С прицелом на технологии. Истребитель F-15EX идёт в серию
---
Первый серийный F-15EX на стадии сборки
ВВС США и компания Boeing успешно довели до серийного производства очередной образец авиационной техники. Подписан договор на строительство перспективных истребителей-бомбардировщиков Boeing F-15EX. Работы по строительству первой партии из восьми самолетов уже начаты.
Контракты на производство
Больше года назад стало известно, что в проекте военного бюджета на 2020 ф. г. предусматриваются траты на строительство новых F-15EX. Тогда планировалось заказать первую партию из восьми самолетов стоимостью ок. 1,1 млрд долл. В дальнейшем планировались новые контракты, суммарно на 144 машин. Эти пункты военного бюджета были одобрены и приняты к исполнению. Подписание соответствующих контрактов ожидалось в ближайшее время.
30 июня Пентагон опубликовал информацию о новом договоре с компанией General Electric, связанном со строительством F-15EX. Контракт на 101,3 млн. долл. предусматривает поставку неназванного количества турбореактивных двигателей F110-GE-129, систем управления и запчастей к ним, а также установку изделий на самолеты и последующую поддержку. Выполнение этого контракта будет продолжаться до 30 ноября 2022 г.
13 июля появился официальный заказ на производство новых самолетов. Стоимость контракта составляет 22,89 млрд. долл., количество и сроки поставок техники не определены. Пока речь идет только о первой партии из восьми истребителей, а более крупные партии закажут позже, по результатам текущих работ.
По условиям нового контракта первые два F-15EX должны быть переданы заказчику во втором квартале 2021 ф. г. – после 1 января 2021 г. Оставшиеся шесть машин будут построены и сданы не позднее конца декабря 2023 г. Сообщается, что технику первой партии отправят на авиабазу Эглин, где она пройдет испытания и прочие процедуры, необходимые для принятия в строй.
Любопытно, что строительство первого серийного F-15EX уже стартовало. Вместе с пресс-релизом о заказе министерство ВВС опубликовало фотографию из сборочного цеха. Самолет с номером «20-0001» в основном сформирован, но пока не имеет ряда систем и приборов, а также не окрашен. Для завершения строительства у компании «Боинг» еще есть несколько месяцев. Также начата сборка второй машины, но ее пока не показывали.
Решение проблем
Причины появления проекта F-15EX достаточно просты. Тактическая авиация ВВС США в последние годы столкнулась с рядом проблем, и не все планы удалось выполнить. Из-за этого понадобилась «временная мера», которой и становится новый F-15EX. Ожидается, что заказы на такую технику позволят закрыть часть потребностей ВВС на среднюю и дальнюю перспективу.
В настоящее время американские ВВС сталкиваются с проблемой устаревания парка истребителей F-15C/D. На вооружении остается более 230 таких машин, но в ближайшие годы их придется списать. В свое время в качестве полноценной замены для них рассматривался истребитель 5 поколения F-22 Raptor, однако объемы его производства оказались недостаточными. В последние годы удалось наладить массовое производство истребителей F-35 Lightning II, но его темпы не соответствуют потребностям ВВС в контексте замены старой техники.
Решением всех этих проблем (временным и ограниченным) должен стать новый истребитель F-15EX. Он относится к поколению «4++» и по ряду характеристик уступает другой технике. При этом он основывается на хорошо освоенной платформе и может производиться быстро и в нужных количествах.
В ожидании развертывания
Согласно текущим планам Пентагона, в рамках пятилетней программы Future Years Defense Program будет приобретено 76 самолетов нового типа. Во второй половине двадцатых производство продолжится, и за счет этого количество самолетов доведут до 144.
С помощью вновь строящихся F-15EX выполнят замену наличных F-15C, выработавших свой ресурс. Полная замена старой техники в пропорции «один к одному» не планируется. Вероятно, причины этого носят финансовый или эксплуатационный характер. Утверждается, что освоение новых самолетов будет достаточно простым и не займет много времени.
Новейший контракт на серийное производство не оговаривает точную численность F-15EX и сроки их производства. Однако особенности производства первой партии позволяют предполагать, что выпуск 144 истребителей займет несколько лет и будет продолжаться до конца двадцатых или начала тридцатых годов. Начиная с 2022-23 гг. ВВС смогут получать не менее 10-15 самолетов ежегодно, что позволит выполнить перевооружение в разумные сроки.
Впрочем, в контексте сроков и боевых качеств имеются некоторые затруднения. Так, открыто говориться о сокращении потенциала F-15EX в отдаленном будущем. Согласно нынешним оценкам, уже в 2028 г. подобные самолеты не смогут прорывать современную ПВО и решать боевые задачи над территорией противника. Они смогут работать только в районах с ограниченно развитой ПВО или без нее, а также над собственной территорией и вблизи баз. Более сложные задачи будут возлагаться на другую технику.
Впрочем, F-15EX может получить некоторые функции, недоступные для истребителей 5 поколения. Его рассматривают в качестве носителя перспективных гиперзвуковых вооружений воздушного базирования. Истребитель-бомбардировщик сможет нести на внешней подвеске крупные и тяжелые боеприпасы, не вмещающиеся во внутренние отсеки F-22 или F-35.
Значительные преимущества
Проект F-15EX предлагает строительство двухместного многоцелевого истребителя-бомбардировщика с рядом характерных особенностей и заметных отличий от предыдущих машин семейства. Существующий планер подвергается незначительным доработкам и насыщается современной аппаратурой, обеспечивающей соответствие актуальным требованиям заказчика.
Ключевое отличие F-15EX состоит в применении открытой архитектуры OMS (Open Mission Systems), обеспечивающей возможность быстрого внедрения новых технологий разного рода. Обновлены оборудование кабин, прицельно-навигационный комплекс, электродистанционная система управления, комплекс обороны и т. д.
По результатам модернизации самолет сохраняет основные летно-технические характеристики. Полезная нагрузка по-прежнему достигает 10,4 т. Обеспечена возможность несения крупногабаритных и тяжелых боеприпасов длиной до 6,7 м и массой более 3 т, таких как новые гиперзвуковые ракеты.
Успех и неудачи
Проект Boeing F-15EX дошел до серийного производства, и это считают новым поводом для гордости американских авиастроителей. В ближайшем будущем первые самолеты этого типа поступят в войска, а затем начнутся массовые поставки с заменой устаревшей техники. Последние контракты позволяют ВВС США смотреть в будущее с оптимизмом и ожидать современные самолеты.
Впрочем, не все так хорошо и радостно. Так, причиной появления очередного проекта модернизации F-15 стали проблемы по линии другой техники, в т.ч. последнего 5 поколения. Многообещающий и высокоэффективный F-15EX оказывается всего лишь временной мерой, призванной закрыть незапланированные потребности ВВС. Кроме того, этот самолет будет оставаться современным и эффективным всего несколько лет – уже в конце двадцатых его роль изменится.
Таким образом, складывается весьма интересная ситуация. ВВС США в течение нескольких следующих лет будут получать современные истребители с высокими характеристиками, однако при ином стечении обстоятельств и при отсутствии проблем в других программах они могли бы обойтись без F-15EX – и без дополнительных расходов на их строительство. Выходит, что перспективные проекты 5-го поколения вновь нанесли удар по оборонному бюджету.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]