим удовольствием. Десять лет назад стоимость флагмана в России, да и в мире была принципиально другой, в относительных цифрах, пересчитанных на средний доход сферического жителя страны, такой смартфон вырос в цене в 2.7 раза. Это не значит, что цена флагмана увеличилась почти в три раза, этот параметр изменился в два раза. Но также изменилась покупательная способность сферического жителя, она уменьшилась, смартфоны перестали быть первоочередной покупкой, что также внесло свой вклад. Чтобы не уходить в дебри размышлений на эту тему, оставим их в стороне, они не так важны в разрезе наших рассуждений.

К 2020 году на рынке оформилось две тенденции, которые мы и рассмотрим, они приобрели примерно равное число сторонников. Первую тенденцию можно назвать «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи», сторонники такого подхода покупают устройства из ценового сегмента, который формально для них дорог или вовсе недоступен. Используются рассрочки и другие финансовые инструменты (тот же трейд-ин, что стал так популярен), выбор дорогого устройства продиктован тем, что оно «лучше», «прослужит дольше». И тут на первый план выходит расчет стоимости использования, когда цена устройства пересчитывается на предполагаемый срок жизни. Это можно представить примерно так: флагман стоит 70 тысяч рублей, а человек планирует пользоваться им 2-3 года. Если это будет 24 месяца, то цена владения за месяц составит 2 916 рублей, для 36 месяцев – 1 944 рубля. Оба варианта выглядят как приемлемые для большинства, это посильные платежи и возможность купить флагман.

Флагман как элитное устройство. Флагман или середнячок, что выбирают люди рублей, тысяч, устройства, сегмента, флагманов, можно, России, модели, стоимости, среднего, тенденции, выбор, флагмана, флагманы, смартфоны, продаж, флагман, тенденция, смартфонов, стоимость

Побудительным мотивом выбора дорогого смартфона (это совсем не обязательно флагман, мы видим основной рост таких продаж в среднем ценовом сегменте в 20-40 тысяч рублей и провал продаж смартфонов до 10 тысяч рублей) становится срок его службы и почти всегда незнание этого продукта. Покупатели с подобной философией почти всегда остаются довольны своим выбором, так как предыдущие их смартфоны были заметно хуже, чем те, что они приобретают. Они получают выигрыш во всем – камере, экране, времени работы и скорости интерфейса. Пересаживаясь со старого и недорогого устройства на смартфон другого уровня, люди видят нешуточную разницу в полученных возможностях.

Важно оговориться, что очень часто почему-то пытаются сравнить устройства одного года, словно покупатель в полной мере постиг дзен и существует только здесь и сейчас, а до момента Х не обладал никакими устройствами. Покупка нового смартфона – это всегда отказ от чего-то прошлого, от устройства, что было куплено один, два, три года назад. Ситуации с украденными, разбитыми аппаратами не так часты, как это кажется извне, поэтому их можно не принимать во внимание. И тут важно понимание, что даже модель одного ценового сегмента от одного производителя за пару лет сильно меняется, набор этих изменений делает восприятие нового аппарата выше классом. И это то, что закладывает удовлетворение от покупки для человека, он видит разницу.

Совсем другое дело, когда тот, кто пользовался флагманом, вдруг выбирает модель среднего сегмента спустя два года. Как правило, он подмечает те или иные недостатки, так как это устройства разного класса. Можно ли с ними мириться? Однозначно. Но удовольствия в том же объеме, как человек, путешествующий снизу вверх (от обычных моделей к более дорогим), он точно не получит.

Неоднократно слышал мнение, что люди, испорченные использованием флагманов, с трудом могут от них отказаться, пользоваться моделями среднего сегмента. Частично это правда, но тут вступает в дело экономический фактор. Сколько вы готовы заплатить за удовольствие воспользоваться топовым смартфоном, каков психологический предел стоимости? Для меня, также как и для многих жителей России, точкой отсечки становится цена в 100 тысяч рублей (для жителей США это 1 000 долларов, в Европе – чуть меньше 900 евро). Это не вопрос наличия или отсутствия денег, а скорее попытка рациональной оценки того, насколько мне нужно устройство за такую сумму, что я получу как пользователь такого, что не могут дать модели за меньшие деньги или предыдущего поколения. Мой опыт в этом аспекте неприменим к нашим рассуждениям, я точно вписываюсь в исключения. Но оглянитесь вокруг и посмотрите, как много людей в последние несколько лет стали выбирать не самые последние флагманы, а модели предыдущего сезона. Речитатив о том, что новинки не имеют никаких преимуществ и старая модель так же хороша, раздается с первых дней развития смартфонов, но он стал громче в последние несколько лет. Причина заключается в том, что дополнительные фишки смартфонов уже избыточны, многим они просто не нужны, и грань между флагманом 2019 и 2020 годов постепенно стирается. Это крайне важный для осознания момент – предыдущий флагман сегодня воспринимается на уровне текущих моделей, так как разница в характеристиках или возможностях не принципиальна для многих покупателей.

