Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле
10.07.2020 7 608 0 +275 mihailpan33

Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле

---
+275
В закладки
Одолжить незнакомцу запасное колесо? Когда-то, в 70-х, это считалось нормальным. Запаску возвращали тем же вечером вам домой, на дачу… да куда скажете.

Старые фильмы, например «Три тополя на Плющихе», возвращают нас в атмосферу чистых московских улиц с редкими автомобилями, спокойно разъезжающими по центру города в любое время суток, не зная проблем с парковкой. Часто так мы порой и представляем себе «доброе старое время», особенно когда из новостей вновь слышишь про очередной дефолт или теракт. Однако циники заявляют, что ностальгия — это всего лишь желание вернуть то, чего мы никогда не имели. И в этом случае они правы.

Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле примерно, только, талоны, машины, ГАЗ24, автомобиль, записи, домой, всего, проблем, Однако, приобрести, когда, Тогда, автобуса, имели, тогда, любой, ремень, стоила

Поразительно, но и в те времена многие жаловались на перегруженность городских улиц!

Как покупали машину?

Пойти в автосалон и купить автомобиль было невозможно. Только по предварительной записи, о проведении которой знали единицы. Идете в местком и пишете заявление — дальше все зависит от крутости вашего предприятия и от вашей значимости. Передовики производства на серьезных стройках и заводах особых проблем не имели: подождешь полгода-год — и вынимай открытку из почтового ящика. А вот всяческие НИИ получали по распределению всего несколько машин в год, при этом список желающих включал сотню фамилий.

Для особо уважаемых товарищей, претендующих на «суперавтомобиль» из Горького, составлялись многочисленные ходатайства на высочайшее имя… Так, мол, и так — просим в порядке исключения и ввиду особых заслуг разрешить товарищу Пупкову — профессору, лауреату, народному артисту и т. п. — приобрести в текущем году автомобиль ГАЗ-24. Особо оговаривалось, что ранее тов. Пупков такой машины не имел.

Самый верный способ приобрести любой автомобиль был связан с выездом за пределы СССР. Любой специалист народного хозяйства, посланный в длительную загранкомандировку (счастливчик!), по возвращению домой мог зайти в магазин «Березка» и расплатиться за покупочку сертификатами. Были в нашей истории такие хитрые деньги… ГАЗ-24 стоил 1850 рублей в сертификатах от Внешпосылторга. Для получения понятной цены в привычных рублях нужно было умножить это число на 5.

Сколько зарабатывали и на что хватало?

Машины были дорогими. Очень дорогими. Впрочем, сначала о доходах населения.

Средняя заработная плата, согласно данным Росстата, в 1970 г. составляла 121,2 ₽. Примерно столько получал на руки инженер в НИИ — знаю на собственной шкуре. Начальник лаборатории получал примерно 200 — 220 ₽. А водителю автобуса, зазываемому на работу уличными плакатами, обещали платить аж до 400 ₽ — как кандидату наук.

Вспомним некоторые цены — неавтомобильные

  • Стакан газировки без сиропа — 1 коп.
  • Стакан газировки с сиропом — 3 коп.
  • Билет на трамвай/троллейбус/автобус — 3/4/5 копеек.
  • Батон хлеба — от 13 до 25 коп.
  • Бутылка водки 0, 5 л — примерно 3 — 4 ₽.
  • Квартплата за среднюю «двушку» (включая свет, отопление, воду) — примерно 15 ₽.
  • Черно-белый телевизор типа «Рекорд» — примерно 200 ₽.
  • Цветной телевизор («Темп», «Радуга» и т. п.) — примерно 650 ₽.
  • Холодильник ЗИЛ (дефицит, кстати говоря, — люди в очереди годами стояли) — примерно 300 ₽.
Теперь — к транспортным средствам

  • Велосипед «Спутник» — 78 ₽ 50 коп.
  • Мотоцикл «Урал» — примерно 1400 ₽.
  • Запорожец — 3500 ₽;
  • Москвич-412 — 4900 ₽;
  • ВАЗ-2101 — 5605 ₽ (это с венгерским приемничком за 105 ₽) ;
  • ВАЗ-2103, появившийся через пару лет после 2101, — 7500 ₽;
  • Волга ГАЗ-21, которую уже снимали с производства, стоила 5602 ₽. А новая ГАЗ-24 — аж 9200 ₽.
А как же подержанные автомобили? Да ради бога, только запаситесь деньгами — та же «Волга» легко уходила в «Грузинскую Демократическую Республику» по пятикратной стоимости… И даже вдрызг разбитые машины быстро обретали новых хозяев.

Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле примерно, только, талоны, машины, ГАЗ24, автомобиль, записи, домой, всего, проблем, Однако, приобрести, когда, Тогда, автобуса, имели, тогда, любой, ремень, стоила

Заправка жигулевского бака (39 литров) стоила около 4 ₽.

Как заправлялись?

