Наше экстремальное, но счастливое советское детство
---
Для наших детей проехать в маршрутке пару остановок без родителей — почти подвиг. Как и сделать яичницу. Мы боимся за них, потому что помним, как сами чудили в детстве времен СССР. Наши чудачества были такими, что непонятно, как мы вообще выжили?
Удивляюсь, как мы вообще дожили до наших лет?! Любое из наших развлечений на самом деле было очень опасно для жизни и здоровья (не говоря уж про законность), но мы тогда об этом не думали, а жили на полную катушку!
Первое, что вспомнил, как в четвертом классе школы (еще в СССР) мы ходили классом в походы, в сопровождении только нашей учительницы. Сами учились палатки ставить, костер разводить и ориентироваться на местности.
Представляете, что случилось бы сейчас, если бы десятилетние дети с одной женщиной ушли в лес, в поход!? Думаю, что учителя бы тут же уволили, а детей разыскивали с МЧС и еще толпой различных инспекций.
Помню еще, что в летнем пришкольном лагере нас всей толпой водили на реку купаться. На берегу сидели два вожатых и физрук, а в воде плюхаются одновременно больше пятидесяти ребятишек разного возраста. И ничего – никто не утонул!
А катания на льдинах или на плотах по реке?! Сейчас как вспомню – волосы на голове шевелятся.
И вот я решил пробежаться по нашим экстремальным детским развлечениям, а вы, может, еще что-то вспомните.
Сначала надо перечислить наше «оружие». Рогатки, самострелы, ножички, самодельные луки, спичкострелы, пугачи, воздушки из велосипедных насосов. Я уже молчу о деревянных мечах и уродливых автоматах для войнушки. В мирное время жили, но оружейный арсенал был богатый! Тому виной многочисленные фильмы про «наших и немцев» и приключенческие книжки про мушкетеров и пиратов.
Большинство из перечисленного оружия было опасным для жизни детей и смертельным для мелких животных. Взять хотя бы самую простую рогатку. Трудно представить советского ребенка, который бы не знал, что это такое и не стрелял из нее. Кто по воробьям, кто по бутылкам или консервным банкам, а кто и по стеклам или уличным фонарям. В качестве патронов могло быть что угодно — гайки, шарики от подшипников, гладкие округлые камешки или более щадящие патроны — горох, плоды рябины, вишневые косточки…
Самым опасными были игры с настоящими боеприпасами. Мы у отца «тырили» капсуля для охотничьих патронов и где-нибудь за углом взрывали их с помощью большого гвоздя.
У каждого пацана (и девчонки) в то время был раскладной нож. Область его применения чаще всего ограничивалась игрой в «Землю» или «Ножички». Во дворе не было свободного куска земли, не истыканного игрой в ножички. Не помню уже правила игры, но помню, что играли часами.
Прыжки с высоты – еще одно экстремальное развлечение. Обычно зимой с крыши в сугроб, но кто-нибудь мог и летом прыгать с деревьев или высоких заборов.
А тарзанка! Палка, веревка, дерево и ловкий паренек, хорошо лазающий по деревьям — весь набор ингредиентов для тарзанки. Крепость узлов и надежность конструкции нас волновала меньше всего. Чаще всего у нас устраивали тарзанки на купалке. Мы раскачивались как обезьянки и с дикими криками спрыгивали в реку.
А кто из нас не лазил по стройкам? Мало того, что это занятие само по себе увлекательно, так ведь там еще можно было разжиться множеством полезных вещей. Гудроном, например, который был советской «экологически чистой, без красителей и ароматизаторов», жвачкой. Или карбидом.
Карбид – как много в этом слове для сердца детского слилось! Самое безобидное, что с ним можно сделать — бросить в лужу и смотреть на забавные пузырьки. Подожженный карбид в луже уже выглядел не таким безобидным, ну а баллоны от дихлофоса, начиненные этим вонючим веществом и хорошенько подогретые огнем уже представляли собой настоящую опасность…
Мыльницы, школьные пеналы, футляры для зубных щеток, целлулоидные пупсики, шарики для пинг-понга — все это было отличным материалом для «дымовух»! Мастера умели готовить дымовухи из газет и фольги.
На многих детских площадках, в школе или детском саду были качели, которые делали полный оборот вокруг перекладины и находились смельчаки, выполнявшие трюк. Некоторые смельчаки раскачивались на этих жутких качелях и делали «солнышко», так это называлось. А еще были круглые карусели в диаметре метра два. По периметру скамейка, посередине маленький столик или круглый руль. Обычно на них не катались, а играли в карты, но внезапно мог подбежать кто-то из старших ребят и раскрутить со всей дури эти карусели. Оказавшиеся в западне кричали, просили остановить.
Были, конечно, и чуть более невинные затеи, которые грозили разве что ожогами да небольшими шрамами. Можно было, например, «поджарить» на костре намотанную на палку старую тепличную плёнку и наслаждаться видом и свистящим звуком капающей горячей массы. У меня даже есть пара круглых шрамиков на руке от такого «развлечения».
