Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации
---
СССР занимал одну из лидирующих позиций по количеству выпущенной авиации во время Второй мировой войны. Истребители Як-9 были основной силой в то время. Ежедневно на советских заводах выпускалось 20 самолетов этой модели. Они имели большое преимущество перед вражеской авиацией и сумели принести много побед отечественным летчикам.
История создания Як-9
Главной проблемой истребителей Як, которые применялись в первые месяцы войны, был недостаток энерговооруженности. Поэтому аналогичная немецкая авиация имела большое преимущество. Вражеские Bf-109 были гораздо маневреннее и могли быстрее подниматься. Исправлять это взялись уменьшением массы советских истребителей или установкой новых двигателей, но в обоих случаях также требовалось повышение аэродинамики.
Первый вариант использовали для производства Як-3, который в результате имел проблемы с дальностью полета. Еще добиться преимущества можно было с помощью замены всех деревянных частей конструкции на металлические, но дефицит материалов не позволял этого сделать. Ситуация изменилась только к 1942 году. Тогда конструкторы приступили к разработке нового советского истребителя.
За основу взяли Як-7 на двигателе М-105ПФ. После внимательного изучения всех составляющих самолета было решено заменить деревянные лонжероны на металлические, но особого эффекта это не дало – вес уменьшился лишь на 150 кг. После конструкторы сняли с аппарата один пулемет, понизили гаргрот и поставили улучшенный фонарь. Результатом стал опытный образец нового самолета, который тогда назвали Як-7ДИ.
Впервые он взлетел в воздух он в июне 1942 года. После полутора месяцев тестов конструкторы пришли к выводу, что новая машина стала маневреннее, может летать на большие расстояния и способна подниматься в небо намного быстрее основной модели. Поэтому было решено запускать ее серийное производство. Сам самолет получил название Як-9.
Первые единицы начали поступать на фронт к концу 1942 года. Их количество было совсем небольшим, а полноценные поставки были организованы только к весне 1943 года. Первым боевым опытом для массового количества этого истребителя стала Курская битва. Тогда удалось выявить у него ряд недостатков.
Главный касался качества изготовления, из-за которого у самолета отрывалась обшивка крыла. Для устранения проблем пришлось отправлять на фронт ремонтные бригады. Также Як-9 уступал немецким аналогам по скоростным показателям. Это было связано с менее мощным двигателем. Некоторые летчики отмечали и нехватку вооружения.
Летом 1943 года конструкторы разработали для самолета улучшения, которые должны были решить часть проблем. Новые модификации Як получили названия 9Д и 9Т. Особое внимание уделялось последнему из них. Он имел на борту мощную авиационную пушку, которая позволяла легко сбивать немецкую авиацию несколькими выстрелами. Модель 9Т также активно применялась для уничтожения бронированной техники и военно-морского флота.
К концу войны Як-9 стал основным истребителем ВВС СССР. Его производством занимались сразу три завода: Московский 82, Новосибирский 153 и Омский 166. За время войны на них было создано почти 15 тысяч 000 самолетов этой модели. Выпускался он до 1948 года, а к началу 1950-х был снят с вооружения.
Конструкция самолета
Як-9 отличался особой живучестью. Она достигалась за счет практичной конструкции, имеющей большой технологический ресурс. Поэтому самолет использовался максимально эффективно. В основе его фюзеляжа был каркас из стали, который собирали и сваривали из множества элементов.
На первых моделях поверх устанавливали деревянную опалубку, а на более поздних начали использовать алюминий. Основная обшивка была полотняной, но вскоре тоже сменилась на алюминиевую. Двигатель и переходы от кабины до крыла были защищены металлом. На верхней части устанавливали обшивку из фанеры малой толщины, которая также потом была заменена на алюминий.
Крыло самолета состояло из двух лонжеронов с поперечным набором. Оно легко снималось для ремонта или полной замены. Внутри были расположены 2 или 4 четыре топливных бака с одной горловиной. Определение остатка топлива производилось с помощью простых механических приборов. Сами баки были сварными, а их поверхность покрывалась резиновым протектором. Элероны имели компенсаторы аэродинамики и веса, а на нижней части крыла были установлены щитки.