Основных бензинов было два: А-76 и АИ-93. Цены — соответственно 8 и 10 копеек за литр. Однако очень многие считали это расточительством и предпочитали 76-й, только не на АЗС, а по договоренности с водителем какого-то грузовика или автобуса. Примерная цена за халявный бензин составляла 5 коп/л. Дизельное топливо частникам не отпускалось. Но в этом и не было необходимости: дизельные легковушки отсутствовали как класс.

А еще важно знать, что загородные АЗС вместо наличных зачастую требовали талоны. Талоны продавали тоже за городом — в хозмагах и т. п. Не купили заранее — ваши проблемы. Но, собираясь, к примеру, из Москву в Ленинград, нужно было иметь с собой как деньги, так и талоны. Расстояние между соседними АЗС составляло примерно 40 — 60 км, а прожорливость машин была выше нынешней, поэтому затягивать с заправкой было неосмотрительно.

Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле примерно, только, талоны, машины, ГАЗ24, автомобиль, записи, домой, всего, проблем, Однако, приобрести, когда, Тогда, автобуса, имели, тогда, любой, ремень, стоила

Все талоны выглядели примерно вот так. С годами менялись только цены.

А страховка была?

Дело добровольное. На практике действовала смешная страховка в виде доброй бабушки, ходившей по домам — примерно как Деточкин. Она не отличала Москвича от Студебекера, но это и не требовалось — важно было лишь то, с какими деньгами вы готовы были расстаться. Так, примерно за 40 ₽ вы получали полис Госстраха, обещающий компенсацию на сумму до 3000 ₽ при аварии. Это был самый распространенный вид страховки, потому что столько стоил новенький кузов Жигулей — самая дорогая деталь автомобиля. При этом возраст машины значения не имел.

Где доставали запчасти?

Страшно вспомнить. Огромные очереди, отсутствие всего, потоки «блатных» и отвратительные типажи типа директора автосервиса из фильма «Инспектор ГАИ». Чтобы без проблем отремонтировать машину, хитрецы порой ездили километров за 300 — 400, где с полным основанием выдавали себя за транзитников, которые пользовались правом внеочередного обслуживания. Деньги при этом никто не считал — чинили любой ценой.

Шины — только по предварительной записи. Аккумуляторы — тоже по записи, причем с обязательной справкой о том, что старый АКБ вы сдали на переработку. В техпаспорте на машину ручкой делали запись: мол, такого-то числа приобретены 5 покрышек 6,15/13.

По ночам на МКАД работал нелегальный рынок запчастей — там было всё, но далеко не по государственным ценам. Жигулевский распредвал за десятикратную стоимость — пожалуйста!

Опять-таки, в магазинах «Березка» продавались и аккумуляторы, и шины. Но — не за рубли.

Автомобильная жизнь в СССР: как оно было на самом деле примерно, только, талоны, машины, ГАЗ24, автомобиль, записи, домой, всего, проблем, Однако, приобрести, когда, Тогда, автобуса, имели, тогда, любой, ремень, стоила

Автохимия пользовалась успехом: хотелось купить машинке хотя бы что-то. В основном выручали флакончики из братских стран типа ГДР.

Взаимовыручка? Была!

Поехать за город с пустым багажником — без ремней, бегунков, шлангов, лампочек, камер, масла и «тормозухи» — это, знаете ли, недальновидно. И если, к примеру, у вас порвался приводной ремень — всё, приехали… Звонить некуда и неоткуда: сотовых телефонов еще не изобрели, автосервисов нет, ближайший магазин запчастей километрах в двухстах от нас — впрочем, он уже все равно закрыт. Да и кто сказал, что там продается наш ремень? Такие вещи покупаются заранее и не думая — про запас. Что ж, выходим на дорогу и протягиваем руку — спасайте, ребята.

А вот это мы безвозвратно потеряли — на ваш зов тормозили все! Тогда еще не было грабежей на дорогах. Шоферюга на КраЗе готов дотащить нас до райцентра — там есть МТС (не имеет отношения к телекоммуникационной компании!), может быть, помогут. Водитель «волжанки» перетряхивает собственный багажник — нет, вашего ремня у него нет, но вот вам моток хорошей веревки, вырежете из нее времянку. И, наконец, благодетель — запасливый отец семейства — вытаскивает из закромов нужную запчасть: у него их аж три!

Помню, как на Симферопольском шоссе отец остановился, увидев несчастного водителя такого же «горбатого», проколовшего каким-то образом два колеса! Отец тогда одолжил ему свое колесо — тем же вечером благодарный мужик привез его к нам домой. Тогда это казалось нормальным.

И когда лучше — тогда или теперь?

Россию часто называют страной с непредсказуемым прошлым. Но наше настоящее — это то самое «старое доброе время», о котором так часто будет слышать следующее поколение. Мы любим вспоминать, как сидели у камина, но упорно забываем, как пилили для него дрова.

А кто не помнит прошлого, обречен пережить его снова.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]