Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина
08.07.2020 4 010 0 +122 AlexSey

Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина

---
+122
В закладки
Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина самолета, управления, также, машины, шасси, время, модификаций, машин, система, топлива, модификации, самолет, самолетов, составляет, полета, системы, имеет, истребителей, часть, модели

Су-27, или Flanker-B по классификации НАТО, — отечественный многоцелевой истребитель четвертого поколения, предназначенный для ведения воздушного боя. Успех этой боевой воздушной машины привел к ее массовым закупкам и эксплуатации за рубежом, а также к появлению множества различных модификаций изначальной конструкции. Су-27 является основным военным самолетом ВВС России.

Система управления вооружением

В Су-27 используется система управления вооружением (СУВ), состоящая из следующих подсистем:

  • радиолокационный прицельный комплекс;
  • оптико-электронная прицельная система;
  • система единой индикации;
  • система управления оружием;
  • запросчик системы государственного опознавания;
  • cистема объективного контроля.
Особого внимания заслуживает нашлемная система указания «Щель-ЗУМ», входящая в состав ОЭПС-27. «Щель-ЗУМ» представляет собой устройство на шлеме пилота, которое в зависимости от поворота головы летчика определяет координаты целей, попадающих в поле зрения.

Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина самолета, управления, также, машины, шасси, время, модификаций, машин, система, топлива, модификации, самолет, самолетов, составляет, полета, системы, имеет, истребителей, часть, модели

Нашлемная система указания цели «Щель-ЗУМ»

Помимо этого, в СУ-27 есть ИЛС-31, который на стекле фонаря (так называется остекление кабины) показывает в виде букв и цифр информацию о текущем положении боевой машины в воздушном пространстве. Также Су-27 оснащен ИПВ, электронным индикатором тактической обстановки. ИПВ и ИЛС-31 могут дублировать информацию друг друга, однако система индикации позволяет пилоту нормально ориентироваться в отображаемой информации.

Окраска самолета

Серийные Су-27 окрашены в стандартный для истребителей «небесный» камуфляж из трех оттенков голубого цвета. Нижняя часть самолета выкрашена в однотонный светло-голубой. Диски колес и ниши шасси окрашены в разные оттенки зеленого цвета, стойки шасси серые. Изнутри кабина тоже имеет преимущественно зеленую и сине-зеленую окраску.

Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина самолета, управления, также, машины, шасси, время, модификаций, машин, система, топлива, модификации, самолет, самолетов, составляет, полета, системы, имеет, истребителей, часть, модели

Номера самолетов наносятся на киль и переднюю часть фюзеляжа. Первые машины имели номера одинакового размера, более поздние образцы — уменьшенный размер цифр на килях. Фирменный логотип нанесен на корпус в нижней части киля. Боевые ракеты на таких самолетах выкрашены в белый, учебные отличаются тремя черными полосами, окольцовывающих корпус снаряда.

История создания истребителя Су-27

История создания самолета Су-27 берет начало еще в шестидесятых годах прошлого столетия. В тот период целый ряд стран практически единовременно принялся за разработку истребителей четвертого поколения. Создание таких крылатых машин было стратегически важным шагом, т. к. в то время активно разворачивалась «гонка вооружений» между странами-лидерами военного ремесла.

В связи с тем, что США начали в 1966 году программу Fighter Experimental по созданию истребителей нового поколения, вопрос с разработкой аналогичных машин в СССР стал гораздо острее. Окончательные требования к проекту FX оформились в 1969 году. В том же году в СССР ОКБ Сухого выполнило первичные разработки новейшего истребителя, а уже в 1971 году на конкурсной основе получило «добро» на разработку воздушной машины, превосходящей американский аналог.

В то время авиаконструкторы вновь признали важность «догфайта» (маневренного ближнего боя) для самолетов, поэтому возможность таких маневров была предусмотрена в конструкции будущей воздушной машины.

В 1972 Су-27 (тогда носивший кодовое название Т-10, как проект) прошел конкурс от КБ МиГ, и после было принято решение об одновременном создании легкого и тяжелого истребителей, в том числе на базе наработок ОКБ Сухого.

Тем не менее до момента, когда Су-27 окажется на вооружении России, пройдет еще долгое время: начало эксплуатации этих машин было положено только в 1985 году.

