Конкорд: характеристики сверхзвукового пассажирского самолета, история почему сняли с производства
---
Самолет Конкорд — ранее эксплуатируемый сверхзвуковой пассажирский авиалайнер. Был создан в результате слияния двух производителей (французского и британского) пассажирских авиалайнеров. Британо-французский пассажирский сверхзвуковой самолет Конкорд эксплуатировался с 1976 до 2003 года. За все время создано 20 единиц техники.
История создания
Сразу же после появления военных сверхзвуковых самолетов авиастроители во всем мире начали задумываться о создании пассажирского авиалайнера, крейсерская скорость которого была бы выше скорости звука. Франция и Англия обладали соответствующими программами. Во Франции была программа Super-Caravelle в сотрудничестве авиакомпаний Sud Aviation и Dassault, в Великобритании — программа Bristol, которая разрабатывалась Bristol Aeroplane Company.
Из-за высокой стоимости разработки британская компания BAC решила, что нужно искать партнеров. Bristol Aeroplane Company предложила французской авиакомпании Sud Aviation совместную разработку сверхзвукового пассажирского судна. Достичь договоренности удалось не сразу. Переговоры велись на правительственном уровне. В итоге договор был заключен в 1962 году.
С небольшим перевесом большая часть работ доставалась французской стороне. Британия была ответственна за разработку двигателя авиалайнера, отдельных частей планера и некоторой электроники. Конечный проект Конкорда предоставлен в 1966 году. Первый прототип самолета завершен в 1969 году.
Прототип Конкорда, хранящийся в музее
Помимо BAC и Sud Aviation, в разработке и создании авиалайнера участвовали следующие компании:
- Messier;
- Hispano-Suiza;
- Rolls-Royce;
- Dassault;
- SNECMA.
История эксплуатации
История использования Конкорда началась в самом начале 1976 года, когда компании Arospatiale, Sud Aviation, BAC создали первый коммерческий авиалайнер. Заявки на приобретение авиалайнера начали поступать еще на этапе проектирования. Изначально планировалось создание 74 единиц авиалайнера, однако нефтяной кризис и удешевление стоимости билетов на дальнемагистральные полеты заставили отказаться от широкомасштабного перехода на сверхзвуковые самолеты.
Первый полет был совершен компанией British Airlines. Авиалайнер выдвинулся из Лондона в Бахрейн. Буквально в тот же день был открыт рейс Париж-Дакар, который выполнялся французской авиакомпанией Эйр Франс. Полет Конкордов осуществлялся по следующим направлениям:
- Лондон — Нью-Йорк;
- Париж — Нью-Йорк;
- Лондон — Барбадос.
Практически весь период эксплуатации прошел без происшествий. На самолете летала королева Великобритании Елизавета 2, президент Франции, а также другие политики и первые лица государств.
В середине 2000 года произошла катастрофа. Конкорд потерпел крушение под Парижем. После детального расследования названа причина: наезд на металлическую деталь на взлетно-посадочной полосе, повреждение топливного бака и оголение проводки. Из-за крушения Конкорда во Франции экипаж и все пассажиры, находящиеся на борту, погибли. Самолет упал на здание отеля. Четыре человека, находившиеся в здании, погибли.
После 2000 года эксплуатация авиалайнера продолжилась. Заключительные 3 года использования самолета отмечены рядом инцидентов. В 2002 произошло отключение секции руля и утечка топлива. Из-за ряда причин в 2003 году принято решение о прекращении эксплуатации.
После прекращения использования Конкорда в мире не осталось эксплуатируемых сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров. Оставшиеся самолеты хранятся в музеях и экспонируются на различных выставках. Большая часть машин находится во Франции и Великобритании. Также Конкорд можно встретить в США и Германии.
