Боевые самолеты. Самолет для самоубийцы
---
Многие возмутятся сразу после заголовка. Автор, что ты несешь? «Зеро» не вылезает из рейтингов таких же, как ты, о нем снимали фильмы и вообще…
И вообще, и в частности особенно. Не устану повторять, что «рейтинг», где палубный истребитель довоенного выпуска соседствует с истребителем-бомбардировщиком конца войны и двухмоторным тяжелым истребителем, – это такой же рейтинг, где ВАЗ-2101 будет рассматриваться рядом с «Феррари». Примерно та же степень «прямости» сравнения. А что, обе модели итальянские, на четырех колесах, с бензиновыми моторами…
Так что рейтинги, где «Зеро» ставят в один ряд с «Мустангом», — ну так себе.
Однако давайте сперва о самолете. А на закуску оставим то, почему он вдруг превратился в «лучший».
Днем рождения «Истребителя Ноль» или, по-нашему, «Зеро», был 10 апреля 1938 года. Сказать, что самолет «не зашел» по первому времени, — ничего не сказать. Критиковали проект все, и консерваторы, и прогрессивщики. Первым не понравилась закрытая кабина, например. Была такая мода у пилотов палубной авиации, высовываться из кабины и контролировать посадочную глиссаду визуально.
Кроме этой мелочи, вызвавшей оживленные споры, стороны схлестнулись в нешуточной схватке по итогам презентации модели самолета в плане вооружения и приоритета скорости над маневренностью, или наоборот. Кстати, сторонников и противников оказалось примерно поровну.
То есть половина была сторонниками сверхманевренного истребителя с легким вооружением (2 пулемета винтовочного калибра), вторая половина ратовала за быстрый и хорошо вооруженный истребитель.
Дебаты зашли в тупик, и, надо сказать, что все эти споры могли вообще погубить проект, но дипломат Дзиро Хорикоси, главный конструктор, обещал удовлетворить требования обеих сторон.
То есть создать быстрый, маневренный истребитель с хорошим вооружением.
Чудес не бывает. Хорикоси был очень хорошим конструктором. Я бы даже сказал – на мировом уровне, поскольку создал не один приличный самолет. Но не гениальный. А обещанное граничило либо с гениальностью, либо с обманом.
Чего было больше – судите сами.
25 апреля 1939 г. при официальных замерах скорости «проект 12» (будущий «Зеро») развил всего-навсего 491 км/ч. Конкурент F2A «Buffalo», рожденный в 1937 году, выдал на аналогичных испытаниях 542 км/ч. Как говорится, почувствуйте разницу.
Понятно, что виноват был не проект самолета, а двигатель. Япония, как все страны второй лиги авиастроения, довольствовалась тем, что было. Потому, когда американцы, британцы и немцы уже ставили на свои самолеты двигатели в 1 000 л.с. и выше, самый мощный двигатель от «Мицубиси», «Зюйсей 13», выдавал всего 875 «лошадок».
Выход морское министерство нашло в установке двигателя от прямого конкурента «Мицубиси», фирмы «Накадзима». «Накадзима-Сакае 12» выдавал 940 л.с., что было, в принципе, сопоставимо с мировыми аналогами, хотя вряд ли этот расклад порадовал специалистов «Мицубиси».
И с мотором «Сакае» самолет не просто полетел, а полетел очень даже многообещающе. И настолько понравился морскому министерству, что его запустили в серию, не закончив основной части испытаний, под официальным обозначением «палубный истребитель опытный тип 0», или А6М1.
Если посмотреть беспристрастно, то надо признать: самолет стал жертвой пропаганды. Японское военное ведомство настолько хотело всех убедить в создании чего-то такого запредельного, что само в это уверовало. Потому испытания проходили под откровенным давлением со стороны флотского командования.
Более того, военное ведомство настояло вопреки мнению «Мицубиси» на боевых испытаниях в Китае, где к тому времени уже вовсю шли военные действия.
Испытания провели на первых шести предсерийных истребителях в составе 12-й объединенной авиагруппы в июле 1940 года. Параллельно другая группа самолетов предсерийной партии проходила испытания на борту авианосца «Кага», а после испытаний тоже была включена в состав 12-й группы.
Забегая вперед, скажем, что боевые испытания прошли более чем успешно. После испытаний самолет получил имя «Морской тип ноль палубный истребитель модель 11» (А6М2 модель 11) – «Рей-Сики Кандзо Сентоки», коротко – «Рейсен».