Прототипы

Первый прототип Су-27 поднялся в воздух 20 мая 1977 года. На нем было выполнено 38 полетов для проверки летных качеств (т. е. на эту модель не было установлено вооружение). Следующий образец во время испытаний попал в продольную раскачку, в результате чего машина была разрушена, а летчик погиб. На образцы под номерами 4 и 5 были установлены двигатели нового типа. Позже были построены 5 самолетов Т-105, на которых в том числе тестировалось и вооружение.

В ходе испытаний было выявлено, что машины образца Т-10 не только значительно уступают своему прямому конкуренту— F-15, но и в принципе имеют плохие характеристики расхода топлива, аэродинамики и некоторых других атрибутов. Конструкторами было принято отчаянное решение: не выпускать в серию практически завершенную модель самолета, а разработать новую на ее базе, превосходящую прямого соперника.

Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина самолета, управления, также, машины, шасси, время, модификаций, машин, система, топлива, модификации, самолет, самолетов, составляет, полета, системы, имеет, истребителей, часть, модели

Т-10 — прототип Су-27

Модель Т-10С была разработана в кратчайшие сроки. 20 апреля 1981 года первый серийный образец заново сконструированного самолета поднялся в небо для проведения испытательного полета. Испытания прошли успешно, хотя и с этой моделью все было не так гладко: в декабре того же года одна из таких машин разрушилась в воздухе, погубив пилота.

Позже характеристики истребителя не раз менялись и дорабатывались, в том числе и после запуска серийного производства. В целом советским авиаконструкторам удалось создать машину, не уступающую F-15 в большинстве характеристик, а по некоторым и превосходящую его.

Характеристики истребителя

Рассмотрим основные характеристики истребителя Су-27 на примере модификации Су-27П (С) :

  • масса пустого самолета: 16300 кг;
  • масса топлива: 9400 кг (максимальная), 5240 кг (нормальная) ;
  • максимальная скорость (на высоте 11 км) : 2500 км/ч;
  • минимальная скорость: 200 км/ч;
  • дальность полета при полной заправке: 3900 км;
  • максимальная высота полета: 22500 м.
Таким образом, Су-27 по своим техническим характеристикам превосходит многие модели четвертого поколения.

В среде авиаконструкторов распространена поговорка: «Красивый самолет хорошо летает». Касательно Су-27 это утверждение работает на все сто процентов: многие эксперты и любители авиации отмечают особую грацию и эстетическую привлекательность этой модели самолета. Кроме того, летные качества этой машины позволили Су-27 установить несколько мировых рекордов.

Конструкция

Учитывая историю создания модели Су-27, его конструкцию можно назвать по-своему уникальной, а также одной из самых эффективных среди истребителей, современных этому выпуску.

Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина самолета, управления, также, машины, шасси, время, модификаций, машин, система, топлива, модификации, самолет, самолетов, составляет, полета, системы, имеет, истребителей, часть, модели

Планер самолета

Планер самолета состоит из трех частей: носовой, передней и хвостовой. Носовая часть представлена в виде полумонококка, в среднюю входят баки, гаррот и боковые отсеки центроплана. Задняя часть включает в себя хвостовые балки и центральный бак.

Су-27 имеет интегральный планер. Крыло самолета плавно сопряжено с фюзеляжем, сливаясь в единый несущий корпус. Крылья стреловидные — 42° по передней кромке. Удлинение крыла 3,5, сужение — 3,4.

Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина самолета, управления, также, машины, шасси, время, модификаций, машин, система, топлива, модификации, самолет, самолетов, составляет, полета, системы, имеет, истребителей, часть, модели

Аэродинамика самолета была улучшена за счет уменьшения веса корпуса: около трети металлической конструкции заменено на титан. В то же время композитные материалы в конструкции практически не были использованы.

Окраска самолета стандартизированная. Нижняя часть имеет светло-голубой цвет, а верхняя окрашена в трехцветный камуфляж голубых оттенков. Любопытно, что на всех самолетах серии камуфляжные пятна располагаются идентичным образом.

Капоты двигателей в ходе эксплуатации быстро приобретают радужный оттенок в результате образования окисной пленки от нагревания. Стойки шасси окрашены в светло-серый цвет, а диски колес — в зеленый. Створки шасси и внутренняя поверхность люков, а также тормозной щиток выкрашены в красный.