Производство
Производством, как и разработкой, занимались Французские и Британские компании. Окончательная сборка самолета совершалась в Тулузе или в Бристоле. За создание центральной части фюзеляжа, крыла, радиооборудования и навигационной системы была ответственна компания Sud Aviation. Передняя и хвостовая часть фюзеляжа, система управления двигателем, кислородное оборудование и противопожарная система создавались компанией British Aircraft Corporation. Двигатели для самолета создавала компания Роллс-Ройс. Сопла двигателей — SNECMA.
Двигатели Rolls-Royce для Конкорда
За весь период создано 16 серийных и 4 предсерийных самолета (включая прототипы). На каждом из заводов было построено по 10 единиц авиалайнеров. Первый серийный Конкорд сошел с конвейера в 1973 году, последний — в 1980 году.
После появления пассажирского сверхзвукового авиалайнера у некоторых компаний появилось желание создать сверхзвуковой сверхкомфортный бизнес-джет, но осуществить эту задачу никто не смог.
Конкорд использовался официальными лицами как административный самолет. Авиалайнер использовался Елизаветой 2, Валери Жискаром и Франсуа Миттераном.
Технические характеристики
Лайнер обладает передовыми летно-техническими характеристиками даже по сегодняшним меркам. Основные параметры авиалайнера:
- масса пустого — 78700 кг;
- предельная взлетная масса — 187700 кг;
- пассажировместимость — от 92 до 100 человек (зависит от производителя) ;
- экипаж из 3 человек;
- крейсерская скорость Конкордов — 2150 километров в час;
- дальность полета — 6470 км;
- длина — 56,24 м;
- высота — 12,19 м;
- размах крыла — 25,57 м.
Конструкция самолета
Лайнер обладает уникальной конструкцией. При проектировании использовалась аэродинамическая схема, которая именуется бесхвосткой. Крыло на авиалайнере расположено низко. Главной задачей при разработке проекта было создать конструкцию, которая длительный период времени могла использоваться для полетов на сверхзвуковых скоростях.
Чтобы придать фюзеляжу и другим элементам судна достаточную прочность в основном использовался алюминиевый сплав. Помимо этого, применялась сталь и титан. Некоторые элементы выполнены из никелевого сплава.
Планер
К планеру летательного аппарата выдвигались особые требования. При создании фюзеляжа инженеры остановились на выборе жаропрочных алюминиевых сплавов. Внешняя оболочка фюзеляжа становилась основной частью несущего элемента.
Планер разделяется на переднюю, среднюю и хвостовую секцию. В передней части располагается конусовидный обтекатель. Также там находится дополнительное остекление, управляемое гидравлической системой и используемое для защиты основного остекления при сверхзвуковом полете.
Крыло
Крыло обладает оживальной формой и расположено в нижней части фюзеляжа. По размаху крыла изменяется угол стреловидности. Изменение происходит от корня к краю. У самого корня угол — 80%, у краев — 60%. Крылья отличаются ярко выраженной геометрической круткой законцовок.
Силовая установка
Основой силовой установки стали двигатели от Роллс-ройса. На самолет устанавливались турбореактивные форсажные двигатели Olympus 593. Установка состояла из четырех двигателей. Особенностью каждого из них считается присутствие форсажной камеры. Для работы силовой установки требовалось авиационное топливо А1.
Двигатели Конкорда оборудованы системой реверсирования и соплами, которые можно регулировать. Реверсирование позволяло создавать обратную тягу, которая равнялась 40% от номинальной. Серийные двигатели обладали следующими характеристиками:
- тяга без форсажа — 142 кН;
- форсированная тяга — 161 кН;
- вес — 3175 килограмм.
Шасси
У Конкорда трехстоечное шасси. Задние стойки состоят из двух пар колес. Передняя стойка состоит из двух колес и обладает гидравлической системой для управления авиалайнером на взлетно-посадочной полосе. При необходимости могут использоваться резервные механизмы для убирания шасси.
Система торможения дисковая с гидравлическим приводом. Для управления торможением используется электронная система. Стоит отметить, что для предотвращения удара задней части самолета использовалась дополнительная стойка шасси.
Основные системы
Главными системами самолета считаются:
- топливная;
- гидравлическая;
- электрическая;
- механическая.
