Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации
09.07.2020 3 655 0 +122 AlexSey

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

---
+122
В закладки
Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

СССР занимал одну из лидирующих позиций по количеству выпущенной авиации во время Второй мировой войны. Истребители Як-9 были основной силой в то время. Ежедневно на советских заводах выпускалось 20 самолетов этой модели. Они имели большое преимущество перед вражеской авиацией и сумели принести много побед отечественным летчикам.

История создания Як-9

Главной проблемой истребителей Як, которые применялись в первые месяцы войны, был недостаток энерговооруженности. Поэтому аналогичная немецкая авиация имела большое преимущество. Вражеские Bf-109 были гораздо маневреннее и могли быстрее подниматься. Исправлять это взялись уменьшением массы советских истребителей или установкой новых двигателей, но в обоих случаях также требовалось повышение аэродинамики.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Первый вариант использовали для производства Як-3, который в результате имел проблемы с дальностью полета. Еще добиться преимущества можно было с помощью замены всех деревянных частей конструкции на металлические, но дефицит материалов не позволял этого сделать. Ситуация изменилась только к 1942 году. Тогда конструкторы приступили к разработке нового советского истребителя.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

За основу взяли Як-7 на двигателе М-105ПФ. После внимательного изучения всех составляющих самолета было решено заменить деревянные лонжероны на металлические, но особого эффекта это не дало – вес уменьшился лишь на 150 кг. После конструкторы сняли с аппарата один пулемет, понизили гаргрот и поставили улучшенный фонарь. Результатом стал опытный образец нового самолета, который тогда назвали Як-7ДИ.

Впервые он взлетел в воздух он в июне 1942 года. После полутора месяцев тестов конструкторы пришли к выводу, что новая машина стала маневреннее, может летать на большие расстояния и способна подниматься в небо намного быстрее основной модели. Поэтому было решено запускать ее серийное производство. Сам самолет получил название Як-9.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Первые единицы начали поступать на фронт к концу 1942 года. Их количество было совсем небольшим, а полноценные поставки были организованы только к весне 1943 года. Первым боевым опытом для массового количества этого истребителя стала Курская битва. Тогда удалось выявить у него ряд недостатков.

Главный касался качества изготовления, из-за которого у самолета отрывалась обшивка крыла. Для устранения проблем пришлось отправлять на фронт ремонтные бригады. Также Як-9 уступал немецким аналогам по скоростным показателям. Это было связано с менее мощным двигателем. Некоторые летчики отмечали и нехватку вооружения.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Летом 1943 года конструкторы разработали для самолета улучшения, которые должны были решить часть проблем. Новые модификации Як получили названия 9Д и 9Т. Особое внимание уделялось последнему из них. Он имел на борту мощную авиационную пушку, которая позволяла легко сбивать немецкую авиацию несколькими выстрелами. Модель 9Т также активно применялась для уничтожения бронированной техники и военно-морского флота.

К концу войны Як-9 стал основным истребителем ВВС СССР. Его производством занимались сразу три завода: Московский 82, Новосибирский 153 и Омский 166. За время войны на них было создано почти 15  тысяч 000 самолетов этой модели. Выпускался он до 1948 года, а к началу 1950-х был снят с вооружения.

Конструкция самолета

Як-9 отличался особой живучестью. Она достигалась за счет практичной конструкции, имеющей большой технологический ресурс. Поэтому самолет использовался максимально эффективно. В основе его фюзеляжа был каркас из стали, который собирали и сваривали из множества элементов.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

На первых моделях поверх устанавливали деревянную опалубку, а на более поздних начали использовать алюминий. Основная обшивка была полотняной, но вскоре тоже сменилась на алюминиевую. Двигатель и переходы от кабины до крыла были защищены металлом. На верхней части устанавливали обшивку из фанеры малой толщины, которая также потом была заменена на алюминий.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Крыло самолета состояло из двух лонжеронов с поперечным набором. Оно легко снималось для ремонта или полной замены. Внутри были расположены 2 или 4 четыре топливных бака с одной горловиной. Определение остатка топлива производилось с помощью простых механических приборов. Сами баки были сварными, а их поверхность покрывалась резиновым протектором. Элероны имели компенсаторы аэродинамики и веса, а на нижней части крыла были установлены щитки.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Кабина летчика покрывалась прозрачным фонарем, через который открывался круговой обзор. Вход был установлен в кормовой секции. Сзади кресла пилота устанавливали бронепластину, а переднее и заднее стекло было бронированными. Перед фонарем был установлен стоял прицел для наведения на цели при стрельбе.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Шасси имело три стойки с хвостовой опорой. Их управление их выпуском или убиранием было пневматическим, но в случае возникновения аварийной ситуации его допускалось переводили перевести в ручной режим. Заднее колесо имело небольшой диаметр, а его основание было – подвижным, что помогало в рулении машиной на по взлетно-посадочной полосе.

