Транспортный самолет Ил-112: описание, характеристики, конструкция
---
Ил-112В – перспективный транспортный самолет нового поколения, разрабатываемый российскими конструкторами авиационного комплекса имени Ильюшина. Он предназначен для замены имеющихся Ан-24 и Ан-26, принятых в эксплуатацию около 50 лет назад. Основной версией Ил-112 будет легкий военный транспортник, но ожидается создание иных вариантов исполнения. Важным преимуществом самолета станет возможность взлета и посадки на малооборудованных грунтовых аэродромах небольшой длины.
История создания
В конце 1980 годов советскими вооруженными силами активно использовались три транспортника: Ан-12, Ан-24 и Ан-26. Все они к тому времени уже начали устаревать и могли создавать определенные проблемы, выражающиеся в качестве их эксплуатации и надежности. Поэтому идея запуска проекта нового самолета для правительства казалась очевидной.
На тот момент разрабатывался Ил-112 в качестве среднемагистрального пассажирского авиалайнера, который должен был заменить имеющиеся Ту-134 и Ту-154 для выполнения внутренних авиарейсов. Конструкторы предложили использовать его за основу и создать укороченную версию Ил-114. Но трудное финансовое положение в стране заставило отложить все проекты.
Предложенный вариант укороченного Ил-114 создан не был, а военно-воздушные силы так и не получили легкий транспортник. Начало 2000-х годов изменило ситуацию. Тогда был запущен новый проект по созданию самолета Ил-112В. Официальным его началом считается апрельский конкурс 2004 года, где выбирался военный транспортник от лица Минобороны.
Самолет Ил-112В
Ил-112В победил, оставив позади МиГ-110, М-60ЛВТС и Ту-136Т. В майском интервью В. Денисов, исполняющий обязанности командующего одного из воздушных подразделений, заявил о подъеме самолета в воздух уже через год и большой госзакупке к 2015. Но финансирование внезапно сократили, а продвижение проекта резко замедлилось, что заставило значительно сдвинуть сроки.
Первостепенной задачей для разработчиков стала сборка четырех тестовых образцов. Два предназначались для летных испытаний, а вторая пара – для наземных. По словам руководства ВАСО, первый образец должен был стать готовым к 2010, а через год планировался запуск серийного производства.
Незадолго до подготовки первого экземпляра Минобороны РФ отказалось от дальнейшего финансирования проекта, предложив авиационному комплексу имени Ильюшина вкладывать собственные средства. Спустя год было решено вообще исключить заказ Ил-112В из плана закупок и приобрести вместо него модифицированный Ан-140. Все работы над самолетом были заморожены.
В начале 2013 года проект был вновь запущен после переговоров Главкомата ВВС РФ и министра обороны С. Шойгу. К 26 июня конструкторы отправили заявку на создание новых турбовинтовых двигателей, а через месяц официально подтвердили размораживание разработки. 23 декабря стало известно о заключении контракта с Минобороны.
Согласно планам, в самолете должны были использоваться двигатели ТВ7-117СТ, а эксплуатация не подразумевала капитальных ремонтов, ограничиваясь минимальными вложениями для поддержания базовой летной годности.
Подготовка к производству началась в 2016 году. Для модернизации заводов пришлось потратить более 1,3 млрд рублей, без которых осуществлять сборку Ил-112В с необходимой скоростью было бы невозможно. Первый фюзеляж собрали к концу года, а к середине 2017 опытный образец был готов полностью.
После этого конструкторы сконцентрировались на устранении нестыковок с документацией и доработку отдельных деталей. 12 декабря 2018 года произошла первая выкатка самолета на взлетно-посадочную полосу для проверки работы основных систем и двигателей. С последними возникла проблема – один из моторов отказал. Затем Ил-112В получил ряд доработок, избавивших его от выявленных проблем.
Первый полет прошел 30 марта 2019 года. Ил-112В сделал три круга, сымитировав посадку на последнем. Основная часть полета завершилась успешно, самолет двигался в сопровождении Ил-114, чтобы можно было определить точную скорость и выявить ошибки в показаниях приборов. Когда испытание закончилось, Ил-112В пошел на снижение.
Опустив самолет до 30 метров, летчик заметил срабатывание сигнализации. Один двигатель переключился с автоматического управления на гидромеханическое, значительно понизив обороты. Машину получилось нормально посадить и пригнать на стоянку.
После этого был проведен анализ записей с камер наблюдения, который помог прояснить ситуацию. Несмотря на отказ двигателя, он продолжил работать, хоть и были использованы пониженные обороны. Наличие резервной гидравлической системы помогло избежать авиакатастрофы, что продемонстрировало ее надежность и важность в каждом самолете.
Несмотря на вполне успешные испытания, Ил-112В имеет одну серьезную проблему. Еще на момент составления проекта на бумаге было ясно, что самолет получит перевес. Трудности, связанные с финансированием, заставили закрыть глаза на этот недостаток и приступить к работе сразу после получения денежных средств.
Но Минобороны само обратило внимание на наличие в документации ошибок и превышение общей массы самолета на 2,5 тонны. Постепенно конструкторы стараются снизить вес, каждому за это гарантируется премия. Также АК имени Ильюшина попросил продумать уменьшение массы отдельных элементов конструкции у их изготовителей. Уже удалось облегчить двигатели на 90 кг, которые изначально получились также более тяжелыми.
К середине 2019 года уменьшили вес самолета на 2082 кг. Предполагается, что после модернизации, замены системы управления и оптимизации гидросистемы, назначенных на ближайшее время, масса сократится еще на 500 кг. Не исключен переход с дюралевых сплавов на алюминиево-литиевые, что поможет уменьшить вес примерно на 150 кг.
