Ан-2 : характеристики самолета, расход горючего, дальность, описание салона и кабины
---
Ан-2 — легендарный самолёт, имеющий множество прозвищ («кукурузник», «аннушка», «жеребёнок»). Эту машину когда-то очень любил Н. С. Хрущев. Более шести десятилетий летательный аппарат был в серийном производстве как на территории СССР, так и в других странах (Польша, Китай). Благодаря О. К. Антонову эта машина оказалась очень «живучей» и многофункциональной.
История создания самолёта
Над проектом нового летательного аппарата советские конструкторы работали ещё до начала войны. Руководил ОКБ молодой ленинградский изобретатель О. К. Антонов. Взамен устаревшего биплана По-2 решили создать новый самолёт, напоминающий немецкий Fieseler 156 «Storch». Началась война, работы над проектом были отложены. Конструкторы вернулись к разработке нового летательного аппарата только в 1946 году.
По-2
Проектированием самолёта опять стал руководить Антонов. Его ОКБ при Новосибирском авиазаводе им. Чкалова разработал прототип будущего Ан-2 — летательный аппарат для выполнения сельскохозяйственных работ СХА 1. Новый самолёт был простым и надёжным и мог садиться на любые площадки. В 1947 году СХА 1 впервые поднялся в небо. Лётчиком-испытателем нового аппарата был Володин. Машина выполнила несколько кругов над аэродромом, пробыла в небе 30 минут и удачно приземлилась на ВПП.
Олег Константинович Антонов
Аэродинамика нового самолёта улучшилась благодаря использованию двигателя АШ-62ИР вместо мотора Швецова. Повысилось аэродинамическое качество летательного аппарата. Новый двигатель позволял развивать мощность в 1000 л.с. и имел грузоподъёмность 840 кг, а его лётные параметры остались прежними. На протяжении 1947 и 1948 гг. проходили госиспытания нового воздушного судна. В ходе госиспытаний самолёт своим ходом, совершая несколько посадок, перелетел в Подмосковье.
АШ-62ИР
В 1949 г. Ан был запущен в серийное производство на Киевском авиазаводе. Здесь с 1949 по 1963 гг. выпустили более 3 тыс. машин. В 1959 году открылся ещё один авиазавод (WSK «PZL-Mielec») по производству Ан в Польше. Выпуск Ан-2 продолжался до 2002 года. За это время в Польше было выпущено более 11 тысяч машин. С 1966 по 1971 год около 500 самолётов было изготовлено на заводе в г. Долгопрудный. С 1973 по 2013 Ан производился в Китае. Самолёт попал в Книгу рекордов Гиннеса как первый летательный аппарат, который серийно изготавливался более 60 лет.
Применение
Ан-2 использовался для сельскохозяйственных работ, перевозки авиапассажиров и грузов на небольшие расстояния. Летательный аппарат эксплуатировали для выполнения тренировочных прыжков с парашютом. Самолёт мог приземляться на любых, даже неподготовленных, ВПП. Он имел малый разбег и сравнительно небольшой расход бензина. Эти теххарактеристики позволили использовать машину для полётов на малоосвоенные территории Средней Азии, Сибири, Крайнего Севера.
Ан-2 применяли для обработки химикатами кукурузных полей на Украине, из-за чего самолёт прозвали «кукурузником».
Всего было произведено более 18 тыс. воздушных суден этой марки. Некоторые модели используются до сих пор.
Характеристики
Лётные и технические данные:
- экипаж — 2 чел.;
- число авиапассажиров — 12 чел.;
- грузоподъёмность — 1 500 кг;
- длина — 12,4 м;
- высота — 5,35 м;
- размеры грузового отсека — 4,1х1,8 х1,6 м;
- размах крыльев — 8,42/5,79 м;
- площадь крыла — 71,52 кв. м;
- вес пустого — от 3 400 до 3 690 кг;
- взлётная масса — от 5 250 до 5 500 кг;
- дальность полёта — 990 км;
- взлётная скорость — 80 км/ч;
- потолок — от 4 200 до 4 500 м;
- скорость полёта — 236 км/ч;
- максимальная скорость — 300 км/ч;
- крейсерская скорость — 180 км/ч;
- двигатель — АШ 62 ИР;
- объём топлива — 1 240 л;
- расход топлива в час — от 140 до 250 кг;
- расстояние для разбега — 235 м.
Ан-2 — лёгкий летательный аппарат с одним поршневым двигателем (АШ-62ИР). Это биплан с расчалочным крылом. Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок. Корпус и каркас крыльев изготовлялись из алюминия. Крылья — прямые, двухлонжеронные. В коробке крыла имеются і-образные стойки.
Конструкция Ан-2
Ан имеет четырёхлопастный винт из металла. Правда, первые модели имели деревянный винт, но позже его заменили металлическим. Шасси — трёхопорное, вместо задней стойки — колесо. Все колёса шасси не убираются, но могут заменяться лыжами. В верхнем крыле авиамашины расположены топливные баки.