Действия «Зеро» в Китае вызвали вал восторженных отзывов. Газеты были переполнены отчетами о том, как новый истребитель пачками сбивает китайские самолеты.
13 сентября 1940 года 13 «Зеро» сопровождали бомбардировщики и вступили в бой с 30 самолетами ВВС Китая, сбив 25 (два еще столкнулись в воздухе сами) из них. Конечно, это вызвало должный резонанс, но… «Зеро» сражались с И-15 и И-16 тип 5 советского производства. А эти самолеты, уступавшие в скорости добрую сотню километров в час и вооруженные двумя ШКАСами, можно назвать полноценными соперниками? И под управлением китайских летчиков?
Но японцам хватило. Они реально поверили в то, что новый истребитель достоин приставки «супер». Так что было сформировано мнение, которое гласило, что «Зеро» один стоит от двух до пяти любых вражеских самолетов. Что ж, блажен, кто верует.
А чем, собственно, новый самолет так выделялся?
Вооружением. Да, стандарт довоенного вооружения из 2-4 пулеметов винтовочного калибра (Bf.109C и D, Глостер «Gladiator», И-15, И-16 был перекрыт комплектацией «Зеро», поскольку к двум синхронным пулеметам 7,7-мм были добавлены две крыльевые 20-мм пушки «Маузер», выпускаемые по лицензии.
Маневренность. Было. Не станем отрицать. Но без подвесных баков. А без баков сразу становилась неинтересной дальность действия. А в бою баки очень часто не сбрасывались, и «Зеро» сразу же становился утюгом. Но, в принципе, это был очень маневренный истребитель, стоит отдать ему должное.
Скорость. Да, скорость была. Обычная средняя скорость для истребителя-моноплана того времени в 500 км/ч.
Дальность. Дальность – да. Красивая и реальная цифра. «Зеро» мог на крейсерской скорости в 300 км/ч улететь весьма далеко, не важно, сопровождая бомбардировщики или выполняя свои задачи. Для нас важнее всего – что самолет мог летать далеко.
Причем «Зеро» не был перышком. Он весил больше «мессера», больше И-16, столько же, сколько «Киттихаук» и «Харрикейн». То есть «перышком», которое будет порхать, уничтожая все вокруг, «Зеро» не являлся.
Но чем было заплачено за все неплохие характеристики?
Я уже сказал, что Хорикоси не был гением. Он был вполне хорошим специалистом, который понимал, что делает. И если он пообещал, что самолет будет быстрым, вертким, сможет далеко летать и хорошо стрелять, – это пришлось бы сделать. За счет чего? Учитывая, что мотор был сильно так себе для машины такого веса, у нас остается всего один параметр, которым можно было бы играть.
Защита, которой не было
Да, из трех тонн А6М1 на защиту не было потрачено ни одного грамма. Протектированные баки, бронеспинка, бронезаголовник, вообще все с приставкой «броне-» на «Зеро» не присутствовало. То есть в лобовой проекции летчик еще был как-то защищен двигателем, а с остальных сторон – нет. И ЛЮБАЯ пуля винтовочного калибра могла стать первой и последней для «Зеро». Особенно попав в пилота.
До сих пор у нас бытует очень ошибочное мнение, что «Зеро» — это что-то такое, маленькое и маневренное. Увы, ошибались многие, в том числе и наши авторы тоже. Приведу для примера цитату из статьи Легендарный «Зеро».
«Обладая мотором мощностью меньшей, чем у любого истребителя союзников, "Зеро" значительно превосходил вражеские машины в скорости и маневренности за счет продуманной и облегченной конструкции. В истребителе фирмы "Мицубиси" удачно сочетались небольшие размеры и малая удельная нагрузка на крыло с не очень мощным двигателем, пушечным вооружением и великолепным поведением машины в воздухе, включая исключительную дальность. Лишь с появлением "Мустангов" и "Спитфайров", "Хэллкэтов" и "Корсаров" летчики США и Великобритании смогли начать бороться с "Зеро"».
Прицепимся к некоторым фразам.