Самолет управлялся с помощью тяги и тросов. Его основой был 12-цилиндровый двигатель ВК-105ПФ. На некоторых моделях использовался вариант ВК-107А. Он имел принудительное жидкостное охлаждение и трехлопастный винт. Охлаждающий радиатор располагали под центропланом, а масляный находился под двигателем.

Вооружение Як-9

По вооружению Як-9 первых модификаций был слабее своих конкурентов. Потом в него внесли изменения, которые дали ему преимущества. Изначально в развале цилиндров двигателя устанавливали пушку МП-20 с патронной коробкой на 120 снарядов. Она дополнительно закреплялась на втулке винта. Перезаряжалась пушка с помощью пневматической системы. При стрельбе звенья и гильзы отводились в специальный короб.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Над мотором располагался пулемет УБС с калибром 12,7 мм. С ним находилась коробка на 200 патронов. Во время пристрелки его линию огня можно было корректировать. Все пустые гильзы шли в тот же короб, который был что установлен к пушке МП-20.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

На модификации 9Т вместо пушки МП-20 калибра 20 мм использовалась НС-37 на 37 мм. Позднее на модели 9К установили еще более мощную НС-45 с калибром снарядов 45 мм. В первом случае их количество сократилось до 30 единиц, во втором – до 29. Такого количества патронов было достаточно, чтобы быстро и легко за один вылет уничтожить несколько вражеских самолетов.

На модели 9У вместо одного пулемета использовались два, что тоже повышало эффективность ведения боя.

Характеристики истребителя

По словам летчиков, Як-9 был очень устойчивым, маневренным и простым в управлении. Стандартная версия имела двигатель мощностью 1180 л. с. Версия 9У на моторе М-107А была мощнее – 1500 л. с. Максимальная скорость самолета составляла 577 км/ч, а в улучшенной версии он мог разгоняться до 672 км/ч. Крейсерская скорость была ограничена 512 км/ч и 575 км/ч.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Практическая дальность составляла 848 км у базовой версии, 675 км – у версии 9У. Вариант 9ДД мог пролететь до 2285 км. Потолок стандартной версии и 9У был практически одинаковым и составлял 10750 и 10650 м. Выше всех поднималась модель 9ПД – 13100 м. Меньше времени на набор высоты требовалось варианту 9У. и он мог подниматься до 5 км за 5 минут. Базовая версия отставала только на 0,1 минуты. Медленнее всех был 9ДД, которому требовалось 6,8 минуты.

Вы знакомы с историей истребителя ЯК-9?ДаНет

Модификации

Як-9 был универсальным самолетом и легко модифицировался. Это позволяло расширить круг его использования, делая при производстве акцент на конкретные задачи, которые ему предстояло выполнять.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Отличительные черты модификаций:

  • Як-9 с М-106СК. – вариант базовой модели с двигателем М-106СК, после испытаний был признан неудовлетворительным.;
  • Як-9 с М-107А.   – опытный образец самолета на двигателе М-107А, от его производства отказались, так как во время одного из тестов мотор отказал.;
  • Як-9Д. – улучшенная модель с повышенным запасом топлива на 50%, могла летать на большие расстояния, была поставлена на серийный конвейер.;
  • Як-9С. Т – тестовый вариант машины с двумя 20 мм пушкам и 23 мм мотор-пушкой., был признан недостаточно мощным.;
  • Як-9Т. М – модель с пушкой НС-37 и базовым пулеметом, могла пробивать толстую броню вражеской авиации с полукилометрового расстояния. С, стояла на серийном производстве.;
  • Як-9ТД – имел повышенный запас топлива. , был поставлен на серийное производство, но количество выпущенных моделей не стало большим.;
  • Як-9К – оснащенный пушкой НС-45 вариант базового истребителя., стрельба давала большую отдачу, из-за чего допускались только короткие очереди, серийно выпущено всего 45 машин.;
  • Як-9ТК – усиленная модель с возможностью установки любой доступной для подобных самолетов пушки, использовалась мало.;
  • Як-9М – улучшенная версия модели 9Д., имела новый двигатель ВК-105ПФ-2., одна из самых массовых модификаций.;
  • Як-9ДД – специальная модель истребителя для сопровождения бомбардировщиков., имела Имела 8 топливных баков и летала на большие расстояния., выпущено несколько штук.;
  • Як-9В – учебный самолет с убирающимся шасси на двигателе ВК-105ПФ-2., выпущено почти 800 единиц.;
  • Як-9УВ – улучшенный тренировочный самолет на двигателе М-107А., Вв серийное производство не пошел.;
  • Як-9Р – разведывательная модель истребителя., отличалась наличием фотооборудования, выпускалась небольшими партиями.;
  • Як-9Б – бомбардировочная модификация., вмещала до 4 четырех стокилограммовых бомб., серийно создано чуть больше 100 ста единиц.;
  • Як-9Л – опытный образец бомбардировочной модели Як-9,, которая после испытаний получила название 9Б.;
  • Як-9П – модификация базового самолета с пушкой ШВАК вместо стандартного пулемета., было выпущено несколько образцов.;
  • Як-9ПД – высотный перехватчик., использовался для борьбы с разведчиками над Москвой., выпустили 35 штук.;
  • Як-9У – модель на моторе М-105ПФ-2 или М-107А., имела улучшенную конструкцию и два пулемета 12,7 м, создавалась серийно небольшими партиями.;
  • Як-9УТ – улучшенная версия модели 9У с основной пушкой НС-37., позволяла получить больше преимущества в воздухе., выпущено 282 единицы.;
  • Як-9 «Курьерский» – транспортная вариация самолета., использовалась для перевозки одного пассажира в условиях войны.
Такое количество модификаций позволяло использовать Як-9 с максимальной эффективностью. Для выполнения каждой задачи можно было выбрать ту версию, которая больше всего для этого подходила.

Боевое применение

Несколько истребителей этой модели участвовали в сражении под Сталинградом в 1942 году, но в официальных отчетах это не упоминалась. Позднее самолет стал выпускаться намного активнее и начал массово поступать в военные формирования.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

Наиболее примечательным считается его участие в Курской битве в 1943 году. Тогда он стал одним из важнейших факторов, принесших победу СССР. К тому моменту с конвейеров сходили многие модификации, что тоже сыграло существенную роль в получении преимущества.

Параллельно с боевыми действиями на земле восточного фронта машины использовались для сопровождения морской торпедоносной и бомбардировочной авиации. Также они участвовали в войне против Японии.

После Второй мировой войны Як-9 применялся для защиты государственных границ. Несколько истребителей использовались в ходе Корейской войны. Некоторые участвовали в боях против американских самолетов.

Страны-эксплуатанты

Истребитель эксплуатировался не только СССР. Он активно поставлялся другим государствам, которые также его использовали для выполнения различных задач и ведения боевых действий в разных конфликтах.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации модели, самолета, войны, модель, которые, который, количество, вариант, истребителя, истребителей, только, выпущено, самолет, М107А, имела, время, устанавливали, также, пушкой, расстояния

В список эксплуатантов входят:

  • Великобритания;
  • Франция;
  • Польша;
  • Болгария;
  • Венгрия;
  • СФРЮ;
  • Албания;
  • Монголия;
  • КНДР.
Известно, что Як-9 применялся истребительным полком «Нормандия-Неман», который прославился множеством успешных боев против немцев. Дольше всех эти самолеты использовались поляками – до 1954 года.

Як-9 имел большое количество модификаций, которые делали его универсальным самолетом. Преимущества перед вражескими аналогами позволили ему стать одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Он сыграл важную роль в достижении победы над фашизмом. После войны Як-9 использовался уже не так активно и вскоре был снят с вооружения, но до сих пор признается главным советским самолетом того времени.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]