Кабина Су-27

Большинство модификаций Су-27 рассчитаны на одного пилота. В них расположено одно место перед панорамной приборной панелью. Основные пилотажные приборы — КПП и ПНП-72. Кабина оборудована двумя основными рычагами управления: для самолета и для двигателя. На первом рычаге расположены кнопки управления автопилотом, стрельбы из пушки, пуска ракет, переключатель типа оружия и т. д.

Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина самолета, управления, также, машины, шасси, время, модификаций, машин, система, топлива, модификации, самолет, самолетов, составляет, полета, системы, имеет, истребителей, часть, модели

Кабина Су-27

Система управления самолетом

Су-27 оснащен СДУ-10С, которая улучшает аэродинамические свойства планера в полете, снижает нагрузку и управляет полетом. Система управления имеет два рабочих режима и один аварийный.

Автоматическое управление обеспечивается системой САУ-10, которая стабилизирует угловые положения самолета, высоту его полета, переведение в горизонтальный полет, управление вооружением, заход на посадку по радиомаякам и другие функции.

Чтобы повысить надежность управления и защитить управление самолетом от взлома, каналы СДУ имеют разные типы сигналов: продольный — четырехканальный, а креновый и курсовой — трехканальный. Исправность системы контролируется кворумами, а все каналы управления синхронизированы между собой.

Пилотажно-навигационный комплекс

На Су-27 используется система ПНК-10, состоящая из двух комплексов:

  • ПК-10;
  • НК-10.
Кроме того, истребитель оборудован СО-69 или СО-72 (в зависимости от модификации), а также ответчиком системы государственного опознавания.

ПНК-10 способен автономно или при помощи радиокоррекции сообщать пилоту информацию о курсе и дальности полета, а также параметры крена и тангажа. За счет измерения курсового угла радиостанции встроенный радиокомпас ориентирует летчика для эффективного ведения самолета. Кроме того, системы ПНК способны как автоматически, так и в ручном режиме пилотировать самолет по заданному курсу и возвращать его на программно заданный аэродром.

Усовершенствованная система пилотажа вкупе с удачной конфигурацией корпуса позволяет выполнять на Су-27 фигуры высшего пилотажа. Например, «Кобра», исполненная на авиашоу во Франции, доказала совершенство маневренности и управляемости отечественной машины в сравнении с конкурентными самолетами.

Силовая установка

На Су-27 используются два двигателя АЛ-31Ф. Они расположены под хвостовой частью фюзеляжа. Используемые двигатели имеют низкий расход топлива и на форсаже, и на минимальной тяге.

Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина самолета, управления, также, машины, шасси, время, модификаций, машин, система, топлива, модификации, самолет, самолетов, составляет, полета, системы, имеет, истребителей, часть, модели

АЛ-31Ф

Двигатели широко разнесены относительно корпуса. При попадании в один двигатель вероятность повреждения и отказа второго существенно снижается. Кроме того, такая конструкция снижает зависимость влияния фюзеляжа на воздухозаборники и создает довольно широкий внутренний туннель для оружейной подвески.

Управлением вектором тяги занимается регулятор сопла и форсажа РСФ-31. Сопла форсажных камер регулируются автоматически, они используют в качестве рабочей жидкости моторное топливо.

Топливная система

В большинстве модификаций Су-27 топливо находится в шести баках, из которых 4 — фюзеляжные и 2 — крыльевые. Полный запас топлива составляет 9400 кг. Однако в основном используется неполный вариант заправки топлива, при котором запас составляет 5240 кг. В качестве топлива применяются авиакеросин, РТ, Т-1, ТС, а также смеси этих веществ.

Расход топлива на форсажной скорости составляет 1,92 кг горючего в час, на максимальной скорости расход керосина составит 0,75 кг в час.

Гидравлическая система

Гидравлическая система предназначена для работы стоек шасси, тормозов колес, рулевых приводов системы и других механизмов.

Пневмосистема

Пневмосистема Су-27 заряжается техническим азотом и необходима для аварийного выпуска шасси и для пневмопривода фонаря кабины пилота.

Шасси

Используется трехопорное шасси с передней опорой. База шасси составляет 5,8 м, колея — 4,34 м. Используются газомасляные амортизаторы стоек.

Электроснабжение

Первичная сеть переменного тока (200/115 В) двухканальная, имеет 400 Гц стабильной частоты. Вторичная сеть тоже двухканальная, но ее напряжение гораздо слабее (27 В). В качестве аварийного питания имеются две никель-кадмиевые батареи.