Итак, насчет «продуманной и облегченной» конструкции. Если продуманность заключается в том, что из самолета убирается все, что могло дать пилоту шанс выжить в бою… Нет, все равно назвать ЭТО «продуманностью» я не могу. Это отчаяние пополам с глупостью. Но – чуть позже об этом. Сейчас только отмечу, что «гениального» создателя «Зеро» Дзиро Хорикоси почему-то впоследствии отстранили от работ над развитием самолета. Внезапно так.
«В истребителе фирмы "Мицубиси" удачно сочетались небольшие размеры».
Вот это совсем интересный пассаж. Давайте сравним, что ли… С Р-40 «Томагавк» и Як-1, например.
Итак, А6М2 / Р-40С / Як-1.
Размах крыла, м: 12,0 / 11,38 / 10,0
Площадь крыла, кв. м: 22,44 / 21,92 / 17,15
Длина, м: 9,05 / 9,68 / 8,48
Масса максимальная, кг: 2 757 / 3 424 / 2 995
Не складывается. Да, «Зеро» легче одноклассников, это так. Но насчет размеров – извините. «Томагавк» был той еще бандурой, и, как видите – не сильно превосходил в размерах. Так что если кто тут и был небольшим – это не про «Зеро». Это про Як.
Кстати, о весе. Да, А6М2 был легче, но кто сказал, что это было хорошо? Именно для этих самолетов существовало ограничение на скорость пикирования, ибо «Зеро» нельзя было разгонять «до упора». Он просто разваливался. Чем союзники и пользовались, уходя от японцев именно на крутом пикировании.
Как побеждали на «Зеро»
В основном на страницах газет. Там победы были просто восхитительные.
«Полностью сбитые с толку маневрами мелькающих юрких «Зеро», три китайских пилота поспешно выбросились с парашютами из своих неповрежденных самолетов».
Юркие «Зеро», которые перевиражили И-16 и биплан И-15? Вы верите? Я – нет. И на этом можно было бы закончить.
«В результате воздушных схваток летчики предсерийных А6М2, вместе с пополнением из серийных машин, заявили о 99 победах при потере двух «Зеро».
Хартманы и Ралли как один. Впрочем, как говаривал Суворов: «Пиши сто тыщ, чего их, басурманов, жалеть!». Врали и Хартман, и Ралль, чем японцы хуже? Так что заявлять вообще можно было о чем угодно, лишь бы толк был.
Однако стоит посмотреть, а вообще как у «Зеро» с успехами было?
А вот не очень роскошно.
Если не брать побоище в Перл-Харборе, то в остальном все бравурные отчеты – это японская пропаганда. На самом деле Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) был укомплектован далеко не самыми лучшими авиационными частями союзников с не самой современной техникой.
Логично: в 1941 году британские «Спитфайры» отражали налеты немецкой авиации на острова и в Северной Африке, и как бы не до колоний было. Соответственно, «Брюстеры», «Буффало» и «Харрикейны» первых моделей против «Зеро» совершенно не смотрелись. Примерно так же, как и китайские И-15.
Вот, собственно, и разгадка успеха «Зеро». Опытнейшие летчики за штурвалами новейших самолетов в 1940-41 годах против не самого лучшего контингента союзников на более старых самолетах.
Естественно, что японцы лупили всех в хвост и в гриву. Закономерно. Американцы и британцы умывались кровью, но учились. А потом? Снова цитата.
«Лишь с появлением «Мустангов» и «Спитфайров», «Хэллкэтов» и «Корсаров» летчики США и Великобритании смогли начать бороться с "Зеро"».
Хм… тоже сомнительно. «Мустанг» стал самолетом для боя, а не для увеличения статистики врага только в 1944 году, «Спитфайр» как бы с 1936 года в серии, но выпускался очень туго. «Корсар» и «Хеллкэт»? Простите, «Уайлдкэты» в противостоянии с «Зеро» имели соотношение 5,1 к 1, что значит, на 5 сбитых «Зеро» приходился один «Дикий кот».
Сражение в Коралловом море уже все расставило на свои места. 3 японских авианосца против 2 американских. Потери равны, но нападение на Порт-Морсби американцы сорвали. А два потрепанных японских авианосца («Дзуйкаку» и «Секаку») не приняли участия в битве у атолла Мидуэй, которая закончилась оглушительной оплеухой японскому флоту.
Так почему такие разнеможные «Зеро» в противостоянии с американскими (не «Мустангами» и «Корсарами») самолетами не смогли ничего им противопоставить?
