Рассказ о простоте
---
Так хотелось мне написать на эту тему. Наконец сел писать. Написал. А когда закончил, оказалось, что сегодня память прп. Амвросия Оптинского. Совпадение? Не думаю!
Некоторые люди очень любят козырнуть фразой преподобного Амвросия Оптинского «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там не одного». Только вот я ни разу не слышал, чтобы это выражение было к месту, поскольку говорящий чаще всего не понимает его значения.
Проблема возникает со словом «просто», точнее не знание его исконного смысла. Чаще всего употребляют в значении просто, значит примитивно или наивно. Заглянем в русский текст Евангелия: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. (Мф.10:16) А теперь посмотрим это же место в церковнославянском переводе: будите мудри яко змия и цели яко голубие. (Мф.10:16) Как видим простой, значит целый, целостный!
Именно от этих слов и происходит возглас на богослужении перед чтением Евангелия «Премудрость! ПрОсти!» (не путать с простИ). В данном случае слово «ПрОсти» означает одновременно встать прямо (просто), если вы сидите, но и слушайте Евангелие «просто», т. е. не лукаво и не криво.
Или после Причащения есть такой возглас дьякона: «ПрОсти приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа». Здесь подразумевается, что я причащался в целостности, т. е. без «задних мыслей», обид, ненависти и т. д. За что и благодарю Господа.
Со временем в нашем языке понятие простоты стало иметь отрицательное значение. Например, пословица «простота хуже воровства» или «простачком» могут назвать человека недалёкого ума. В общем, в сознании, хоть и не всегда, но простота ассоциируется с глупостью.
— Как Вы просто всё объясняете! – сказала прихожанка священнику.
— Я этой простоты 25 лет достигал! – ответил батюшка.
Почему так часто цитируя прп. Амвросия Оптинского человек не попадает в цель? Главная проблема в том, что значение слов в этой поговорке совсем иное. В евангельском понимании простота (целостность) и мудрость – два необходимых качества для верующего человека (именно отсюда происходит понятие «целомудрие»).
В поговорке прп. Амвросия Оптинского слово мудрено приравнивается к значению «перемудрил», т. е. перешёл границы мудрости и попал в глупость. Особенно это проявляется в оккультизме и различных восточных практиках, в которых выстраивается сложная многоэтажная система восприятия мира и духовной жизни, что лишает человека богообщения.
А то получается, что услышит христианин что-то превышающее его разумение, так вместо того, чтобы понять и разобраться, выстреливает: где просто, там ангелов со сто! В ответ хочется сказать: где просто, там ересей со сто!
Роднятся простотой глупец и гений,
Разнообразны формы простоты.
Есть та, что прозревает суть явлений
И та, что топит в бездне пустоты…
Монах Ефрем Метс
Некоторые люди очень любят козырнуть фразой преподобного Амвросия Оптинского «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там не одного». Только вот я ни разу не слышал, чтобы это выражение было к месту, поскольку говорящий чаще всего не понимает его значения.
Проблема возникает со словом «просто», точнее не знание его исконного смысла. Чаще всего употребляют в значении просто, значит примитивно или наивно. Заглянем в русский текст Евангелия: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. (Мф.10:16) А теперь посмотрим это же место в церковнославянском переводе: будите мудри яко змия и цели яко голубие. (Мф.10:16) Как видим простой, значит целый, целостный!
Именно от этих слов и происходит возглас на богослужении перед чтением Евангелия «Премудрость! ПрОсти!» (не путать с простИ). В данном случае слово «ПрОсти» означает одновременно встать прямо (просто), если вы сидите, но и слушайте Евангелие «просто», т. е. не лукаво и не криво.
Или после Причащения есть такой возглас дьякона: «ПрОсти приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа». Здесь подразумевается, что я причащался в целостности, т. е. без «задних мыслей», обид, ненависти и т. д. За что и благодарю Господа.
Со временем в нашем языке понятие простоты стало иметь отрицательное значение. Например, пословица «простота хуже воровства» или «простачком» могут назвать человека недалёкого ума. В общем, в сознании, хоть и не всегда, но простота ассоциируется с глупостью.
— Как Вы просто всё объясняете! – сказала прихожанка священнику.
— Я этой простоты 25 лет достигал! – ответил батюшка.
Почему так часто цитируя прп. Амвросия Оптинского человек не попадает в цель? Главная проблема в том, что значение слов в этой поговорке совсем иное. В евангельском понимании простота (целостность) и мудрость – два необходимых качества для верующего человека (именно отсюда происходит понятие «целомудрие»).
В поговорке прп. Амвросия Оптинского слово мудрено приравнивается к значению «перемудрил», т. е. перешёл границы мудрости и попал в глупость. Особенно это проявляется в оккультизме и различных восточных практиках, в которых выстраивается сложная многоэтажная система восприятия мира и духовной жизни, что лишает человека богообщения.
А то получается, что услышит христианин что-то превышающее его разумение, так вместо того, чтобы понять и разобраться, выстреливает: где просто, там ангелов со сто! В ответ хочется сказать: где просто, там ересей со сто!
Роднятся простотой глупец и гений,
Разнообразны формы простоты.
Есть та, что прозревает суть явлений
И та, что топит в бездне пустоты…
Монах Ефрем Метс
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]