Кабина летчика покрывалась прозрачным фонарем, через который открывался круговой обзор. Вход был установлен в кормовой секции. Сзади кресла пилота устанавливали бронепластину, а переднее и заднее стекло было бронированными. Перед фонарем был установлен стоял прицел для наведения на цели при стрельбе.
Шасси имело три стойки с хвостовой опорой. Их управление их выпуском или убиранием было пневматическим, но в случае возникновения аварийной ситуации его допускалось переводили перевести в ручной режим. Заднее колесо имело небольшой диаметр, а его основание было – подвижным, что помогало в рулении машиной на по взлетно-посадочной полосе.
Самолет управлялся с помощью тяги и тросов. Его основой был 12-цилиндровый двигатель ВК-105ПФ. На некоторых моделях использовался вариант ВК-107А. Он имел принудительное жидкостное охлаждение и трехлопастный винт. Охлаждающий радиатор располагали под центропланом, а масляный находился под двигателем.
Вооружение Як-9
По вооружению Як-9 первых модификаций был слабее своих конкурентов. Потом в него внесли изменения, которые дали ему преимущества. Изначально в развале цилиндров двигателя устанавливали пушку МП-20 с патронной коробкой на 120 снарядов. Она дополнительно закреплялась на втулке винта. Перезаряжалась пушка с помощью пневматической системы. При стрельбе звенья и гильзы отводились в специальный короб.
Над мотором располагался пулемет УБС с калибром 12,7 мм. С ним находилась коробка на 200 патронов. Во время пристрелки его линию огня можно было корректировать. Все пустые гильзы шли в тот же короб, который был что установлен к пушке МП-20.
На модификации 9Т вместо пушки МП-20 калибра 20 мм использовалась НС-37 на 37 мм. Позднее на модели 9К установили еще более мощную НС-45 с калибром снарядов 45 мм. В первом случае их количество сократилось до 30 единиц, во втором – до 29. Такого количества патронов было достаточно, чтобы быстро и легко за один вылет уничтожить несколько вражеских самолетов.
На модели 9У вместо одного пулемета использовались два, что тоже повышало эффективность ведения боя.
Характеристики истребителя
По словам летчиков, Як-9 был очень устойчивым, маневренным и простым в управлении. Стандартная версия имела двигатель мощностью 1180 л. с. Версия 9У на моторе М-107А была мощнее – 1500 л. с. Максимальная скорость самолета составляла 577 км/ч, а в улучшенной версии он мог разгоняться до 672 км/ч. Крейсерская скорость была ограничена 512 км/ч и 575 км/ч.
Практическая дальность составляла 848 км у базовой версии, 675 км – у версии 9У. Вариант 9ДД мог пролететь до 2285 км. Потолок стандартной версии и 9У был практически одинаковым и составлял 10750 и 10650 м. Выше всех поднималась модель 9ПД – 13100 м. Меньше времени на набор высоты требовалось варианту 9У. и он мог подниматься до 5 км за 5 минут. Базовая версия отставала только на 0,1 минуты. Медленнее всех был 9ДД, которому требовалось 6,8 минуты.
Вы знакомы с историей истребителя ЯК-9?ДаНет
Модификации
Як-9 был универсальным самолетом и легко модифицировался. Это позволяло расширить круг его использования, делая при производстве акцент на конкретные задачи, которые ему предстояло выполнять.