И нельзя не вспомнить 18 апреля 1943 года, когда «Зеро» ничего не смогли сделать с американскими самолетами, отправившими на тот свет адмирала Ямамото. Причем «Зеро» воевали даже не с «Уайлдкэтами», а с «Лайтнингами». Двухмоторными дальними истребителями Р-38. Да, их было 14 против 6, но это же были «Зеро»!
В итоге Р-38 сбили оба бомбардировщика и пару «Зеро», а потеряли всего один истребитель.
В общем, я могу продолжать до бесконечности, то есть до 1 сентября 1945 года. Суть от этого не изменится. «Зеро» был хорош исключительно против самолетов, которые не могли оказать ему должного сопротивления. Подчеркну, имея на борту хороших летчиков.
А с летным составом у японцев начались проблемы уже в 1942 году.
Действительно, а как вы хотели? 2-3 пули любого калибра – и вместо «Зеро» мы наблюдаем неплохой такой факел. Учитывая откровенную отмороженность японских пилотов, не желавших спасаться, сдаваться в плен и так далее, сбитый самолет обычно означал потерянного летчика.
Потому к 1942 году летчики для бумажных «Зеро» начали просто заканчиваться. И в 1943 году такие, видимо, «подготовленные» пилоты прозевали американцев, которые пролетели почти 500 морских миль и устроили вознесение Ямамото. И вернулись обратно.
Да, в Японии, когда ресурс пилотов начал стремительно таять от того, что они сгорали вместе со сбитыми «прекрасными» самолетами, начали предпринимать шевеления. Но было поздно.
Шесть или восемь крыльевых крупнокалиберных пулеметов американских истребителей (да и бомбардировщики не зевали, ибо все хотели жить) разносили в щепки и лоскуты «Зеро», убивая пилотов.
Пушек даже не надо, зачем? Шесть стволов выплевывали такую кучу металла, там хоть что-то да попало бы. А попало – «Зеро» заканчивал свой путь коротким, но эффектным факелом. Вместе с пилотом.
И японцы, надо отдать им должное, опомнились и бросились в погоню. Уже в 1941 году Хорикоси убрали с поста главного конструктора и назначили Мидзиро Такахаси. Последнему удалось путем уменьшения крыла и упрочнения конструкции увеличить скорость пикирования до 660 км/ч.
Постарались выжать хоть что-то из двигателя «Сакае», но… Скорость выросла на модели А6М5 аж на 20 км/ч и составила 565 км/ч на высоте 6000 м.
А6М5 пошел в серию в 1943 году. Правильно, когда американцы получили «Хеллкэт». Шесть крупнокалиберных «Браунингов» исправно отправляли японцев в храм Аматерасу, а 7,7-мм пульки благополучно отскакивали от брони американских истребителей. Да и снаряды «Хеллкэт» со скрипом, но держал. Так что избиение японских летчиков просто вышло на новую орбиту.
В начале 1944 г. появился очередной вариант «Зеро» — А6М5Ь модель 52Ь, на котором – наконец-то! – попытались ввести защиту для летчика. И вообще сделать хоть что-то ради того, чтобы истребитель стал от слова «истреблять», а не «истребляться».
На самолёте появилось 50-мм бронестекло! На этом, правда, с броней закончили, но тем не менее. Попытка была засчитана.
Еще на самолете появилась система пожаротушения двигателя на углекислом газе. В случае возгорания углекислый газ из баллона высокого давления мгновенно заполнял фюзеляжный топливный бак и моторный отсек.
Ну и совсем чудом выглядит усиление вооружения. Один из синхронных 7,7-мм пулеметов был заменен на 13,2-мм пулемет «Тип 3». Я писал об этом чудовище, пиратская копия «Браунинга М2», переделанная под 13,2-мм патрон от лицензионного «Гочкисса». Что было, то и поставили. Это было первое усиление вооружения с момента начала серийного выпуска. Напомню, 1944 год.
Понятно, что все выглядело печально, но увы, замену «Зеро» никак не могли довести до конца: для А7М «Реппу» никак не могли довести до ума двигатель, а J2M «Райден» вообще летать не желал.
Понятно, что в 1944 году самолет 1938 года рождения просто был неактуален, но тем не менее, из него что-то еще пытались выжать.
А6М5с модель 52с получил в крылья пару все тех же 13,2-мм пулеметов «Тип 3», а остававшийся синхронный 7,7-мм пулемет наконец-то выбросили за ненадобностью.