До весны 2020 года самолет должен быть доработан с учетом всех выявленных недостатков и новых требований. Третий опытный образец должны представить в течение 2020 или 2021 года. Первые поставки могут начаться спустя несколько месяцев после завершения испытаний.
Вы знакомы с историей создания ИЛ-112ВДаНет
Будущие летно-технические характеристики
Точные технические характеристики будущего Ил-112В представлены не были и станут известны только после запуска самолета в серийное производство. Но уже сейчас есть информация, взятая из технической документации, требований и реальных показателей опытных образцов.
Компоновка самолета ИЛ — 112В
Согласно последним сведениям, длина самолета будет составлять от 23,49 до 24,15 м, его высота должна ограничиться 8,9 м. Диаметр фюзеляжа равен 3,29 м, колея шасси вытянута на 4 м. Размах крыла может достичь от 25,74 до 27,6 м при его площади в 65 м². Взлетная масса не должна превышать 21 тонны, при этом допустимая нагрузка составит от 5 до 6 тонн.
Новый двигатель ТВ7-117СТ, разработанный специально для Ил-112В, выпускается серийно с 2018 года. Он обеспечит самолету мощность в пределах 3500 л. с. и крейсерскую скорость от 450 до 500 км/ч. Подняться получится на высоту до 7600 км, чего для транспортной авиации достаточно. Дальность полета составит до 4800 км при малой нагрузке и до 1000 км при максимальной. Расход топлива будет варьироваться от 500 до 550 кг/ч, емкость баков ограничена 7200 л.
Двигатель ТВ7-117СТ
Рекомендуемая длина взлетно-посадочной полосы для Ил-112В составляет 1200 м. Для взлета ему потребуется разбег до 660 м. При посадке пробег может достигать 550 м. Срок службы без учета капитального ремонта должен составить 35 лет, 30000 полетов или 45000 летных часов.
Конструкция
Ил-112В представляет собой двухмоторный турбовинтовой моноплан. Его аэродинамическая схема относится к нормальным, крыло имеет высокое расположение. Основные части корпуса выполнены из алюминиевых сплавов с композитами. Фюзеляж создан по типу полумонокок, он разделен на носовую, среднюю и хвостовую секции. Зона вблизи винтов получила дополнительное усиление, чтобы снизить уровень шума.
Крыло самолета представляет собой цельную кессонную конструкцию. Оно стало двухлонжеронным и устанавливается на верхнюю часть фюзеляжа специальными элементами. На крыле имеются двухщелевые закрылки с фиксированным дефлектором, тормозными щитками и элеронами, обеспечивающими высокую аэродинамику.
Механизация крыла должна осуществляться с помощью электроприводов. Хвостовое оперение Т-образное и выполнено из алюминиевых сплавов. Шасси пятиопорное и может применяться на грунтовых аэродромах без дополнительной подготовки.
Двигатели для Ил-112 разработаны на территории России компанией «Климов». Они относятся к категории турбовинтовых и устанавливаются под крылом вблизи фюзеляжа. Всего используется два мотора. На самолете будет установлено современное электронное оборудование для навигации в воздухе и связи с наземными штабами.
Планируемые модификации
Основным вариантом станет Ил-112В, представляющий собой легкий транспортный самолет. Он сможет перевозить малогабаритные грузы на средние расстояния или военнослужащих. Дополнительно будет выпущена командно-штабная модификация.
На такой машине смогут летать командующие или высокопоставленные чиновники при необходимости проведения встреч или в случае начала боевых действий. Из него получится полноценно осуществлять управление войсками или отдельными подразделениями.
Предполагается создание гражданской версии Ил-112В. Она позволит осуществлять внутренние рейсы для небольшого числа пассажиров. Ее должны представить вскоре после начала серийного производства базовой модели для военных.
Перспективы и потенциальные заказчики
Окончательная версия самолета должна встать на конвейер в 2020-2021 годах. Поэтому составить точные прогнозы на покупку будущего самолета пока не представляется возможным. Согласно проведенным анализам, спрос на него в России должен составить около 1300 единиц. Причем 300 из них – гражданский вариант самолета. Предполагается, что военная версия будет использоваться в пехоте, ВВС, МЧС, ФСБ и других российских службах.
До 2025 года имеющиеся Ан-12, Ан-24 и Ан-26 будут списаны. Ил-112В придет им на замену. Но количество поставок в ближайшие годы будет не таким большим. Ожидается, что производить удастся не более 18 самолетов в год. Поэтому замена старой авиации может несколько затянуться.
Заказов на покупку Ил-112В из других стран не поступало. Когда произойдет запуск его производства, ситуация может измениться. После нескольких срывов проекта и замораживаний отказ подписывать предварительные контракты выглядит уместным. Так что внимание из-за рубежа стоит ожидать не ранее ввода самолета в эксплуатацию. Покупателями могли бы стать: Китай, Индия или страны СНГ.
Ил-112В имеет большой потенциал для модификаций. Его можно легко переоборудовать в самолет для ведения радиоэлектронной борьбы, разведчик или спасательный транспортник. Такие возможности должны привлечь новое внимание и большее число покупателей как в России, так и за границей.
Российский Ил-112В должен появиться на рынке уже в 2020 или 2021 году. Он имеет все шансы стать успешным проектом. Если к нему проявят большой интерес, то вероятен выпуск новых модификаций, расширяющих или меняющих его возможности. Стоимость базовой версии составляет около одного миллиарда рублей.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]