Кабина для лётчиков — по бокам выпуклая. Такая конструкция этой части самолёта Ан-2 существенно улучшает обзор. Лобовое стекло имеет спиртовую систему, защищающую от обледенения. В грузовом отсеке — в зависимости от назначения — 12 откидных мест или баки для химпрепаратов. Чертежи самолёта Ан-2 в ходе эксплуатации не раз переделывались.
Схема посадочных мест в салоне самолёта
Перевозкой пассажиров на небольшие расстояния занималась модификация Ан-2П. В салоне было 12 пассажирских сидений. Они располагались в 2 ряда. В одном ряду было 3 кресла. 2 сидения находились с одной стороны, одно — с другой. Между ними был проход. Размер салона — 4,2х1,65х1,85 м. В некоторых машинах размещалось 13 сидений. Салон имел один проход, 6 и 7 кресел по бокам.
Схема салона Ан-2
Уровень комфорта в таких моделях — низкий. В полёте авиапассажиры ощущали сильную тряску, в салоне было очень шумно. При двухрядном размещении сидений наименьшие неудобства испытывали пассажиры, места которых находились посередине. В последние годы Ан покупают любители раритетных самолётов. Частники переделывают салон «кукурузника» по своему усмотрению.
Модификации Ан-2
У летательного аппарата есть множество модификаций, позволяющих его эксплуатировать для выполнения различных задач. Машины работают в любых природно-климатических условиях.
Модификации и назначение:
- СХА, СХА-2, Ан-2СХ, Ан-3СХ — с/х работы;
- Ан-2П — перевозка авиапассажиров;
- Ан-2 — с магнетометром, для поиска железорудных месторождений;
- Ан-2Л — тушение лесных пожаров;
- Ан-2Э — экраноплан;
- Ан-2М — для с/х работ, имеет длинный фюзеляж;
- Ан-2Т — транспортный;
- Ан-2 — самолет радиационной разведки;
- Ан-2ТП — перевозка грузов и авиапассажиров;
- Ан-2 — по заказу ВМФ с аппаратурой телеуправления катерами-мишенями;
- Ан-2А — с пушкой АО 9, противоаэростатный;
- Ан-2ЛП — для тушения лесных пожаров;
- Ан-3Т — транспортный (1 800 кг) ;
- Ан-3Т-08 — лесопатрульный;
- Ан-3Т-10— десантный;
- Ан-2ТД — высадка десантов гражданских парашютистов;
- Ан-2 — для уничтожения сусликов (рассеивал зерновые приманки) ;
- Ан-2С — санитарный, для транспортировки больных;
- Ан-3Т-07 — пассажирский с 12 местами, есть санузел;
- Ан-3ТБК — с салоном бизнес-класса;
- Ан-4 — для приводнения;
- Ан-3 — грузо-пассажирский с турбовинтовым мотором;
- Ан-6 — метеоразведка;
- Ан-2 — спасательный (с люком в полу и тележкой на рельсах) ;
- Ан-2Ф — аэрофотосъёмочные работы, разведка в ночное время;
- Ан-2 — картографический (с фотокамерами) ;
- изготовлены в Китае — Y-5, Y-5A, Y-5B, Y-5C, Y-5K;
- выпущены в Польше — An-2PF, An-2G, An-2PD-5, An-2PK, An-2PD-6, Ан-2РТ, An-2PRTV, Ан-2R, Lala-1 (летающая лаборатория).
Производитель
В СССР летательные аппараты этой версии выпускались на Киевском авиазаводе. В г. Долгопрудный в Подмосковье изготавливались самолёты марки Ан-2М. В 1958 году «Аннушки» стали выпускаться в Польше. Машины польского производства изготавливались под контролем советских специалистов. Летательные аппараты антоновской модели выпускались в Китае Шицзячжуангской авиакорпорацией.
Попытки модернизации
В 2011–2012 гг. в РФ некоторые машины прошли частичную модернизацию. Была проведена замена устаревших двигателей Ан на новые американские. На 25 авиамашинах установили мотор «Honeywell». В 2012 г. Минтранспорта решило модернизировать до 800 летательных аппаратов. Замена мотора и навигационной аппаратуры на одной авиамашине обходилась в 600000–850000 долларов.
Ан-2 100
В 2013 г. украинский авиазавод «Антонов» установил на летательных аппаратах турбовинтовой мотор МС 14. Обновленный украинский Ан-2 100 заправлялся керосином. В 2017 г. в РФ конструкторы разработали ещё один летательный аппарат — ТВС 2ДТС «Байкал». Его серийное производство предполагают начать в 2021 г. в Улан-Удэ.
Когда закончили выпуск?
Антоновские летательные аппараты имели большую популярность. Однако в восьмидесятые годы минувшего столетия спрос на них стал уменьшаться. В 1992 году серийное производство машин прекратилось. В Китае продолжается выпуск антоновских летательных аппаратов под заказ.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]