Ту-160: максимальная скорость самолета стратегического назначения Белый лебедь, технические характеристики, модернизация
---
Ту-160 — легендарный российский сверхзвуковой бомбардировщик. Он может нести крылатые ядерные ракеты, а сам оборудован крылом изменяемой стреловидности. Модернизированные версии ракетоносца имеют маркировку М и носят имена прославленных российских деятелей. Современные бомбардировщики более эффективны в бою, хотя по-прежнему имеют узнаваемый внешний вид — вытянутую остроконечную носовую часть и слитый в одно целое с центропланом и оперением фюзеляж.
Габариты
Ту-160 за красоту лётчики назвали «Белым лебедем». Он считается самым крупным и тяжёлым военным самолётом. Бомбардировщик может на своём борту поднять крылатые ракеты последней версии, имеющие ядерные боеголовки.
Натовцы дали этому самолёту название — «Blackjack», или «дубинка». На вооружении ВВС РФ он с 1987 года. Всего было изготовлено всего лишь 35 таких боевых машин. Правда, в рабочем состоянии к 2013 году осталось лишь 16 бомбардировщиков. Все они прошли модернизацию до стандарта Ту-160 М, а до 2023 года ожидается изготовление новых версий — М2.
Этот самолёт имеет высоту — 13,1 м и длину — 54,1 м. Бомбардировщик может без посадки пролететь 13 000 000 м, развить скорость до 2 200 км/ч и подняться в небо на высоту 18 000 м.
История создания
Самолёт, всем знакомый по прозвищу «Белый лебедь», был спроектирован под конец шестидесятых минувшего столетия, как ответ на появление сверхзвукового «американца» Rockwell B-1 «Лансер». Имевшиеся в СССР дозвуковые Ту-95 и М-4 устарели и не могли противостоять новым авиационным разработкам противника.
Правда, по сравнению с «американцем» Ту-160 оснастили электродистанционной системой управления, полноповоротным «гребнем», улучшающим теххарактеристики крыла в районе сочленения его подвижного и неподвижного сегмента, а также цельноповоротным рулём направления. Самолёт мог без посадки пролететь почти 13 000 км. Его скоростные характеристики превышали скорость звука.
История создания бомбардировщика Ту-160 имеет ряд интересных фактов. Оказывается, на разработку этой боевой машины ушло более 10 лет. Первоначально проект разрабатывался в КБ Сухого и Мясищева. Однако впоследствии созданием самолёта занялся ОКБ Туполева.
У «туполевцев» было больше опыта в проектировании и изготовлении сверхзвуковых машин. Например, ими был создан сверхзвуковой Ту-144. К тому же «туполевцами» были спроектированы военные машины Ту-22 и Ту-95. Туполевский ОКБ «Опыт» имел необходимую для производства такой машины производственную, научную и техническую базу.
Первый изготовленный образец взлетел в 1981 году. Самолёты успешно прошли испытания, после чего их запустили в серийное производство на Казанском авиазаводе с 1984 года.
С 1981 по 1992 было изготовлено 36 бомбардировщиков. Правда, планировалось выпустить около 100 штук. Военный аэродром в г. Прилуки Черниговской области бывшей Украинской ССР получил 19 летательных аппаратов. В конце прошлого века Украина передала России 8 боевых машин в счёт погашения задолженности за газ. Ещё 10 оставшихся в Прилуках летательных аппаратов были утилизированы по просьбе США, а один экземпляр передали музею в г. Полтава.
Долгое время Казанский авиазавод не выпускал эти бомбардировщики вследствие отсутствия заказов и финансовой поддержки. После 2008 изготовление летательных аппаратов возобновилось. Старые машины прошли модернизацию. Усовершенствованные версии Ту-160 М поднимали в воздух крылатые ракеты марки Х-555. Летательные аппараты могли дозаправляться на лету от Ил-78.
Технические характеристики
Лётные достоинства Ту-160 продиктованы его техническими характеристиками. Этот сверхзвуковой ракетоносец существенно опережает американских конкурентов по многочисленным параметрам.
Технические показатели:
- максимальная скорость судна — 2 200 км/ч (возле поверхности — 1030 км/ч) ;
- крейсерская скорость — 850 км/ч;
- дальность полета летательного аппарата — 13 тыс. км;
- длина разбега — до 2 км;
- скороподъёмность — 70 м/с;
- скорость при посадке — 300 км/ч;
- длительность пребывания в полёте — 15 часов;
- боевой радиус — 7 300 000 м;
- вес без загрузки — 110 тонн;
- взлётный вес — 260 т;
- масса поднимаемого вооружения — 40–45 тонн;
- габариты и размах крыла самолёта: длина — 54,1 м, высота — 13,1 м, размах крыла —55,7 (50,7 и 35,6) м;
- двигатели — 4 ТРДДФ НК 32.
Конструкция стратегического бомбардировщика Ту-160 изготовлена по схеме интегрального низкоплана с неподвижным крылом, меняющим в полёте свою стреловидность. Моноплан снабдили 4 двигателями, он имеет трёхопорные шасси, цельноповоротный киль, автономный энергоузел. Фюзеляж летательного аппарата слит в единое целое с центропланом и оперением. Чертежи, на основании которых создавался Ту-160, позаимствованы у нескольких Ту: 144/142 МС/22 М.