Бортовые средства связи

На судне установлено 2 радиостанции: Р-800Л и Р-864Л, а также аппаратура внутренней связи П-515 и аппаратура записи переговоров П-5ОЗБ. Кроме того, самолет оснащен аппаратурой телекодовой связи для обмена тактической информацией.

Бортовой комплекс обороны

В качестве оборонного комплекса на Су-27 используется СПО-15 «Береза», блоки выброса помех АПП-50, а также может быть установлена станция активных помех «Сорбция».

Вооружение

Система управления боевым вооружением различна на разных модификациях Су-27. Большинство машин оснащено только оружием типа «воздух-воздух», но модификации Су-30 и Су-27СМ также имеют снаряды типа «воздух-земля».

В режиме воздух-воздух самолеты могут обнаруживать до 10 целей, наводить до 2 ракет на одну цель и обстреливать только одну цель. В режиме воздух-земля самолеты главным образом «ведут» цель, картографируя местность и обнаруживая объекты.

Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина самолета, управления, также, машины, шасси, время, модификаций, машин, система, топлива, модификации, самолет, самолетов, составляет, полета, системы, имеет, истребителей, часть, модели

Всего самолет оборудован десятью узлами подвески. Максимальная боевая нагрузка самолета составляет 6 тонн боеприпасов, среди которых могут быть ракеты различных классов.

Основное вооружение Су-27 — до 6 ракет типа «воздух-воздух» Р-27. Также оснащение предусматривает навешивание до 6 ракет ближнего боя Р73. В правом крыле установлена тридцатимиллиметровая автоматическая пушка ГШ-30-1.

Су-27 морально устарел?ДаНет

Модификации самолета Су-27

Эффективность Су-27 положила начало множеству модификаций этой машины, более узконаправленных на решение специфических боевых задач либо совершенствующих конструкцию. Приведем некоторые варианты модификаций этого самолета в хронологическом порядке:

  • Су-27С.
  • Су-27П;
  • Су-27СК;
  • Су-27СМ.
  • Су-27СМ3.
  • Су-27СКМ: экспортная версия Су-27СМ.
  • Су-27УБ: двухместный учебно-боевой истребитель для переподготовки летчиков.
  • Су-27УБК.
  • Су-30.
  • Су-33.
  • Су-33УБ.
  • Су-34 (Фуллбэк).
  • Су-35 (Фланкер-Е+).
Кроме того, существуют украинские модернизации самолета. В 2014 году В. В. Гелетей своим приказом утвердил 4 модификации Су-27 под наименованиями Су-27П1М, Су-27УП1М, Су-27С1М и Су-27УБ1М. Однако, исходя из открытых источников, в ВВС Украины так и не поступило ни одной из названных модификаций.

Один из самолетов Су-27, состоявших на вооружении украинской армии, потерпел крушение 16 октября 2018 года, во время международных учений. В результате погибли пилоты со стороны Украины и Америки. Годом ранее Су-27 из американского крыла «Агрессоры» также потерпел крушение во время учений. Всего было зарегистрировано 28 аварий и катастроф с участием этого самолета и его модификаций, однако точное число крушений неизвестно.

В общей сложности было выпущено 24 модификации Су-27, из которых 4 были сконструированы специально по заказу ВВС Украины.

Боевое применение

До прекращения существования СССР было выпущено порядка 680 самолетов образца Су-27 и его модификаций. На данный момент эти самолеты эксплуатируют следующие государства:

  • Россия и страны СНГ;
  • КНР;
  • Ангола;
  • Вьетнам;
  • Армения;
  • Эритрея;
  • Индонезия и другие.
Таким образом, истребители Су-27 являются одними из самых распространенных воздушных боевых машин, в частности, среди поколения 4.

В российские войска Су-27 впервые начали поступать в 1984 году. Западным военным об этой модели самолета стало известно после инцидента над Баренцевым морем тремя годами позднее: патрульный самолет, принадлежащий СССР, столкнулся в воздухе с норвежским «коллегой». Однако оба самолета смогли удержаться в воздухе и благополучно вернуться на базы.

Во времена СССР Су-27 находился в составе войск ПВО. Сейчас этот самолет — один из главных на вооружении российских ВВС (около 400 самолетов этой модели сейчас стоят на вооружении России). Некоторые модификации (например, Су-27СМ) относятся уже к поколению 4++, это одни из самых совершенных воздушных машин на сегодняшний день.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]