Удивляюсь, как мы вообще дожили до наших лет?! Любое из наших развлечений на самом деле было очень опасно для жизни и здоровья (не говоря уж про законность), но мы тогда об этом не думали, а жили на полную катушку!
Первое, что вспомнил, как в четвертом классе школы (еще в СССР) мы ходили классом в походы, в сопровождении только нашей учительницы. Сами учились палатки ставить, костер разводить и ориентироваться на местности.
Представляете, что случилось бы сейчас, если бы десятилетние дети с одной женщиной ушли в лес, в поход!? Думаю, что учителя бы тут же уволили, а детей разыскивали с МЧС и еще толпой различных инспекций.
Помню еще, что в летнем пришкольном лагере нас всей толпой водили на реку купаться. На берегу сидели два вожатых и физрук, а в воде плюхаются одновременно больше пятидесяти ребятишек разного возраста. И ничего – никто не утонул!
А катания на льдинах или на плотах по реке?! Сейчас как вспомню – волосы на голове шевелятся.
И вот я решил пробежаться по нашим экстремальным детским развлечениям, а вы, может, еще что-то вспомните.
Сначала надо перечислить наше «оружие». Рогатки, самострелы, ножички, самодельные луки, спичкострелы, пугачи, воздушки из велосипедных насосов. Я уже молчу о деревянных мечах и уродливых автоматах для войнушки. В мирное время жили, но оружейный арсенал был богатый! Тому виной многочисленные фильмы про «наших и немцев» и приключенческие книжки про мушкетеров и пиратов.
Большинство из перечисленного оружия было опасным для жизни детей и смертельным для мелких животных. Взять хотя бы самую простую рогатку. Трудно представить советского ребенка, который бы не знал, что это такое и не стрелял из нее. Кто по воробьям, кто по бутылкам или консервным банкам, а кто и по стеклам или уличным фонарям. В качестве патронов могло быть что угодно — гайки, шарики от подшипников, гладкие округлые камешки или более щадящие патроны — горох, плоды рябины, вишневые косточки…
Самым опасными были игры с настоящими боеприпасами. Мы у отца «тырили» капсуля для охотничьих патронов и где-нибудь за углом взрывали их с помощью большого гвоздя.
У каждого пацана (и девчонки) в то время был раскладной нож. Область его применения чаще всего ограничивалась игрой в «Землю» или «Ножички». Во дворе не было свободного куска земли, не истыканного игрой в ножички. Не помню уже правила игры, но помню, что играли часами.
Прыжки с высоты – еще одно экстремальное развлечение. Обычно зимой с крыши в сугроб, но кто-нибудь мог и летом прыгать с деревьев или высоких заборов.
А тарзанка! Палка, веревка, дерево и ловкий паренек, хорошо лазающий по деревьям — весь набор ингредиентов для тарзанки. Крепость узлов и надежность конструкции нас волновала меньше всего. Чаще всего у нас устраивали тарзанки на купалке. Мы раскачивались как обезьянки и с дикими криками спрыгивали в реку.
А кто из нас не лазил по стройкам? Мало того, что это занятие само по себе увлекательно, так ведь там еще можно было разжиться множеством полезных вещей. Гудроном, например, который был советской «экологически чистой, без красителей и ароматизаторов», жвачкой. Или карбидом.
Карбид – как много в этом слове для сердца детского слилось! Самое безобидное, что с ним можно сделать — бросить в лужу и смотреть на забавные пузырьки. Подожженный карбид в луже уже выглядел не таким безобидным, ну а баллоны от дихлофоса, начиненные этим вонючим веществом и хорошенько подогретые огнем уже представляли собой настоящую опасность…
Мыльницы, школьные пеналы, футляры для зубных щеток, целлулоидные пупсики, шарики для пинг-понга — все это было отличным материалом для «дымовух»! Мастера умели готовить дымовухи из газет и фольги.
На многих детских площадках, в школе или детском саду были качели, которые делали полный оборот вокруг перекладины и находились смельчаки, выполнявшие трюк. Некоторые смельчаки раскачивались на этих жутких качелях и делали «солнышко», так это называлось. А еще были круглые карусели в диаметре метра два. По периметру скамейка, посередине маленький столик или круглый руль. Обычно на них не катались, а играли в карты, но внезапно мог подбежать кто-то из старших ребят и раскрутить со всей дури эти карусели. Оказавшиеся в западне кричали, просили остановить.
Были, конечно, и чуть более невинные затеи, которые грозили разве что ожогами да небольшими шрамами. Можно было, например, «поджарить» на костре намотанную на палку старую тепличную плёнку и наслаждаться видом и свистящим звуком капающей горячей массы. У меня даже есть пара круглых шрамиков на руке от такого «развлечения».
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]