И это приводит нас к очень интересному наблюдению, в 2019-2020 годах в России начинают расти продажи флагманов предыдущего сезона. Причин тут несколько, давайте перечислим основные:

  • Описанная выше тенденция, когда люди ориентируются на дорогие аппараты и выбирают их на более длительный срок. Часто это флагманы предыдущего сезона, а не текущие модели – этакое разумное соотношение цена/качество;
  • Изначально рациональные покупатели, которые всегда так поступали (их число остается плюс-минус одинаковым), они убеждают окружающих, что это верный подход;
  • Люди, которые психологически не готовы покупать текущий флагман за его полную стоимость (а несколько лет назад покупали, но тогда это была другая стоимость, процент от их дохода);
  • Люди, которые ранее покупали флагманы, но по экономическим причинам теперь не могут себе этого позволить.
Ответом российской розницы на это становится обрушение цен на самые популярные Android-смартфоны, вы можете получить скидку в 15-25%, иногда даже больше. Это попытка захватить тех покупателей, что рациональны, чувствительны к стоимости, предложить им выгодную сделку. Неоднократно говорил о том, что приводит это к ровно обратному – люди привыкли к непомерным скидкам, ждут их и не покупают товары за реальную стоимость. Рынок отравлен постоянными скидками от МТС (а недавно этим стали баловаться еще и «МВидео», «Эльдорадо»), региональные игроки давно перешли на закупки смартфонов в рознице МТС, так получается проще и дешевле, чем напрямую от производителя. Выполнение планов продаж любой ценой стало визитной карточкой МТС, а миллиардные убытки от этих действий компенсируются оператором за счет абонентов. Подход как минимум удивительный, и объяснить его чем-то, кроме уже сложившейся внутри оператора традиции дарить деньги покупателям, нельзя.

Доля флагманов и их продаж в России держится на примерно одинаковом уровне, хотя в теории она должна сокращаться при росте стоимости. Объяснение в той тенденции, что мы рассмотрели выше, многим покупателям это кажется рациональным подходом – купить такую модель и пользоваться ей долго. Для многих это первый флагман в их жизни.

Чтобы завершить разговор о первой тенденции, хочу сказать, что есть еще имиджевый аспект. Флагманы превратились в статусные устройства, у них отросла заметная имиджевая составляющая, и цена повлияла на этот процесс напрямую. Большая часть тех, кто приобретает флагманы без оглядки на их возможности, это те, кто имеет деньги (как вариант, влезает в долги), чтобы продемонстрировать свой статус, то, что у них есть возможность покупать такие устройства. Мы видим повторную трансформацию флагманов в элитные, доступные не для всех аксессуары, которые свидетельствуют о статусе. В какой-то мере можно утверждать, что времена Nokia 8800 возвращаются, но теперь на рынке смартфонов.

Отказался от флагмана и выбрал Galaxy A51 – средний сегмент и вторая тенденция

Вот мы и подобрались ко второй тенденции, что начала набирать силу в 2019 году, а сегодня проявляется в полной мере. Люди перестали видеть большую разницу между моделями среднего сегмента и флагманами. Например, можно взять в этом качестве самый популярный в России смартфон – Galaxy A51.

Флагман как элитное устройство. Флагман или середнячок, что выбирают люди рублей, тысяч, устройства, сегмента, флагманов, можно, России, модели, стоимости, среднего, тенденции, выбор, флагмана, флагманы, смартфоны, продаж, флагман, тенденция, смартфонов, стоимость

Пять лет назад разница между смартфоном, аналогичным по цене А51, и флагманом была очевидной для любого человека, понятно было, за что вы платите. Сегодня многие люди не могут понять различий, оказывается, что возможностей А51 им хватает за глаза. Большой AMOLED-экран с AoD, быстрая зарядка, производительность на уровне и неплохие, пусть и не самые-самые фотографии на те несколько модулей камер, что есть в нем. И при этом цена в 3-4 раза ниже, чем у флагмана. Да, другие материалы корпуса, иное восприятие, но разница в стоимости ошеломляющая.