Плот получил 8-мм бронеспинку! Просто ради сравнения: такая же бронеспинка была на истребителе Поликарпова И-15 в 1933 году. Но на А6М5с еще установили 55-мм бронестекло и в задней части фонаря!
Разница в скорости с тем же «Корсаром» составила 90 км/ч, не знаю, что говорили пули американских пулеметов, прошивая 8-мм бронеспинку вместе с пилотом, возможно, смеялись. Но факт, в 1944 году «Зеро» окончательно превратился в мальчика для битья.
Последняя модификация А6М8 с новым мотором «Кинсей» аж в 1500 л.с. в серию не пошла, потому что Япония закончилась как таковая. Но испытания в 1945 году провели.
Вооружение сократили до двух 20-мм пушек и двух 13,2-мм пулеметов, синхронный убрали, так как он просто не поместился в отсеке с новым двигателем. Самолет мог нести 500-кг бомбу под фюзеляжем и два 350-л подвесных топливных бака под крылом.
А6М8 на испытаниях развил скорость 573 км/ч на высоте 6000 м без наружных подвесок. Для 1945 года – печальный результат. «Корсар» на той же высоте выдавал более 700 км/ч.
Так, простите, где «чудо-самолет», пугавший всех и вся? Не вижу.
Вижу довольно слабенький и беззащитный самолет из палок и материи, годный действительно для того, чтобы сражаться с самолетами классом ниже. Не более того.
Но дело даже не в ЛТХ, вот сейчас мы подойдем к сути материала.
Почти 11 000 «Зеро» всех модификаций. Сколько жизней пилотов они унесли? Много. К 1943 году в Японии опытных летчиков морской авиации почти не осталось, а те, кто остался, не могли противостоять американцам на более совершенных машинах.
Так что А6М «Зеро» можно смело назвать самолетом, который оставил морскую истребительную авиацию без летчиков. Они просто погибли под пулями и сгорели в кабинах этого «чудо-оружия».
Но и это еще не все. Постоянные попытки заставить это убожество стать полноценным истребителем привели к тому, что «Мицубиси» тратила ресурсы на «Зеро», а работы по «Райдену» и «Реппу» были сильно заторможены.
«Райден» начали разрабатывать в 1939 году, «Реппу» в 1942-м, когда стало ясно, что «Зеро» действительно ноль. Но первый полетел только в 1942-м, а второй – в 1944-м. Когда уже было явно поздно. И в небе правили бал быстрые и бронированные американские «коты» и «пираты».
ЛТХ А6М-5
Размах крыла, м: 11,00
Длина, м: 9,12
Высота, м: 3,57
Площадь крыла, м2: 21,30
Масса, кг
— пустого самолета: 1 894
— нормальная взлетная: 2 743
— максимальная взлетная: 3083
Двигатель: 1 х NK1F Sakai 21 х 1100 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 565
Крейсерская скорость, км/ч: 330
Практическая дальность, км: 1920
Максимальная скороподъемность, м/мин: 858
Практический потолок, м: 11 740
Экипаж, чел.: 1
Вооружение:
Синхронные на фюзеляже:
— два 7,7-мм пулемета или
— один 7,7-мм пулемет и один 13,2-мм пулемет или
— два 13,2-мм пулемета.
Две 20-мм крыльевых пушки.
А6М «Зеро» имеет право на титул худшего палубного истребителя Второй мировой войны, поскольку совершенно не соответствовал тогдашним канонам истребителя. Такой самолет мог появиться только в Японии, с ее откровенно человеконенавистническим кодексом «Бусидо».
Он и появился. И унес с собой столько летчиков, что Япония фактически проиграла небо в 1942 году, через год после вступления в войну.
Откуда, спросите вы, все эти сказки о том, что «Зеро» был таким классным? Да все оттуда же. Рассказы в пользу проигравших. То, что Япония устроила блицкриг на Тихом океане, даже круче, чем Германия в Европе – это факт.
А потому победа на таким серьезным противником вроде как вдвое почетнее. Вот и рассказывают некоторые «историки» о неуязвимых «Зеро» и прочих чудесах японского военного гения.
Верить или нет – личное дело каждого. На свое время (1940 год война с Китаем) «Зеро» был ничего, дальше – просто самолет для одноразового камикадзе, не более того.
Автор:Роман Скоморохов
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]