Фюзеляж
У ракетоносца Ту-160 имеется 6 основных частей. Каждая из них используются для размещения техники, оружия или лётного состава воздушного судна. В носовой — РЛС, за ней идёт отсек с радиотехникой. Центральная часть воздушного судна — неразъёмная, её протяжённость — 47 метров. Она включает фюзеляж с кабиной для лётчиков и штурмовиков, два грузоотсека, где размещается оружие. За кабинкой находится неподвижная часть крыла самолёта, кессон-отсек центроплана, гондолы двигателей. В конце — хвостовая часть.
Летательный аппарат изготовлен из различных сплавов. Основа — из алюминиевого и титанового. Элементы и механизмы воздушного судна — из легированной стали и титана.
Крыло
У Ту-160 «Белый лебедь» крыло с изменяемой стреловидностью. Такая конструкция позволяет развить максимальную скорость, но существенно сэкономить на топливе. Поворотная часть передвигается по передней кромке от 20 до 65 градусов.
Размах крыла при минимальной стреловидности — 57,7 метров. Конструкция крыла — кессонная, изготовлена из алюминиевых сплавов. Внутреннее углубление используется для размещения топливных баков.
Шасси
У бомбардировщика стратегического назначения шасси изготовлено по трёхопорной схеме. Оно включает переднюю стойку и 2 основные. Главные стойки имеют по 6 колёс каждая. Они убираются в нишу на центроплане, которая размещена между воздухозаборниками и отсеком для вооружения. Носовое шасси имеет 2 колеса. Оно также убирается в нишу под кабиной лётчиков. Уборка и выпуск шасси осуществляется гидросистемой. Передняя стойка поворотная, основные — неповоротные. Согласно техническим характеристикам воздушное судно может разгоняться и приземляться на ВПП с асфальтно-бетонным покрытием. Протяжённость полосы — 2 500 м.
Ту-160 в цифрах
Силовая установка
На летательном аппарате находятся 4 двигателя марки НК 32. Они характеризуются пониженным расходом топлива. Находятся под фюзеляжем самолёта Ту-160, попарно в гондолах. В момент запуска раскрутка двигателей осуществляется от воздушного стартёра. Для автономного энергопитания — ТА 12.
Гидросистема
Воздушное судно имеет 4 гидросистемы высокого давления. Они задействованы для управления барабанами пусковых установок, шасси, взлётно-посадочными механизмами. На 4 двигателях установлено по 2 гидронасоса. Турбонасосные установки ВСУ и ТНУК используются в качестве резерва.
Топливная система
Конструкция разрешает разместить 13 кессон-баков, которые рассчитаны на 171 тыс. л топлива. Этого количества, согласно технически характеристикам, хватит для беспосадочного полёта на расстояние 13 тыс. км. Каждый двигатель питается от своего кессон-бака. При аварии можно перекачивать топливо из одной ёмкости в другую. Предусмотрена дозаправка военного летательного аппарата в воздухе. В носовой части расположен топливоприёмник в виде убирающейся штанги. В качестве топливозаправщиков могут выступать Ил-78 или Ил-78 М. Самолёт использует азотированное авиационное топливо Т-8.
Электроснабжение
Четыре двигателя снабжены бесколлекторными генераторами постоянного тока, а также привод-генераторами переменного тока ГП-22, их мощность — 120 кВА. ВСУ ТА-12 даёт возможность обеспечить бомбардировщик резервным энергопитанием в воздухе или на земле.
Вооружение
Боевая нагрузка летательного аппарата — более 40 тыс. кг. Состав вооружения: свободнопадающие и управляемые авиабомбы крупного калибра. На борту также размещаются ракеты класса «воздух-поверхность», морские мины и ядерные боеголовки. Все авиабомбы находятся в бомбовых отсеках на барабанных пусковых установках. Тип вооружения: Х-15С (по 12 штук на МКУ), Х-55СМ (по 6 шт. на МКУ), Х-555, Х-101.
Кабина
В кабине летательного аппарата Ту-160 могут находиться 4 члена экипажа — 2 лётчика и 2 штурмана. Кресла оборудованы катапультой. Борт имеет санузел и комнату отдыха для членов экипажа. Электронная техника кабины представляет собой современные ЭВМ.
Кабина Ту-160
Навигация и радиооборудование
Модели самолёта Ту-160 используют АБСУ 200. Управление — сдвоенное, вместо штурвалов — ручки. По тангажу бомбардировщик управляется цельноповоротным стабилизатором. Для управления по курсу используется цельноповоротный киль, а по крену — флапероны и интерцепторы. Применяемая навигационная установка — К-042К.
Для обнаружения и распознавания объектов на большом расстоянии имеется прицельно-навигационная установка «Обзор К». Бортовой оборонный комплекс «Байкал» обнаруживает вражеские ПВО, их расположение, создаёт в случае необходимости помехи и устанавливает ложную завесу. В его состав входят специальные установки по обнаружению любых угроз от авиации или ПВО неприятеля. Он имеет РЭБ и автоматическое устройство отстреливания ложных целей. В хвостовой части имеются отражатели и инфракрасные ловушки. Здесь же размещается теплогенератор «Огонёк». Его назначение — обнаружение ракет и самолётов неприятеля.