Отличительные черты модификаций:
- Як-9 с М-106СК. – вариант базовой модели с двигателем М-106СК, после испытаний был признан неудовлетворительным.;
- Як-9 с М-107А. – опытный образец самолета на двигателе М-107А, от его производства отказались, так как во время одного из тестов мотор отказал.;
- Як-9Д. – улучшенная модель с повышенным запасом топлива на 50%, могла летать на большие расстояния, была поставлена на серийный конвейер.;
- Як-9С. Т – тестовый вариант машины с двумя 20 мм пушкам и 23 мм мотор-пушкой., был признан недостаточно мощным.;
- Як-9Т. М – модель с пушкой НС-37 и базовым пулеметом, могла пробивать толстую броню вражеской авиации с полукилометрового расстояния. С, стояла на серийном производстве.;
- Як-9ТД – имел повышенный запас топлива. , был поставлен на серийное производство, но количество выпущенных моделей не стало большим.;
- Як-9К – оснащенный пушкой НС-45 вариант базового истребителя., стрельба давала большую отдачу, из-за чего допускались только короткие очереди, серийно выпущено всего 45 машин.;
- Як-9ТК – усиленная модель с возможностью установки любой доступной для подобных самолетов пушки, использовалась мало.;
- Як-9М – улучшенная версия модели 9Д., имела новый двигатель ВК-105ПФ-2., одна из самых массовых модификаций.;
- Як-9ДД – специальная модель истребителя для сопровождения бомбардировщиков., имела Имела 8 топливных баков и летала на большие расстояния., выпущено несколько штук.;
- Як-9В – учебный самолет с убирающимся шасси на двигателе ВК-105ПФ-2., выпущено почти 800 единиц.;
- Як-9УВ – улучшенный тренировочный самолет на двигателе М-107А., Вв серийное производство не пошел.;
- Як-9Р – разведывательная модель истребителя., отличалась наличием фотооборудования, выпускалась небольшими партиями.;
- Як-9Б – бомбардировочная модификация., вмещала до 4 четырех стокилограммовых бомб., серийно создано чуть больше 100 ста единиц.;
- Як-9Л – опытный образец бомбардировочной модели Як-9,, которая после испытаний получила название 9Б.;
- Як-9П – модификация базового самолета с пушкой ШВАК вместо стандартного пулемета., было выпущено несколько образцов.;
- Як-9ПД – высотный перехватчик., использовался для борьбы с разведчиками над Москвой., выпустили 35 штук.;
- Як-9У – модель на моторе М-105ПФ-2 или М-107А., имела улучшенную конструкцию и два пулемета 12,7 м, создавалась серийно небольшими партиями.;
- Як-9УТ – улучшенная версия модели 9У с основной пушкой НС-37., позволяла получить больше преимущества в воздухе., выпущено 282 единицы.;
- Як-9 «Курьерский» – транспортная вариация самолета., использовалась для перевозки одного пассажира в условиях войны.
Боевое применение
Несколько истребителей этой модели участвовали в сражении под Сталинградом в 1942 году, но в официальных отчетах это не упоминалась. Позднее самолет стал выпускаться намного активнее и начал массово поступать в военные формирования.
Наиболее примечательным считается его участие в Курской битве в 1943 году. Тогда он стал одним из важнейших факторов, принесших победу СССР. К тому моменту с конвейеров сходили многие модификации, что тоже сыграло существенную роль в получении преимущества.
Параллельно с боевыми действиями на земле восточного фронта машины использовались для сопровождения морской торпедоносной и бомбардировочной авиации. Также они участвовали в войне против Японии.
После Второй мировой войны Як-9 применялся для защиты государственных границ. Несколько истребителей использовались в ходе Корейской войны. Некоторые участвовали в боях против американских самолетов.
Страны-эксплуатанты
Истребитель эксплуатировался не только СССР. Он активно поставлялся другим государствам, которые также его использовали для выполнения различных задач и ведения боевых действий в разных конфликтах.
В список эксплуатантов входят:
- Великобритания;
- Франция;
- Польша;
- Болгария;
- Венгрия;
- СФРЮ;
- Албания;
- Монголия;
- КНДР.
Як-9 имел большое количество модификаций, которые делали его универсальным самолетом. Преимущества перед вражескими аналогами позволили ему стать одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Он сыграл важную роль в достижении победы над фашизмом. После войны Як-9 использовался уже не так активно и вскоре был снят с вооружения, но до сих пор признается главным советским самолетом того времени.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]