Для создания необходимого климата на борту самолета используется система кондиционирования, состоящая из 4 отдельных блоков.
Продвинутая авионика позволяла использовать авиалайнер при неблагоприятных условиях, выполнять заход и саму посадку в автоматическом режиме.
Пассажирский салон
Салон представляет собой герметическую кабину. Около 84% фюзеляжа занимает пассажирский салон. Предполагались разные планировки. Конкретное исполнение зависело от авиакомпании, которая заказывала самолет. Британские авиалинии использовали авиалайнеры с пассажировместимостью 100 человек, а французские — 92 человека.
Салон самолета для большинства пассажиров не предлагал ничего сверхъестественного. Использовались достаточно комфортабельные, но маленькие сиденья. Примерно такие же сиденья применялись на дозвуковых авиалайнерах того времени. Время полета на Конкорде на средние дистанции было существенно сокращено, поэтому человек не успевал почувствовать дискомфорт при перелете.
Двигательная установка
На прототипах и предсерийных образцах использовалась иная двигательная установка. Первоначальный и предсерийный вариант обладал ухудшенными характеристиками и малой надежностью. Двигатели Конкорда расположены попарно в подкрыльных гондолах.
Прочность конструкции
Для полета на сверхзвуковых скоростях требуется особая конструкция (тонкое крыло, длинный и тонкий фюзеляж и т. д). На этапе проектирования инженеры думали о том, как придать конструкции прочность. Для решения поставленной задачи основные элементы самолета были сделаны не из отдельных деталей, а являлись монолитными отливками. Малое количество соединений значительно повышало прочность авиалайнера.
Шасси и тормоза
Из-за особой конструкции требовалось разгонять самолет до высоких скоростей, чтобы осуществить взлет, поэтому к шасси и тормозам тоже выдвигались особые требования. Авиалайнер взлетал на скорости 400 километров в час. Стойки шасси должны были выдерживать большие нагрузки, а тормоза позволять прерывать взлет на любой скорости с минимальным тормозным путем.
Для авиалайнера использовались укрепленные шасси и тормоза с полностью электронной системой управления. Стойки и тормозная система стали прорывом для своего времени.
Проблемы создания сверхзвукового пассажирского самолета
Среди главных требований авиакомпаний и пассажиров находится безопасность и выгодность авиалайнера. При создании сверхзвукового авиалайнера конструкторы сталкиваются со следующими проблемами:
- сложности в выборе аэродинамической схемы, которая бы позволяла получить высокое аэродинамическое качество, хорошие взлетно-посадочные характеристики и комфортабельный салон;
- проблемы в создании двигателя, который бы был экономичным и позволял разгоняться до крейсерской сверхзвуковой скорости;
- сложности в достижении высокой прочности всей конструкции.
Вы считаете правильным решение о прекращении эксплуатации Конкорда?Да!Нет!
Почему перестали выпускать самолет?
Главная причина прекращения использования самолета — экономическая невыгодность. Количество выпущенных Конкордов оказалось маленьким из-за появления возможности перелета на дальние расстояния за относительно небольшие деньги на дозвуковых пассажирских самолетах в 70-х. Сразу же после начала эксплуатации сверхзвуковой авиалайнер начал приносить убытки и желающих его приобрести оказалось немного, поэтому уже в 1980 году с завода вышел последний Конкорд.
После прекращения производства авиалайнер эксплуатировался еще 23 года. Вопросы о прекращении использования возникли после катастрофы в 2000 году. Экономическая невыгодность, старение самолетов и множество других причин заставили авиакомпании принять решение о прекращении эксплуатации. Последние полеты Конкорда состоялись в конце 2003 года.
Конкорд представляет собой культовый самолет, который без происшествий эксплуатировался на протяжении десятилетий. Высокая стоимость эксплуатации авиалайнера не позволяла авиакомпаниям получать прибыль. Несмотря на это, Конкорд войдет в историю как один из первых успешно использованных сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]