Вторая тенденция сформировалась как ответ на медленную эволюцию флагманов и то, что многие функции для людей второстепенны. Давайте условно считать, что Galaxy A51 стоит 20 тысяч рублей (его можно купить заметно дешевле, распродажи идут каждую неделю). А Galaxy S20 можно приобрести за 60 тысяч рублей. И вот тут человек начинает считать, что он получит во флагмане:

  • Лучше камеры, но насколько они круче? Для многих разница непринципиальна;
  • Беспроводная зарядка и реверсивная зарядка;
  • Лучше материалы корпуса;
  • Экран на глазок сравним (они различаются сильно, но, опять-таки, человеку все равно, он считает, что они одинаковы!);
  • Набор софтовых фишек, который отличает модели (также не выглядит принципиальным);
  • Защита от воды.
Человек может что-то добавить в этот список, но эти пункты почти всегда присутствуют. И неожиданно выясняется, что при цене выше на 40 тысяч рублей выбор флагмана не так уж очевиден. Несколько раз сталкивался с тем, как рассуждают сторонники такого подхода: «Вот беспроводная зарядка добавляет к цене вот столько, больше памяти – это вот столько, но разница в 40 тысяч рублей не выходит никак». И тут есть рациональное зерно, модели среднего сегмента не обладают имиджевой составляющей, но они удобны, современны и не имеют каких-то значимых изъянов. По соотношению цена/качество тот же Galaxy A51 практически идеален, что и доказывают продажи.

На рынке заметна тенденция, в которой те, кто владел флагманами в течение последних 5-6 лет, вдруг выбирают модели ниже уровнем. Есть опасность списать это исключительно на экономические причины, мол, стало меньше денег, и поэтому люди выбирают такие аппараты. Возможно, что для части покупателей это правда, но это незначительное число людей. Такой выбор продиктован рациональностью, тем, что люди не воспринимают в этой жизни смартфоны и другие продукты как несущие имиджевую, статусную составляющую. То есть им фактически все равно, что вы подумаете про их выбор. Откровенно говоря, меня этот момент искренне радует, это демонстрация того, что покупатели в России повзрослели и стали более рациональными.

В России произошел взлет продаж Xiaomi, причем это касается фактически всех ценовых сегментов (выше 50 тысяч рублей рост есть, но он малозаметен, тут компания все еще слаба). Копаясь в данных того, кто и как переходит на смартфоны компании, я наблюдаю четкую тенденцию – этот бренд вбирает в себя множество тех, кто пользовался флагманами других компаний и понял, что владение ими не придает им в глазах окружающих какой-либо крутости. Больше всего переходов на Xiaomi с iPhone предыдущих поколений, второе место по доле – это смартфоны от Samsung. Взлет Xiaomi во многом связан и с первой тенденцией, но с поправкой на тех, кому имидж неважен. Точнее, неважна внешняя оценка со стороны незнакомых людей.

Получается вдвойне интересно, теперь не играет роли факт обладания самым-самым смартфоном, многие люди готовы выбирать модели среднего сегмента, да и выбирать других производителей. Это вовсе не значит, что влияние бренда и восприятие конкретной марки ушли в прошлое, они ослабли. Та же Apple целевой аудиторией в России воспринимается, как и в предыдущие годы, как статусная и не имеющая аналогов, это некая обособленная сущность (у тебя iPhone – значит, плюс сто к крутости, восприятию окружающими и так далее, вот только этот подход все больше смещается на периферию, в Москве он перестает работать).

Мы рассмотрели две тенденции – выбор флагманов для долгого использования и отказ от флагманов в пользу устройств с хорошим соотношением цена/качество. Первая тенденция сильнее, чем вторая, и это заметно в продажах. Но отказ от флагманов только-только набирает обороты, и это происходит на наших глазах. Чем выше стоимость новых моделей, тем больше откат в сторону среднего сегмента. Этот год не станет исключением, линейка iPhone в конце года будет выше по стоимости (напрямую или косвенно, не играет роли – произойдет рост цен). А стало быть, вторая тенденция получит дополнительное топливо, и продолжится рост продаж моделей в среднем сегменте. Это не значит, что флагманы исчезнут, их не будет – аудитория таких устройств более-менее постоянна, и она останется. Но мы наблюдаем появление флагманов как элитных устройств, аксессуаров для демонстрации статуса. К таковым смело можно отнести все модели стоимостью выше 100 тысяч рублей, и вот этот сегмент до недавнего времени отсутствовал. Его появление и развитие приведет, в свою очередь, к тому, что выбор моделей среднего сегмента получит большее число сторонников (не могу купить самый-самый – тогда выберу то, что действительно мне подходит по возможностям).

Расскажите в комментариях, как вы относитесь к среднему сегменту, второй тенденции. Или вы приверженец покупки на долгий срок и за большие деньги (помните, это совсем не обязательно флагман)? Поделитесь своими рассуждениями как покупатели смартфонов.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]