Производство и эксплуатация
Серийное производство начато ещё в 1984 г. на Казанском авиазаводе. До августа 1986 с конвейера сошло 4 боевые машины. К 1992 г. было изготовлено 35 воздушных суден. Эти летательные аппараты были распределены по авиабазам союзных республик. После развала СССР несколько единиц боевой техники выкуплено ВВС РФ.
В 1992 г. Б. Ельцин принял постановление о приостановке производства летательных аппаратов, если американцы остановят выпуск своих «Лансеров». До 2018 все старые модели Ту прошли модернизацию, улучшилось качество используемых двигателей. В 2008 и 2017 выпуск бомбардировщиков возобновился. Было выпущено ещё 2 единицы техники. Все боевые машины стоят на службе в ВВС России и эксплуатируются для защиты российской территории и в военных миссиях за рубежом.
На базе Ту-160 возможен выпуск пассажирского варианта сверхзвукового летательного судна. Такой самолёт сможет быстро перевезти пассажиров на большое расстояние. В СССР сверхзвуковым был лайнер Ту-144. Правда, его было экономически невыгодно использовать: билет стоил слишком дорого. Сегодня ситуация иная: многие крупные бизнес-компании могут приобрести и эксплуатировать такой лайнер.
Применение
До 2001 года бомбардировщики применялись исключительно для нужд ВВС РФ. В боевом состоянии находились все 15 единиц техники. Шесть ракетоносцев имели на своём борту ядерные боеголовки. В 2002 г. Минобороны заключил соглашение с Казанским авиазаводом на модернизацию этих 15 бомбардировщиков. В 2007 в отремонтированном состоянии находилось 14 летательных аппаратов (один разбился во время испытаний). С 2008 по 2017 было изготовлено ещё 2 военных самолёта. Сейчас их количество — 16 штук. Модернизированные воздушные судна Ту-160 М появились в 2016. До 2019 все летательные аппараты должны быть модернизированы до стандарта М.
В 2008 г. два военных самолёта с учебным вооружением отправились в Венесуэлу. Их полёт сопровождали истребители Су-27. В Венесуэле боевые машины совершили тренировочные вылеты над нейтральной водной поверхностью Атлантического океана. После выполнения миссии вернулись на свой аэродром под г. Энгельс.
Боевые летательные аппараты применялись в Сирии в 2015 г. для урегулирования военного конфликта. Боевые самолёты осуществляли вылеты и уничтожали вражеские цели. Удары наносились современными ракетами Х-555.
В 2018 году наши «Белые лебеди» прибыли на учения в Венесуэллу, после чего были высмеяны американским послом США в Колумбии Кевином Уитакером в эфире радиостанции RCN: «Эти самолеты такие старые, что не могут быть провокацией. Это же музейные экспонаты!»
Вы считаете Ту-160 устаревшим «музейным экспонатом»?ДаНет
Количество и стоимость Ту-160 Белый лебедь
В 2013 г. в авиарезерве России было всего 16 единиц таких машин. В 2015 Минобороны разрешило приобрести для своих ВВС ещё 50 бомбардировщиков «линейки М». Новейший усовершенствованный Ту-160 М был показан зрителям в 2016. Полная модернизация всей техники должна закончиться до конца 2018. Серийное производство новых моделей начнётся в 2021–2023 годах. Сейчас в РФ количество единиц на вооружении по-прежнему равно 16.
Модернизированные бомбардировщики не смогут решить все оборонные задачи России. В планах — возобновление изготовление моделей линейки М и М2, а также пассажирского лайнера на базе Ту-160. Стоимость единицы Ту-160 — 250 000 000 долларов. Шестьдесят минут полёта обходится в 23 000 долларов.
Модификации Ту-160
Производственная модернизация старых Ту происходит с присвоением им марки М. Более новая версия имеет название М2. Её серийный выпуск должен начаться в 2021–2023 годах.
Новый летательный аппарат будет напоминать по форме, характеристикам и внешнему виду классический вариант. Правда, на нём разместят более современное вооружение, а для преобразования энергии в работу механизмов используют последнюю версию двухконтурного турбореактивного НК-32.
Усовершенствованный самолёт будет более эффективным в бою и сможет качественно отражать атаки неприятеля. На нём предполагается установить высокоточное оружие, имеющее больший радиус поражения. Бортовая система обороны сможет защитить новую машину от всевозможных типов ракет. Увидеть цель радары смогут на расстоянии в несколько тысяч метров.
Усовершенствованный двигатель позволит увеличить расстояние беспересадочного полёта. В новейшем Ту-160 М2 будут современные вычислительные и бортовые системы, техника для радиоэлектронной борьбы. Приборное оборудование будет оснащено авионикой. На новейшей разработке установят инерциальную навигационную и астронавигационную аппаратуру. Первый полёт усовершенствованного бомбардировщика планируется в 2025 году.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]